КОЛЫБЕЛЬНАЯ И ЕЁ РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Кобылянская Александра Ильинична1, Конькина Евгения Владимировна2, Глазева Маргарита Алексеевна3
1Оренбургский государственный педагогический университет, факультет иностранных языков
2Оренбургский государственный педагогический университет, доцент кафедры общей педагогики
3Оренбургский государственный медицинский университет, доцент кафедры общей психологии

Аннотация
Данная статья посвящена исследованию роли колыбельной в развитии ребенка с точки зрения педагогики, психологии и медицины. Проведенный анализ доказывает пользу применения этого музыкального жанра в воспитании подрастающего поколения.

Ключевые слова: воспитание, колыбельная, культура здоровья, педагогика, развитие ребенка


THE LULLABY AND IT'S ROLE IN THE FORWARDNESS OF A CHILD

Kobylyanskaya Aleksandra Ilinichna1, Konkina Evgenia Vladimirovna2, Glazeva Margarita Alekseevna3
1Orenburg State Pedagogical University, Faculty of Foreign Languages
2Orenburg State Pedagogical University, docent of Department of General Pedagogy
3Orenburg State Medical University, docent of Department of General Psychology

Abstract
The paper contemplates research of the role of the lullaby in the forwardness of a child from the point of view of pedagogy, psychology and medicine. The analysis proves benefits of using this music genre in the fosterage.

Keywords: forwardness, health culture, lullaby, pedagogy, upbringing


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Кобылянская А.И., Конькина Е.В., Глазева М.А. Колыбельная и её роль в развитии ребенка // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/04/14991 (дата обращения: 01.03.2024).

В современном мире значимость культуры в сохранении психофизического здоровья выделяется многими учеными. Отмечается рост интереса к психосоциальным и этнокультурным факторам, которые оказывают влияние человеческое здоровье.

Психология здоровья как наука возникла относительно недавно. Она занимается изучением связи между состоянием  душевного и физического благополучия или неблагополучия, ведением здорового или нездорового образа жизни и поведенческими факторами. Эти исследования помогают выяснить какое влияние оказывают народная культура и традиции на человека, какое значение имеют в формировании здоровьесберегающей образовательной среды. Подобные изучения формируют в воспитуемых важное качество личности – культуру здоровья.

Культура здоровья может рассматриваться в трех проявлениях: здоровьетворящее мышление, здоровьеформирующее и здоровьесберегающее поведение. Пропаганда культуры здоровья приводит не только к улучшению здоровья индивида и стремлению улучшить здоровье окружающих, но и к формированию духовно-нравственных отношений с компонентами природной и социальной среды. Это подтверждает важность формирования данной культуры в онтогенезе.

Традиционные основания для воспитания культуры здоровья у подростающего поколения имеются в фольклоре. Современными науками фольклор рассматривается как комплексная научная дисциплина, имеющая своим предметом совокупность явлений народной культуры.

Возвращаясь к истокам данного понятия, следует отметить, что одной из характерных черт русской народной культуры было раннее жизненное ориентирование ребенка, подготовка к взрослой жизни. Эту задачу решал «материнский» фольклор – потешки, пестушки и колыбельные. Они обеспечивали целостное мировосприятие, помогали ребенку самоопределиться. Познание своего Я начинается через усвоение телесности, что является одним из главных элементов умственного и личностного развития.

Колыбельная – это музыкальный жанр, в котором один из родителей, чаще  всего мать, обращается к своему младенцу, пребывающему в состоянии перехода ко сну. Функционально колыбельная направлена на завершение этой фазы. При этом, многие учёные рекомендуют петь колыбельные песни детям, находящимся еще в утробе, ведь ребенок начинает реагировать на звук на ранних сроках внутриутробного развития. Также, научно доказано, что распевание колыбельных во время вынашивания плода облегчает симптоматику токсикоза и, в целом, существенно облегчает протекание беременности: у матери снижается ритм сердечных сокращений, приходит в норму давление. Ребенок при этом получает гораздо больше кислорода, а колебания околоплодных вод оказывают положительное влияние на его развитие. Пение колыбельных в этот важный период является и хорошим дыхательным тренингом.

Особенности влияния колыбельной на детский организм заключаются в том, что по своей музыкальной форме колыбельная чаще всего имеет размер 4/4. Это соответствует ритму  бьющегося человеческого сердца в состоянии покоя. Так как основной целью колыбельной является убаюкивание ребенка и здоровый сон, то мелодия является однообразной и монотонной. Основной музыкальный приём, который создает эффект убаюкивания – это остинато, многократное повторение определенной мелодической фигуры. Большинство колыбельных при этом имеют большую смысловую словесную нагрузку, создающую эффект программирования сознания малыша, хотя даже самые простые строки по типу «баю-баюшки-баю», согласно медицинским исследованиям, активируют правое полушарие мозга, что способствует увеличению умственной активности и повышению внимания.

Формирование «базового доверия» к жизни – важная задача младенческого периода. Колыбельные сочетают в себе определенную смысловую нагрузку и постоянное присутствие матери, телесный контакт и словесное общение. Приобретенное  в этот период доверие будет являться основание для жизненного оптимизма во взрослом возрасте. Риск утраты этого чувства или полное его отсутствие могут привести к появлению суицидальных наклонностей у индивида, к отказу бороться за жизнь, даже когда у проблем есть решение.

Помимо содержания одним из преимуществ колыбельной является тот факт, что ситуация её функционирования – чаще всего вечернее время, приглушенный свет, отдых от дневного шума. Голос матери – единственное, к чему приковано внимание ребенка, он находится в особом состоянии душевной расслабленности.  Ритм песни, равномерные укачивания и согласованность с дыханием малыша обеспечивают восприятие информации на уровне подсознания. Ребенок засыпает эмоционально спокойным, уравновешенным и умиротворенным, что оказывает большое влияние на формирование его психофизического здоровья.  Важность колыбельной заключается в обеспечении формирования условного рефлекса засыпания. Это необходимо для поддержания цикличного ритма существования человека – попеременного чередования бодрствования и сна. Биологический ритм имеет большое значение для всего живого на земле [1].

Колыбельные песни и укачивания стимулируют работу естественных биоритмов мозга. Нейрофизиологи утверждают, что синхронизирующие системы мозга должны быть подготовлены для правильного протекания процесса засыпания. Они развиваются под влиянием внутренних и внешних ритмических стимулов, а если становление процессов содержащих определенные стадии сна, нарушается или замедляется, то ребенок начинает укачивать себя самостоятельно, раскачиваясь в кроватке. Многие дети просто трутся головой о подушку.

Возвращаясь к текстовому содержанию колыбельной песни, стоит отметить, очень часто основным её персонажем является кот:

«Вы коты, коты, коты,
У вас желтые хвосты.
Вы коты, коты, коты,
Принесите дремоты» [2].

Этот факт можно объяснить тем, что в славянской мифологии существовал Кот-Баюн, который вместе со своими сородичами мог дарить сон. Современные исследования также доказывают этот факт целебности кошек: звуки в определенном диапазоне (27-44 Гц), издаваемые котом, оказывают благотворное влияние на кости человека. Несомненно, в древности этот факт известен не был, но многовековой опыт народа и его меткие наблюдения передавались из поколения в поколения в этих строках колыбельных песен.

Неоспоримым является и то, что колыбельные помогают ребенку быстрее заговорить, так как они способствуют развитию его речи: в ответ на песню ребенок может издавать звуки, хорошо развивающие его голосовые связки, гортань. Помимо этого, колыбельная песня хорошо развивает память, ребенок быстрее различает и запоминает интонационную окраску речи.

Педагогическое значение фольклорных текстов заключается в их своеобразной силе, в емкости образов и мелодичности. Они легко проникают в глубины сознания, потому что написаны на родном и понятном языке [3].

В наше время ученые с сожалением отмечают факт, что популярность колыбельных падает. На смену им приходят «неживые» электронные записи. По данным проведенного опроса, более 80% студентов ОГПУ помнят, как матери пели им колыбельные, испытывают при этом приятные воспоминания, но около 40% опрошенных респондентов своим детям  в будущем петь не хотят, так как это уже не модно и отнимает много времени.

Конькина Е.В., доцент, кандидат педагогических наук ОГПУ, в своей статье [4] также рассматривает эту проблему и считает, что основными её решениями могут стать женские консультации и уроки материнства, включение в учебную программу пед. колледжей и университетов специальных фольклорных практикумов, этнографические фольклорные коллективы, некоторые детские передачи и кинематограф.

Колыбельная песня – полифункциональна. Это дар народного фольклора, живущий почти в каждом доме и в современном мире. Наша задача, как педагогов и врачей, донести до будущих поколений важность этого элемента культуры и сохранить его существование на долгие века.

 


Библиографический список
  1. Марютина Т.М., Кондаков И.М., Психофизиология, раздел II, тема 3.2. Психофизиология сна. [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL:http://www.ido.rudn.ru/psychology/psychophysiology/index.html
  2. Резничек Н.В., Подборка текстов русских народных колыбельных. [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://perinatalcons.ru/statii_teksti_russkih_kolibelnih.html
  3. Окушова Г.А., Человек образованный: о ценностных основаниях отечественной педагогики // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2009, №8. С. 11-13.
  4. Конькина Е.В., Здоровьеохранительные культурные формы: семантика и прагматика фольклора. [Электронный ресурс] /Режим доступа: URL:http://vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/PDF/articles/konkina_e._v._119_125_1_103_2011.pdf

 



Все статьи автора «Кобылянская Александра Ильинична»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: