УДК 34

ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ТРУДАХ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ-ПРАВОВЕДОВ

Медведева Марина Александровна
ФГБОУ ВО Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Аннотация
В статье представлены основные точки зрения российских ученых-правоведов по поводу гарантий местного самоуправления. В результате анализа была выявлена оптимальная позиция относительно данного вопроса.

Ключевые слова: гарантии местного самоуправления, органы местного самоуправления


GUARANTEES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT IN WORKS OF THE RUSSIAN SCIENTISTS-JURISTS

Medvedeva Marina Aleksandrovna
Khakass State University of N.F. Katanov

Abstract
The main points of view of the Russian scientists-jurists concerning guarantees of local self-government are presented in article. As a result of the analysis the optimum position concerning the matter was revealed.

Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Медведева М.А. Гарантии местного самоуправления в трудах российских ученых-правоведов // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/01/18840 (дата обращения: 27.05.2017).

С помощью органов местного самоуправления возможно решать актуальные, жизненно важные проблемы граждан наиболее быстро, так как они является самой первой инстанцией. Местный уровень власти нуждается в эффективной реализации конституционных принципов, касающихся  народовластия.

Именно гарантии местного самоуправления способствуют развитию различных общественных институтов, позволяют реализовывать гражданам свои права, свободы и обязанности.

Проблематикой гарантий местного самоуправления занимались в своих работах такие авторы, как К.И. Амирбеков, А.А. Винников, А.Г. Пархоменко, Н.В. Джагарян, Д.Г. Жаромских, В.П. Канищев, И.А. Корзина, Л.H. Митюрина, В.К. Самигуллин, Ю.А. Свирин.

Вопрос о понятии гарантий местного самоуправления был и остается весьма дискуссионным. Одни учёные понимают под ними гарантии государства по осуществлению местного самоуправления, другие же правовые гарантии местного самоуправления.

В узком понимании проблемы гарантий местного самоуправления она является лишь проблемой прав органов местного уровня власти на защиту в суде принципов, полномочий и свобод местного самоуправления, которые закреплены законодательством. Рассматривая данную проблему в широком смысле, трудным представляется определение грани между основами и началами местного самоуправления, между его гарантиями и принципами.

Ю.А. Свирин под системой гарантий местного самоуправления понимает «совокупность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и правовую защиту».

Сама система, по мнению учёного, включает в себя общие (представляющие собой различные социальные меры идеологического, материального и иного характера, которые являются индикатором демократии на местном уровне власти) и специальные (юридические) гарантии, обеспечивающие с помощью правовых средств самостоятельность органов местного самоуправления в решении организационных и  материально-финансовых вопросов, их правовую защиту  и благоприятные условия для реализации вопросов местного значения.[1]

Общие гарантии включают в себя экономические, политические, духовные (моральные).

Политические гарантии  ­- это политико-правовой режим Российской Федерации, который предусматривает самостоятельность местного уровня власти в пределах своих полномочий, а также независимость органов местного самоуправления от системы органов государственной власти. Народовластие является одной из важнейших политических гарантий. Населению предоставляется исключительная роль в осуществлении полномочий местного самоуправления.

Экономическими гарантиями является государственное признание и равная защита собственности муниципалитета, самостоятельность местных бюджетов, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения.

Духовными гарантиями местного самоуправления служит система духовных ценностей общества и, в частности, отдельного человека. Весьма затруднительным является реализация задач, целей местного самоуправления при игнорировании органами местного уровня власти исторических, национальных, культурных, а также местных обычаев и традиций.[2]

Правовыми гарантиями местного самоуправления согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ является следующее: обязательное исполнение правовых актов, принятых муниципалитетом (п. 3 ст. 7); обязательное исполнение решений, принятых гражданами на местном референдуме (ст. 22); осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления на принципах законности, добровольности (п. 2 ст. 33); межмуниципальное сотрудничество (глава 9).

В связи с тем, что в вышеуказанном  федеральном законе отсутствует специальная глава о гарантиях местного самоуправления, Ю.А. Свирин считает необходимым закреплять в отдельных главах закона субъектов Российской Федерации положения о гарантиях муниципальной власти для  её усиления. При этом региональное законодательство должно указывать не только нормы, прописанные федеральным законодателем, но и конкретизировать способы их реализации.

Нормативное установление организационного обособления местного самоуправления от органов государственной власти; право самостоятельного определения населением структуры органов местного самоуправления; установление жестких пределов госконтроля за деятельностью органов местного самоуправления; наделение органов местного самоуправления собственной компетенцией; наделение муниципальных образований правом иметь собственную символику (эмблема, герб, флаг и др.); недопущение изменения границ территорий, на которых осуществляется местное самоуправление, без учета мнения населения определенной территории; право органов местного самоуправления на создание объединений – все это можно отнести к гарантиям организационной самостоятельности местного самоуправления, которые относятся к юридическим гарантиям.

Некоторые авторы, к примеру, А.А. Винников и А.Г. Пархоменко, полностью разделяют такую точку зрения.[3]

В.К. Самигуллин, в отличие от вышеназванных авторов, рассматривает проблему гарантий местного самоуправления более широко. Учёный считает, что помимо экономических, организационных и правовых гарантий местного самоуправления необходимо выделять ещё и социальные, политические, духовные, информационные, технико-технологические, ресурсные, а также кадровые.

По мнению автора, в системе гарантий местного самоуправления особо важную роль играют конституционно-правовые гарантии. [4]

Согласно статье 133 Конституции РФ,  «местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами» [5].

Справедливой, в частности, можно считать позицию данного автора относительно кадровых гарантий местного самоуправления. Ведь человек является основным звеном социального развития. Очень важно, чтобы народ доверял власти и видел в ней представителя, способного изменять жизнь к лучшему и решать насущные проблемы на территории того или иного муниципалитета. Такими представителями должны быть люди не просто грамотные, но и культурные, активные, инициативные, заинтересованные в реальном улучшении жизни граждан.

Таким образом, в муниципальном праве сложились различные понимания гарантий местного самоуправления: одни учёные понимают под ними гарантии государства по осуществлению местного самоуправления, другие же правовые гарантии местного самоуправления.

Практически все авторы выделяют: общие (экономические, политические, социальные, правовые) и специальные гарантии. На наш взгляд, наиболее убедительной является в этом вопросе точка зрения В.К. Самигуллина.


[1]Свирин Ю.А. Конституционно-правовые гарантии местного самоуправления в России : дис. … канд. юрид. наук : М., 2004.

[2] Фадеев В.И. Система гарантий местного самоуправления // Право и жизнь. 1995. № 5.

[3] Винников А.А., Пархоменко А.Г. Конституционные принципы и гарантии местного самоуправления в Российской Федерации // Новый юридический журнал. 2014. № 4. С. 22 – 32.

[4] Самигуллин В.К. Местное самоуправление в контексте его гарантий // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 1. С. 67 – 70.

[5] Конституция Рос. Федерации от 12 дек. 1993 г. : в ред. Законов Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 21 июля 2014 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ, №2-ФКЗ и №11-ФКЗ // Рос. газ. 2014. 2 авг.


Библиографический список
  1. Конституция Рос. Федерации от 12 дек. 1993 г.: в ред. законов Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 21 июля 2014 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ, №2-ФКЗ и №11-ФКЗ // Рос. газ. –2014. – 2 авг.
  2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон от 06 дек. 2003 г. №131-ФЗ: Принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 сен. 2003 г.: в ред. Федер. Закона от 28 дек. 2016 №465-ФЗ // СЗ РФ. –2016. – № 28. – Ст. 4648.
  3. Винников А.А., Пархоменко А.Г. Конституционные принципы и гарантии местного самоуправления в Российской Федерации // Новый юридический журнал. 2014. № 4. С. 22 – 32.
  4. Джагарян Н.В. Национальные и наднациональные гарантии прав местного самоуправления: проблемы сбалансированной реализации // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 5. С. 26 – 30.
  5. Корзина И.А. Гарантии местного самоуправления (сравнительно-правовой анализ) // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2012. № 2.
  6. Самигуллин В.К. Местное самоуправление в контексте его гарантий // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 1. С. 67 – 70.
  7. Свирин Ю.А. Конституционно-правовые гарантии местного самоуправления в России : дис. … канд. юрид. наук : М., 2004
  8. Трофимов М.С. К вопросу о системе гарантий местного самоуправления в России // Пробелы в российском законодательстве. 2008. № 1 С.50-51.
  9. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 №131-ФЗ // Рос. газ. от 30 дек. 2016. № 7166.
  10. Фадеев В.И. Система гарантий местного самоуправления // Право и жизнь. 1995.№5.
  11. Шайхуллин М.С. Традиции местного самоуправления для муниципальной власти в России // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 12. С. 22.


Все статьи автора «Медведева Марина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: