КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПОДЛИННОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

Орлов Евгений Сергеевич1, Пятилетова Людмила Владимировна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, студент
2Уральский государственный университет путей сообщения, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории

Аннотация
Коммуникация является одним из главных феноменов человеческого бытия: «просвечивая» сквозь сущность других феноменов (например, свобода) или «оформляя» их (например, любовь), она позволяет человеку достичь «вершин» подлинного – аутентичного бытия, раскрыть онтологию человеческой жизни.

Ключевые слова: антропология, диалог, коммуникация, Мы, общение, Ты, человек, Я


COMMUNICATIVE FOUNDATIONS OF REAL HUMAN EXISTENCE

Orlov Еvgeny Sergeevich1, Pyatiletovа Lyudmila Vladimirovna2
1Ural State University of Railway Transport, student
2Ural State University of Railway Transport, candidate of Philosophy, Associate Professor at the chair of Philosophy and History

Abstract
Communication is one of the main phenomena of human existence: "prosvetova" through the essence of other phenomena (e.g., freedom) or "making" them (e.g., love), it allows the person to achieve the "EN-tire" authentic – authentic being, to reveal the ontology of human existence.

Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Орлов Е.С., Пятилетова Л.В. Коммуникативные основания подлинного человеческого бытия // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/02/19925 (дата обращения: 26.02.2024).

Коммуникация, общение, является (наряду с другими) одним из важнейших оснований человеческого бытия. Будучи «политическим животным» (Аристотель), человек возможен исключительно как социальное существо, утверждающее и находящее себя во взаимности коммуникации.

О «взаимности коммуникации» как условии подлинного общения/бытия размышляли многие видные философы-антропологи. Так, экзистенциальная антропология К. Ясперса, обозначая особый характер человеческого существования («конечность», «ситуация и «историчность» человеческого бытия), центрируется вокруг понятия экзистенциальной коммуникации как раскрывающей перспективу аутентичного бытия. Возможность быть услышанным, понятым, возможность услышать и понять Другого наделяет экзистенциальную коммуникацию, по К. Ясперсу, способностью дать человеку основание для проживания жизни, наполненной ценностью и смыслом.

Все феномены человеческого бытия незримо переплетены [1]. К. Ясперс особо подчёркивает связь коммуникации с феноменами свободы («экзистенция действительна лишь как свобода. Я есть, пока я выбираю. Свобода не произвол, а автономия…»  [2]) и любви, которую считает «душой коммуникации» [2].

О возможностях коммуникации как приближающей к подлинности бытия писал и М. Бубер: коммуникация как диалог – встреча Я и Ты.

Ты имеет формирующую роль: благодаря отношению к Ты становится Я, переживается Настоящее бытие: «Бывают мгновения несказанной глубины, в которых мировой порядок созерцается как присутствие настоящего. Тогда мы ловим на лету мгновение звука, а его неразборчивая нотная запись есть упорядоченный мир. Мгновения эти бессмертны, и они же преходящи: после них не остается никакого содержания, которое можно было бы сохранить, но сила их входит в созидание и познание человека, лучи ее вторгаются в упорядоченный мир и расплавляют его вновь и вновь. Так в истории отдельного человека, так в истории рода» [3].

О роли Ты в становлении Я размышлял ещё один русский философ – М. Бахтин. Общаться диалогически значит быть. Как и М. Бубера, феномен коммуникации (диалога) является центральным (всепоглощающим) явлением человеческого бытия.

Таким образом, коммуникация «пронизывает» всё бытие человека.

И Ты – опять определяюще по отношению к Я [4]: для того, чтобы быть, необходимо быть увиденным в целостности. Увидеть Я («меня») как целое может только Другой в его «позиции вненаходимости».

Понять Другого можно только через Диалог как непрерывную коммуникацию – вживание и чистое объективирование ничего не дают для понимания сущности Другого.

Цель коммуникации, по мнению ещё одного выдающегося философа, занимавшегося проблемами философии коммуникации, является «мы» как взаимопроникновение «я» и «ты» в аспекте самораскрытия.

«Ты» – то, что непрерывно устремлено на «меня»; непрерывно вторгаясь в «я», «ты» пробуждает в «я» живой отклик.

Феноменология «мы» реализуется во встрече «я» и «ты». Однако «мы» – первично по отношению к «я» и «ты»: «Мы» есть… некая первичная категория личного человеческого, а потому и социального бытия» [5].

Проблема коммуникации, её полноценного осуществления особенно остра для западного атомарного «я», для современного индивидуалистично настроенного человека, поэтому рассмотрение проблематики философской антропологии, касающейся вопросов коммуникации, опять стоит сегодня на повестке дня.


Библиографический список
  1. Пятилетова Л.В., Горяева Ю.Н. Коммуникативные аспекты феномена любви: любовь как диалог // ФӘН-наука. – 2012. – № 12 (15). – С. 44 – 46.
  2. Григорьян Б.Т. Экзистенциальная концепция человека К. Ясперса [Электронный ресурс]. URL: http://anthropology.rchgi.spb.ru/yaspers/yaspers_s1.htm (дата обращения: 25.01.2017).
  3. Бубер М. Я и Ты [Электронный ресурс]. URL: http://modernlib.ru/books/martin_buber/ya_i_ti/read (дата обращения: 29.01.2017).
  4. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. [Электронный ресурс]. URL: http://www.infoliolib.info/philol/bahtin/indexa.html (дата обращения: 29.01.2017).
  5. Франк С. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. «Я» и «Мы» [Электронный ресурс]. URL: http://philosophica.ru/frank/13.htm  (дата обращения: 01.02.2017).


Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: