УДК 008

ИРЛАНДСКИЙ ПАБ КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Неупокоева Валентина Юрьевна
Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
студентка 4 курса, Историко-филологический факультет

Аннотация
Речь в статье пойдет об одном из ярчайших объектов культуры Ирландии - пабах. Дело в том, что в последнее время наблюдается рост интереса к ее культуре во многих странах мира. А «визитной карточкой» ирландской национальной культуры стал паб, как квинтэссенция всех ее значимых культурных аспектов.

Ключевые слова: Ирландия, культура, культурология, национальная идентичность, пабы, питейные заведения, социология


IRISH PUB AS AN OBJECT OF CULTUROLOGICAL RESEARCH

Neupokoeva Valentina Yuryevna
Arzamas branch of the Nizhny Novgorod State University
4th year student, Historical-philological faculty

Abstract
The article deals with one of the most prominent objects of Irish culture - pub. Nowadays there is an increased interest in the culture of Ireland around the world. And pub became a "visiting card" of the Irish national culture as the quintessence of all its important cultural aspects.

Рубрика: Культурология

Библиографическая ссылка на статью:
Неупокоева В.Ю. Ирландский паб как объект культурологического исследования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/12/17935 (дата обращения: 26.05.2017).

Если вас попросят назвать вещи, которые ассоциируются с Ирландией, что вы ответите? В 2008 году подобный вопрос был задан одной тысяче респондентов на территории России [1]. По итогам опроса 18% россиян связывают Ирландию с пабами и хорошим алкоголем, 13 % – с красивейшей природой – зелеными просторами и водопадами, 10% – с национальными колоритными танцами. Также опрошенные упомянули классические символы – трилистник, Святого Патрика, мифических персонажей лепреконов и эльфов.

При анализе данных возникает вопрос, почему с Ирландией многие ассоциируют алкоголь и заведения, его распространяющие. Это стереотип в стиле «Россия – это водка, матрешка и балалайка» или же пабы действительно играют важную роль в культуре этой страны?

Основываясь на работе группы европейских социологов, антропологов и этнографов «Social and Cultural Aspects of Drinking» [2, c.25-27], можно утверждать, что употребление спиртного не происходит «где-нибудь», в большинстве культур существуют особые заведения для совместного употребления алкоголя. При этом, питейные заведения являют собой материальное воплощение культурных и смысловых функций алкоголя. Так как в культурах разных народов отношение к алкоголю различается, рознятся и подходы к организации мест для питья.

Общества, в которых спиртное является традиционным и морально нейтральным элементом культуры, как например в культурах юга Европы -Италии, Испании, Греции, – «раскованно» относятся к его употреблению, питейные заведения обычно имеют большие окна и открытые пространства. Питейные заведения вливаются в среду, пересекаются с ней и становятся её частью, а потребление алкоголя в общественном сознании становится делом обыденным, как сон или пища. В обществах, где отношение к алкоголю более неоднозначное, где пьянство – это моральный вопрос – таких как Скандинавия, Северная Америка, питейные заведения замкнутые, закрытые с матовыми стеклами [2, c.26]. Поэтому в культурах с двояким отношением к алкоголю у питейных заведений есть функция «отдельного мира» [2, c.27].

Как и все «северные» питейные заведения, паб в некоторых отношениях — «пороговая» зона, сомнительная среда промежуточного пограничья, для которой характерна «культурная ремиссия» — временная структурная приостановка обычного социального контроля («узаконенное отклонение от нормы» или «режим перерыва») [3, c.111-112]. Основной функцией пабов в этом случае становится содействие в создании и укреплении социальных связей.

Сегодня, как десятилетия и даже столетия назад, вечерами в пабах собираются люди всех возрастов и положений в обществе. В Ирландии пабы стали центрами социальной жизни. К слову сказать, само слово «pub» происходит от словосочетания «public house». Функцией подобного заведения были выпивка и ночлег. Причем появились первые публичные дома на Британских островах с приходом римлян. Что до выпивки, то пивоварение в Ирландии развивалось еще с бронзового века за счет благоприятных условий для выращивания ячменя. В законах брегонов (своде обычного права древней Ирландии) среди натуральных приношений вождям упоминается ячмень, овсяная мука, пшеница, солод [4, c.7]. Из них изготавливали любимый напиток кельтов – эль [5, с.411].

В наше время занятия простых ирландцев не перетерпели особых изменений. Подавляющее большинство семей в сельской местности живут за счет фермерства или рыболовства. На чуть более чем 4,5 миллиона населения приходится почти 140 тысяч ферм и 1400 рыболовных судов [6].

Ирландский паб стал своеобразным островком для отдыха после тяжелого рабочего дня. Когда продрогшие до костей под пронизывающим ветром и холодным дождем работяги собирались под одной крышей, грелись (двумя способами: и от тепла камина, и алкоголем) и обменивались последними новостями. Особенно ярко пабы выделяются в сельской местности, где попросту больше нет мест отдыха и общения. Такие пабы обычно имеют богатую историю, которую вам может поведать хозяин заведения, который зачастую сам стоит за барной стойкой. Нередко стены паба увешаны фотографиями, иллюстрирующими его историю. И, как у самого паба, своя история есть и у его названия.

То, что к публичным заведениям нужно привлекать внимание было ясно сразу. Но поначалу на столбах у входа в эльхаусы («alehouse» – «дом эля») или пабы закрепляли зеленые ветки, означавшие, что эль готов и хозяева готовы принять посетителей. Эта традиция существовала в заведениях при пивоварнях. Когда была осознана необходимость в вывесках, такие пабы часто стали называть по названию пивоварни ли пивоваренной компании – The Guinness Pub, например [6].

Подавляющее большинство пабов имеет в своем названии неопределенный артикль «the». А.В. Суперанская обосновывает использование артиклей с именами собственными: «В обычной речи артикль относится к имени нарицательному. Он выделяет единицу из ряда подобных. Поскольку собственные имена одиночны, выделять единицу из единицы бессмысленно. Поэтому, мы считаем, что артикль употребляется не при собственном имени, а в его составе, где служит своеобразным «наполнителем» определяемой конструкции, теряя свое обычное грамматическое значение» [7, c.118].

Несмотря на разнообразие названий пабов в Ирландии, все же возможно выделить их в несколько лексических групп. В подобном исследовании касательно английских пабов, А.Ф. Артемова и О.А. Ленонович выделяют 8 основных лексических групп, лежащих в основе номинации пабов: 1) геральдика, 2) обиходные литературные аллюзии, 3) религия, 4) месторасположение паба, 5) исторические события и личности, 6) мореплавание, 7) развлечения, 8) характеристика самого паба [8, c.95-97]. Эти категории иногда равносильны и для Ирландии, ведь она долгое время входила в состав Великобритании (полную независимость страна получила лишь в 1949 году). При этом пафосные названия в честь королей или громких сражений – стиль английских пабов. Ирландцы скорее дадут своей пивной название, ассоциирующееся с поэтом или писателем, как-то связанным с этим местом, чем в честь правителя. Например, пабы Finnegan’s Wake («Поминки по Финнегану») встречаются настолько часто, что могут показаться сетью. Но на самом деле это название книги знаменитого ирландского писателя Джеймса Джойса.

Приведем еще несколько примеров названий пабов. Для исследования, мы просмотрели несколько популярных туристических интернет-порталов, составлявших всевозможные списки в стиле «9 лучших пабов Ирландии» и проанализировали названия национальных питейных заведений.

Довольно популярны, по крайней мере, среди туристов, пабы, названия которых связанны с охотой. Яркие примеры – The Stags Head («Голова оленя») и The Hare and Hounds («Заяц и гончие»).

Часто названия говорят о местоположении паба или о том, что неподалеку находится какой-то заметный объект: The Temple Bartemple» – «храм»), The Old Castle («старый замок»), The Hole in the Wall (буквально – «дыра в стене», видимо, к пабу ведет или вел довольно узкий проход), The Stables («конюшня, хлев»), The Cape («мыс»).

Некоторые названия недвусмысленно приглашают повеселиться: The Reveller Bar («reveller» – «гуляка, кутила»), The Merry Ploughboy («Веселый крестьянский парень»).

Есть названия, ради которых вы бы зашли в паб просто узнать, почему же он так называется, и не забивать голову пустыми соображениями: Wacky Apple («необычное яблоко»), Lucky Star («звезда, приносящая удачу»), The Black Cat («черная кошка»).

McDaids Pub, Dick Macks Pub, Kehoes Pub, Messrs Maguire – все это довольно часто встречающееся «именные» пабы, их названия связанны с именем или чаще с фамилией владельца. Но для таких названий существует один интересный ход. Для придания иллюзии истории к «именным» названиям пабов добавляют «… & Sons» («и сыновья»). К счастью, подобные псевдостарые пабы преобладают не в самой Ирландии, а за рубежом.

Ни для кого не секрет, что ирландская культура в последние десятилетия вдруг стала очень популярна в мире. В научный обиход вошло понятие hibernisation («ирландизация»), обозначающее распространение ирландского влияния в различных культурных областях [9]. Ирландские танцы и музыка интересуют самых разных людей по всему миру. А играют эту музыку… в ирландских пабах! В 1991 году была учреждена Irish Pub Company, компания, миссия которой состояла в том, чтобы наводнить мир аутентичными ирландскими барами [6]. Россия не стала исключением. Ирландские пабы уже вполне органично вписываются во внешний вид большинства крупных российских городов. Даже существует несколько сетей ирландских пабов, Harat’s pub например. У ирландцев стоит только поучиться настолько грамотно организовывать PR-компании для объектов национальной культуры!

Итак, каждый социум, в культуре которого присутствует алкоголь, вырабатывает для его потребления особую среду и делает ее характерной для себя. Поэтому, в каждой культуре питейные заведения различны, но при этом выполняют культурную функцию «срединной зоны» и служат для облегчения социального взаимодействия и налаживания социальных связей, стирая рамки между людьми разного статуса.


Библиографический список
  1. Исследовательский центр портала SuperJob.ru. Статья «Смысловая география. Ирландия». Режим доступа: http://www.superjob.ru/community/life/10996/
  2. «Social and Cultural Aspects of Drinking». The Amsterdam Group, London, 1998.
  3. Фокс К. Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения. – М.: Рипол Классик, 2008
  4. Гольман Л.И. История Ирландии. – М.: Мысль, 1980
  5. Marushkina N.S. Сultural and historical background of forming concept «food» in british culture. В сборнике: Applied and Fundamental Studies Proceedings of the 1st International Academic Conference. Edited by Yan Maximov. 2012. С. 411-416.
  6. Махно И. Национальная гордость: все о культуре ирландских пабов. Режим доступа: http://www.furfur.me/furfur/culture/culture/169033-irlandiya
  7. Cуперанская А.В. Общая теория имени собственного. – М.: Наука, 1969
  8. Артемова А. Ф., Леонович О. А. Названия английских пабов // Иностранные языки в школе, 2000. № 3.
  9. Кузнецова С. FAQ: Ирландизация международной культуры. ПостНаука. Режим доступа: http://postnauka.ru/faq/36071


Все статьи автора «Неупокоева Валентина Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: