УДК 338.2

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ РЕГИОНАХ

Быкова Наталья Николаевна
Тольяттинский государственный университет
старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит»

Аннотация
Инвестиционная привлекательность – это собирательное понятие, включающее инвестиционный потенциал и инвестиционные риски, что включает в себя множество факторов (субъективных и объективных), но позволяющее определить тенденции развития экономики при любых условиях, даже при глобальном кризисе.
В данной статье будут рассмотрены особенности реализации инвестиционной политики в Российской Федерации и ее регионах.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная политика, инвестиционная привлекательность региона, налоговые преференции, особая экономическая зона, субъект Российской Федерации


PECULIARITIES OF REALIZATION OF INVESTMENT POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION AND ITS REGIONS

Bykova Natalia Nikolaevna
Togliatti State University
Senior Lecturer, Department of «Finance and credit»

Abstract
Investment attractiveness is a collective term that includes the investment potential and investment risks that involves many factors (subjective and objective), but indicating trends of economy development under any conditions, even when the global crisis.
This article will examine the characteristics of the implementation of the investment policy in the Russian Federation and its regions.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Быкова Н.Н. Особенности реализации инвестиционной политики в Российской Федерации и ее регионах // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/12/18150 (дата обращения: 26.05.2017).

Важным критерием для инвестора является уровень экономического развития региона, его инвестиционная привлекательность, а дальнейший объем поступивших инвестиций оказывает влияние на совершенствование регионального развития. Степень инвестиционной привлекательности является условием для эффективного социально-экономического развития экономики, как государства в целом, так и определенного региона.

В последнее время, в связи с множеством проводимых реформам и санкций, проблема инвестирования в регионы стала намного острее, чем 4-5 лет назад. Учитывая современные проблемы в экономике, власти регионов стараются проводить работы по увеличению объема инвестированных средств:

-          разрабатывают различные программы по привлечению инвестиций в регионы;

-          проводят оценку инвестиционной привлекательности территории;

-          выявляют проблемы, влияющих на принятие инвестиционных решений.

Инвестиции представляет собой долгосрочные вложения капитала с цель получения прибыли, а инвестиционная привлекательность – это характеристика региона или отрасли, который отражает факт соответствия данного инвестиционного объекта конкретным целям определенного инвестора.

Улучшение инвестиционной привлекательности является приоритетной задачей региона, осуществить которую можно только благодаря грамотному управлению всеми сегментами инвестиционного рынка. Именно поэтому вопрос оценки инвестиционной привлекательности региона как в теоретическом, так и в практическом плане является актуальным в общей проблеме инвестиционного управления.

Оценка инвестиционной привлекательности региона проходит через те же этапы, что и отрасли экономики или отдельного предприятия: выбор системы информативных показателей; анализ и оценка аналитических показателей; прогнозирование инвестиционной привлекательности. Но при оценке региона есть и свои особенности. Так при прогнозировании инвестиционной привлекательности отрасли и проекта, важно учитывать их фазы, такие как: прединвестиционная, инвестиционная, эксплуатационная и ликвидационная.

При оценке и прогнозировании инвестиционной привлекательности региона важно учитывать особенности государственной и региональной политики, насколько эффективно развит регион (в плане разнообразия отраслей промышленности, предоставления услуг), насколько эффективно они взаимодействуют друг с другом и как происходит разделение труда.

Каждый из регионов имеет свои особенности, которые влияют на инвестиционную привлекательность. Рассмотрим основные характеристики, на которые опирается инвестор при вложении капитала:

1)        наличие квалифицированных кадров;

2)        наличие развитой логистики, информационной и управленческой инфраструктуры;

3)        уровень рентабельности капитала, сложившийся в регионе по различным направлениям инвестиционной деятельности;

4)        уровень рисков, связанных с инвестиционной деятельностью.

В Российской Федерации термины «инвестиции» и «инвестиционная деятельность» впервые были определены в законе подписанным Б. Н. Ельциным, который носил название «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» [1]. Тогда же и возникла необходимость в повышении эффективности инвестиционной политики.

В 1990-х годах были приняты первые законодательные акты о поддержке инвестиций в Татарстане, Якутии, Коми. Но сейчас действия, которые были определены в данных законах нельзя назвать эффективными.  Сама политика не носила долгосрочный характер, также не был установлен механизм по прогнозированию инвестиций. К тому же в этот период преобладала высокая инфляция, политическая нестабильность и, конечно же, сказывался кризис 1998-го года.

За 90-е годы CC столетия много внутренних инвесторов вывело накопленный капитал за границу. Возможно, что данные средства и сейчас работают на экономику иностранных государств. Стоит отметить, что в 1999 году было принято два федеральных закона об инвестиционной деятельности в Российской Федерации. В этих законах инвестиционная деятельность могла быть осуществлена в форме капитальных вложений и иностранных инвестиций в российскую экономику [2].

В настоящее время, в условиях рыночной нестабильности и применения санкций, возникла проблема привлечения реальных инвестиций в российскую экономику.  Кроме того, существует потребность в разработке новых мер по предотвращению вывода капитала за границу и повышения инвестиционной привлекательности для внутренних и внешних инвесторов.

Как отмечает Центральный Банк РФ, в 2014 году отток капитала из России составил 154,1 млрд. долларов США, а к концу 2015 года вывоз капитала упал на 2,7% и составлял 56,9 млрд. долларов США [3]. Но в 2016 году эксперты прогнозируют очередной рост, утверждая, что это связано с развитием мирового кризиса, так же аналитики выделяют следующие причины:

1)        резкий рост инфляции;

2)        ухудшение ситуации на валютном рынке;

3)        ухудшение качества жизни населения страны.

Аналитики оценили отток капитала за первые 4 месяца 2016 года в размере 75 млрд. долларов.

Объем же прямых иностранных инвестиций за 2015 год уменьшился на 92% по сравнению с 2014 годом и составил всего 3,5 млрд. долларов США.

В связи с этим России для реализации эффективного и серьезного инвестиционного проекта не обойтись без долговременного прогноза по проекту и рынку на несколько лет. Иностранные инвестиции являются одним из источников импорта технологий и важно научиться этим правильно пользоваться. Также важно создавать и свои, отечественные технологии, а, следовательно, нужно развивать образование и науку.

В концепции социально-экономического развития РФ до 2020 года упор делается на инновационное развитие российской экономики, предполагается развитие технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационных институтов, а это немало важно ведь создание подобных институтов предполагает инвестирование средства не только в науку и технологии, но и в человеческий капитал [4].

По прогнозам аналитиков, к 2020 году произойдут заметные сдвиги в области научных исследований, образования. Для финансирования развития предполагается выделение денежных средств из бюджетов (более 60%), а также из внебюджетных фондов (более 30%). Рассмотрим динамику предполагаемых изменений, результаты отражены в таблице 1.

Таблица 1 – Целевое финансирование инновационного развития Российской Федерации на период 2013-2020 гг, %

Целевое финансирование

2013

2016

2020

1

2

3

4

Доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве организаций

9,6

15,0

25,0

Интенсивность затрат на технологические инновации организаций промышленного производства

1,95

2,0

2,5

Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства

7,2

15,4

25,0

Доля новых для мирового рынка инновационных товаров (работ, услуг) в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства

0,04

0,12

0,28

Совокупный уровень инновационной активности организаций, осуществляющих технологические, организационные и маркетинговые инновации

24,0

17,0

60,0

Внутренние затраты н исследования и разработки, % от валового внутреннего продукта

1,5

1,9

30,0

Внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования:

- бюджетные средства

- внебюджетные средства

67,0

33,0

63,0

37,0

43,0

57,0

Из данных, представленных в таблице 1 видно, что инновационное развитие хоть и растет и будет (по плану) расти, но все равно имеется недофинансирование инновационного бизнеса, что сдерживает развитие инновационной экономики. Это в свою очередь не способствует росту инвестиционной активности России.

Одним из инструментов увеличения инвестиционной привлекательности является система налогообложения, в частности, налоговые преференции. Следует отметить, что в Российской Федерации установлены и успешно применяются многообразные налоговые преференции, цель которых – стимулирование инновационной деятельности. Их можно разделить на две категории:

1)        применяющиеся ко всем налогоплательщикам, осуществляющим инновационную деятельность, то есть другими словами общедоступные;

2)        специально предусмотренные в отношении компаний, являющихся резидентами технико-внедренческих особых экономических зон.

Налоговые стимулы действительны в том случае, если система косвенного регулирования является правильно структурированной и эффективно функционирующей. Поэтому главной целью в настоящее время является создание комплекса мер налогового стимулирования инновационной активности субъектов хозяйственной деятельности и создание единого механизма предоставляемых налоговых преференций.

Для придания льготам целевого характера использования и обеспечения выполнения намеченных показателей, нужно предоставлять их только тем налогоплательщикам, которые вовлечены в процесс инновационного развития экономики, а не какому-либо конкретному индивидуальному налогоплательщику, иными словами льготы не должны носить индивидуальный характер.

После того, как в 2005 году был принят Закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее по тексту – ОЭЗ) [5] было создано 24 ОЭЗ по разным направлениям: промышленность (9 шт.), технологии (5 шт.), туризм (7 шт.), логистика (3 шт.). В 2015 году также был подписан закон о создании ОЭЗ в Крыму и Севастополе [6]. Для всех видов ОЭЗ предусмотрены общие налоговые льготы:

1)        пониженная ставка налога на прибыль;

2)        освобождение от уплаты налога на имущество на срок от 5 до 10 лет;

3)        освобождение от уплаты земельного налога на 5-10 лет;

4)        преференции по транспортному налогу.

В зависимости от типа ОЭЗ так же могут быть предоставлены следующие льготы инвесторам:

1)        освобождение от налога на добавленную стоимость (далее по тексту – НДС);

2)        применение повышающего коэффициента амортизации к основным средствам;

3)        пониженные ставки для страховых взносов;

4)        таможенные преференции (все импортируемое и экспортируемое сырье и технологии будут ввозится в ОЭЗ и вывозятся за рубеж без уплаты НДС, таможенной пошлины).

В таблице 2 приведена основная информация по каждой ОЭЗ РФ, а также результаты их создания.

Таблица 2 – Особые экономические зоны Российской Федерации на 2016 год

Название

Год создания

Кол-во резидентов

Кол-во рабочих мест

Общий объем инвестиций

Объем используемых налоговых льгот

Объем уплаченных налогов в бюджеты всех уровней

Объем таможенных платежей, уплаченных резидентами

1

2

3

4

5

6

7

8

Промышленные

ППТ «Моглино»

(Псков)

2012

1

2500

2881,5 млн. руб.

Итого:

6 005 млн. рублей

Итого:

2 401 млн. рублей

Итого:

4 511 млн. рублей

ППТ «Калуга»

2012

3

1000

2,6 млн. руб.

ППТ «Ступино»

2015

1

6000

50 млрд. руб.

ППТ «Липецк»

2005

23

2000

7533,6 млн. руб.

ППТ «Алабуга» (Татарстан)

2005

42

3000

23,0 млн. руб.

ППТ «Тольятти»

2010

17

2000

1,6млрд. руб.

ППТ «Лотос»

2014

1

2500

-

ППТ «Титановая Долина»

2010

8

1500

8,7 млрд. руб.

ППТ «Владивосток»

2014

-

5200

5 665 млн. руб.

Технологические

ТВТ «Дубна» (Московская обл.)

2005

92

9000

8 342,5 млн. руб.

Итого:

756 млн. рублей

Итого:

1 511 млн. рублей

Итого:

156 млн. рублей

ТВТ «Санкт-Петербург»

2005

36

700

8 102 млн. руб.

ТВТ «Томск»

2005

67

2000

20,5 млрд. руб.

ТВТ «Зеленоград» (Москва)

2005

37

2969

93 955 млн. руб.

ТВТ «Иннополис»

2012

2

50 тыс.

10 799 млн. руб.

Туристические

ТРТ «Завидово»

2015

3

4500

146 млрд. руб.

 

Итого:

20 млн. рублей

ТРТ Северокавказский туристический кластер

2010

7

72 тыс.

28 млн. руб.

ТРТ «Бирюзовая Катунь»

2007

17

7000

1,7 млрд. руб.

Не использовались

Не

предусмотрено

ТРТ «Долина Алтая»

2007

5

2400

2,3млрд. руб.

ТРТ «Ворота Байкала»

2007

5

3000

11,8млрд. руб.

ТРТ «Байкальская гавань»

2007

12

2000

2,7млрд. руб.

ТРТ «Остров Русский»

2010

1600

7 млрд. руб.

Логистического типа

ПТ «Мурманск»

2010-2016

проект постановления Правительства РФ «О досрочном прекращении существования ОЭЗ ПТ на территории Мурманской области».

ПТ «Ульяновск»

2009

6

2247

826,6 млн. руб.

Не использовали

5 млн. рублей

Не уплачивались

ПТ «Советская Гавань»

По состоянию на 01.07.2014 не функционирует

Известно, что инвестиционная политика представляет собой систему, целью которой является развитие производства, предпринимательства, получение прибыли. Если рассматривать инвестиционную политику России, то главная задача состоит в развитии внешнеэкономической деятельности страны, а также в привлечение иностранных инвестиций в экономику.

Российская Федерация уверенно идет к устойчивому положительному сальдо торгового баланса путем сокращения государственного импорта и увеличения экспорта сырьевых товаров. Также до 2018 года Правительством РФ поставлено достижение таких целей, как:

1)        совершенствование таможенной деятельности, с целью ускорения товарооборота через таможенную границу;

2)        защита внутренний рынок от некачественного и контрафактного товара;

3)        обеспечение полного поступления доходов в федеральный бюджет [6].

Для достижения поставленных целей предусмотрена Программа, которая повысит конкурентоспособность российской сельскохозяйственной продукции, повысит финансовую устойчивость предприятий агропромышленного комплекса.

К 2020 году ожидается повышение рентабельности сельскохозяйственных организаций до уровня 10-15%.

Инвестиционная привлекательность – это система количественных и качественных факторов, которая вызывает интерес у инвесторов в виде платежеспособного спроса. Методы расчета и анализа инвестиционной привлекательности очень разнообразны, но в России наиболее популярным является рейтинговый метод, с которым работают многие периодические и аналитические издания. Правительство Российской Федерации работает над созданием наиболее благоприятного инвестиционного климата во всех регионах страны, проводит стратегическое планирование и формирует инвестиционную политику, совершенствует механизмы обоснования и привлечения инвестиций, снижает степени рисков для инвесторов.

Для улучшения инвестиционной политики каждого отдельного региона рассматриваются и применяются следующие основные элементы:

1)        пакет законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционный процесс;

2)        предоставляются гарантии сохранности частного капитала, а также предоставление налоговых и иных льгот, отсрочек по налоговым и арендным платежам, нефинансовых стимулов;

3)        создаются организационные структуры по поддержке инвестиционной деятельности;

4)        предлагают помощь в разработке, проведении экспертизы и сопровождении инвестиционных проектов;

5)        выдают гарантии и поручительства коммерческим банкам, финансирующим инвестиционные проекты;

6)        мобилизуют средства населения посредством выпуска муниципальных ценных бумаг.

И в конце всего вышеизложенного, можно процитировать слова руководителя Департамента экономической политики и развития г. Москвы Решетникова М.: «Инвестировать надо в город, который инвестирует сам в себя. Нужно создавать все необходимые условия, развивать инфраструктуру, работать над качеством деловой среды, снижать издержки введения бизнеса, упрощать административные процедуры. Делать все, чтобы инвесторы приходили в Ваш город, развивали начатые проекты и связывали дальнейшее развитие с городом» [48].


Библиографический список
  1. Закон РСФСР от 26.06.1991 года № 1488-1 (ред. от 19.07.2011 года) «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» [Электронный ресурс] -  Режим доступа // URL:  http://base.consultant.ru  (дата обращения 11.12.2016 года)
  2. Федеральный закон от 09.07.1999 года № 160-ФЗ (ред. от 05.05.2014 года) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [Электронный ресурс] -  Режим доступа // URL:  http://base.consultant.ru (дата обращения 10.12.2016 года)
  3. Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации: http://www.mnr.gov.ru/ (дата обращения 11.12.2016 года)
  4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 года № 1662-р (ред. от 08.08.2009 года) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] -  Режим доступа // URL:  http://base.consultant.ru  (дата обращения 11.12.2016 года)
  5. Федеральный закон от 22.07.2005 года № 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015 года) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [Электронный ресурс] -  Режим доступа // URL:  http://base.consultant.ru (дата обращения 09.12.2016 года)
  6. Федеральный закон от 29.11.2014 года № 377-ФЗ (ред. от 05.04.2016 года) «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» [Электронный ресурс] -  Режим доступа // URL:  http://base.consultant.ru (дата обращения 09.12.2016 года)
  7. «Московская экономика адаптирована к новым условиям – Решетников» [Электронный ресурс] –  Режим доступа // URL:  http://www.m24.ru/m/articles/106131 (дата обращения 12.12.2016 года)


Все статьи автора «Быкова Наталья Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: