Федеральной службой исполнения наказаний в настоящее время проводится работа по дальнейшему реформированию уголовно-исполнительной системы. Осуществлены меры, направленные на совершенствование организации деятельности по обеспечению исполнения уголовных наказаний, изоляции, соблюдению условий содержания осужденных, законности и обеспечению безопасности и правопорядка.
В последние годы произошли значительные изменения в практике применения к осужденным сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) физической силы, специальных средств и газового оружия.
Однако, необходимо отметить, что количество случаев активного противодействия осужденных законным требованиям персонала исправительных учреждений (далее – ИУ), совершения нападений на сотрудников и работников УИС в связи с осуществлением ими служебных деятельности, в том числе с причинением последним вреда здоровью, на протяжении последних трех лет увеличивается, в среднем, на 10%, при одновременном снижении числа зарегистрированных фактов применения к осужденным физической силы, специальных средств и газового оружия, за этот же период, на 14%[1].
В соответствии с действующим законодательством в 2015 году в целях пресечения противоправных действий сотрудниками учреждений УИС применялись: специальные средства 1791 раз (2014 год – 2643, снижение на 32,2%); физическая сила применялась в 1837 случаях (2014 год – 2230, снижение на 17,6%)[2].
В первом полугодии 2016 года при совершении правонарушений к осужденным применялись специальные средства в 749 случаях (первое полугодие 2015 года – 1024, снижение в первом полугодии 2016 года на 30%) и в 896 случаях применялась физическая сила (первое полугодие 2015 года – 1036, снижение в первом полугодии 2016 года на 13,5%)[3].
Конечно, факты неправомерного применения сотрудниками УИС в отношении осужденных физической силы, специальных средств и газового оружия действительно продолжает иметь место.
В 2015 году в исправительных учреждениях было возбуждено 6 уголовных дел (2014 – 7) в отношении персонала, в том числе: по фактам применения физической силы – 3 (2014 – 2); по фактам применения специальных средств и газового оружия – 3 (2014 – 5). В первом полугодии 2016 года возбуждено 9 уголовных дел в отношении персонала учреждения по фактам применения физической силы и специальных средств (первое полугодие 2015 года – 3). 7 уголовных дел было возбуждено по случаям, совершенным ранее: в 2012 году – 1, в 2013 году – 1, в 2015 году – 5.
В связи с вышесказанным необходимо отметить, что принятые поправки в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года предусматривают: «В целях обеспечения прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, с учетом международных стандартов, в том числе стандартов Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, решений Европейского Суда по правам человека (далее – ЕСПЧ), а также требований Европейских пенитенциарных правил, предусматривается совершенствование нормативного правового регулирования применения к осужденным и лицам, содержащимся под стражей, физической силы, специальных средств и оружия, введение эффективных форм контроля за их использованием, обеспечение привлечения к ответственности за превышение должностных полномочий при нарушении прав лиц, содержащихся в учреждениях УИС»[4].
Необходимо отметить, что по каждому вынесенному постановлению ЕСПЧ во ФСИН России издаются указания об их выполнении. Так, в аспектах применения сотрудниками УИС физической силы, специальных средств и газового оружия, руководством ФСИН России были разработаны дополнительные требования, которые дополняют федеральное законодательство и ведомственные нормативные правовые акты.
Так, 15.05.2008 Европейским Судом по правам человека принято решение по делу № 7178/03 «Дедовский и другие против Российской Федерации»[5], которое вступило в силу 15.08.2008.
В своем решении ЕСПЧ подчеркнул, что любое применение физической силы к лицу, лишенному свободы, не вызванное поведением последнего, унижает его человеческое достоинство и является нарушением права, гарантированного ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенция). ЕСПЧ отметил, что использование резиновых дубинок в отношении заявителей было карательным по своей природе. Оно не могло способствовать облегчению выполнения задач, которые сотрудники собирались выполнить. Необоснованное насилие, к которому преднамеренно обратились сотрудники отдела специального назначения в исправительной колонии № 11 Пермской области, было нацелено на то, чтобы вызвать у заявителей страх и подавить их физическое и моральное сопротивление. При этом ЕСПЧ не уверен, что использование резиновых дубинок было законно или необходимо. Отмечается, что Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждении и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее – Закон РФ) содержит исчерпывающий список ситуаций, разрешающих использование ПР-73. Однако в материалах дела, представленных представителем Российской Федерации, отсутствовали признаки, что кто-то из заявителей напал на сотрудников или других лиц. Кроме того, из материалов дела следует, что нарушения, в связи с которыми были применены ПР-73, носили индивидуальный, а не коллективный характер, что опять таки противоречит основаниям к применению специальных средств, закрепленных в федеральном законодательстве. И учитывая то, что некоторые заявители из числа осужденных, не повиновались и сопротивлялись приказам сотрудников, однако из материалов дела не следует, что сотрудники предпринимали попытку их задержать, как закреплено в п. 2 ст. 30 Закона РФ, из чего следует, что использование резиновых дубинок не имело законных оснований[6].
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о наличии пробелов в федеральном законодательстве регулирующих порядок и условия применения физической силы и специальных средств сотрудниками УИС в исправительных учреждениях. В связи с этим нами предлагаются следующие изменения в ст. 30 Закона РФ следующего содержания:
«п. 2) для пресечения массовых беспорядков или групповых нарушений установленного режима отбывания наказания, а также для пресечения неправомерных действий осужденного, оказывающего неповиновение законным требованиям сотрудников исправительного учреждения или иных сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также сотрудников органов внутренних дел, привлекающихся для обеспечения правопорядка на режимной территории охраняемых объектов».
Другим проблемным вопросом, обозначенном в рассматриваемом нами решении ЕСПЧ, является нарушение ст. 3 Конвенции, заключающейся в необходимости проведения своевременной медицинской экспертизы лиц, находящихся в местах лишения свободы, которым был нанесен вред здоровью.
В связи с указанным обстоятельством нами предлагается включить в алгоритм действий дежурного помощника начальника учреждения следующее положение:
«Регистрировать каждый факт применения в отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных физической силы и специальных средств (за исключением наручников) в Журнале регистрации информации о происшествиях по месту применения в соответствии с требованиями Инструкции и приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях, утвержденных приказом Минюста России от 11.06.2005
№ 205».
Необходимо отметить, что заявление лица, лишенного свободы, о жестоком обращении по смыслу ст. 1 и 3 Конвенции требует проведения официального расследования. При этом расследование обвинений в жестоком обращении должно быть полным и быстрым. Любые недостатки в расследовании, которые препятствуют установлению имевших место нарушений или виновных лиц, позволяют оценивать расследование как неэффективное (см. подробнее решение ЕСПЧ по делу № 7761/01 «Михеев против Российской Федерации»). В связи с этим нами предлагаются следующие процедуры в алгоритм действий администрации исправительного учреждения и территориального органа ФСИН России в рамках служебного расследования по фактам применения в подчиненных подразделениях мер безопасности в отношении осужденных:
«1. Ввести в дежурных частях учреждений УИС ускоренный порядок систематического направления в органы прокуратуры и следственные органы сообщений о регистрации травм, которые связаны с жалобами на плохое обращение с осужденными и лицами, содержащимися под стражей (при поступлении или после инцидента связанного с применением физической силы, специальных средств, газового оружия (аэрозольных устройств).
- Руководителям территориальных органов ФСИН России необходимо взять под личный контроль рассмотрения вопросов связанных с законностью применения к подозреваемым, обвиняемым и осужденным физической силы, специальных средств, газового оружия (аэрозольных устройств).
- По каждому случаю применения физической силы, специальных средств, газового оружия проводить тщательные служебные проверки комиссией, состоящей из сотрудников территориального органа ФСИН России.
- Запретить участие в проведении служебных проверок по фактам применения физической силы, специальных средств, газового оружия к осужденным и лицам, содержащимся под стражей, сотрудников УИС, возможно причастных к жестокому обращению.
- По каждому факту применения сотрудниками физической силы, специальных средств, газового оружия проводить служебные проверки, копии материалов в течении трех суток после проведения проверки начальниками учреждений направлять в прокуратуру, осуществляющую надзор за исполнением законов в местах лишения свободы и администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу для оценки правомерности действий сотрудников, применивших меры безопасности, либо лиц, в отношении которых они были применены, признаков состава преступлений, направлять данные материалы в следственные органы в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации для принятия процессуального решения».
Учитывая прецедентный характер решений ЕСПЧ и обязательность их выполнения для государств – членов Совета Европы, разработанные предложения в федеральное законодательство, а также в алгоритм действий администрации исправительных учреждений ФСИН России позволят соблюдать требования законности при применении мер безопасности.
В заключении, необходимо отметить, что решения Европейского Суда по правам человека выступают в качестве составной части международно-правовых норм в сфере уголовного правосудия и призваны обеспечить оптимальный баланс между правами правонарушителей (подозреваемых, обвиняемых, осужденных), персонала исправительных учреждений, жертв преступлений и интересами безопасности общества и государства.
[1] Применение физической силы, специальных средств и газового оружия сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы: методические рекомендации ФСИН России от 22.05.2015 № исх-02-30356 (документ опубликован не был).
[2] О недостатках в организации режима и обеспечении надзора за осужденными в 2015 году: обзор ФСИН России от 20.02.2016 № исх-03-9008 (документ опубликован не был).
[3] О недостатках в организации режима и обеспечении надзора за осужденными в 1 полугодии 2016 году: обзор ФСИН России от 25.08.2016 № исх-03-48713 (документ опубликован не был).
[4] О внесении изменений в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.09.2015 № 1877-р // СПС КосультантПлюс (дата обращения к электронному ресурсу 01.12.2016).
[5] Постановление ЕСПЧ от 15.05.2008 дело «Дедовский и другие (Dedovskiy and Others) против Российской Федерации» (жалоба №N 7178/03) // Российская хроника Европейского Суда 2009, № 1.
[6] О выполнении решения Европейского Суда по правам человека: указание ФСИН России от 27.11.2008 № 10/1-3954 (документ опубликован не был).
Библиографический список
- Применение физической силы, специальных средств и газового оружия сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы: методические рекомендации ФСИН России от 22.05.2015 № исх-02-30356 (документ опубликован не был).
- О недостатках в организации режима и обеспечении надзора за осужденными в 2015 году: обзор ФСИН России от 20.02.2016 № исх-03-9008 (документ опубликован не был).
- О недостатках в организации режима и обеспечении надзора за осужденными в 1 полугодии 2016 году: обзор ФСИН России от 25.08.2016 № исх-03-48713 (документ опубликован не был).
- О внесении изменений в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.09.2015 № 1877-р // СПС КосультантПлюс (дата обращения к электронному ресурсу 01.12.2016).
- Постановление ЕСПЧ от 15.05.2008 дело «Дедовский и другие (Dedovskiy and Others) против Российской Федерации» (жалоба №N 7178/03) // Российская хроника Европейского Суда 2009, № 1.
- О выполнении решения Европейского Суда по правам человека: указание ФСИН России от 27.11.2008 № 10/1-3954 (документ опубликован не был).