УДК 372.881.1

РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Липина Елена Андреевна
ФГКУ ДПО "Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России"

Аннотация
Воспитание личности будущих сотрудников правоохранительных органов является приоритетным компонентом образовательного процесса. Гуманитарная дисциплина «Иностранный язык» вносит значительный вклад в этот процесс. В статье автор рассматривает некоторые наиболее значимые аспекты дисциплины «Иностранный язык», оказывающие воспитательное воздействие.

Ключевые слова: воспитание, воспитательный потенциал иностранного языка, иностранный язык, личностные качества, развитие, сотрудник правоохранительных органов


ROLE OF SUBJECT «FOREIGN LANGUAGE» IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Lipina Yelena Andreyevna
Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

Abstract
Development of the future police officers personality is a priority component of the educational process. In this sense subject “Foreign language” has a big magnitude. The author considers some most important aspects of foreign language providing educational impact.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Липина Е.А. Роль дисциплины «Иностранный язык» в учебно-воспитательном процессе // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/02/20542 (дата обращения: 27.05.2017).

Результат качественного образования – это сочетание образованности и общей культуры человека. В проекте государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы подчеркивается тот факт, что «негативные тенденции в молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия) свидетельствуют о необходимости усиления участия образования в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок» [1].

Как представляется, проблема воспитания особенно тщательно должна прорабатываться в сфере профессиональной подготовки лиц, которые по роду своей деятельности напрямую связаны с обществом, в том числе – сотрудников правоохранительных органов. К сотрудникам полиции общество всегда предъявляло повышенные моральные требования.

Деятельность юридических институтов и институтов дополнительного профессионального образования МВД направлена в первую очередь на развитие профессиональных компетенций обучающихся. При этом  профессиональная компетентность специалиста не может быть односторонней. В узком смысле (применительно к конкретной профессии) профессиональная компетентность подразумевает формирование специальных знаний, навыков и умений. В широком смысле профессиональная компетентность означает уровень успешности взаимодействия специалиста с социальной средой, т.е. степень развитости его личностных качеств.

В связи с этим, во избежание снижения качества подготовки будущих сотрудников правоохранительных органов, воспитательному процессу необходимо уделять достаточно большое внимание: следует формировать гражданскую ответственность, речевую культуру обучающихся, духовность, инициативность, самостоятельность, толерантность, способность к успешной деятельности в обществе, стремление к постоянному совершенствованию профессиональной компетентности и т.д.

Дисциплина «Иностранный язык» наряду с другими учебными дисциплинами обладает большим образовательным, развивающим и воспитательным потенциалом [2, с. 46]. Тем не менее, в ряде случаев некоторые преподаватели профильных кафедр образовательных учреждений МВД ставят под сомнение необходимость изучения иностранных языков будущими сотрудниками полиции, не принимая во внимание тот факт, что на занятиях по иностранному языку обучающиеся взаимодействуют не только с языком (он может и не пригодиться сотруднику в его практической деятельности), но и фактически со всем, что имеет отношение к учебному процессу.

Можно выделить следующие воспитательно значимые аспекты процесса изучения иностранного языка: предметный, содержательный, трудовой, организационный,  социокультурный, коммуникативный, методический, контролирующий.

Предметный аспект реализуется в самом лингвистическом материале  предназначенном для заучивания. Этот аспект приобретает в процессе обучения форму упражнений, с которыми обучающиеся непосредственно имеют дело. Постепенное усвоение иноязычного языкового материала развивает у обучающихся такие качества личности как терпение и самоконтроль.

Кроме того, знание единиц иноязычной речи и осознание закономерностей их функционирования способствует воспитанию у обучающихся уважения не только к иностранному языку, как средству общения и взаимопонимания между людьми разных национальностей, но и уважения к родному языку.

Содержательный аспект процесса обучения иностранному языку выражается в содержании профессионально ориентированных текстов аудио- и видеозаписей, текстов для чтения и перевода, в содержании устных высказываний как преподавателя, так и самих обучающихся. Использование преподавателем межпредметных связей на занятиях по иностранному языку (работа над профессионально ориентированными текстами, разыгрывание ситуаций профессионального общения, например, в рамках тем «Опрос иностранного гражданина», «Описание внешности преступника», «Действия сотрудников правоохранительных органов по обеспечению общественного порядка» и т.д.) стимулирует умственную деятельность обучающихся, активизирует их познавательные процессы.

Трудовой аспект процесса обучения иностранному языку заключается в том, что сама учебная деятельность представляет собой интеллектуальный труд. Действия обучающихся направлены на запоминание иноязычного материала, на развитие навыков использования его в различных видах речевой деятельности, на преодоление определенных трудностей при решении учебных задач. Эта направленность является действенным фактором воспитания, поскольку, как известно, любой труд содействует формированию нравственных качеств, моральной готовности к труду, уважения к продукту деятельности другого человека, стремления к улучшению качества своей деятельности и получению морального удовлетворения от выполненной работы.

Организационный аспект заключает в себе функцию управления учебной деятельностью. В рамках этого аспекта формируется отношение обучающихся к нормам, которые регулируют их деятельность. Соблюдение этих норм содействует воспитанию уважительного отношения к правилам в широком смысле слова, развитию чувства долга, требовательности к себе, к другим, выработке сознательной дисциплины. Все это постепенно переходит в норму поведения обучающихся в целом.

Социокультурный аспект проявляется в постоянном контакте обучающихся с определенным социальным окружением: с преподавателями и одногруппниками (коллегами). Такое взаимодействие формирует у них умение оценивать свои личностные качества, качества других людей и коллектива в целом; способствует приобретению социального опыта общения с людьми. Этические нормы, которые соблюдают преподаватели и одногруппники, отношение участников образовательного процесса к труду, к дисциплине, их целеустремленность и взаимоуважение воспринимаются обучающимися как социальные нормы и будут включены в структуру их поведения. Общение на иностранном языке способствует воспитанию этнически толерантной личности, свободной от этнических предрассудков и открытой к познанию другой культуры.

Содержание коммуникативного аспекта составляет:

1) наблюдение за способами общения участников учебно-воспитательного процесса, т.е. преподавателя и обучающихся, преподавателя и группы в целом,

2) личное общение обучающихся с преподавателем, в котором реализуется модель его отношения к старшим по возрасту и по статусу,

3) общение обучающихся с одногруппниками. В процессе общения усваиваются культурно-этические нормы поведения, умение слышать и слушать, умение вести себя сдержанно, тактично и политкорректно выражать свои мысли. В процессе общения и коллективного выполнения конкретных учебных задач укрепляются межличностные отношения, развивается взаимная ответственность и готовность прийти на помощь.

Методический аспект включает:

1) методические приемы и формы организации образовательного процесса, которые использует преподаватель,

2) применение на занятиях различных средств обучения, в том числе и технических.

В зависимости от уместности, частоты применения преподавателем различных элементов методического аспекта, а также соответствия этих элементов языковой и профессиональной компетенции обучающихся у последних формируется соответствующее отношение в иностранному языку, преподавателю и даже к процессу обучения в целом. Корректная интеграция методических элементов в образовательный процесс содействует развитию чувства коллективизма, лидерства, познавательной активности и т.п.

Активизация познавательной деятельности обучающихся на занятиях имеет огромное значение, поскольку способствует воспитанию коммуникабельного, квалифицированного специалиста в соответствии с требованиями социальной действительности. Активные методы обучения мобилизуют интеллектуальные резервы обучающихся, оказывают положительное влияние на развитие их творческого мышления, усиливают положительную мотивацию, способствуют активизации субъекта в учебном процессе.

Контролирующий аспект рассматривается, с одной стороны, как форма проверки обратной связи, которая определяет дальнейшую работу. С другой стороны, контроль выполняет воспитательную функцию. Оценивая работу обучающихся справедливо, преподаватель формирует у них чувство равноправия, желание трудиться. Высокая требовательность со стороны преподавателя содействует формированию у обучающихся чувство долга. Завышение оценки развивает самодовольство, формирует пренебрежительное отношение к труду; занижение оценки вызывает недовольство, отрицательное отношение к предмету, к утрате учебной мотивации.

Так или иначе, контроль и самоконтроль способствуют формированию критического отношения к себе, активной жизненной позиции в отношении оценки собственной деятельности и деятельности других. Развитию навыков самоконтроля способствует привлечение обучающихся к исправлению ошибок при выполнении разного рода заданий (как письменных, так и устных) своих одногруппников, поскольку наряду с выработкой лексико-грамматических навыков эта работа воспитывает умение анализировать и приучает к вниманию (развивает умение внимательно читать, слушать и слышать собеседника).

Ошибка – это закономерное явление, возникающее в процессе изучения иностранного языка. Как правило, причиной большинства ошибок является интерференция, как межъязыковая (влияние родного языка на иностранный), так и внутренняя (неправильная аналогия с уже усвоенными явлениями изучаемого языка). В связи с этим на начальном этапе отработки нового материала исправляются все ошибки (текущий контроль знаний). На тренировочном этапе оценивается не степень усвоения обучающимися тех или иных языковых явлений, а скорее активность обучающегося в процессе усвоения этих явлений.

Положительный эффект на тренировочном этапе (если он касается развития лексических навыков) достигается путем упражнений, при выполнении которых как проверяемой, так и проверяющей стороной выступают сами обучающиеся. Например, это может быть упражнение, когда каждый участник группы по порядку, с опорой на список лексики называет одно слово (фразу) на иностранном языке; проверяемый переводит лексическую единицу на русский язык. Преподаватель в данной ситуации выступает в роли организатора и наблюдателя за процессом самоконтроля.

На промежуточном и заключительном этапе (контроле степени усвоения речевого материала) преподаватель ориентируется не на абсолютную, а на относительную правильность речи, учитывая языковую компетентность и личностные качества каждого обучающегося.

Контроль в процессе обучения иностранному языку в неязыковом образовательном учреждении не является абсолютной самоцелью. Преподаватель исправляет коммуникативные ошибки после устного высказывания, используя не прямые, а скрытые приемы выяснения или уточнения. Часто используется прием «Сомневающийся преподаватель». В идеале обучающийся должен самостоятельно исправить свою ошибку. Таким образом, на данных этапах также происходит воспитание навыков самоконтроля.

Таким образом, как показывает практика преподавания иностранных языков, слушатели курсов профессиональной подготовки по специальности «Полицейский», изучающие иностранные языки, воспитывают в себе такие качества как: толерантность, терпение, трудолюбие, отзывчивость, уважение к труду другого, наблюдательность, внимательность, ответственность, коммуникабельность, мышление, познавательную активность, самоконтроль, организованность, целеустремленность, инициативность и способность к поиску нестандартного способа решения проблем.


Библиографический список
  1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  Госпрограмма_Развитие_образования_(Проект).  Дата обращения 06.02.15
  2. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 6-2 (24). С. 46-48. Бородихина С.П. Воспитательный потенциал дисциплины «Иностранный язык» в вузе.


Все статьи автора «Липина Елена Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: