Теория развития региональной экономики описана в каждом учебнике по профильной дисциплине. Однако, региональная экономика, как и любая другая, видоизменяется под влиянием многочисленных факторов и современных условий развития регионов. Занятость населения является одним из основных показателей регионального развития, который также подвержен изменениям деловой активности людей в той или иной хозяйственной системе региона с течением времени.
Выявление факторов, влияющих на занятость населения, является одной из важнейших проблем современной теории и практики управления региональным развитием. В зависимости от связи с внешней средой, факторы, влияющие на занятость трудоспособного населения региона, можно разделить на внешние и внутренние (рисунок 1).
Рисунок 1 – Факторы, влияющие на развитие занятости в регионе
К внешним основным факторам и условиям развития занятости населения региона относятся: политические, экономические, социальные, инновационные.
а) Политические факторы. Стабильность политической ситуации в стране и регионе, в том числе и международной политики страны и международных связей в регионе, эффективность законодательства, качество государственного регулирования социально-экономических процессов и другие, – всё это благоприятно влияет на рынок труда и занятость населения региона.
Государственная политика регулирования занятости населения в регионах Российской Федерации, прежде всего, направлена на достижение баланса в области решения социально-экономических проблем. Кризисные тенденции в экономике объективно влияют на рост социальной напряжённости на региональных рынках труда, поэтому современная политика занятости населения нуждается в более эффективных, обоснованных и системно реализуемых подходах.
Управление занятостью в регионах включает составление программ управления трудом и занятостью в рамках реализации государственной политики в сфере труда и занятости. Однако сегодня в сложных социально-экономических условиях реализация программ содействия занятости на региональном уровне затруднена по причине бюджетного дефицита, поэтому наиболее перспективным направлением повышения эффективности государственной политики в области занятости является реализация активных программ служб занятости совместно со всеми заинтересованными органами власти и предпринимателями по созданию новых рабочих мест и содействию самозанятости населения. При этом каждый регион должен самостоятельно разрабатывать программы по управлению занятостью населения, реализуя взвешенный комплексный подход и используя возможности взаимодействия государственных структур с предпринимателями по созданию новых рабочих мест.
Государственная программа «Содействие занятости населения» на 2013-2020 годы», разработанная Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации была принятая 27 ноября 2012 года Правительством Российской Федерации. Она определила пути совершенствования государственного управления в сфере занятости населения. В 2014 году вышла в свет новая редакция данной программы [2]. Ее реализация должна содействовать повышению уровня занятости населения и обеспечению защиты прав граждан в области труда, оптимизации процесса принятия государственных решений в рассматриваемой сфере и повышению эффективности деятельности в данной сфере общественных отношений.
б) Экономические факторы. В данную группу факторов можно включить эффективность рыночных механизмов, стабильность системы налогообложения, устойчивость банковской системы и другие. Экономические факторы могут оказывать существенное влияние путем:
- льготного налогообложения предприятий, создающих новые рабочие места;
- прямого финансирования предприятий малого и среднего бизнеса;
- финансирования любых проектов, связанных с поддержкой самозанятости населения региона в различных формах (индивидуальный предприниматель, фермер и т.д.);
- поддержки крупных инвестиционных проектов, реализация которых связана с созданием сразу большого количества рабочих мест;
- поддержки инновационных проектов, связанных с модернизацией и автоматизацией рабочих мест с внедрением передовых технологий и т.д.
в) Инновационные (технологические) факторы. Инновации оказывают огромное влияние на развитие занятости населения. Внедрение информационных технологий позволяет быстро осуществлять поиск работы, отправлять резюме на электронную почту, обучаться и повышать квалификацию онлайн в режиме реального времени или дистанционно. Уровень инновационной активности населения в регионе, использование новых технологий, мобильность способствуют эффективному развитию занятости в регионе.
В современных условиях вся информация центров занятости населения размещается на их официальных сайтах. Издаются информационные материалы (буклеты в печатном и электронном видах) по основным направлениям деятельности центров занятости, например, «Выпускнику школы (для старшеклассников, готовящихся к поступлению в учебное заведение)», «Выбор профессии», «Организация оплачиваемых общественных работ», «Трудоустройство подростков на временную работу», «Если Вам грозит увольнение» (работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников)», «Профессиональное обучение – это Ваш шанс найти работу», памятка безработному гражданину (извлечения из Закона РФ «О занятости населения в РФ» [1] и многая другая информация. Таким образом, центры занятости всё активнее внедряют информационные технологии.
г) Социальные факторы: уровень и качество жизни населения (заработная плата, размер прожиточного минимума, обеспечение населения необходимыми благами: здравоохранение, образование, защита прав человека, обеспечение жильём и т.д.) также оказывают большое влияние на развитие занятости населения в регионе.
Основными внутренними факторами являются:
- особенности системы органов управления занятостью населения в регионах;
- особенности спроса и предложения на региональном рынке туда;
- особенности системы повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки трудовых ресурсов.
а) К особенностям системы органов управления занятостью населения в регионах можно отнести:
- относительная самостоятельность в реализации региональной политики в сфере занятости населения с учетом региональной специфики;
- передача многих полномочий и функций государства по управлению занятостью населения на региональный и местный уровни;
- развитие системы коммерческих участников в системе управления занятостью населения в регионах (появление коммерческих кадровых агентств, консалтинговых компаний и т.д.).
Важнейшую функцию в регулировании уровня занятости населения выполняют соответствующие службы занятости. В России функционируют специальные государственные учреждения – центры занятости населения, которые действуют на территории всех регионов Российской Федерации.
Для формирования банка вакансий специалисты центров занятости населения сотрудничают с руководителями и работниками кадровых служб предприятий. Специалистами центров оказывается населению государственная услуга информирования о положении на рынке труда определенному кругу лиц на основании личного обращения граждан с заявлением-анкетой. Наиболее востребованная информация – это спрос на рынке труда, возможностях трудоустройства либо получения профессии или переподготовки/повышения квалификации по востребованным профессиям. Специалисты центров занятости также содействуют в переподготовке и повышении квалификации кадров определенных специальностей.
В целях содействия трудоустройству безработных граждан центрами занятости населения организуются ярмарки вакансий и учебных рабочих мест, включая организацию общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, включая инвалидов.
б) Особенности спроса и предложения на региональном рынке трудовых ресурсов. Если спрос выше, чем количество предложений вакансий в той или иной сфере деятельности, то возникает некоторая напряженность на рынке труда и занятости населения, последствия которой могут привести к:
- росту женской безработицы;
- преобладанию безработных граждан, не имеющих соответствующего профессионального образования и опыта;
- дефицит работников определенных профессий. В последние годы увеличилось количество молодых людей в возрасте от 18-29 лет, получивших услугу по профориентации. При этом учитывалась такая особенность, что третья часть из них имеет профессии, не востребованные на рынке труда региона (например, в Свердловской области много выпускников-юристов, тогда как региону нужны рабочие специальности для восстановления и развития промышленности), а остальные не имеют профессии вообще, поэтому им рекомендуются профессии (специальности), востребованные на рынке труда региона;
- сокращению работников вследствие ухудшения экономического положения предприятий и организаций региона.
в) Особенности системы повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки трудовых ресурсов. Следует отметить, что любые формы обучения должны осуществляться с учетом не только потребностей граждан, но и потребностей регионального рынка туда. Необходимо предусмотреть наличие образовательных организаций по подготовке кадров различных сфер экономики региона.
В связи с тем, что в 2014-2015 гг. увеличилось количество одиноких и многодетных родителей, то в регионах практикуется дистанционная форма профориентации. Одинокие и многодетные родители и мамы, которые имеют детей до трех лет, не всегда могут выехать из дома с целью получения профессии (специальности) востребованной на рынке труда. Поэтому им рекомендуется дистанционное обучение с возможностью получения профессии (специальности), не выезжая за пределы постоянного места жительства.
Как правило, центры занятости успешно сотрудничают по вопросам профессиональной ориентации граждан с управлениями образованием администраций районов, входящих в субъект РФ, со школами, а также с существующими на территории региона профессиональными учебными заведениями.
В регионах в целях содействия занятости населения также предусматриваются программы профессионального обучения граждан. Профессиональное обучение ориентировано на овладение всеми делающими востребованными на рынке труда района и округа профессиями. При этом, учитываются гарантийные письма работодателей, ходатайства администраций поселений района на обучение под конкретные рабочие места или с целью дальнейшей самозанятости граждан. Профессиональное обучение безработных граждан в целях последующей организации предпринимательской деятельности и самозанятости является одним из приоритетных направлений профессиональной подготовки. При этом заключаются договора на проживание обучаемых в период прохождения профессионального обучения. Формирование учебных групп проводится в соответствии с потребностями рынка труда. Средняя продолжительность профессионального обучения в зависимости от региона может составлять 2,8 месяца, профессиональной переподготовки – 2,4 месяца, а повышения квалификации – 1,1 месяца.
Таким образом, на состояние занятости населения в регионе влияние многочисленные внешние (политический, экономический, инновационный, социальный) и внутренние (особенности системы органов управления занятостью населения в регионах, спроса и предложения на региональном рынке туда, системы повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки трудовых ресурсов) факторы.
Библиографический список
- О занятости населения в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Закон РФ от 19.04.1991 № 1032 (ред. от 09.03.2016, с изм. от 11.10.2016). – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru – 09.03.2016.
- Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 298 // base.garant.ru. 16.11.2016.