РОЛЬ СЕМЬИ АУТИЧНОГО РЕБЁНКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЕГО К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Кухарчук Ольга Валерьевна1, Игнатьева Ксения Владимировна2
1Саратовский государственный национальный исследовательский университет им. Н.Г. Чернышевского, доцент кафедры специальной психологии, кандидат педагогических наук
2Психологический центр «Томатис-Саратов», директор

Аннотация
В статье рассматривается вопрос оказания помощи семьям, воспитывающим детей с РАС, на этапе подготовки к школьному обучению. Подготовка детей с РАС к обучению в школе является неотъемлемой частью адаптации и интеграции аутичного ребёнка в социум.

Ключевые слова: ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, РАС, расстройство аутистического спектра, учебное поведение, учебные навыки


ROLE OF THE FAMILY OF AN AUTISTIC CHILD DURING ITS PREPARATION FOR SCHOOLING

Kukharchuk Olga Valeryevna1, Ignatieva Ksenia Vladimirovna2
1Saratov State National Research University N. G. Chernyshevsky, Associate Professor of Special Psychology, Ph.D
2"Tomatis-Saratov" psychological center, director

Abstract
The article deals with the question of providing assistance to families with children with ASD, in preparation for school. Preparation of children with ASD for school is an integral part of the adaptation and integration into society of an autistic child.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Кухарчук О.В., Игнатьева К.В. Роль семьи аутичного ребёнка при подготовке его к школьному обучению // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/12/18050 (дата обращения: 21.02.2024).

Воспитание и обучение аутичного ребёнка ложится на плечи родных людей: позиция родственников не может быть только сострадательной. Чтобы помочь ребёнку с аутизмом родители должны организовать его жизнь, продумывая и учитывая даже мелочи. Специалист может помочь, научить, поддержать, подсказать, направить, но путь познания окружающего мира аутичный ребенок может пройти только вместе с родными и близкими людьми. Для него важны понимание, терпение, помощь со стороны родных, друзей, соседей и общества. Детям с аутизмом необходимы на протяжении длительного времени целенаправленные усилия семьи, учителей, воспитателей, врачей, психологов.

Трудности, с которыми сталкивается семья, воспитывающая ребёнка с расстройствами аутистического спектра (РАС), часто ведут к аутизации самих родителей и усиливаются в критические моменты возрастных кризисов ребёнка. Это, в свою очередь, неблагоприятно отражается на подготовку и поступление ребенка в школу.

Данной проблемой занимались такие ученые, как О.С. Аршатская, Е.Р. Баенская, К.С. Лебединская, И.Б. Карвасарская, Е.М. Мастюкова, И.И. Мамайчук, С.О. Морозов, О.С. Никольская, В.В. Ткачева и др.

Для любого ребёнка начало школьной жизни является трудным временем: ребёнка пугает и вызывает беспокойство тревогу новая обстановка, новые люди, новая система требований. Это время является трудным и для родителей. Родители являются главными союзниками педагогов в школьном обучении и роль родителей в этом процессе значительна и разнообразна [1].

Подготовка детей с аутизмом к обучению в школе является важным периодом в жизни самих детей и их близких. Этому часто предшествуют годы усилий родителей и специалистов.

Существуют два варианта включения ребенка с РАС в систему образования:

  • получение ребёнком образования. В этом случае, он может обучаться либо в общеобразовательной школе (если это соответствует его познавательным возможностям); либо обучаться индивидуально (надомное обучение);
  • обеспечение процесса социализации ребёнка в школьной среде. В этом случае ребёнку предлагается обучение в классе КРО (класс коррекционно-развивающего обучения) для обеспечения, в первую очередь, процесса коммуникации, и только, во вторую очередь, – для освоения общеобразовательной программы.

Родители должны выбрать, какой вариант для них и их ребёнка наиболее предпочтителен.

Конечно, каждому родителю хочется, чтобы его ребёнок учился в общеобразовательной школе. Для перехода аутичного ребёнка к более сложным отношениям с окружающим миром и полноценного общения с людьми, ему необходима постоянная стимуляция. Такой стимуляцией является обучение в школе вместе с обычными детьми – это большая победа такого ребёнка и открытие для него новых возможностей развития.

Важно попасть в такую школу, но ещё важнее удержаться в ней, чтобы не остаться в привычных домашних условиях, перейдя на индивидуальное обучение.

Родители должны знать, что многие школы не готовы принимать особых детей, так как на их обучение требуются дополнительные затраты. Чтобы обеспечить государственную финансовую поддержку обучения ребёнка в школе, родители должны обязательно получить медицинское свидетельство расстройств ребёнка. Тяжело прийти к осознанию, что его ребёнок «не такой, как все», но надо. Родители ребёнка с аутизмом свою повседневную жизнь вынуждены перестраивать в его интересах. Одному из родителей приходится посвящать ребёнку большую часть дня, помогать ему осваиваться в этом непростом мире, используя любую возможность для обучения [2].

Проблема воспитания и социальной адаптации детей с аутизмом остается до сих пор нерешенной. В настоящее время активно накапливается успешный опыт обучения таких детей в специальных, а иногда, и общеобразовательных школах. К сожалению из-за того, что до сих пор не сформулированы принципы и не утверждены формы специальной психолого-педагогической поддержки детям с РАС, этот опыт не получает достаточного распространения.

Различных психолого-педагогических программ развития и адаптации детей с аутизмом написано в нашей стране много, в то время как родители не получают необходимой психологической, педагогической,  консультативной поддержки. В условиях ежегодного возрастания числа детей, которым выставляется диагноз РАС, в нашей стране остро обозначилась проблема отсутствия специальных образовательных учреждений для детей с аутизмом, не созданы условия их эффективной интеграции в общеобразовательные учреждения.

Зачастую детям с аутизмом уже на ранних этапах школьного обучения отказывают в продолжении образования. Перед специалистами, работающими с аутичными детьми, возникают некоторые трудности, которые проявляются в отсутствии универсальных и эффективных методов, дающих возможность продуктивно помогать семьям с такими детьми. Такая помощь родителям крайне необходима, ведь от их систематических и целенаправленных усилий часто зависит позитивный прогноз развития такого ребёнка. Поэтому представляется важным сделать акцент на психологическом состоянии родителей ребенка с РАС, на его педагогических возможностях помощи своему ребёнку.

Основные цели психолого-педагогической поддержки: повысить внимание родителей к проблемам ребёнка; снизить внутреннее напряжение в связи с диагнозом ребёнка; формировать у них адекватные представления о потенциальных возможностях ребёнка и оптимизировать их педагогический потенциал.

Создание разнообразных форм группового взаимодействия родителей и других членов семьи ребёнка, а также активное включение родителей в лечебный и психолого-педагогический процесс – непременное условие успеха, ведь никто, кроме родных, не способен так глубоко прочувствовать и принять все особенности ребенка с РАС.

Многие родители считают, что успехи в речевом развитии ребёнка, овладение им письмом, счётом, чтением вполне достаточно для его социальной адаптации в общество. При этом родители забывают, что ребёнок, овладев этими знаниями на практике, не умеет их применить, а, тем более, использовать их в изменённой обстановке. Это показывает на необходимость занятий с ребёнком по психоэмоциональному его развитию.

Ребёнок, как правило, занимается индивидуально, и, даже если эти занятия помогают ему, обогащают его знания и речь, все равно в процессе такой подготовки дети лишены главного — взаимодействия со сверстниками, что не способствует его социальному развитию [3].

С другой стороны, часто родственники «особого» дошкольника питают иллюзии о возможности быстрого прогресса в состоянии ребёнка только в условиях детского дошкольного учреждения, и предпринимают настойчивые попытки  найти для ребенка подходящую группу в детском саду. На самом деле, зачастую, их ждёт разочарование. При этом важно объяснить семье, что в дошкольном учреждении необходимы определенные условия, к которым относятся:

  • в группе должно быть небольшое количество детей;
  • сопровождать ребёнка должен (тьютор), в обязанности которого входит постепенное включение ребёнка во взаимодействие с другими детьми и комментирование того, что происходит вокруг;
  • коррекционно-развивающая работа тьютора, направленная на развитие речи и обогащение словаря аутичного ребенка, должна вестись внутри психолого-педагогической коррекции аутизма, которая предполагает развитие взаимодействия со взрослым в условиях стимуляции активности ребёнка, что закономерно приводит к выделению ребенком себя как субъекта коммуникации и взаимодействия, формированию представлений о близких людях, возникновению индивидуальной избирательности.

К любой форме обучения аутичного ребёнка следует готовить. При организации занятий с ребёнком родителям следует помнить, что, во-первых, необходимо у ребёнка развивать познавательную сферу, тонкую моторику, речь, изобразительную деятельность; во-вторых, формировать у детей «учебное» поведение, социальные навыки, развивать способы коммуникации, так как большинство из них не владеют вербальной коммуникацией.

Индивидуальные занятия, тренинг в малых группах детей со сходными проблемами, необходимы каждому ребёнку с аутизмом по возвращению его в русло нормальной жизни.

Ниже приведём некоторые рекомендации родителям особого ребёнка при подготовке его к школьному обучению. Установление с ребёнком во время занятий эмоционального контакта играет большую роль в формировании учебного поведения. Это можно сделать через деятельность, которая нравится ребёнку (например, рисование, пускание мыльных пузырей); через последовательность выполнения заданий и упражнений (одно и то же время, место проведения занятий); через выбор места для занятий (перед родителем и ребёнком должна быть стена, на столе лежать минимальное количество пособий). Делить пространство с другим человеком, сидеть за столом, работать по расписанию – этому всему надо ребёнка учить.

Занятие следует проводить в комфортной для ребёнка обстановке – не обязательно за столом, можно на диване, на полу.

Родитель должен овладеть системой коррекционной работы под руководством специального психолога и дефектолога.

Для того чтобы ребёнок привык к учебной деятельности мы советуем родителям начинать с рассматривания семейных фотографий и сделать к ним  таблички с надписями. На первых порах таких фотографий должно быть не больше пяти, а потом их количество можно увеличить до 7-10. Родитель кладёт перед ребёнком фотографии и соответствующую надпись и проговаривает при этом: «Это папа» (показывает на фото, а потом на табличку с надписью). Затем родитель помогает сделать это задание руками ребёнка. Далее можно заготовить фотографии и таблички некоторых предметов домашнего обихода. Во время прогулки обращать внимание ребёнка на названия улиц и магазинов.

Для знакомства ребёнка с буквами предлагаем маме создать альбом. На каждой странице альбома пишется новая буква. Эту букву сначала напишет сама мама, а потом – ребёнок. Можно из старых журналов, проспектов, рекламы вырезать картинки и наклеить в альбом. Каждую картинку или рисунок мама подписывает печатными буквами, при этом оставляя место для изучаемой буквы с тем, чтобы ребёнок мог сам вставить нужную букву.

Для того чтобы ребёнок учился писать буквы и слова ровно, родитель должен помочь ему, проведя предварительно линию. А вот размер букв может быть разным.

Ребёнок может испытывать трудности при написании  печатной буквы. Тогда родитель рисует точки, а ребёнок соединяет эти точки линиями. Полезно, предложив ребёнку ручку  и водить его рукой в воздухе, это поможет ему лучше усвоить написание изучаемой буквы. Ребёнок может освоить написание буквы и по трафарету: обводит букву карандашом, а затем проводит пальчиком по трафарету и по своей букве, усваивая, тем самым, её «моторный образ». Буквы можно лепить их из пластилина, вырезать бумаги, выкладывать их из счётных палочек, элементов мозаики.

Родитель обращает внимание на разницу в произношении некоторых слов и их написании (например, «молоко» и «малако»).

Будущему школьнику нужно научиться правильно держать ручку, писать линии, буквы. Поэтому важным этапом подготовки ребёнка с аутизмом к обучению в школе является развитие у него графических навыков. Чтобы подготовить руку ребёнка к письму, нужна специальная тренировка: проводить прямые и  волнистые линии; рисовать зигзаги; штриховать фигуры; обводить их по контуру и т. д. Развитию мелкой моторики у ребёнка способствует работа с пластилином, конструктором, мозаикой, пальчиковая гимнастика, массаж кистей рук.

Обучение ребёнка счёту происходит также при помощи карточек: сверху пишутся цифры, а внизу – их названия (словом).

Первое знакомство ребёнка с числами в пределах первого десятка родитель проводит следующим образом: берёт картинку с изображением одного яблока, комментируя: «Это – одно яблоко», – и подкладывает под неё карточку с цифрой и т.д. Отрабатывает эту манипуляцию либо руками ребёнка, либо он делает это сам по инструкции родителя.

Нами был показан один из вариантов по выработке у аутичного ребёнка начальных школьных навыков. Каждый родитель может его творчески развить, дополнить, учитывая индивидуальные особенности своего ребёнка. Родители должны помнить, что в работе с аутичными детьми следует опираться на принцип: «От общего – к частному, от целого – к части».

Обратим внимание родителей на некоторые организационные моменты при подготовке ребёнка к школьному обучению:

  • нужно до мелочей продумать маршрут до школы и постоянно его отрабатывать;
  • заранее научить ребёнка ориентироваться внутри школьного здания;
  • познакомиться с директором школы, школьным психологом, учителем и заручиться их поддержкой;
  • быть готовыми к тому, что кому-то из родственников придётся сидеть за партой вместе с ребёнком и к тому, что он может «выдержать» один-два урока [4].

Для того чтобы ребёнок лучше адаптировался к учёбе в классе, рекомендуем родителям в выходные дни приглашать соседских детей поиграть в игры. Причём предлагать те игры, в которых ребёнок преуспевает, чтобы он почаще выигрывал, испытывал радость (если у него не будет успеха в игре, то эта затея бесполезна); а потом – чаепитие, угощение для всех. Если дети что-то рисуют, строят, конструируют, то лучше не давать им закончить дело («вот придёте в другой раз и закончите» и тогда дети с удовольствием придут в следующий выходной.

Не исключается использование различных видов массажа, физиолечения и медикаментозного лечения. Следует работать над развитием двигательных способностей ребёнка, добиваться чётких движений, приближать к норме мышечный тонус кисти руки, улучшать выполнение сложных действий и движений.

Таким образом, предложенные рекомендации родителям могут помочь им выработать у детей предпосылки учебного поведения; избежать формального усвоения учебных навыков и открыть перспективу обучения аутичного ребёнка в массовой школе и интеграции его в общество.


Библиографический список
  1. Эффективность психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра Гулманова С.В., Коновалова М.Д. В сборнике: Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход Москва, 2016. С. 245-252.
  2. Особенности семей, воспитывающих дошкольников с расстройствами аутистического спектра Кухарчук О.В., Игнатьева К.В. В сборнике: Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход Москва, 2016. С. 132-143.
  3. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф. Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 2. С. 163-168.
  4. Основы специальной психологии /Акименко А.К., Бурмистрова Е.Д., Георгица Е.А., Георгица Н.В., Гринина Е.С., Еремина Т.В., Колчина А.Г., Кухарчук О.В., Лысогорская М.В., Рудзинская Т.Ф., Суслова О.И., Шипова А.В., Шипова Л.В., Польская Н.А., Трошина Н.В. Учебное пособие / Саратов, 2013.


Все статьи автора «Кухарчук Ольга Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: