УДК 355.404

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КВАДРОКОПТЕРА НА УЧЕБНЫХ СБОРАХ СО СТУДЕНТАМИ ВОЕННОЙ КАФЕДРЫ СВЯЗИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ СВЯЗИ В РАЗЛИЧНЫХ ЗВЕНЬЯХ УПРАВЛЕНИЯ

Симоненко Иван Владимирович1, Колесников Сергей Михайлович2
1Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, кандидат педагогических наук, доцент военной кафедры связи факультета военного обучения института военно-технического образования и безопасности
2Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, старший преподаватель военной кафедры связи факультета военного обучения института военно-технического образования и безопасности

Аннотация
Масштабы использования квадрокоптера в учебном процессе на военной кафедре, особенно при проведении практических занятий в учебно-тренировочном центре и во время учебных сборов на полигонах воинских частей и в войсках связи очень широкие. Охват возможных решаемых задач для данного типа устройства и размера поистине большой. Необходимо учитывать, что современные технологии развиваются стремительно, что приводит к различным улучшениям аппарата, а так же растет число возможных выполняемых задач.

Ключевые слова: военная кафедра, войска связи, квадрокоптер, средства связи, учебный процесс


EXPERIENCE IN THE DRONE USING ON TRAINING SESSIONS WITH STUDENTS OF THE MILITARY COMMUNICATION DEPARTMENT AND THE POSSIBILITY OF ITS USING IN THE COMUNICATION DEPARTMENTS IN VARIOUS LEVELS OF MANAGEMENT

Simonenko Ivan Vladimirovich1, Kolesnikov Sergey Mihaylovich2
1St.-Petersburg Polytechnic University Peter the Great, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the military Department of communication, faculty of military training of the Institute of military technical education and security
2St.-Petersburg Polytechnic University Peter the Great, senior lecturer of the military Department of communication, faculty of military training of the Institute of military technical education and security

Abstract
The quadrocopter using in the educational process at the military Department is very wide, especially during conducting practical sessions in the training center and training exercises on the ranges of military units and troops of connection. The scope of possible tasks for this type of device is truly big. The modern technologies are rapidly improving and it leads to various device improvements and increases the number of possible tasks.

Keywords: communication troops, educational process, means of communication, military department, quadcopter


Рубрика: Науковедение

Библиографическая ссылка на статью:
Симоненко И.В., Колесников С.М. Опыт использования квадрокоптера на учебных сборах со студентами военной кафедры связи и возможности его использования в подразделениях связи в различных звеньях управления // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/12/17961 (дата обращения: 27.05.2017).

Квадрокоптеры-дроны имеют большую область применения в повседневной жизни: осуществление фото и видеосъемки с любого ракурса, доставка еды и медикаментов, поиск пострадавших и т.д. Но все же вернемся к вопросу, как можно использовать квадрокоптеры на военной кафедре связи во время учебных сборов со студентами и чем квадрокоптеры могут быть полезны в войсках связи?

Цель нашей работы состояла в том, чтобы изучить возможности использования квадрокоптера в войсках связи.

Для управления войсками создаются пункты управления (ПУ) и важнейшим элементом любого ПУ является узел связи (УС). Кроме этого, военные узлы связи (УС) являются неотъемлемой частью системы военной связи. От своевременного развертывания и качества функционирования УС в значительной степени зависит качество военной связи и эффективность управления войсками. Для того чтобы качественно развернуть полевой УС необходимо проводить рекогносцировку местности. А чтобы данную задачу выполнить качественно и эффективно, тем самым минимизировав ресурсы и временные затраты, нам понадобятся квадрокоптеры. Например, при получении приказа на перемещение УС, можно заранее произвести рекогносцировку местности и места развертывания элементов УС с помощью квадрокоптера и, не теряя времени по прибытии на место, сразу  приступить к развертыванию УС

Преимущества квадрокоптера: большой угол обзора, не важен рельеф местности, расстояние использования до десятка километров, развивает скорость от нуля (зависание на месте) до 100-120 км/ч [1].

Одной из важнейшей задачей в живучести узла связи и обеспечении связи является маскировка полевого УС и личного состава. Демаскирующими признаками расположения УС являются сходящиеся к ним с различных направлений воздушные и полевые линии связи, подъездные дороги и т.д. Но мы не будем углубляться в подробности проведения инженерных работ, маскировки подъездных путей, элементов узла связи и организации линейных работ. Для нас главное – конечный результат всех этих мероприятий. Как же проверить на сколько эффективна была осуществлена маскировка? Ведь условия местности везде разные, учесть все попросту невозможно. Не поднимать же в воздух вертолет, только для того, чтобы оценить успешность выполненной маскировки. Он будет тут же замечен. Да и предварительную рекогносцировку местности с воздуха провести не получится по той же причине. Что же делать? В этом нам могут помочь квадрокоптеры, маленькие, юркие дроны с высокой маневренностью и широким спектром возможностей [2].

Их размер позволяет им оставаться незамеченными для обычного глаза в пределах 150-200 метров. Высокая маневренность и мобильность позволяют оперативно обследовать местность на предмет наличия демаскирующих элементов [3]. Такой дежурный облет не подвергает угрозе жизнь человека, занимающегося обследованием. Оператор может находится на безопасном расстоянии в укрытии. Управлять квадрокоптером несложно. Навыки по пилотированию осваиваются легко [4].

В период проведения войсковых сборов в 2016г. личным составом военной кафедры связи Факультета военного обучения СПбПУ был опробован квадрокоптер Phantom 3 Professional.

В этой модели заключены самые передовые на сегодняшний момент технологии: профессиональная 4K-камера с разрешением UHD 4096×2160p и углом обзора 94°; 12-мегапиксельные фотографии; трехосевое дистанционное управление подвесом; функция автовзлета и автопосадки; модернизированный GPS-контролер; навигационная система  GPS/GLONASS; передача online видео с HD-разрешением на расстояние до 2000 метров; усовершенствованная система визуального позиционирования Vision, позволяющая без проблем летать в помещении; мощный силовой агрегат из четырех бесколлекторных двигателей;  интеллектуальный мощный источник питания; скорость подъема – 5м/с; скорость спуска – 3 м/с; максимальная скорость – 16 м/с в штиль; высота полета до 6 км; управления по радиоканалу, Wi-Fi; время полета до 23 минут; предел рабочих температур от -10° до +40°С; система видеонаблюдения, позволяющая транслировать online-видео с расстояния до 2-х километров; акселерометр, датчик высоты, ультразвуковой датчик; емкость аккумулятора 4480 мАч; мощное зарядное устройство на 100Вт; функция «Домой»; различные режимы полета; в прошивке есть закрытые для полетов зоны; масса устройства 1280 г; необходимая ОС: iOS 8.0, Android 4.1.2 (или их более поздняя версия)[3],[5].

Благодаря удивительной стабильности и устойчивости в полете этим дроном очень легко управлять.

Законность использования квадрокоптера как летательного аппарата над территорией воинской части была согласована с командованием части. Дополнительно были изучены правовые документы об использовании беспилотных летательных аппаратов.

Область применения беспилотных аппаратов практически безгранична.

Профессорско-преподавательским составом (ППС) кафедры связи ФВО СПбПУ были определены и опробованы возможности использования данного типа квадрокоптера для обеспечения качественного учебного процесса во время проведения учебных сборов и для войск связи:

  1. Постоянный учет и контроль занятий со студентами по общей военной, тактико-специальной и военно-специальной подготовке на учебном полигоне, необходимость которого обусловлена разбросанностью мест проведения занятий на большой территории.
  2. Рекогносцировка местности для развертывания полевого узла связи.
  3. Имитация аэрофотосъемки в тактическом и оперативно-тактическом  звеньях управления (оценка позиции узла связи, элементов узла связи  и т.д.).
  4. Оценка проведения инженерных работ, маскировки УС и личного состава.
  5. Выбор трассы для прокладки кабельных линий, привязки направления на местности.
  6. Организации воздушного патрулирования линий связи.
  7. Выбор трасс для радиорелейной линии связи.
  8. Использование в качестве ретранслятора.
  9. Контроль передвижения колонны аппаратных связи на марше.
  10. Контроль развертывания элементов УС и подключения КП.
  11. Использование квадрокоптера для охраны и обороны элементов узла связи в дневное и ночное время в ИК диапазоне для наблюдения и оценки излучения тепловых средств УС.

В ходе проведения учебных сборов с командованием части был согласован вопрос по проведению осмотра состояния антенного поля  и антенно-мачтовых устройств (АМУ) на приемном радиоцентре с помощью квадрокоптера.

Площадь антенного поля приемного радиоцента составляет примерно 230000 кв.м. Антенны развернуты среди деревьев и кустарников, имеются заболоченные места. Удаленность антенн от коммутационного входа составляет около 300 м.

ППС военной кафедры связи предложено и начальником приемного радиоцентра принято решение провести аэрофото-видеосъемку с помощью квадрокоптера.

Задача:

-  определить состояние антенного поля;

- выявить места повреждения антенн и несущих конструкций;

- определить места требующие срочной очистки антенн от кустарников и деревьев;

- выявить места перехлеста диполей и т.д.

Привлекаемые силы:

- оператор квадрокоптера (из числа курсантов);

- корректировщик-наблюдатель (из числа курсантов);

- инженер приемного радиоузла с комплектом необходимой технической документации по антенному полю (карты, схемы и т.д.);

- ППС военной кафедры связи для ведения наблюдения, сбора и анализа необходимой информации.

В ходе облета была собрана необходимая фото-видео информация о состоянии антенн и антенного поля. Определены места, требующие повышенного внимания по устранению выявленных недостатков.

В ходе работы ППС кафедры определил методику проведения облета антенного поля, сбора и обработки информации. По результатам облета были составлены рекомендации для руководства приемного радиоцентра, которые в дальнейшем были учтены командованием части и приняты к исполнению.

Недостатки по управлению квадрокоптером выявленные в ходе аэровидеосъемки:

-  влияние сильного порыва ветра на полет квадрокоптера;

-  влияние включенных радиопередающих средств  в гигагерцовом диапазоне на управление квадрокоптером.

В заключении хочется сказать, что масштабы использования квадрокоптера в учебном процессе на военной кафедре, особенно при проведении практических занятий в учебно-тренировочном центре и во время учебных сборов на полигонах воинских частей да и в войсках связи очень широкие. Охват возможных решаемых задач для данного типа устройства и размера поистине большой. К тому же необходимо учитывать, что современные технологии развиваются стремительно, что приводит к различным улучшениям аппарата, а так же растет число возможных выполняемых задач. Наличие в войсках связи, да и вообще в Вооруженных силах такого широкопрофильного помощника в наши дни становится все более необходимым. С помощью данной техники существует возможность облегчить жизнь военнослужащим, снизить уровень риска, а также повысить количество и качество решаемых задач. Необходимо помнить, что в современном мире меняются условия и средства ведения боя – они становятся более прогрессивными.


Библиографический список
  1. Электронный источник:  http://quadrocopters.su;
  2. Электронный источник: http://quatrocopter.com/boevyie-kvadrokopteryi-dronyi-na-sluzhbe-u-voennyih;
  3. Электронный источник: http://www.markintalk.ru/kvadrokoptery.html;
  4. Электронный источник: startapy.ruприменение-дронов-квадрокоптеров;
  5. Электронный источник: http://radiocopter.ru/articles/page/3.


Все статьи автора «Симоненко Иван Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: