УДК 378.147

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Лихачева Кристина Евгеньевна
Ставропольский государственный педагогический институт
cтудентка историко-филологического факультета

Аннотация
Эта статья посвящена анализу эффективного применения современных методов на уроках иностранного языка в неязыковом вузе. Использование современных методов на уроках иностранного языка способствует улучшению качества обучения,обеспечению гармоничного развития личности, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий.

Ключевые слова: инновационные технологии, иностранный язык, неязыковой вуз, современный метод


THE EFFECTIVE USING OF MODERN METHODS AT THE FOREIGN LANGUAGE LESSONS IN NON-LANGUAGE HIGH SCHOOL

Lihacheva Kristina Evgenjevna
Stavropol State Pedagogical Institute
student of History and Philology Faculty

Abstract
This article deals with the analysis of the effective using of modern methods at the foreign language lessons in non-language high school. The use of modern methods at the foreign language lessons promotes the improvement of the teaching quality, ensuring of the harmonious personality development, who is joined to the informative-communicative opportunities of modern technologies.

Keywords: foreign language, innovative technologies, modern method, non-language high school


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Лихачева К.Е. Эффективность применения современных методов на уроках иностранного языка в неязыковом вузе // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/12/18488 (дата обращения: 28.05.2017).

Мы живем в постиндустриальном обществе, в котором большую роль играют новые технологии, позволяющие людям продвинуться далеко вперед в различных сферах деятельности. Сегодня вообще сложно представить современного человека, а уж тем более профессионала без навыков работы с компьютерами и периферийными устройствами, которые позволяют выполнять работу более качественно и быстро. Благодаря этому на смену традиционному преподаванию приходит новое, позволяющее добиться более эффективного результата в процессе обучения [1].

Целью данной работы является исследование подходов эффективного внедрения инновационных технологий в образовательном процессе на уроках иностранного языка в неязыковом вузе, а также их влияние на повышение качества знаний студентов.

Актуальность данной статьи состоит в том, что преподавание иностранных языков также требует применения  современных методов обучения с использованием новых технологий, поэтому современному педагогу важно ознакомиться с этими методами, чтобы в дальнейшем успешно использовать их на практике, повышая качество знаний у студентов.

Задачей данной работы является анализ применения новых методов с использованием современных технологий для успешного обучения иностранному языку в неязыковом вузе.

Согласно ФГОС ВО 3+, студенты нелингвистических специальностей по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями) должны обладать готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности [2].

Иноязычное образование должно обеспечить студентам определенный уровень знания языка, который позволит им свободно участвовать в межкультурной коммуникации [3].

Дисциплина  «Иностранный язык» в неязыковом вузе  часто вызывает  сложность у студентов, так как является непрофилирующей. У студентов неязыковых вузов иногда происходит понижение мотивации к изучению иностранного языка [4]. А мотивация, как известно, оказывает существенное  влияние на эффективность обучения иностранным языкам[5].

Для повышения эффективности и результативности обучения иностранного языка,  а также для формирования мотивации студентов к его изучению, преподавателям нужно тщательно отбирать учебный материал и  правильно его применять[6].

Успех в обучении зависит от методов, которые преподаватель использует, чтобы добиться поставленных целей. Ведь очень важно уметь заинтересовать студентов, чтобы у них возникло желание изучать данную дисциплину. Лев Андреевич Арцимович говорил: «студент – это не сосуд, который надо заполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь». На протяжении долгого времени зарубежные и отечественные педагоги пытались найти эффективные методы для обучения, которые позволили бы свободно овладеть иностранными языками.

В Европе на протяжении долгого времени преобладал грамматико-переводной метод. В конце XVIII в. появляется текстуально-переводной. В конце XIX в. был создан так называемый «натуральный» метод. На основе его возникает прямой. В США в годы Второй мировой войны был разработан метод, который значительно ускорил изучение иностранных языков – «армейский». Идеи этого метода легли в основу аудиолингвального, который возник в конце 50-х – начале 60-х гг.  Одновременно с аудиолингвальным в США во Франции разрабатывается аудиовизуальный метод. В конце 40-х гг. прошлого столетия в нашей стране возникает сознательно-сопоставительный метод обучения иностранным языкам [3]. Все вышеперечисленные методы позволяют нам предположить, что педагогическое сообщество на протяжении долгого времени и по сей день пытается найти наиболее эффективный метод обучения иностранным языкам.

На сегодняшний день в отечественной методике существует четыре аспекта цели обучения иностранным языкам:

1)    учебный практический аспект

2)    воспитательный аспект обучения

3)    образовательный аспект

4)    развивающий аспект

Учебный практический аспект состоит в том, что учащиеся должны овладеть навыками иностранного языка настолько, чтобы уметь свободно использовать его в устной и письменной речи, что, несомненно, упрощает диалоговое взаимодействие представителей разных стран.

Воспитательный аспект направлен на воспитание духовной и нравственной личности.

Образовательный аспект предполагает близкое знакомство учащихся с культурой изучаемого иностранного языка.

Развивающий аспект помогает правильно уметь выражать свои мысли, к месту употреблять те или иные выражения, научиться анализировать чужой язык, а также уметь сопоставлять и сравнивать его со своим родным языком, чтобы находить сходства и отличия.

Сегодня мы не можем представить образованного человека без знания иностранного языка, а внедряя в образовательное учреждение новые информационные технологии, мы имеем возможность значительно ускорить процесс обучения.

Одной из наиболее значимых характеристик использования новых технологий в образовании является возможность дистанционного обучения. На сегодняшний день в России введено двухуровневое профессиональное образование (бакалавриат и магистратура), которое значительно увеличило время на самостоятельную подготовку [7].  Дистанционное образование позволяет студенту самостоятельно использовать учебную информацию в соответствии с индивидуальными возможностями каждого, при этом часть  функций педагога переходит на студента, так как задачей преподавателя становится только ориентация учащегося в нужное русло, а также помощь при возникновении каких-либо трудностей в процессе обучения.

В сети интернет на сегодняшний день можно найти множество порталов, которые способствуют дистанционному обучению. Например, Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» — организация, которая позволяет обучаться дистанционно по образовательным программам, которые выбирает сам студент или требует педагог.  После завершения курса учащимся выдается специальный сертификат, подтверждающий у них наличие определенных навыков, а также содержит информацию о том, сколько часов в себе содержал тот или иной курс. Количество курсов, которые может пройти студент – не ограничено.

Конечно, электронные программы, позволяющие изучать языки, имеют значительное преимущество, так как студентам нравятся современные методы обучения. Как показывает практика, дистанционное обучение – это удобная и полезная система. К ее преимуществам можно отнести:

1)    обучение в индивидуальном темпе;

2)    выбор любой из многочисленных программ обучения;

3)    самостоятельное планирование времени, места и продолжительности занятий;

4)    независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях;

5)    эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым [8, с. 172].

Эффективность обучения иностранного языка  заключается также в правильной организации самостоятельной работы. Правильная организация самостоятельной работы является одной из ключевых дидактико-организующих проблем и основной составляющей вузовского обучения иностранным языкам [9]. Самостоятельная работа   направлена на увеличение профессиональной компетенции и  творческой активности студентов [10].

Методисты подчеркивают, что знания, которые студенты получают самостоятельно, прочнее усваиваются, чем та готовая информация, которая может быть предоставлена педагогом [11, с. 131].

С изобретением смартфонов у пользователей появилась возможность изучать иностранные языки в своем мобильном. Одним из самых популярных приложений для изучения английского языка является «Duolingo». Оно позволяет практиковать устную речь, письмо и восприятие на слух, а также пополнять свой словарный запас с каждым занятием. Это приложение может помочь как студентам, так и преподавателям в овладении иностранными языками.

Одним из эффективных методов обучения можно назвать использование педагогом презентаций Power Point, так как наглядная информация усваивается лучше. Преподаватель может на слайде рядом с новым словом  вставить картинку, чтобы у учащихся возник ассоциативный ряд. Точно также можно и проверять, насколько хорошо был усвоен новый материал.

Для лучшего восприятия иностранной речи на слух педагог может пользоваться таким набирающим популярность порталом как YouTube, который не ограничивается лишь своей развлекательной функцией. На данном портале можно найти огромное количество образовательных каналов, предназначенных для изучения английского языка. Одним из таких каналов можно назвать «Ellis Island Club», который помогает пополнять словарный запас, учить популярные выражения из любимых сериалов и фильмов, узнавать тонкости сленга и особенности разговорной грамматики.

Также педагог может использовать на уроках иностранного языка просмотр видеофрагментов. Возможен просмотр тех же фрагментов, но без использования воспроизведения аудио, чтобы после просмотра студенты высказали свое предположительное мнение о событии в данном видеофрагменте на иностранном языке. Данный метод позволяет развивать у студентов воображение, а также умение пользоваться иностранным языком в устной речи без каких-либо листочков, учебников, и других материалов.

На основе проведенного анализа  современных методов приходим к выводу, что использование новых технологий позволит педагогам продвинуться далеко вперед в преподавании иностранных языков, это значительно увеличит качество знаний учащихся в современном обществе, а также позволит участвовать в межкультурной коммуникации без каких-либо языковых барьеров.


Библиографический список
  1. Павленко В. Г. Современные методы обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Современные тенденции в научной деятельности VII Международная научно-практическая конференция. Научный центр “Олимп”. Москва, 2015. С. 1056-1058.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями), утвержденного  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от “9″ февраля 2016г. № 91.
  3. Гусевская Н.Ю. Эволюция методов обучения иностранному языку // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2013. №6 (53)
  4. Макарова О.С. Социальная мотивация учащихся в условиях реализации обратной связи в процессе  обучения иностранному языку//Педагогическая наука и практика – региону. Материалы XVI региональной научно-практической конференции. ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт». 2016. С. 185-191.
  5. Павленко В.Г. Ассоциативный метод обучения иностранного языка в неязыковом вузе. Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 (64). С. 391-394.
  6. Павленко В.Г. Использование аутентичных текстов на уроках иностранного языка в педагогическом вузе // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/75199 (дата обращения: 09.12.2016).
  7. Панюшкина О.А. Инновационные возможности обучения иностранному языку в неязыковом ВУЗе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №1
  8. Панюшкина О.А., Лобанова Е.И., Стрижова Е.В., Нисилевич А.Б. Эффективное обучение иностранным языкам с использованием информационных технологий // Социология. 2014. №3. С. 170-175.
  9. Сарибекова Э.А. Формирование умений и навыков самостоятельной работы у студентов в процессе изучения иностранного языка. Дисс.канд. пед. наук – Ставрополь, 2006. -189 с.
  10. Павленко В.Г. Организация самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка в неязыковом вузе. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 8-2. С. 102-104.
  11. Латыпова Э.Р. Значение инновационных технологий при обучении иностранным языкам // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. №9


Все статьи автора «Лихачева Кристина Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: