В современном мире значимость культуры в сохранении психофизического здоровья выделяется многими учеными. Отмечается рост интереса к психосоциальным и этнокультурным факторам, которые оказывают влияние человеческое здоровье.
Психология здоровья как наука возникла относительно недавно. Она занимается изучением связи между состоянием душевного и физического благополучия или неблагополучия, ведением здорового или нездорового образа жизни и поведенческими факторами. Эти исследования помогают выяснить какое влияние оказывают народная культура и традиции на человека, какое значение имеют в формировании здоровьесберегающей образовательной среды. Подобные изучения формируют в воспитуемых важное качество личности – культуру здоровья.
Культура здоровья может рассматриваться в трех проявлениях: здоровьетворящее мышление, здоровьеформирующее и здоровьесберегающее поведение. Пропаганда культуры здоровья приводит не только к улучшению здоровья индивида и стремлению улучшить здоровье окружающих, но и к формированию духовно-нравственных отношений с компонентами природной и социальной среды. Это подтверждает важность формирования данной культуры в онтогенезе.
Традиционные основания для воспитания культуры здоровья у подростающего поколения имеются в фольклоре. Современными науками фольклор рассматривается как комплексная научная дисциплина, имеющая своим предметом совокупность явлений народной культуры.
Возвращаясь к истокам данного понятия, следует отметить, что одной из характерных черт русской народной культуры было раннее жизненное ориентирование ребенка, подготовка к взрослой жизни. Эту задачу решал «материнский» фольклор – потешки, пестушки и колыбельные. Они обеспечивали целостное мировосприятие, помогали ребенку самоопределиться. Познание своего Я начинается через усвоение телесности, что является одним из главных элементов умственного и личностного развития.
Колыбельная – это музыкальный жанр, в котором один из родителей, чаще всего мать, обращается к своему младенцу, пребывающему в состоянии перехода ко сну. Функционально колыбельная направлена на завершение этой фазы. При этом, многие учёные рекомендуют петь колыбельные песни детям, находящимся еще в утробе, ведь ребенок начинает реагировать на звук на ранних сроках внутриутробного развития. Также, научно доказано, что распевание колыбельных во время вынашивания плода облегчает симптоматику токсикоза и, в целом, существенно облегчает протекание беременности: у матери снижается ритм сердечных сокращений, приходит в норму давление. Ребенок при этом получает гораздо больше кислорода, а колебания околоплодных вод оказывают положительное влияние на его развитие. Пение колыбельных в этот важный период является и хорошим дыхательным тренингом.
Особенности влияния колыбельной на детский организм заключаются в том, что по своей музыкальной форме колыбельная чаще всего имеет размер 4/4. Это соответствует ритму бьющегося человеческого сердца в состоянии покоя. Так как основной целью колыбельной является убаюкивание ребенка и здоровый сон, то мелодия является однообразной и монотонной. Основной музыкальный приём, который создает эффект убаюкивания – это остинато, многократное повторение определенной мелодической фигуры. Большинство колыбельных при этом имеют большую смысловую словесную нагрузку, создающую эффект программирования сознания малыша, хотя даже самые простые строки по типу «баю-баюшки-баю», согласно медицинским исследованиям, активируют правое полушарие мозга, что способствует увеличению умственной активности и повышению внимания.
Формирование «базового доверия» к жизни – важная задача младенческого периода. Колыбельные сочетают в себе определенную смысловую нагрузку и постоянное присутствие матери, телесный контакт и словесное общение. Приобретенное в этот период доверие будет являться основание для жизненного оптимизма во взрослом возрасте. Риск утраты этого чувства или полное его отсутствие могут привести к появлению суицидальных наклонностей у индивида, к отказу бороться за жизнь, даже когда у проблем есть решение.
Помимо содержания одним из преимуществ колыбельной является тот факт, что ситуация её функционирования – чаще всего вечернее время, приглушенный свет, отдых от дневного шума. Голос матери – единственное, к чему приковано внимание ребенка, он находится в особом состоянии душевной расслабленности. Ритм песни, равномерные укачивания и согласованность с дыханием малыша обеспечивают восприятие информации на уровне подсознания. Ребенок засыпает эмоционально спокойным, уравновешенным и умиротворенным, что оказывает большое влияние на формирование его психофизического здоровья. Важность колыбельной заключается в обеспечении формирования условного рефлекса засыпания. Это необходимо для поддержания цикличного ритма существования человека – попеременного чередования бодрствования и сна. Биологический ритм имеет большое значение для всего живого на земле [1].
Колыбельные песни и укачивания стимулируют работу естественных биоритмов мозга. Нейрофизиологи утверждают, что синхронизирующие системы мозга должны быть подготовлены для правильного протекания процесса засыпания. Они развиваются под влиянием внутренних и внешних ритмических стимулов, а если становление процессов содержащих определенные стадии сна, нарушается или замедляется, то ребенок начинает укачивать себя самостоятельно, раскачиваясь в кроватке. Многие дети просто трутся головой о подушку.
Возвращаясь к текстовому содержанию колыбельной песни, стоит отметить, очень часто основным её персонажем является кот:
«Вы коты, коты, коты,
У вас желтые хвосты.
Вы коты, коты, коты,
Принесите дремоты» [2].
Этот факт можно объяснить тем, что в славянской мифологии существовал Кот-Баюн, который вместе со своими сородичами мог дарить сон. Современные исследования также доказывают этот факт целебности кошек: звуки в определенном диапазоне (27-44 Гц), издаваемые котом, оказывают благотворное влияние на кости человека. Несомненно, в древности этот факт известен не был, но многовековой опыт народа и его меткие наблюдения передавались из поколения в поколения в этих строках колыбельных песен.
Неоспоримым является и то, что колыбельные помогают ребенку быстрее заговорить, так как они способствуют развитию его речи: в ответ на песню ребенок может издавать звуки, хорошо развивающие его голосовые связки, гортань. Помимо этого, колыбельная песня хорошо развивает память, ребенок быстрее различает и запоминает интонационную окраску речи.
Педагогическое значение фольклорных текстов заключается в их своеобразной силе, в емкости образов и мелодичности. Они легко проникают в глубины сознания, потому что написаны на родном и понятном языке [3].
В наше время ученые с сожалением отмечают факт, что популярность колыбельных падает. На смену им приходят «неживые» электронные записи. По данным проведенного опроса, более 80% студентов ОГПУ помнят, как матери пели им колыбельные, испытывают при этом приятные воспоминания, но около 40% опрошенных респондентов своим детям в будущем петь не хотят, так как это уже не модно и отнимает много времени.
Конькина Е.В., доцент, кандидат педагогических наук ОГПУ, в своей статье [4] также рассматривает эту проблему и считает, что основными её решениями могут стать женские консультации и уроки материнства, включение в учебную программу пед. колледжей и университетов специальных фольклорных практикумов, этнографические фольклорные коллективы, некоторые детские передачи и кинематограф.
Колыбельная песня – полифункциональна. Это дар народного фольклора, живущий почти в каждом доме и в современном мире. Наша задача, как педагогов и врачей, донести до будущих поколений важность этого элемента культуры и сохранить его существование на долгие века.
Библиографический список
- Марютина Т.М., Кондаков И.М., Психофизиология, раздел II, тема 3.2. Психофизиология сна. [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL:http://www.ido.rudn.ru/psychology/psychophysiology/index.html
- Резничек Н.В., Подборка текстов русских народных колыбельных. [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://perinatalcons.ru/statii_teksti_russkih_kolibelnih.html
- Окушова Г.А., Человек образованный: о ценностных основаниях отечественной педагогики // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2009, №8. С. 11-13.
- Конькина Е.В., Здоровьеохранительные культурные формы: семантика и прагматика фольклора. [Электронный ресурс] /Режим доступа: URL:http://vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/PDF/articles/konkina_e._v._119_125_1_103_2011.pdf