ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Мияссарова Диляра Загировна
ФГБОУ ВО "Башкирский государственный университет"
Институт экономики, финансов и бизнеса студентка 2 курса, направление "Государственное и муниципальное управление"

Аннотация
Данная статья посвящена описанию проблем функционирования органов местного самоуправления. Рассматриваются конкретные проблемы на примере современной России.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, Российская Федерация, социально-экономические проблемы


PROBLEMS OF FUNCTIONING OF LOCAL GOVERNMENT IN MODERN RUSSIA

Miyassarova Dilara Zagirovna
Bashkir State University
Institute of Economics, Finance and Business student 2 course, Direction "State and municipal management"

Abstract
This article describes the problems of functioning of local governments. We consider the specific problems on the example of modern Russia.

Keywords: local authorities, Russian Federation, socio-economic problems


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Мияссарова Д.З. Проблемы функционирования органов местного самоуправления в современной России // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/02/19513 (дата обращения: 23.02.2024).

В современном мире развитие общества содержит понимание того, что правовое, демократическое государство невозможно без целостной, четко выработанной и успешно функционирующей основы местного самоуправления.

Говоря о зарождении в современной России модели местного самоуправления, стоит отметить принятие 6 октября 2003 года Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации». Данный закон заложил единую национальную основу концепции местного самоуправления, а также ввел «общую рамку» для муниципальной организации, которая закреплена в Конституции России конкретной законодательной базой, в основе которой лежит европейский опыт организации местного самоуправления.

Премьер-министр России Д.А. Медведев, когда был на посту Президента, отметил работу по эффективному формированию местного самоуправления в качестве одной из главнейших задач страны – «местное самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху».

Местное самоуправление в Российской Федерации – это особая модель воплощение населением своей власти, определенная в пределах, указанных Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, а в случаях, определенных законами, – законами субъектов Российской Федерации, независимое, самостоятельное и установленное под свою ответственность решение непосредственно населением и (или) органами местного самоуправления в рамках местных задач, с учетом интересов населения и местных и исторических традиций.

Правовая основа местного самоуправления предполагает единую систему нормативно-правовых актов, призванных организовывать и обеспечивать успешное выполнение поставленных вопросов и задач в работе местного самоуправления Российской Федерации. Правовую базу местного самоуправления главным образом составляет Конституция Российской Федерации, в которой закреплены основные положения об организации и функционировании местного самоуправления. Далее, особо важной правовой основой выступает Европейская Хартия о местном самоуправлении, в которой закреплены основные права местного самоуправления в соответствии с европейскими стандартами. Также правовую базу составляют федеральные законы, правовые акты Президента и Правительства РФ, уставы, нормы, и другие нормативно-правовые акты муниципальных образований и субъектов РФ.

Институт системы местного самоуправления играет важную роль в жизни всего гражданского общества, так как именно местное сообщество призвано выполнять основные права граждан и различные виды общественной активности. Еще одно важное значение органов местного самоуправления заключается в том, что именно местному самоуправления предоставлена одна из главных задач современной России – сделать единым интересы государства и общества, ведь именно в этом и состоит вся суть управленческой деятельности, чтобы происходила гармонизация интересов государства на уровне каждой отдельной личности, прав и свобод гражданина.

Как было сказано выше, правовую базу местного самоуправления составляет весьма широкий спектр законов и правовых актов. Но, несмотря на наличие в них ряда удачных идей и проектов, основа местного самоуправления все еще нуждается в дополнительных доработках и внесениях новых задач, способных устранить все недочеты и проблемы, которые препятствуют успешному функционированию местных органов власти.

Итак, для того чтобы более четко представить в каких именно «доработках» нуждается современная система местного самоуправления, важно выявить наиболее актуальные и основные проблемы в данной сфере. Обобщая все данные, и проанализировав современную практику периода реформирования регионального самоуправления в Российской Федерации, необходимо сосредоточить особое внимание на следующих проблемных вопросах:

- формирование концепции и практики наделения организаций регионального и местного самоуправления, согласно Конституции РФ, собственными государственными полномочиями, улучшение системы взаимодействия государства и местного самоуправления в решении ряда вопросов, в том числе практики софинансирования, к примеру, объектов социального значения, согласно направлению «федеральный центр – регионы – муниципалитет». К сожалению, на местах возникает парадоксальная ситуация, когда из-за недостаточности финансов поселениям приходится передавать существенную долю своих полномочий (функций) муниципалитетам, оставляя лишь средства на собственное содержание. Согласно данным Министерства финансов Российской Федерации, получателями главного объёма субвенций, направляемых местному самоуправлению, являются бюджеты городских областей (55%), бюджеты городских округов (41%), и лишь 4,3% достаётся муниципальным и сельским поселениям.

- расширение сфер компетенции местного самоуправления, в том числе, к примеру, муниципальных районов в подобных вопросах, таких как: содействие в профилактике терроризма и экстремизма; участие в установлении опеки и попечительства над имеющими необходимость в этом жителями данных населенных пунктов; компании благоустройства и озеленения местности поселений, защиты и охраны городских лесов, находящихся в пределах населённых пунктов поселения; организации библиотечного сервиса жителей, и т.д.

- поддержание экономической базы деятельности местных сообществ (местных финансов, источников формирования средств кредитных ресурсов), в том числе за счёт дотаций из областного бюджета, экономической помощи муниципальных районов (городских округов), установленных бюджетных средств субъектов РФ.

- обеспечение института местного самоуправления квалифицированными кадрами. Проблема недостаточности квалификации муниципальных служащих с каждым годом становится более острой в данной сфере. Часто чиновники просто не в состоянии четко определять степень проблемных ситуаций в развивающемся обществе, и, тем более, грамотно решать их. На данную ситуацию оказывает влияние низкий уровень профильного образования и опыта, а также нехватка умений, навыков и знаний.

- проявление коррупции в органах местного самоуправления. Коррупция так глубоко проникла в деятельность управленческого характера, что у общества складывается впечатление, будто данный феномен нельзя искоренить вовсе. Как бы то ни было, но бороться с коррупцией просто необходимо, ведь она нарушает множество предписанных норм и правил, а главное – ведет к нарушению прав и свобод человека, что считается абсолютно недопустимым.

Конечно же, это не все проблемы, однако они самые основные и первостепенные для решения. В качестве выводов и предполагаемых путей решения можно отметить следующие моменты:

- поскольку работа органов местного самоуправления носит публично-правовой характер, само местное самоуправление может выступать в качестве четвёртой власти в государстве и обществе;

- необходимо адекватно и своевременно реагировать на имеющиеся проблемы и недостатки в функционировании местного самоуправления, в том числе и на перечисленные выше: дальнейшее формирование правовой основы местного самоуправления на федеральном и региональном уровнях; урегулирование отношений «субъект федерации – местные органы самоуправления»; развитие связей по линии «местные власти – гражданское общество», кадровая подготовка в органах местного самоуправления и т. д.

- немаловажно на практике осуществлять внесённый Президентом РФ в Государственную Думу пакет законопроектов о децентрализации, предоставляющий сосредоточить императивные возможности и экономические средства в пользу регионов и муниципалитетов. Речь идёт о существенном расширении источников доходов региональных и местных бюджетов, в том числе собственных (их объём может достичь до 1 трлн. рублей); отмене федеральных льгот согласно региональным и местным налогам; начале взимания налога на недвижимость вместо имущественных налогов; предоставлении наиболее широких прав по распоряжению бюджетными ресурсами, поступающих с федерального уровня.

- необходимо повысить критерий отбора муниципальных служащий, установить жесткий контроль по обеспечению местного самоуправления только профессиональными кадрами, периодически проводить переаттестации для оценки уровня квалификации, а также предпринимать все меры для того, чтобы в управленческую деятельность избирались только те граждане, которые действительно способны грамотно решать возникающие проблемные ситуации и предлагать успешные меры по повышению качества местного самоуправления.

- следует применять новые меры по борьбе с коррупцией, такие как внедрение современных технологий по отслеживанию доходов и расходов муниципальных служащих, средств, поступающих из федерального бюджета в региональный. Также важным моментом является ответственность за нарушение мер по борьбе с коррупцией. Принять новые законопроекты с целью борьбы с коррупцией и следить за их исполнением.

Таким образом, необходимо в кратчайший срок «победить» хронические болезни МСУ в РФ: отсутствие необходимых финансовых, материальных, информационных, кадровых ресурсов в организации его деятельности, повысить доверие людей к работе местной власти и в целом, роль МСУ в жизнедеятельности российского общества.


Библиографический список
  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок) // Собрание законодательства РФ, №31 от 04.08.2014, ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Российская газета, №202 от 08.10.2003.
  3. Ахунов Р.Р. Социально-экономическое районирование территориального развития региона (на примере Республики Башкортостан) / Р.Р. Ахунов, Ю.С. Токтамышева, А.Д. Мухаметова и др. // Уровень жизни населения регионов России. – 2016. -№3. – с.167-179.
  4. Зотова З.М. Власть и общество: проблемы взаимодействия / Под общ. ред. Попова С.А. – М.: Омега-Л, 2001. – 346 с.
  5. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. – М.: НОРМА, 2007. – 270с.
  6. Рабцевич А.А. Депрессивные муниципальные образования в процессе инновационного развития региона // Проблемы устойчивого развития российских регионов: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 16 мая 2014г. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. – с.266-269.
  7. Рабцевич А.А. Муниципальный рынок труда: сущность и особенности регулирования // Дни науки – 2016: Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 14-18 марта 2016г. Ч.1. – Новосибирск: СибУПК, 2016.- с.112-116.
  8. Рудой И.В. Местное самоуправление: учебное пособие. – Р-н-Д: Феникс, 2005. – 480с.
  9. Салемгареев А.А. Качество регионального управления как фактор сбалансированной политики // Воспроизводственный потенциал региона: проблемы количественных измерений его структурных элементов: Материалы VI Международной научно-практической конференции, 2-4 июня 2016г. – Уфа: Ак Идель Пресс, 2016. – с.324-329.
  10. Салемгареев А.А. Критерии сбалансированности региональной политики // Научное обозрение: теория и практика. – 2015. – №3. – с.74-80.
  11. Салемгареев А.А. Сбалансированная региональная политика: к вопросу определения понятия // Научное обозрение: теория и практика. – 2015. – №2. – с.125-131.
  12. Юсупов К.Н. Проблемы формирования воспроизводственного потенциала Республики Башкортостан / Климова Н.И., Хубиев К.А., Таймасов А.Р. и др.; под ред. К.Н. Юсупова. – Уфа: Аркаим, 2014. – 232с.


Все статьи автора «Мияссарова Диляра Загировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: