К ВОПРОСУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ТРУДОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РАБОТНИКА

Гарипова Зухра Фанусовна
Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН
к.э.н., старший научный сотрудник

Аннотация
В условиях непрерывного освоения новых видов деятельности, техники и технологий формируются новые требования к профессиональной подготовке работников. Эффективность процесса обучения определяется целями, принципами и подходами в профессиональном образовании, базирующимися на актуальных экономических и социальных задачах общества.

Ключевые слова: профессиональное образование, трудовые способности работника, эффективность использования трудового потенциала


TO THE QUESTION OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT WORKFORCE SKILLS OF THE EMPLOYEE

Garipova Zukhra Fanusovna
Institute of Social and Economic Research of the Ufa Scientific Centre of RAS
PhD in Economics, Senior Research Associate

Abstract
In conditions of continuous development of new activities, machinery and technology, the formation of new requirements to professional training of employees. The efficiency of the training process is determined by the purposes, principles, and approaches in professional education, based on relevant economic and social objectives of the society.

Keywords: efficiency of use of labor potential, employment capacity of the employee, vocational education


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Гарипова З.Ф. К вопросу профессионального развития трудовых способностей работника // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/12/17927 (дата обращения: 25.02.2024).

Необходимым условием экономического роста является реализация мер экономического развития и качественное улучшение профессионально-квалификационных навыков рабочей силы. Этот подход обусловливается тем, что, в сущности, почти каждый человек обладает значительным потенциалом профессионального роста, и использование его становится все более важным по мере удорожания человеческих ресурсов. В то же время на формирование общественной потребности в развитии трудовых способностей работника влияет множество факторов, в том числе и динамические процессы внешней среды: появление новых видов техники и технологий, изменение отраслевой структуры рынка труда, необходимость освоения новых видов деятельности и т.д. Все это связано, в свою очередь, не только с повышением уровня экономического развития территории, но и качественным ростом работников, обслуживающих более современные технологические линии в производстве и объединяемых иным, более высоким уровнем организации трудовой деятельности [1].

В связи с этим происходит расширение масштаба профессиональной подготовки и переподготовки кадров, и этот процесс остается одним из самых эффективных направлений более полного обеспечения трудовой занятости. В советской системе существовала широкая сеть подготовки работников непосредственно на предприятиях. Благодаря которой ежегодно миллионы человек осваивали новые профессии и повышали свою квалификацию. В настоящее время объемы обучения на производстве существенно сократились: по косвенным оценкам, в десятки раз. Между тем, по оценке специалистов, современная учебно-материальная база системы профессионального образования страны позволяет увеличить масштабы переподготовки кадров примерно в 1,5 раза.

Одним из актуальных направлений повышения эффективности использования трудового потенциала в настоящее время является активное использование существующей системы подготовки и переподготовки кадров с привлечением потенциала учебных заведений профессионального образования для повышения квалификации, развития внутрипроизводственного обучения и создание собственных учебных центров государственной службы занятости.

В этих условиях необходимо исходить, прежде всего, из того, что образование существенно расширяет границы способностей человека к трудовой деятельности. Оно позволяет правильно оценить ситуацию, ускоряет процесс принятия решения и реализацию новых идей. Более того, использование современных технологий невозможно в целом без высокого уровня интеллекта и объема профессиональных знаний. При этом для современного производства характерна быстрая смена технологий. В этих условиях возрастает потребность в работниках с более высокими интеллектуальными трудовыми навыками и способностями, которые неразрывно связаны с физическими возможностями человека. Адаптироваться к постоянно меняющимся условиям производства, быстро овладевать новой техникой и технологией могут помочь, прежде всего, знания. Все это требует нового отношения к образованию населения.

Поэтому задачи, стоящие перед профессиональным образованием в условиях рыночной экономики, заметно изменились. Современные условия требуют существенных изменений профессиональной структуры подготовки кадров от системы профессионального образования. В этой связи крайне важно, чтобы учебные заведения выпускали не просто хорошо подготовленных, а в первую очередь, конкурентоспособных специалистов

Между тем в настоящее время структура потребности экономики в специалистах и структура их подготовки вузами и ссузами не всегда совпадает. Преодоление ситуации связано с определением оптимальной структуры набора в учебные заведения в зависимости от информации о промышленной и инвестиционной ориентированности политики территорий.

Для того, чтобы система повышения профессионально-квалификационных навыков стала более эффективной требуется определить приоритетные направления обучения и переобучения работников. Целью такой подготовки является обеспечение потребности экономики квалифицированными кадрами.

С точки зрения повышения эффективности использования потенциала труда необходимо более тесно увязать цели и принципы системы профессионального образования с экономическими и социальными задачами развития регионов и целевые региональные программы профессионального образования следует превратить в реальный инструмент активной политики занятости. Более того систему профессионального обучения незанятого населения необходимо превратить в ключевое звено системы непрерывного образования. Для этого требуется реализация следующих мер:

– необходимо расширить возможности профессионального обучения для работы в негосударственном секторе экономики, включая самозанятость и занятие предпринимательской деятельностью;

– оказывать содействие предприятиям в организации профессионального обучения работников, особенно в условиях вынужденной остановки производственной деятельности, связанной с реконструкцией и перепрофилированием;

– следует создавать многофункциональные учреждения дополнительного образования, включая их в сеть региональных учебных центров службы занятости;

– необходимо оказывать образовательные услуги предприятиям по опережающему обучению высвобождаемых работников;

– определять объемы и направления подготовки в региональных учреждениях профессионального образования с учетом состояния локального рынка труда.

С позиции этих общетеоретических требований взглянем на современное состояние проблемы в Республике Башкортостан. Подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием в республике осуществляют 11 образовательных организаций, из них 9 являются государственными. Общий контингент студентов составляет свыше 100 тыс. человек (в 2014/15 учебном году – около 127 тысяч человек, а в 2015/16 – 114), из них более половины составляют группу с полным возмещением затрат на обучение. Численность обучающихся в профессиональных образовательных организациях, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена в 2015/16 году составила 68 тыс. человек, их обучение производит 70 образовательных организаций, 64 из которых являются государственными [2].

В Республике среднее число лет обучения за каждое десятилетие повышается в среднем примерно на 1,4 года. При этом более высокий уровень образования имеют молодые работники. Следовательно, естественный процесс обновления занятого населения за счет образованной молодежи и ухода менее образованного старшего поколения из активной трудовой деятельности сопровождается повышением в целом уровня образования работающих.

Одновременно происходит прогрессивный процесс выравнивания образовательного уровня городского и сельского населений, мужчин и женщин, работников преимущественно умственного и физического направлений труда. Вместе с тем Башкортостан продолжает отставать от среднероссийского уровня по образованности населения, особенно по обеспеченности специалистами. Это отставание от среднероссийского уровня по обеспеченности специалистами высшей квалификации составляет сегодня около 30%, а средней квалификации – в пределах 10%.

Сложившееся объясняется следующими основными, на наш взгляд, обстоятельствами. Во-первых, последние годы наблюдается несоответствие спроса и предложения на региональном рынке труда. Второй причиной является неравномерное территориальное размещение учебных заведений, их чрезмерная концентрация в столице республики.

Сформировавшаяся в советские годы система образования Республики Башкортостан характеризовалась более высоким уровнем развития профессионально-технического образования. Такое положение определялось  структурой экономики республики, где и по сей день доминируют нефтяная, нефтеперерабатывающая, нефтехимическая и химическая отрасли производства, для которых требуются квалифицированные рабочие с основательной профессиональной подготовкой. В то же время в высших и средних профессиональных учебных заведениях подготовка работников для промышленности происходит без должного учета реальных потребностей экономики республики.

В годы реформирования экономики появились первые негосударственные учебные заведения, выбор направлений обучения в которых, в первую очередь, основывался на спросе абитуриентов, готовых платить за получение определенных специальностей и профессий. Однако спрос, основанный в большей мере на субъективных мнениях, а не на достоверной информации о ситуации в экономике привел вновь к перекосу на рынке труда. Как известно, на протяжении последних лет наблюдается переизбыток экономистов, юристов, финансистов. При этом государство вынуждено регулировать ситуацию сокращая количество бюджетных мест на отмеченные направления, одновременно повышая на технические специальности.

Кроме того, непрерывное не бесспорное реформирование системы образования  на протяжении последних десятилетий привело к появлению новых специальностей, ряд из которых является лишь модификацией ранее существовавших.


Библиографический список
  1. Котова Л.Р. Эволюция трудовых отношений и производительность труда в пореформенной России [Текст]  //Федерализм.-2016.-№2.-С.69-80.
  2. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан [Электронный ресурс] – http://bashstat.gks.ru/


Все статьи автора «Гарипова Зухра Фанусовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: