УДК 372,8

РАЗРАБОТКА И ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА «МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ЭКОНОМИКЕ. КРЕДИТНЫЙ КАЛЬКУЛЯТОР»

Дубовских Анна Александровна
Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова
магистр 1 года обучения

Аннотация
В данной статье представлен краткий алгоритм проведения интегрированного урока по профилю экономика и информатика на тему «Моделирование и решение задач по экономике. Кредитный калькулятор».

Ключевые слова: дифференцированные и аннуитетные платежи, интегрированные уроки, информатика, макрос, межпредметные связи, обучение, экономика


DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF THE INTEGRATED LESSON OF «MODELING AND SOLUTION OF PROBLEMS IN ECONOMICS. CREDIT CALCULATOR»

Dubovskikh Anna Alexandrovna
Nosov Magnitogorsk State Technical University
first year master’s degree student

Abstract
This article provides a brief algorithm of the integrated lesson of the profile economics and Computer Science on "Modeling and solution of problems in economics. Credit calculator".

Keywords: computer science, differential and annuity payments, economics, integrated lessons, interdisciplinary communication, macro, training


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Дубовских А.А. Разработка и проведение интегрированного урока «Моделирование и решение задач по экономике. Кредитный калькулятор» // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/02/20169 (дата обращения: 31.05.2017).

Знание и понимание некоторых экономических процессов, умение разбираться в них, является необходимым условием развития современных школьников. Но, как правило, в школе такие важные вопросы изучаются поверхностно, без практического применения. Рассмотрим построение интегрированного урока с применением экономических ситуационных задач для проведения в одиннадцатом классе на тему «Моделирование и решение задач по экономике. Кредитный калькулятор». Проведение данного урока предполагает, что ученики имеют навыки работы в VBA, умеют создавать макросы, а с точки зрения экономики владеют хотя бы поверхностными знаниями о разных видах платежей по кредиту.

Проведение урока будет проходить по следующим этапам:

  • Организационный этап;
  • Этап актуализации знаний;
  • Этап активной работы учеников;
  • Этап контроля;
  • Определение домашнего задания.

Для проведения данного урока необходимо подготовить презентацию, которая будет сопровождать весь ход урока «Моделирование экономических задач. Кредитный калькулятор», которая используется при проведении урока. Она должна содержать основную теорию, необходимую ученикам на уроке. Так как материал по экономике достаточно сложный, то необходимо также подготовить раздаточный материал, содержащий основные понятия, и аспекты, а также алгоритм выполнения практической работы. И самый важный элемент урока это шаблон, созданный для выполнения в нём практической работы. Шаблон выполнен в Microsoft Excel и состоит из четырёх листов. На первом листе приведен шаблон кредитного калькулятора, задачей учеников является правильно внести данные в ячейки, а также заполнить ячейки формулами, действуя согласно алгоритму. Принцип работы на втором и третьем листах аналогичный и предполагает, что ученики самостоятельно внесут в ячейки необходимые формулы, подсчитают результаты и смогут на их основе сформулировать основные выводы. На четвертом листе будет шаблон с данными, и он будет использоваться для вывода данных после написания программы.

После краткого ознакомления с теорией по экономике следует ознакомить учеников с задачей, которую им предстоит решить:

  • сумма кредита – 500,
  • годовой процент по кредиту – 24,
  • срок кредита – 2.

На рисунке 1 изображен первый лист документа для самостоятельной работы, шаблон для создания кредитного калькулятора.


Рисунок 1 – Шаблон для создания кредитного калькулятора

На рисунке 2 изображен второй лист документа для самостоятельной работы.


Рисунок 2 – График дифференцированных платежей

После освоения учениками основных формул для расчета графика платежей двумя способами, ученики должны ответить на вопрос об ограничении данного метода.

Следующим этапом является написание программного кода для автоматизированного расчета графика платежей с любым сроком.

Первым этапом написания программы является создание основной пользовательской формы для введения данных и выполнения расчета. На этом этапе ученикам предлагается воспроизвести форму, представленную на рисунке 3, для этого они должны открыть Visual Basic через меню «Разработчик» и вставить модуль пользовательской формы. Далее ученики располагают на форме необходимые кнопки и окна для ввода данных.


Рисунок 3 – Образец пользовательской формы в VBA

Вторым этапом является создание пользовательского класса для хранения графика платежей, при этом пользовательский массив должен быть динамическим для расчета графика платежей при разных сроках. Для создания класса ученики должны создать модуль пользовательского класса и в нём определить основные переменные, как показано на рисунке 4.


Рисунок 4 – Пример определения пользовательского класса

Третий этап заключается в создании алгоритма проверки введённых данных. Для реализации данного этапа необходимо в модуль пользовательской формы добавить программный код, который при нажатии на кнопку «Рассчитать» запускает проверку данных. Проверка включает в себя контроль относительно того, является ли введённое значение числом и больше ли оно нуля. При невыполнении условий должно появляться сообщение об ошибке с указанием того, какое конкретно значение введено неправильно.

Четвёртый этап является ключевым и заключается в написании основного кода программы, который будет рассчитывать график платежей. Для написания основного программного кода необходимо создать модуль и определить начало программы ключевым словом sub. Следует определить пользовательский класс как динамический массив, чтобы программа работала вне зависимости от введённого значения. Далее происходит написание кода с использованием основных операторов: ветвления, цикла и т.д.

Пятый этап включает в себя связывание пользовательской формы и основной программы. На данном этапе необходимо назначить кнопке на пользовательской форме, для которой реализована проверка введённых данных основную программу, причем она должна запускаться только в том случае, если проверка прошла успешно.

Шестой этап – проверка корректности расчетов.

После окончания самостоятельной работы необходимо проверить и убедиться в правильной работе модели «Кредитный калькулятор», путем изменения ставку процента и суммы кредита.

Проведение данного урока и других, аналогичных ему, позволяет разнообразить учебный процесс. Использование информационных технологий на уроках экономики также благоприятно влияет на учебный процесс. Таких информационных технологий существует огромное многообразие и к ним можно отнести: программирование в различных средах, игры с использованием компьютера, использование видеоматериалов, работа с иллюстрациями, познавательные задачи, проекты и т. д.

Таким образом, эффект от использования информационных технологий в рамках рассмотрения экономических задач зависит в большей мере от уровня подготовленности учителя в области компьютерных технологий. Важным условием является включение данных технологий в систему обучения каждого ученика, предоставление ему свободы в выборе форм и средств деятельности при решении учебных задач, в тоже время, обеспечивая ему помощь в случае затруднений.


Библиографический список
  1. Войтинцев, В. П. Межпредметные связи на уроках информатики. 2014. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.su/load/38-1-0-43652
  2. Дик, Ю.И. Интеграция учебных предметов / Ю.И. Дик //Современная педагогика. – 2008. – № 9. – С. 42-47.
  3. Сафонова О.Ю.  Возможности реализации метапредметного подхода на уроках информатики. // Интернет-журнал «Эйдос».- 2011. – №11. http://eidos.ru/journal/2011/1130-09.htm


Все статьи автора «smirnova_anna.93»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: