УДК 159.9.07

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Ситникова Лилия Равильевна1, Антоновская Ксения Анатольевна2
1Удмуртский государственный университет, студент 5-го курса ИППСТ, кафедра Педагогики и педагогической психологии
2Удмуртский государственный университет, студент 5-го курса ИППСТ, кафедра Психологии развития и дифференциальной психологии

Аннотация
Статья посвящена выявлению особенностей взаимосвязи уровня личностной тревожности мальчиков и девочек подросткового возраста и типов детско-родительского взаимодействия. Представлены результаты эмпирического исследования по данной теме.

Ключевые слова: взаимодействие «Родитель-ребёнок», детско-родительские отношения, личностная тревожность, подростковый возраст, эмоциональная сфера личности


INTERCOMMUNICATION OF PERSONALITY ANXIETY AND FEATURES OF CHILD-PATERNAL CO-OPERATION IS IN THE TEENS

Sitnikova Liliya Ravilevna1, Antonovskaya Kseniya Anatolevna2
1Udmurt State University, student of 5th course IPPST, department of Pedagogics and pedagogical psychology
2Udmurt State University, student of 5th course IPPST, department of Psychology of development and differential psychology

Abstract
The article is sanctified to the exposure of features of intercommunication of level of personality anxiety of boys and girls of teens and types of child-paternal co-operation. The results of empiric research are presented on this topic.

Keywords: child-paternal relations, co-operation "Parent-child", emotional sphere of personality, personality anxiety, teens


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Ситникова Л.Р., Антоновская К.А. Взаимосвязь личностной тревожности и особенностей детско-родительского взаимодействия в подростковом возрасте // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/02/20580 (дата обращения: 29.04.2017).

Большинство психологов определяют тревожность как повышенную склонность к переживаниям, опасениям и беспокойству. Высокая тревожность имеет отрицательную эмоциональную окраску и характеризуется низким порогом возникновения реакции тревоги [1; 2].

В подростковом возрасте у мальчиков и девочек с высоким уровнем тревожности обнаруживается тенденция к восприятию угрозы своей самооценке и жизнедеятельности гораздо чаще сверстников. Высокотревожные подростки реагируют очень напряжённо на ситуации, не располагающие к этому [3]. В современном обществе достаточно заметно увеличение числа подростков с высокой тревожностью [4].

Безусловно, подростки с высокой и очень высокой тревожностью нуждаются в особом внимании со стороны родителей и специалистов. Однако внимания требуют и подростки с очень низким уровнем тревожности. По мнению специалистов, подобная нечувствительность к неблагополучию может иметь защитный характер [5].

Мы провели практическое исследование, целью которого стало выявление и подтверждение взаимосвязи уровня личностной тревожности подростков и типов детско-родительского взаимодействия.

Гипотеза нашего исследования заключается в следующем: уровень тревожности подростков коррелирует с типом детско-родительского взаимодействия; при деструктивных типах детско-родительского взаимодействия тревожность мальчиков и девочек подросткового возраста повышается.

Практическая база исследования: учащиеся 8-го класса (средний возраст – 13,5 лет) МОУ СОШ г. Ижевска в количестве 40 человек (16 мальчиков и 24 девочки), а также их родители.

Методики исследования:

1. Опросник «Исследование тревожности у подростков» Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина;

2. Опросник «Взаимодействие «Родитель-ребёнок» И.М. Марковской.

По результатам психодиагностического исследования составлена таблица, отражающая уровень личностной тревожности подростков (См. Таблицу 1).

Таблица 1. Личностная тревожность подростков

Уровень тревожности Мальчики Девочки Всего
Очень высокая тревожность 2 чел (13%) 3 чел (12%) 5 чел (13%)
Высокая тревожность __ 8 чел (33%) 8 чел (20%)
Средняя тревожность 5 чел (31%) 5 чел (21%) 10 чел (25%)
Низкая тревожность 4 чел (25%) 7 чел (30%) 11 чел (27%)
Очень низкая тревожность 5 чел (31%) 1 чел (4%) 6 чел (15%)

Итак, средний уровень и низкий уровень личностной тревожности обнаружены у 52% подростков, причём у мальчиков и девочек она выражена практически одинаково. Очень низкая тревожность выявлена у 15% подростков (большинство из них – мальчики). Высокий уровень и очень высокий уровень личностной тревожности выявлены у 33% подростков (большинство из них – девочки).

В целом среднегрупповой уровень личностной тревожности соответствует средним показателям. Однако в данном случае можно говорить о достаточно большом количестве девочек подросткового возраста с высоким уровнем личностной тревожности.

По результатам исследования по опроснику «Взаимодействие «Родитель-ребёнок» составлены таблицы, показывающие типы взаимодействия в семьях мальчиков и девочек подросткового возраста с разным уровнем личностной тревожности (См. Таблицы 2, 3, 4).

Таблица 2. Взаимодействие в семьях подростков с очень высокой и высокой личностной тревожностью

Типы взаимодействия Мальчики (2 чел) Девочки (11 чел) Всего (13 чел)
Нетребовательность 1 (50%) 4 (36%) 5 (38%)
Требовательность 1 (50%) 6 (54%) 7 (54%)
Мягкость 1 (50%) 4 (36%) 5 (38%)
Строгость 1 (50%) 2 (18%) 3 (23%)
Автономность __ 2 (18%) 2 (15%)
Контроль 1 (50%) 8 (73%) 9 (69%)
Эмоциональная дистанция __ 4 (36%) 4 (31%)
Эмоциональная близость 1 (50%) 2 (18%) 3 (23%)
Отвержение __ 5 (45%) 5 (38%)
Принятие 1 (50%) __ 1 (7%)
Отсутствие сотрудничества __ 3 (27%) 3 (23%)
Сотрудничество __ __ __
Несогласие 1 (50%) 3 (27%) 4 (31%)
Согласие 1 (50%) 1 (9%) 2 (15%)
Непоследовательность __ 4 (36%) 4 (31%)
Последовательность __ __ __
Неавторитетность родителя __ 4 (36%) 4 (31%)
Авторитетность родителя __ __ __
Неудовлетворённость отношениями __ 4 (36%) 4 (31%)
Удовлетворённость отношениями 1 (50%) __ 1 (7%)

Итак, мы можем утверждать, что с появлением у подростков высокой и очень высокой личностной тревожности связаны такие типы детско-родительского взаимодействия как высокий контроль и большая требовательность (в первую очередь у девочек) в отсутствие сотрудничества, последовательности и авторитетности родителя.

Таблица 3. Взаимодействие в семьях подростков со средней и низкой личностной тревожностью

Типы взаимодействия Мальчики (9 чел) Девочки (12 чел) Всего (21 чел)
Нетребовательность  __ 1 (8%) 1 (4%)
Требовательность  __ __ __
Мягкость 2 (22%) 1 (8%) 3 (12%)
Строгость __ __ __
Автономность __ 3 (24%) 3 (12%)
Контроль 1 (11%) __ 1 (4%)
Эмоциональная дистанция __ __ __
Эмоциональная близость 4 (44%) 9 (75%) 13 (62%)
Отвержение __ __ __
Принятие 1 (11%) 6 (50%) 7 (33%)
Отсутствие сотрудничества __ __ __
Сотрудничество 4 (44%) 5 (41%) 9 (43%)
Несогласие 1 (11%) __ 1 (4%)
Согласие __ 1 (8%) 1 (4%)
Непоследовательность __ __ __
Последовательность 7 (78%) 11 (92%) 18 (86%)
Неавторитетность родителя 1 (11%) __ 1 (4%)
Авторитетность родителя 5 (56%) 9 (75%) 14 (66%)
Неудовлетворённость отношениями __ __ __
Удовлетворённость отношениями 7 (78%) 10 (83%) 17 (81%)

Итак, оптимальный уровень тревожности подростков присутствует при таких типах детско-родительского взаимодействия как эмоциональная близость, последовательность, авторитетность родителя и удовлетворённость отношениями в отсутствие отвержения, излишней требовательности и строгости. Для мальчиков эмоциональная близость менее важна, чем для девочек. Для девочек же в дополнение к вышеперечисленным типам взаимодействия важно также принятие.

Таблица 4. Взаимодействие в семьях подростков с очень низкой личностной тревожностью

Типы взаимодействия Мальчики (5 чел) Девочки (1 чел) Всего (6 чел)
Нетребовательность  __ __ __
Требовательность  __ __ __
Мягкость 1 (20%) __ 1 (16%)
Строгость __ __ __
Автономность __ __ __
Контроль __ __ __
Эмоциональная дистанция __ __ __
Эмоциональная близость 2 (40%) 1 (100%) 3 (50%)
Отвержение __ __ __
Принятие 3 (60%) __ 3 (50%)
Отсутствие сотрудничества __ __ __
Сотрудничество __ __ __
Несогласие __ __ __
Согласие __ __ __
Непоследовательность __ __ __
Последовательность 4 (80%) 1 (100%) 5 (83%)
Неавторитетность родителя __ __ __
Авторитетность родителя 1 (20%) 1 (100%) 2 (32%)
Неудовлетворённость отношениями __ __ __
Удовлетворённость отношениями 3 (60%) 1 (100%) 4 (64%)

Итак, очень низкий уровень тревожности подростков присутствует при таких типах детско-родительского взаимодействия как эмоциональная близость, принятие, последовательность и удовлетворённость отношениями в отсутствие разумной требовательности, строгости, контроля, сотрудничества и согласия.

Статистически значимые различия в уровне развития личностной тревожности у мальчиков и девочек подросткового возраста не выявлены.

Также мы осуществили статистическую обработку данных по F-критерию Фишера, условно деля испытуемых по двум группам в зависимости от преобладающего типа взаимодействия «Родитель-ребёнок».

В результате нами выявлены статистически значимые различия в уровне развития личностной тревожности у подростков по признакам «Нетребовательность-требовательность», «Мягкость-строгость», «Эмоциональная близость», «Отвержение-принятие» и «Удовлетворённость отношениями». Статистически значимые различия в уровне развития личностной тревожности у подростков по признаку «Автономность-контроль» не выявлены.

На основании этого мы можем сделать следующие выводы:

  1. Излишние требовательность и строгость со стороны родителей коррелируют с высокой и очень высокой личностной тревожностью у подростков.
  2. Повышению личностной тревожности у подростков способствует как излишний контроль со стороны родителей, так и абсолютная бесконтрольность.
  3. Высокий уровень и очень высокий уровень личностной тревожности у подростков коррелирует с эмоциональной дистанцией в детско-родительских отношениях и с отвержением со стороны родителей.
  4. Повышенная личностная тревожность у мальчиков и девочек подросткового возраста коррелирует с неудовлетворённостью в отношениях с родителями.

Таким образом, цель работы можно считать достигнутой.

Также подтверждена гипотеза исследования, а именно:

- уровень тревожности подростков коррелирует с типом детско-родительского взаимодействия;

- при деструктивных типах детско-родительского взаимодействия тревожность мальчиков и девочек подросткового возраста повышается.



Все статьи автора «Ситникова Лилия Равильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация