УДК 378.1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОМАТЕРИАЛА В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

Павленко Вероника Геннадиевна
Ставропольский государственный педагогический институт
кандидат филологических наук,старший преподаватель кафедры иностранных языков

Аннотация
Данная статья посвящена анализу использования видеоматериала в преподавании иностранного языка в вузе. Целью статьи является изучение эффективности преподавания иностранного языка с использованием видео. Актуальность данной статьи состоит в том, что использование видеоматериала на уроках английского языка формирует коммуникативную компетенцию студентов, их языковые умения и навыки.

Ключевые слова: интернет-ресурс, коммуникативная компетенция, мотивация, образование


THE USE OF VIDEO MATERIAL IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN HIGH SCHOOL

Pavlenko Veronika Gennadievna
Stavropol State Pedagogical Institute
candidate of Philological Science, senior lecturer at the chair of Foreign Languages

Abstract
This article deals with the use of video material in teaching a foreign language in high school. The aim of this article is to study the effectiveness of foreign language teaching with video. The relevance of this article is that the use of video material in English classes forms the communicative competence of students, their language skills.

Keywords: communicative competence, education, motivation, online resource


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Павленко В.Г. Использование видеоматериала в преподавании иностранного языка в вузе // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/12/17774 (дата обращения: 30.05.2017).

Перед преподавателями иностранного языка высшей школы стоит задача повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка, стимулирование их к самостоятельному изучению языкового материала.   Общеизвестный факт, что  именно мотивация влияет на  эффективность обучения иностранным языкам[1].

Очень важно привить у студентов желание  понимать «чужую речь» на слух, способствовать  развитию культурно-страноведческой компетенции.

Ведь усвоение иностранного языка – это не только говорение, но и восприятие речи собеседника на слух [2].

С этой целью преподаватели стараются приобщить студентов к просмотру видеофильмов на иностранном языке.  Часто это видеофильмы о жизни стран изучаемого языка и их научных достижениях.

Просмотр видеофильмов выступает в качестве самостоятельного вида коммуникативной деятельности, мотивом которого является понимание на слух информации на изучаемом языке. Видео в этой роли широко используется в познавательных целях.

Педагогический опыт показывает, что самостоятельная работа с  использованием видеоматериалов  расширяет у студентов языковой кругозор, помогает лучше понять историю и культуру изучаемого языка, традиции и обычаи народа.  Самостоятельная работа  направлена на формирование профессиональных компетенций и увеличение творческой активности студентов[3]. Таким образом, у студентов благодаря  использованию видеоматериала формируется лингвосоциокультурная компетенция.

Эффективность преподавания иностранного языка с использованием видео заключается не только в выборе и подаче видеоматериала, но и в правильной организации самостоятельной работы. Именно правильная организация самостоятельной работы является одной из ключевых дидактико-организующих проблем и основной составляющей вузовского обучения иностранным языкам [4].

При работе с видеофильмом допускается использование учебных пособий, словарей, грамматических справочников, которые помогают анализировать видео.

Изучение английского языка с использованием видеофильмов способствует лучшему запоминанию новой лексики.  А работа с  заданиями на английском языке, до и после просмотра видеофильмов  направлена на улучшение коммуникативной компетентности. Овладев коммуникативной компетентностью, можно свободно говорить на иностранном языке [5].

Признается неоспоримым тот факт что, просмотр видеофильмов является одним из самым эффективных способов изучения иностранного языка.

Во – первых, видеоматериалы представляют живую речь носителей языка. Когда мы просматриваем фильмы на английском языке, мы получаем информацию такой, какая она есть, которой не коснулась рука переводчика.

Во – вторых, просмотр видеоматериалов на иностранном языке повышает уровень языка, обогащает словарный запас.

В – третьих, видеоматериалы  знакомят с языком мимики и жестов, стилем отношений и реалиями страны изучаемого языка.

На сегодняшний день видеоролики на иностранных языках можно найти благодаря интернет-ресурсам. Современный образовательный процесс обучения характеризуется, основным положением информации и функциональным использованием общеизвестных источников сети Интернет [6].

К числу самых популярных обучающих  интернет-ресурсов  относится  интернет-ресурс: «linguaspectrum.com», реализующий комплексную программу развития коммуникативных умений и навыков и универсальных учебных действий.  Именно общеучебные компетенции представляют собой основной компонент современного курса английского языка.  Данный ресурс интересен тем, что он содержит  видеоролики различной тематики и степени сложности от Elementary до Proficiency.  Видеозаписи направлены в основном на расширение словарного запаса и изучение английских идиом.  Достоинством этого ресурса является то, что после просмотра видео можно закрепить свои знания при помощи интерактивного теста[7].

Еще одним современным ресурсом является: englishcentral.com.  К преимуществу данного ресурса относится то, что видеоролики делятся на три уровня сложности: Beginner, Intermediate и Advanced разной тематики. Все видеоролики сопровождаются субтитрами на английском языке.  Плюсом является то, что узнать о значении нового слова на английском языке можно, кликнув по нему курсором. После просмотра видео необходимо заполнить пропущенные в субтитрах слова и распознать их на слух. Затем нужно прослушать фразу и повторить ее в микрофон. Таким образом можно проверить, насколько хорошо студенты  запомнили новую лексику из видео.

Интернет – ресурс: engvid.com.— один из самых популярных ресурсов для изучения английского языка среди студентов во всем мире. Он подойдет для студентов, начиная с уровня Pre-Intermediate и выше. Подача видеоматериала доступна и увлекательна. Здесь представлено видео для отработки  произношения, для расширения лексико-грамматического материала и подготовки к международным экзаменам. Практически после каждого видео дается тест для проверки усвоенного материала.

Увлекательные лекции разной тематики предлагает  ресурс: ted.com.  Этот ресурс подойдет для студентов, имеющих уровень, не ниже  Intermediate.  Минусом данного ресурса является то, что здесь нет деления по уровням сложности. Но к плюсу относится то, что можно выбрать ролик любой продолжительности.  А также этот ресурс позволяет услышать «живой» английский язык из уст обычных людей. Часто героями видео становятся известные ученые, политики, бизнесмены, актеры, которые обсуждают вопросы современных технологий и инноваций, бизнеса, культуры. К видеоролику прилагается  еще и транскрипт (текст), что также облегчает понимание увиденного. Во время проигрывания ролика, программа автоматически будет подсвечивать произносимые спикером слова, что здорово поможет тем, кому сложно воспринимать английский язык на слух.

Можно сделать вывод, что использование видео как на уроке английского языка, так и во внеурочное время,  помогает решить целый ряд дидактических задач:

а) разивать навыки и умения аудирования;

б) совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания, на основе просмотра языкового материала;

в) пополнить лексический запас современного английского языка;

г) познакомиться с особенностями культуры и традициями страны изучаемого языка.

Итак, применяя видеоматериал на уроках иностранного языка в вузе, можно сделать урок английского языка  полезным и увлекательным, тем самым повысить мотивацию студентов.


Библиографический список
  1. Макарова О.С. Социальная мотивация учащихся в условиях реализации обратной связи в процессе  обучения иностранному языку // Педагогическая наука и практика – региону. Материалы XVI региональной научно-практической конференции. ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт». 2016. С. 185-191.
  2. Воронина И. М. Современные технологии обучения английскому языку в колледже//Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 26. – С. 266–270. – URL: http://e-koncept.ru/2014/64354.htm.
  3. Павленко В.Г. Организация самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка в неязыковом вузе. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 8-2. С. 102-104.
  4. Сарибекова Э.А. Формирование умений и навыков самостоятельной работы у студентов в процессе изучения иностранного языка. Дисс.канд. пед. наук -Ставрополь, 2006. -189 с.
  5. Домашнев А.И. и др. Методика преподавания английского языка в педагогическом вузе. М., 1983.-240с.
  6. Кузнецова Е.Н. Электронный сайт Lingualeo как источник дополнительных средств, способствующих эффективности процесса обучения иностранному языку в начальной школе. Актуальные проблемы современной науки. V Международная научно-практическая конференция в двух томах-Ставрополь: Ставропольский университет, 2016. С. 80-83.
  7. URL:http://englex.ru/5-free-video-sources-to-practice-english (дата обращения: 02.12.2016).


Все статьи автора «Павленко Вероника Геннадиевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: