Для того, чтобы инновационная национальная система успешно развивалась, многими учеными предполагается: приоритет гос. политики в развитии сферы образования, технологи, науки, в формировании приемлемых институциональных условий по стабильному росту уровня инновационного развития; интеграцию в сферу мирового развития инновационных систем; развитое малое и среднее предпринимательство, а также крупный корпоративный сектор – как главный локомотив инноваций.
Проведенный авторами анализ мер государственного регулирования инновационной сферы позволил выявить ряд проблем, которые препятствую формированию и развитию региональных инновационных систем:
1. Слабый уровень развития нормативно-правовой базы, не позволяющей прямо, открыто и эффективно осуществлять управление инновационной деятельностью.
2. Слабый уровень финансирования НИОКР.
3. Слабо развития среда человеческого капитала в данной сфере, из-за ее непривлекательности (низкие зарплаты, малое число возможностей творческой самореализации).
4. Дисфункции имеющихся инновационный институтов.
5. Отсутствие эффективной инвестиционной политики, позволяющей увеличить источники финансирования на различных стадиях инновационного процесса, в условиях ограниченных бюджетных средств.
6. Неразвитость системного подхода по активизации процесса инноваций – низкий уровень взаимодействия между органов власти и гос. организациями [1].
Позитивными мерами институционального инновационного развития за рубежом, имеющими потенциал к транспонированию на наши реалии представляют собой: целевые субсидии властей; реализацию региональных целевых программ с конкретными показателями; активное развитие венчурного финансирования; налоговое льготирование на местных уровнях; формирование инновационной инфраструктуры по активизации инновационного функционирования малых и средних предприятий; формирование кластеров на региональных уровнях для использования мультипликативного регионального эффекта.
Государственная инновационная политика должна быть направлена на формирование среды, защищающей и оказывающей содействия инновационному развитию, а также максимально содействовать прилегающим сферам.
Теперь представим ментальную карту главных направлений гос. преобразований, способствующих созданию необходимого уровня благоприятной институциональной инновационной среды на уровне регионов. (рисунок 1).
Рис. 1. Ментальная карта направления государственных реформ для создания благоприятной инновационной среды
Первым этапом выделим организационную основу гос. регулирования по формированию региональной инновационной системы для определения управляющего субъекта [2]. Определим имеющиеся гос. структуры, занимающиеся разработкой политики и регулирующие финансирование, и «навигацию» в научной и инновационной среде (рис.1):
Рис. 2. Организационная структура государственного регулирования инновационной сферы
Согласно рис. 2, к органам федеральной исполнительной власти и иным гос. органам относятся: совещательные органы, Минобрнауки России, другие агентства и министерства, РАН.
На уровне региона в структуру управления и определения политики развития российских инновационных систем входят: Администрация и министерства субъектов, спец. органы координирующие и регулирующие инновационную региональную сферу [3,4].
По представленным схемам можно отметить, что ключевыми векторами изменений в экономическом развитии являются: усиление уровня национальной конкурентоспособности; образование и проф. переподготовка; налоги и финансы; рынки труда; коммуникации; зарубежные инвестиции и торговая политика; защита авторских прав и упрощенная патентная политика.
Осуществление выше представленного комплекса мероприятий даст возможность значительно увеличить эффективность инновационных систем в регионах, а также и всей гос. экономики, также даст возможность закрепить за федеральными органами власти, функций координации вектора развития инновационных систем и предложит гибкие и функциональные инструменты его корректировки в связи с быстрыми изменениями социально-экономической среды.
Библиографический список
- Друкер П. Бизнес инновации: пер. с англ. К. С. Головинского. – М.: ИД «Вильямс», 2014.
- Зудин А.Ю. Ассоциации в системе отношений бизнеса и государства. «Классические» и современные формы в странах Запада // Прогнозис. – 2009. – № 2.
- Инновационная Россия – 2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года) / Минэкономразвития России. – М., 2010.
- Литвиненко И. Л. – «Направления совершенствования государственного регулирования развития региональной инновационной системы». / Научный журнал МГУЭУ. Ч. 2.26. 2016 г.