УДК 332.821

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛЬЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ»

Сбродова Надежда Васильевна1, Семка Юлия Федоровна1
1ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», старший преподаватель

Аннотация
В статье раскрываются тенденции процесса переселения населения из ветхого и аварийного жилья в крупнейшем городе. Обосновываются варианты решения выявленных проблем, в первую очередь, проблемы недостаточного финансирования муниципальных программ.

Ключевые слова: ветхое и аварийное жилье, Екатеринбург, муниципальное образование, переселение, реконструкция


THE DECISION OF PROBLEMS OF RESETTLEMENT OF PEOPLE FROM DILAPIDATED AND EMERGENCY HOUSING IN THE MUNICIPALITY «EKATERINBURG CITY»

Sbrodova Nadezhda Vasilevna1, Semka Julia Fedorovna1
1Ural State University of Economics, senior lecturer

Abstract
The article reveals tendencies of the process of resettlement of people from dilapidated housing in the largest city. The authors justifies solutions to identified problems in the first place, of the problem of insufficient funding for municipal programmes.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Сбродова Н.В., Семка Ю.Ф. Решение проблемы переселения населения из ветхого и аварийного жилья в муниципальном образовании «Город Екатеринбург» // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/12/18562 (дата обращения: 04.01.2017).

На сегодняшний день проблема переселения населения из ветхого и аварийного жилья – это одна из самых острых и трудно разрешаемых проблем в Российской Федерации. Особенно это характерно для больших городов, таких, как Екатеринбург. Ветхий фонд, с одной стороны, портит общий вид местности, производит негативное впечатление не только на самих граждан, но и на приезжающих; с другой стороны, проживание в таких домах несет в себе зачастую прямую угрозу жизни. Кроме того, процессы в сфере переселения граждан из ветхого и аварийного жилья могут стать локомотивом для развития строительной отрасли и обеспечить мультипликативный эффект социально-экономического развития муниципального образования.

Согласно нормативным документам, ветхое состояние здания определяется как «состояние, при котором конструкции здания и здание в целом имеет износ: для каменных домов – свыше 70%, деревянных домов со стенами из местных материалов, а также мансард – свыше 65%, основные несущие конструкции сохраняют прочность, достаточную для обеспечения устойчивости здания, однако здание перестает удовлетворять заданным эксплуатационным требованиям» [1]. Аварийное состояние здания, – это состояние здания, при котором более половины жилых помещений и основных несущих конструкций здания (стен, фундаментов) отнесены к категории аварийных и представляют опасность для жизни проживающих.

Деятельность по переселению населения из ветхого и аварийного жилья в Екатеринбурге осуществляет Комитет по жилищной политике Администрации города Екатеринбурга.

За период с 2011 по 2015 гг. в Екатеринбурге были реализованы две муниципальные программы: «Переселение жителей муниципального образования «город Екатеринбург» из ветхого и аварийного жилищного фонда» на 2011-2013 годы» и «Переселение жителей муниципального образования «город Екатеринбург» из ветхого и аварийного жилищного фонда» на 2014-2016 годы»  (таблица 1) [2,3]. 

Таблица 1 – Показатели реализации муниципальных программ переселения населения из ветхого и аварийного жилья в Екатеринбурге, 2011-2015 гг., тыс. руб.

2011

2012

2013

2014

2015

Всего за счет всех источников финансирования

10490,8

13296,8

8837,3

6165,6

11120,2

в том числе:

администрациями города и районов

4468,2

7207,7

5697,8

3218,0

6577,2

предприятиями-застройщиками и организациями, осуществляющими реконструкцию ветхих домов – памятников архитектуры

6022,6

6083,1

3139,5

2947,6

4543,0

Соответственно, в ходе реализации муниципальных программ за период с 2011 по 2015 гг.  было предоставлено 49910,7 м2 жилых помещений за счет всех источников финансирования (рис. 1) [4].

 

Рис. 1. Динамика предоставления гражданам жилых помещений, 2011-2015, м2 общей площади

Переселение граждан из ветхих и аварийных домов осуществлялось путем выкупа жилых помещений и предоставления гражданам благоустроенных жилых помещений взамен помещений в ветхих и аварийных домах.

Возможности для переселения создает массовое строительство нового жилья. В Екатеринбурге, несмотря на кризисные явления в экономике, ежегодный объем введенного в эксплуатацию жилья составляет около 1 миллиона кв. метров, что приближает город к российским лидерам по данному параметру – Москве, Санкт-Петербургу, Новосибирску и Краснодару (табл. 2).

Таблица 2 – Объем ввода в эксплуатацию жилья в Екатеринбурге, тыс. м2

Год

Объём введённого в эксплуатацию жилья, тыс. м²

2014

1000,0

2013

879,0

2012

1058,9

2011

1050,0

2010

1026,8

2000

294,0

1994

485,0

За период с 2011 по 2015 гг. наблюдается тенденция к снижению общей площади ветхого и аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «город Екатеринбург»; общая площадь ветхого и аварийного жилья уменьшилась на 48,7 тыс. м2, или 12,69%. (рисунок 2).

Рис. 2. Динамика общей площади ветхого и аварийного жилья в Екатеринбурге в 2011 – 2015 гг., тыс. м2

Однако, за 5 лет в сфере переселения населения Екатеринбурга из ветхого и аварийного жилья можно выделить две отрицательные тенденции.

Во-первых, это уменьшение количества переселенных семей (табл. 3).

Таблица 3 – Количество семей, переселенных из ветхих и аварийных домов в благоустроенное жилье за период с 2011 по 2015 гг., ед.

2011

2012

2013

2014

2015

Всего за счет всех источников финансирования

243

314

253

207

298

в том числе:

администрациями города и районов

110

178

146

105

185

предприятиями-застройщиками и организациями, осуществляющими реконструкцию ветхих домов – памятников архитектуры

133

136

107

102

113

Во-вторых, за исследуемый период проявилась тенденция к стабильному снижению финансирования мероприятий программ, связанных с переселением населения из ветхих и аварийных домов, со стороны органов местного самоуправления (табл. 4).

Таблица 4 – Расходы городского бюджета Екатеринбурга, 2011 – 2015 гг., тыс. руб.

2011

2012

2013

2014

2015

Расходы городского бюджета Екатеринбурга

197842,0

107596,0

94917,0

191321,0

103575,0

в том числе:

расходы на цели строительства жилья для переселения граждан из ветхих и аварийных домов

197842,0

67596,0

54917,0

50000,0

4575,0

расходы для выкупа жилых помещений у собственников

-

40000,0

40000,0

141321,0

99000,0

Возможны следующие варианты решения выявленных проблем.

Во-первых, гораздо экономнее не сносить ветхое жилье, а реконструировать его, так как окупаемость подобного инновационного проекта в несколько раз выше, чем у обычного снова ветхого дома. Например, согласно внутренним данным Администрации Екатеринбурга о выселении граждан из ветхих и аварийных жилых домов, в 2013 г. расходы городского бюджета на строительство жилого дома общей площадью 6069,8 кв. м., находящегося по адресу: г. Екатеринбург, ул. Софьи Перовской, д. 106, составили 197 842,0 тыс. руб.; в то же время, согласно региональной адресной программе «Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Свердловской области в 2013 году» от 10.06.2011 г. № 726, стоимость затрат на капитальный ремонт аналогичного по площади жилого дома, находящегося по адресу: г. Екатеринбург, ул. Водная, д. 13, площадью 5 699 кв. м., составила 11 265,0 тыс. руб.

Выгода от реконструкции ветхого жилья распространяется на все категории участников этого процесса:

- жители. Семьи получают новые квартиры с улучшенной планировкой и добавочными квадратными метрами. Цена за их квартиры повышается в несколько раз, в отличие от старых, аварийных домов. Сами жильцы не делают никаких материальных вложений в новые квартиры. Их детям не нужно переводиться в другие садики, школы и поликлиники. Плата за отопление снижается в 1,5–2 раза, несмотря на увеличение квадратуры, так как потери тепла в новых домах значительно меньше, чем в старых;

- инвесторы. Строительным компаниям не нужно разрабатывать новые участки земли под застройки жилых зданий. На фундаменте старого здания, после незначительных вложений в его укрепление, может быть реконструировано здание более высокой этажности (4-5 этажей вместо 3-4 и т.п.). Стоимость «лишних» квартир достаточно высока, так как они благоустроены по современным стандартам. В некоторых странах Европы (Германии, Австрии) проблемы с ветхим жильем уже давно решаются методом реконструкции зданий. Показатель окупаемости таких проектов весьма привлекателен: полная реконструкция большого жилого микрорайона осуществляется за 7-8 лет;

- органы муниципальной власти. Городские власти, на балансе которых находится ветхое жилье, избавляются от проблемы с глобальным расселением граждан. Семьи, чей дом реконструируется, временно заселяются на свободное жилье (маневренный фонд), а затем возвращаются в новые квартиры. Не нужно решать проблемы с постройкой обязательных социальных объектов (школ, больниц, детских садов и т.д.), новых шоссейных дорог, с озеленением территории, как того требует законодательство при сдаче новых жилых микрорайонов.

Во-вторых, стоит отметить такую проблему, как нежелание части собственников помещений в многоквартирном доме освобождать помещения в ветхом и аварийном доме. Следовательно, лица, отказывающиеся от переезда, должны сниматься с учета как нуждающиеся в переселении. В этом случае собственникам будет выплачиваться лишь компенсация в виде его доли в реализованных с аукциона земельном участке и доме.

В-третьих, можно перенять опыт Великобритании, согласно которому реконструкция зданий является обязанностью собственника, и органы власти лишь оказывают поддержку в виде субсидирования части расходов и различных стимулирующих программ[5].


Библиографический список
  1. Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004: [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93475/#dst100973
  2. Об утверждении долгосрочной целевой программы переселения жителей муниципального образования город Екатеринбург из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2011 – 2013 годы: Постановление Администрации г. Екатеринбурга от 25.11.2010 г.  № 10.
  3. Об утверждении муниципальной программы «Переселение жителей муниципального образования «город Екатеринбург» из ветхого и аварийного жилищного фонда» на 2014 – 2016 годы: Постановление Администрации г. Екатеринбурга от 02.12.2013 г. № 4029.
  4. Об утверждении муниципальной программы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории муниципального образования «город Екатеринбург» на 2017 – 2020 годы: Постановление Администрации г. Екатеринбурга от 31.10.2016 N 2163.
  5. Стебеняева Т.В., Островский С.М. Зарубежный опыт воспроизводства жилищного фонда // Проблемы современной науки: сб. науч. тр. Вып. 3. Ставрополь: Центр научного знания «Логос», 2012. С. 213-224.


Все статьи автора «Пестряков Алексей Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация