УДК 33

РИСК-КУЛЬТУРА КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКА

Кудояров Леонид Владиславович
Московский технологический университет
Институт инновационных технологий и государственного управления

Аннотация
Риск-культура является одной из главных составляющих прогрессивного развития банковских институтов. Риск-культура постоянно эволюционирует и привела к созданию сбалансированной риск-культуры.

Ключевые слова: Базель, банки, линии защиты, партнерство, риск-культура, риск-менеджмент


RISK-CULTURE AS AN IMPORTANT COMPONENT OF A RATIONAL OPERATION OF THE BANK

Kudoyarov Leonid Vladislavovich
Moscow University of Technology
Institute of Innovative Technology and Public Administration

Abstract
Risk culture is one of the main components of the progressive development of the banking institutions. Risk culture is constantly evolving and has led to the creation of a balanced risk culture.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Кудояров Л.В. Риск-культура как важная составляющая рационального функционирования Банка // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/12/18109 (дата обращения: 27.05.2017).

В последнее время все больше и больше финансовых организаций развивают или пытаются развить (разработать) в своем внутреннем устройстве определенные подходы к такому понятию как «риск-культура».

Риск-культура в банковском учреждении – это бережное отношение к управлению рисками со стороны всех сотрудников организации с целью максимального извлечения прибыли и минимизации потерь. Риск-культура – ценности, убеждения, понимание и знания в сфере управления рисками, разделяемые и применяемые сотрудниками организации на всех уровнях.

Риск-культура эволюционирует и сегодня привела к созданию концепции сбалансированной риск-культуры.

Можно выделить следующие этапы развития:

1. До 1990-х годов: выполнение требований регулятора – риски рассматривались исключительно в контексте соблюдения требований регулятора;

2. 1990-е годы: максимизация выручки/доли на рынке – риски рассматривались как функции контроля и как препятствие для Бизнеса и высшего менеджмента;

3. 2000-е годы: максимизация прибыли – риски рассматривались как часть расходов Банка;

4. После 2008-го года: сбалансированная культура – у подразделений Бизнеса и Рисков общие цели для достижения, выстроено оптимальное соотношение риска и доходности.

Обращаясь к подходам, рекомендованным Базель, риск-культура основывается на «четырех китах»:

  1. Правильное отношение «наверху»: наблюдательный совет и топ-менеджмент подают пример правильного отношения к риску и соблюдения основных ценностей организации.
  2. Подотчетность: сотрудники на всех уровнях принимают основные ценности и подходы к управлению рисками, осознают ответственность за свои действия и пренебрежение риском.
  3. Эффективное реагирование на изменение макроокружения: внутренняя среда позволяет принимать эффективные решения в ответ на внешние вызовы, способствует открытому и конструктивному диалогу.
  4. Средства поощрения: на всех уровнях используются финансовые и нефинансовые стимулы.

Базель выделяет три ключевых элемента высокой Риск-культуры:

  1. Система управления рисками: значимая роль наблюдательного совета в управлении рисками, унифицирована методология риск-менеджмента, внедрена и эффективно работает система «трех линий защиты», значительные ресурсы, независимость и вклад подразделений рисков и внутреннего аудита в управлении рисками.
  2. Аппетит к риску: риск-культура рассматривается как стратегическое преимущество Банка, аппетит к риску эффективно каскадируется в операционные лимиты, стратегия развития Банка и бизнес-планы увязаны с аппетитом к риску.
  3. Система компенсаций: риск-культура отражена в правилах и экономических стимулах, материальная мотивация учитывает уровень развития риск-культуры.

В банках в сфере управления рисками часто доминируют либо формальные процедуры, либо неформальные принципы и убеждения. Наиболее успешные финансовые компании развивают и то и другое, добиваясь следующих характеристик в работе:

- риск-культура пронизывает организацию и определяет действия сотрудников;

- риск-осмотрительное поведение Бизнес-подразделений;

- усиление методологической и экспертной функции Риск-подразделений;

- воздействие через коммуникации.

Но не смотря на глобальную эволюцию риск-менеджмента, многие организации до сих пор не сформировали сбалансированную риск-культуру.

По-прежнему актуальными остаются следующие типы риск-культур:

1. Упор на объемы и доходы;

2. Упор на рентабельность (JPMorgan, HSBC);

3. Неприятие убытков любой ценой;

4. «Голову в песок»;

5. Сбалансированная культура (Goldman Sachs).

Риск-культура основана на изначально партнерской форме организации и усилена путем целенаправленных управленческих решений и действий:

  1. Отражение активов и пассивов в балансе по рыночной стоимости mark-to-market. Позволяет оперативно управлять рисками и принимать «рыночные решения».
  2. Основой сильной риск-культуры является организационная структура. Управляющие комитеты эскалируют проблемы высшему руководству в установленных случаях, а управленческие решения подвергаются всесторонней оценке на ежедневной основе.
  3. Основы риск-культуры заложены в идеологии партнерства. Pre-IPO среди руководства и сотрудников создало сильное чувство сопричастности к результатам деятельности компании.

Примером лучшей практики развитой риск-культуры является организация Goldman Sachs.

Ее основы и примеры реализации следующие:

Основы

Реализация

Анализ рисков на всех уровнях Риски-метрики используются и контролируются на всех уровнях, качественная система риск-отчетности
Правила и стимулы направлены на соблюдение уровня риска - Бизнес-подразделение отвечает за результаты деятельности, коллегиальные органы Банка несут коллективную ответственность за оценку и управление рисками

- Масштабы деятельности лежат в основе вознаграждения

Стиль поведения задается «сверху», мнение риск-подразделений имеет вес и уважение - CEO или топ-менеджеры – члены ключевых комитетов по рискам

- Ротация сотрудников и менеджмента между Бизнес- и Риск-подразделениями

- Контролирующие подразделения имеют аналогичные с Бизнес-подразделениями статус, престиж и компенсации

Влияние на общую бизнес-стратегию, информирование о стратегических рисках - Постоянное совершенствование систем и процессов оценки рисков

- Комитеты по рискам ежедневно отчитываются перед высшим коллегиальным органом

Примером негативной практики риск-культуры может служить компания Bear Stearns[1] (BS). Несмотря на аналогичную Goldman Sachs (GS) систему партнерства, организационная структура BS была выстроена из отдельных «закрытых» блоков. Отсутствовало четкое представление о совокупности рисков в деятельности компании, их структуре и величине, также отсутствовало понимание целей, задач и полномочий Главного комитета по рискам. Отличием также выступало то, что функция рисков была направлена на выявление мошенничества, а не оценку и управление рисками, а применение процедур риск-менеджмента было сильно ограничено. Фронт-офис BS не проводил реальную оценку рисков перед заключением сделок.

Ее основы и примеры реализации следующие:

Основы

Реализация

Анализ рисков на всех уровнях - Применялись устаревшие или неточные модели

- Анализ рисков сводился к верификации цен, низкое качество риск-отчетности

Правила и стимулы направлены на соблюдение уровня риска - Отсутствие четкой привязки системы лимитов к уровням принятия решений, лимиты устанавливались Бизнес-подразделением и часто пересматривались

- Решения не согласованы с уровнем риска и лимитами

Стиль поведения задается «сверху», мнение риск-подразделений имеет вес и уважение - Низкий вес мнения Рисков при принятии решений, Риск-подразделения не были представлены в высших органах управления

- Функции риск-подразделений сводились к мониторингу и контролю

- Уровень компенсаций, а также статус существенно ниже, чем во Фронт-офисе

Влияние на общую бизнес-стратегию, информирование о стратегических рисках - Аппетит к риску не формализован

- Неэффективные управленческая отчетность и структура коллегиальных органов не поддерживали процессы анализа стратегических рисков и принятия решений

Касательно самой модели построения системы защиты в управлении рисками ключевая роль отводится первой линии. Схематично система должна выглядеть следующим образом (Три линии защиты):

1. Первая линия защиты – Бизнес:

- встроенные в бизнес-процессы процедуры риск-менеджмента применяются сознательно и без изъятий

- принятие решений с учетом оптимизации риска и доходности

- соблюдение аппетита к риску, лимитов и ресурсных ограничений

- ответственность за принятие рисков.

Примеры: визуальная оценка Заемщика при розничном кредитовании.

В корпоративном кредитовании – поиск Заемщиков с наилучшим профилем риска, полная идентификация рисков Заемщика / сделки.

2. Вторая линия защиты – Риски:

- построение процессов, моделей, инструментов

- независимая экспертиза принимаемых Банков рисков

- обучение

3. Третья линия защиты – Аудит:

- комплексный аудит систем управления выделенными группами рисков.

В результате внедрения рациональных подходов для достижения высокого уровня риск-культуры, происходит следующее:

  1. Бизнес-подразделения не боятся идентифицировать реальные риски по сделкам и предлагают адекватные меры по их снижению. Взаимодействие между Бизнес-блоком и Риск-блоком происходит в атмосфере партнерства.
  2. Бизнес-подразделения заинтересованы в реальной идентификации рисков и помогают Риск-подразделениям настраивать риск-модели.

Бизнес-подразделения и Риск-подразделения не боятся признавать свои ошибки и нацелены на диалог.


[1] Bears Stearns до ипотечного кризиса 2007 года являлся пятым по величине инвестиционным банком в США. В марте 2008 года оказался в предбанкротном  состоянии и был поглощен банком JPMorgan Chase.


Библиографический список
  1. А.Г. Гузнов, «Основные правовые проблемы реализации Базеля II в России» -  http://www.cbr.ru/publ/moneyandcredit/guznov.pdf
  2. Информация, предоставленная на официальном сайте Голдман Сакс http://www.goldmansachs.com/s/bsc-2013/index.html
  3. Официальный сайт Базельского комитет по банковскому надзору http://www.bis.org/index.htm


Все статьи автора «Кудояров Леонид Владиславович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: