Большинство психологов определяют тревожность как повышенную склонность к переживаниям, опасениям и беспокойству. Высокая тревожность имеет отрицательную эмоциональную окраску и характеризуется низким порогом возникновения реакции тревоги [1; 2].
В подростковом возрасте у мальчиков и девочек с высоким уровнем тревожности обнаруживается тенденция к восприятию угрозы своей самооценке и жизнедеятельности гораздо чаще сверстников. Высокотревожные подростки реагируют очень напряжённо на ситуации, не располагающие к этому [3]. В современном обществе достаточно заметно увеличение числа подростков с высокой тревожностью [4].
Безусловно, подростки с высокой и очень высокой тревожностью нуждаются в особом внимании со стороны родителей и специалистов. Однако внимания требуют и подростки с очень низким уровнем тревожности. По мнению специалистов, подобная нечувствительность к неблагополучию может иметь защитный характер [5].
Мы провели практическое исследование, целью которого стало выявление и подтверждение взаимосвязи уровня личностной тревожности подростков и типов детско-родительского взаимодействия.
Гипотеза нашего исследования заключается в следующем: уровень тревожности подростков коррелирует с типом детско-родительского взаимодействия; при деструктивных типах детско-родительского взаимодействия тревожность мальчиков и девочек подросткового возраста повышается.
Практическая база исследования: учащиеся 8-го класса (средний возраст – 13,5 лет) МОУ СОШ г. Ижевска в количестве 40 человек (16 мальчиков и 24 девочки), а также их родители.
Методики исследования:
1. Опросник «Исследование тревожности у подростков» Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина;
2. Опросник «Взаимодействие «Родитель-ребёнок» И.М. Марковской.
По результатам психодиагностического исследования составлена таблица, отражающая уровень личностной тревожности подростков (См. Таблицу 1).
Таблица 1. Личностная тревожность подростков
Уровень тревожности | Мальчики | Девочки | Всего |
Очень высокая тревожность | 2 чел (13%) | 3 чел (12%) | 5 чел (13%) |
Высокая тревожность | __ | 8 чел (33%) | 8 чел (20%) |
Средняя тревожность | 5 чел (31%) | 5 чел (21%) | 10 чел (25%) |
Низкая тревожность | 4 чел (25%) | 7 чел (30%) | 11 чел (27%) |
Очень низкая тревожность | 5 чел (31%) | 1 чел (4%) | 6 чел (15%) |
Итак, средний уровень и низкий уровень личностной тревожности обнаружены у 52% подростков, причём у мальчиков и девочек она выражена практически одинаково. Очень низкая тревожность выявлена у 15% подростков (большинство из них – мальчики). Высокий уровень и очень высокий уровень личностной тревожности выявлены у 33% подростков (большинство из них – девочки).
В целом среднегрупповой уровень личностной тревожности соответствует средним показателям. Однако в данном случае можно говорить о достаточно большом количестве девочек подросткового возраста с высоким уровнем личностной тревожности.
По результатам исследования по опроснику «Взаимодействие «Родитель-ребёнок» составлены таблицы, показывающие типы взаимодействия в семьях мальчиков и девочек подросткового возраста с разным уровнем личностной тревожности (См. Таблицы 2, 3, 4).
Таблица 2. Взаимодействие в семьях подростков с очень высокой и высокой личностной тревожностью
Типы взаимодействия | Мальчики (2 чел) | Девочки (11 чел) | Всего (13 чел) |
Нетребовательность | 1 (50%) | 4 (36%) | 5 (38%) |
Требовательность | 1 (50%) | 6 (54%) | 7 (54%) |
Мягкость | 1 (50%) | 4 (36%) | 5 (38%) |
Строгость | 1 (50%) | 2 (18%) | 3 (23%) |
Автономность | __ | 2 (18%) | 2 (15%) |
Контроль | 1 (50%) | 8 (73%) | 9 (69%) |
Эмоциональная дистанция | __ | 4 (36%) | 4 (31%) |
Эмоциональная близость | 1 (50%) | 2 (18%) | 3 (23%) |
Отвержение | __ | 5 (45%) | 5 (38%) |
Принятие | 1 (50%) | __ | 1 (7%) |
Отсутствие сотрудничества | __ | 3 (27%) | 3 (23%) |
Сотрудничество | __ | __ | __ |
Несогласие | 1 (50%) | 3 (27%) | 4 (31%) |
Согласие | 1 (50%) | 1 (9%) | 2 (15%) |
Непоследовательность | __ | 4 (36%) | 4 (31%) |
Последовательность | __ | __ | __ |
Неавторитетность родителя | __ | 4 (36%) | 4 (31%) |
Авторитетность родителя | __ | __ | __ |
Неудовлетворённость отношениями | __ | 4 (36%) | 4 (31%) |
Удовлетворённость отношениями | 1 (50%) | __ | 1 (7%) |
Итак, мы можем утверждать, что с появлением у подростков высокой и очень высокой личностной тревожности связаны такие типы детско-родительского взаимодействия как высокий контроль и большая требовательность (в первую очередь у девочек) в отсутствие сотрудничества, последовательности и авторитетности родителя.
Таблица 3. Взаимодействие в семьях подростков со средней и низкой личностной тревожностью
Типы взаимодействия | Мальчики (9 чел) | Девочки (12 чел) | Всего (21 чел) |
Нетребовательность | __ | 1 (8%) | 1 (4%) |
Требовательность | __ | __ | __ |
Мягкость | 2 (22%) | 1 (8%) | 3 (12%) |
Строгость | __ | __ | __ |
Автономность | __ | 3 (24%) | 3 (12%) |
Контроль | 1 (11%) | __ | 1 (4%) |
Эмоциональная дистанция | __ | __ | __ |
Эмоциональная близость | 4 (44%) | 9 (75%) | 13 (62%) |
Отвержение | __ | __ | __ |
Принятие | 1 (11%) | 6 (50%) | 7 (33%) |
Отсутствие сотрудничества | __ | __ | __ |
Сотрудничество | 4 (44%) | 5 (41%) | 9 (43%) |
Несогласие | 1 (11%) | __ | 1 (4%) |
Согласие | __ | 1 (8%) | 1 (4%) |
Непоследовательность | __ | __ | __ |
Последовательность | 7 (78%) | 11 (92%) | 18 (86%) |
Неавторитетность родителя | 1 (11%) | __ | 1 (4%) |
Авторитетность родителя | 5 (56%) | 9 (75%) | 14 (66%) |
Неудовлетворённость отношениями | __ | __ | __ |
Удовлетворённость отношениями | 7 (78%) | 10 (83%) | 17 (81%) |
Итак, оптимальный уровень тревожности подростков присутствует при таких типах детско-родительского взаимодействия как эмоциональная близость, последовательность, авторитетность родителя и удовлетворённость отношениями в отсутствие отвержения, излишней требовательности и строгости. Для мальчиков эмоциональная близость менее важна, чем для девочек. Для девочек же в дополнение к вышеперечисленным типам взаимодействия важно также принятие.
Таблица 4. Взаимодействие в семьях подростков с очень низкой личностной тревожностью
Типы взаимодействия | Мальчики (5 чел) | Девочки (1 чел) | Всего (6 чел) |
Нетребовательность | __ | __ | __ |
Требовательность | __ | __ | __ |
Мягкость | 1 (20%) | __ | 1 (16%) |
Строгость | __ | __ | __ |
Автономность | __ | __ | __ |
Контроль | __ | __ | __ |
Эмоциональная дистанция | __ | __ | __ |
Эмоциональная близость | 2 (40%) | 1 (100%) | 3 (50%) |
Отвержение | __ | __ | __ |
Принятие | 3 (60%) | __ | 3 (50%) |
Отсутствие сотрудничества | __ | __ | __ |
Сотрудничество | __ | __ | __ |
Несогласие | __ | __ | __ |
Согласие | __ | __ | __ |
Непоследовательность | __ | __ | __ |
Последовательность | 4 (80%) | 1 (100%) | 5 (83%) |
Неавторитетность родителя | __ | __ | __ |
Авторитетность родителя | 1 (20%) | 1 (100%) | 2 (32%) |
Неудовлетворённость отношениями | __ | __ | __ |
Удовлетворённость отношениями | 3 (60%) | 1 (100%) | 4 (64%) |
Итак, очень низкий уровень тревожности подростков присутствует при таких типах детско-родительского взаимодействия как эмоциональная близость, принятие, последовательность и удовлетворённость отношениями в отсутствие разумной требовательности, строгости, контроля, сотрудничества и согласия.
Статистически значимые различия в уровне развития личностной тревожности у мальчиков и девочек подросткового возраста не выявлены.
Также мы осуществили статистическую обработку данных по F-критерию Фишера, условно деля испытуемых по двум группам в зависимости от преобладающего типа взаимодействия «Родитель-ребёнок».
В результате нами выявлены статистически значимые различия в уровне развития личностной тревожности у подростков по признакам «Нетребовательность-требовательность», «Мягкость-строгость», «Эмоциональная близость», «Отвержение-принятие» и «Удовлетворённость отношениями». Статистически значимые различия в уровне развития личностной тревожности у подростков по признаку «Автономность-контроль» не выявлены.
На основании этого мы можем сделать следующие выводы:
- Излишние требовательность и строгость со стороны родителей коррелируют с высокой и очень высокой личностной тревожностью у подростков.
- Повышению личностной тревожности у подростков способствует как излишний контроль со стороны родителей, так и абсолютная бесконтрольность.
- Высокий уровень и очень высокий уровень личностной тревожности у подростков коррелирует с эмоциональной дистанцией в детско-родительских отношениях и с отвержением со стороны родителей.
- Повышенная личностная тревожность у мальчиков и девочек подросткового возраста коррелирует с неудовлетворённостью в отношениях с родителями.
Таким образом, цель работы можно считать достигнутой.
Также подтверждена гипотеза исследования, а именно:
- уровень тревожности подростков коррелирует с типом детско-родительского взаимодействия;
- при деструктивных типах детско-родительского взаимодействия тревожность мальчиков и девочек подросткового возраста повышается.