ТРЕБОВАНИЯ К ЖЕНСКОМУ СЦЕНИЧЕСКОМУ КОСТЮМУ В РУССКОМ НАРОДНОМ СТИЛЕ

Тимофеева Светлана Евгеньевна1, Голубничий Артем Александрович2
1Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, студентка кафедры сервиса и технологии изделий легкой промышленности
2Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, ассистент кафедры инженерной экологии и основ производства

Аннотация
В статье рассматривается система требований, предъявляемых к женскому сценическому костюму в русском народном стиле. В качестве требований авторами рассматриваются требования к качеству швейных изделий и требования к готовому продукту. По результатам исследования составлена ранговая значимость требований к женскому сценическому костюму.

Ключевые слова: русский костюм, сценический костюм, требования к одежде


REQUIREMENTS FOR THE FEMALE STAGE COSTUME IN RUSSIAN FOLK STYLE

Timofeeva Svetlana Evgenevna1, Golubnichiy Artem Aleksandrovich2
1Katanov Khakass State University, Student at the Department of Service and Technology of Light Industry Products
2Katanov Khakass State University, Assistant at the Department of Engineer Ecology and Bases of Production

Abstract
The article discusses the system requirements for women's stage costume in Russian folk style. As the requirements of the authors examined the requirements for the quality of garments and requirements for the final product. According to a study compiled rank the importance of the requirements for women's stage costumes.

Keywords: costume, requirements for clothing, russian costume


Рубрика: Искусствоведение

Библиографическая ссылка на статью:
Тимофеева С.Е., Голубничий А.А. Требования к женскому сценическому костюму в русском народном стиле // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/08/16017 (дата обращения: 02.04.2024).

Народные костюмы многих народов представляют собой определенного рода культурный пласт, отражающей быт и жизненный уклад той или иной нации или этноса [1]. Не является исключением и русский народный костюм, сочетающий в себе свойственную практичность и эстетичность жизненного уклада русского народа [2,3].

К сожалению, в наше время использование народного костюма по его прямому назначению давно утрачено. Сегодня основным средством популяризации русского народного костюма является сцена.

Русский народный костюм – ниточка, которая связывает прошлое и будущее. И тем крепче эта связующая нить, чем более широко в выступлениях, празднествах, фестивалях представлен народный костюм, тем понятнее для молодого поколения устремления и чаяния его предков.

Помимо культурной функции одежда несет в себе эстетическую, социальную и психологическую роль [1] и, конечно же, защищает тело человека от воздействия окружающей среды. Все эти функции создают определенного рода требования, как к качеству материалов, так и к качеству конечного изделия.

Требования к качеству швейного изделия могут подразделяться в зависимости от участника процесса создания и пользования (рисунок 1).

Рисунок 1 – Требования к качеству швейного изделия в зависимости от участника процесса создания и использования

Так с точки зрения конечного потребителя малоинтересными являются практически все промышленные требования. Технологические требования предъявляемые к тому или иному типу материалов на стадии производства не имеют значения для конечного пользователя продукции. Исключением, пожалуй, является лишь экономическая составляющая, в последствии влияющая на стоимость продукции.

Сценический костюм не предназначен для повседневной носки. Но как и любой комплект одежды он имеет особые требования к качеству, особенно по своему назначению. Русский народный костюм, к тому же имеет и свои традиционные конструктивные особенности, соблюдение которых должно максимально учитываться.

Для женского сценического костюма в русском народном стиле значимость требований установлена в следующем порядке:

Рисунок 2 – Ранговая значимость требований к женскому сценическому костюму в русском народном стиле

1. Эстетические требования являются самыми значимыми для сценического костюма. Народный костюм, предназначенный для приема гостей, в особенности несет на себе огромную смысловую и информационную нагрузку для зрителя. Поэтому он должен восприниматься визуально не только красивым и нарядным, но и привлекать своей правильной конструкцией, основывающейся на традициях народа и элементах его одежды. Богатство вышивки, украшения и прочие элементы костюма в современном мире должны безошибочно отображать культуру и символику русского народа. Красота, яркость, эффект, изящество, выразительность внешней формы, соответствие художественного оформления костюма по возрасту, телосложению и внешности человека, отображения сословной принадлежности и статуса – все это неотъемлемые признаки сценического костюма. Отсутствие эстетических показателей превращает костюм в бесполезную вещь, так как она перестает выполнять одну из основных своих целевых функций: удовлетворение специфических человеческих (эстетических) потребностей.

2. Экономические требования сценического костюма могут варьироваться. Экономическая целесообразность использования материала для данного изделия не всегда является важным требованием. Это  зависит напрямую от того, какую смысловую нагрузку несет сценический костюм, к какой эпохе и слоям общества он относится. От этого зависит стоимость материалов, декора и отделки. К примеру, если это представительский праздничный костюм, имеет смысл сделать его из более дорогостоящих материалов и отделки, чтобы отразить богатство и роскошь русской культуры. Если это русский народный костюм ведущего концертной программы, его изготовление из дорогих материалов с шикарной отделкой не рационально, так как главная его задача – соответствие тематике программы и эффектность.

3. Технологические требования – все элементы костюмов должны быть выполнены на высоком уровне, как с конструкторской, так и с технологической точки зрения. В костюме не должно быть таких элементов, которые могли бы оказаться помехой в ходе выступления. Это накладывает определенные ограничения и на используемые материалы, и на фасон костюма. Не стоит забывать и о том, что зачастую владельцу костюма приходится часто и быстро его менять – для этого в костюме должны быть предусмотрены удобные застежки. Поэтому важно, чтобы костюм сидел идеально, и подходил к случаю.

4. Гигиенические требования  к тканям для торжественных платьев и сценических костюмов, предназначаемых для кратковремен­ной носки, менее значимы, однако их несоблюдение должно быть по возможности компенсировано конструкцией изделия.

5. Износостойкость материалов не столь важна для сценического костюма, потому что в отличие от повседневной одежды он подвергается изнашиванию в крайне малой мере, так как применяется только по определенному случаю. Бережное хранение костюма позволит уберечь его от частой стирки и запыленности, а правильная влажно-тепловая обработка от повреждений материала.

Представленная ранговая значимость требований может послужить основой для определения оптимальных для изготовления изделия материалов и сократит как временные так и материальные затраты.


Библиографический список
  1. Итмыкова, Л.В. Народный костюм как средство упорядочивания социального пространства / Л.В. Итмыкова // Вестник таганрогского государственного педагогического института. – Таганрог: Таганрогский государственный педагогический институт им. А.П. Чехова:, 2011. – №2. – С. 27-32.
  2. Калашникова, Н.М. Народный костюм в контексте российской культуры: дис. … д-ра культурологии, СПб., 1999. – 428 с.
  3. Каршинова Л.В. Русский народный костюм: монография / Л.В. Каршинова. – М.: Белые альвы. – 2005. –  63 с.


Все статьи автора «Голубничий Артем Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: