УДК 34

ИНСТИТУТ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ, ПЕРЕДАННЫХ ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, В ТРУДАХ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ-ПРАВОВЕДОВ

Фирсов Никита Андреевич
Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова
Институт истории и права cтудент III курса, бакалавр

Аннотация
В данной статье рассматриваются работы российских ученых-правоведов, направленные на изучения института отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. Актуальность данной темы обуславливается тем, что нынешняя муниципальная реформа все еще далека от совершенства и требует ряда дальнейших преобразований и доработок. В особенности это касается института отдельных государственных полномочий, делегируемых органам местного самоуправления. На основе анализа диссертаций российских кандидатов юридических наук сделаны общие выводы, затрагивающие муниципальное законодательство в данной сфере и носящие рекомендательный характер для дальнейших преобразований в муниципальном праве Российской Федерации.

Ключевые слова: государственные полномочия, местное самоуправление, муниципальное законодательство, муниципальное право, органы местного самоуправления, право


INSTITUTE SEPARATE STATE POWERS TRANSFERRED TO LOCAL AUTHORITIES, IN THE WORKS OF RUSSIAN LEGAL SCHOLARS

Firsov Nikita Andreevich
Khakas State University named after N.F. Katanov
Institute of history and law third year student, bachelor

Abstract
This article discusses the work of Russian academics to the study of the Institute of the separate state powers transferred to local governments. The relevance of this topic stems from the fact that the current municipal reform is still far from perfect and requires a number of further change and improvements. This applies in particular to the Institute of certain state powers delegated to local governments. Based on the analysis of Russian theses of candidate of legal Sciences shared conclusions involving municipal legislation in this sphere and of a recommendatory nature for future changes in the municipal law of the Russian Federation.

Keywords: law, local authorities, local government, municipal law, municipal legislation, public authority


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Фирсов Н.А. Институт отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в трудах российских ученых-правоведов // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/01/19127 (дата обращения: 28.05.2017).

Для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, а так же управления муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей, создается местное самоуправление, характеризуемое определенной территорией закрепленной за муниципальным образованием. Определение местного самоуправления в широком смысле подразумевает право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать большую часть публичных дел, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Местное самоуправление в Российской Федерации осуществляет свою деятельность по вопросам местного значения непосредственно или через местные представительные органы. Конституция Российской Федерации гарантирует и признает местное самоуправление, на практике это означает принадлежность местного самоуправления к основам конституционного строя России[1]. Неотъемлемой частью функционирования органов местного самоуправления является исполнение ими своих прямых обязанностей, установленных соответствующим федеральным законом, а так же иных полномочий, не отнесенных к вопросам местного значения. Такими вопросами являются отдельные государственные полномочия, передаваемые местному самоуправлению.

Институт отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, является важнейшей сферой муниципального права. Так как именно от него зависит качество исполнения местным самоуправлением своих функций. Согласно со статьей 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Отдельные государственные полномочия – это компетенция органов местного самоуправления, установленная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации[2].

Совсем недавно, в 2003 – 2009 годах прошла муниципальная реформа, затронувшая все сферы действия местного самоуправления и в корне изменившая муниципальное законодательство. Однако проведенная реформа местного самоуправления все еще далека от совершенства и требует ряда дальнейших преобразований и доработок. В особенности это касается института отдельных государственных полномочий, делегируемых органам местного самоуправления.

Институт отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, привлекает внимание многих российских ученых-правоведов. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации в специальных и периодических изданиях, а так же юридической литературе. Исследования в данной области проводили такие ученые, как М.Ю. Дитятковский «Проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», Е.В. Авраамова «Конституционно-правовое регулирование государственного контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий», И.Х. Миннегулов   «Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями : На примере Приволжского федерального округа», О.А. Стукалова «Конституционно-правовые основы наделения органов местного самоуправления отдельными полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации», В.Н. Широковских «Теория и практика наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: правоприменительный аспект» и многие другие. Для более глубокого раскрытия и понимания сути института отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, мы обратимся к некоторым трудам российских ученых-правоведов.

Анализируя положения диссертации кандидата юридических наук М.Ю. Дитятковского, можно выделить следующие предложения автора, сформулированные на основании проведенных исследований[3]. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями следует рассматривать как один из институтов муниципального права, а так же как начальную стадию и предварительное условие осуществления местным самоуправлением отдельных государственных полномочий. Реализация местным самоуправлением государственных полномочий представляет собой несколько отдельных процессов: наделение, передачу местному самоуправлению материальных ресурсов, исполнение местным самоуправлением отдельных государственных полномочий, прекращение указанного исполнения полномочий и ответственность за ненадлежащую реализацию отдельных государственных полномочий. М.Ю. Дитятковский заострил свое внимание на том, что институт отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, не совершенен и требует модернизации путем реформирования со стороны правотворческих органов власти. А именно, автор считает, что необходимо определять максимальный объем отдельных государственных полномочий исходя из организационных и финансовых критериев. В связи с этим следует закрепить правило, согласно которому местное самоуправление может наделяться таким объемом отдельных государственных полномочий, при котором размер финансовых средств, предусмотренных на осуществление данных полномочий, не превышает размера финансовых средств, предусмотренных в местном бюджете. Так же в статье 19 закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует четко зафиксировать правила, при которых местному самоуправлению городов, сельских поселений, внутригородских территорий городов федерального значения могут делегировать отдельные государственные полномочия. В противно случае, требуется вовсе исключить положения о преимущественном делегировании отдельных государственных полномочий местному самоуправлению муниципальных районов и городских округов.

Проведя анализ диссертации кандидата юридических наук И.Х. Миннегулова можно выделить следующие идеи автора[4]. Современный институт наделения отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления в России – это система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в результате наделения, осуществления и прекращения государственных полномочий органами местного самоуправления. По мнению И.Х. Миннегулова необходимо продолжить дальнейшие исследования, направленные на изучение института наделения местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, особенно, в сфере материального и финансового обеспечения. Так же, автор считает, что критерии эффективности осуществления местным самоуправлением переданных им полномочий, должны быть установлены в законодательном порядке или же на уровне нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Следует расширить перечень органов, осуществляющих контроль за исполнением местным самоуправлением отдельных государственных полномочий, по мнению И.Х. Миннегулова это скажется на качестве и оперативности работы органов местного самоуправления. На федеральном и региональном уровне ответственность местного самоуправления, в случаях ненадлежащего исполнения делегированных им государственных полномочий, требует более разграниченного нормативного урегулирования, так же следует ввести муниципально-правовую ответственность местного самоуправления.

Кандидат юридических наук О.А. Стукалова в своей диссертации, выдвинула следующие предложения[5]. Институт делегирования местному самоуправлению отдельных государственных полномочий характеризуется противоречивостью и несовершенством. В условиях политического противоборства между органами государственной власти и местным самоуправлением, муниципальная реформа чаще всего используется как один из способов подчинения муниципальных образований региональным властям. О.А. Стукалова считает, что существует необходимость пересмотреть место института наделения местного самоуправления государственными полномочиями в российской модели разделения властей. Так же следует заменить делегирование некоторых полномочий на их разграничение между органами государственной власти и местным самоуправлением и закрепить дополнительные источники финансирования за местным бюджетом. По мнению автора, такие изменения в муниципальной реформе позволят сгладить избыточную централизацию выполняемых преобразований.

Таким образом, проведя анализ диссертаций российских ученых-правоведов, можно сделать следующий вывод. Институт отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, является важнейшим институтом муниципального права, позволяющим делегировать определенный ряд полномочий местному самоуправлению. Однако система наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями является не совершенной. Российские ученые-правоведы в своих трудах описывают различные проблемы муниципального права и предлагают свои пути решения. Некоторые предложения авторов уже были взяты на вооружения законотворческими органами власти, но, тем не менее, множество вопросов все еще остаются не решенными и для их разрешенья необходимо продолжать работу, направленную на изучение института наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.


[1] «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ), ст. 12.

[2] Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 19.

[3] Дитятковский, М.Ю. Проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: дис. … канд. юрид. наук. Омск, 2001.

[4] Миннегулов, И.Х. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: На примере Приволжского федерального округа: дис. … канд. юрид. наук. Казань, 2006.

[5] Стукалова, О.А. Конституционно-правовые основы наделения органов местного самоуправления отдельными полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2007.


Библиографический список
  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  3. Дитятковский, М.Ю. Проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: дис. … канд. юрид. наук. – Омск, 2001.
  4. Авраамова, Е.В. Конституционно – правовое регулирование государственного контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий: дис. … канд. юрид. наук. – Москва, 2012.
  5. Миннегулов, И.Х. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: На примере Приволжского федерального округа: дис. … канд. юрид. наук. – Казань, 2006.
  6. Стукалова, О.А. Конституционно-правовые основы наделения органов местного самоуправления отдельными полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. – Ростов-на-Дону, 2007.
  7. Широковских, В.Н. Теория и практика наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: правоприменительный аспект: дис. … канд. юрид. наук. –  Москва, 2008.


Все статьи автора «Фирсов Никита Андреевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: