УДК 159.9

СЕМЕЙНЫЕ ФАКТОРЫ АГРЕССИИ ПОДРОСТКОВ

Шипова Лариса Валентиновна1, Шипова Алина Валерьевна2
1Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Саратов, кандидат психологических наук, доцент
2Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Москва, кандидат педагогических наук, старший преподаватель

Аннотация
В статье представлен анализ опыта теоретического и эмпирического изучения семейных факторов агрессии подростков в отечественной и зарубежной психологии. Рассматривается влияние поощрения и наказания, отношений между родителями, братьями и сестрами, демонстрации агрессии в семье, особенностей семейного воспитания на возникновение и становление агрессивного поведения подростков.

Ключевые слова: агрессия, подростки, семейные факторы агрессии.


FAMILY FACTORS OF AGGRESSION OF TEENAGERS

Shipova Larisa Valentinovna1, Shipova Alina Valeryevna2
1Saratov State University, Saratov, PhD in Psychological Science, аssistant рrofessor
2Academy of professional development and professional retraining of educators, Moscow, PhD in Рedagogical Sciences, senior teacher

Abstract
In article the analysis of experience of theoretical and empirical studying of family factors of aggression of teenagers in domestic and foreign psychology is provided. Influence of encouragement and punishment, the relations between parents, brothers and sisters, demonstrations of aggression in a family, features of family education on origin and formation of aggressive behavior of teenagers is considered.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Шипова Л.В., Шипова А.В. Семейные факторы агрессии подростков // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/10/16929 (дата обращения: 20.11.2016).

Исследование семейных факторов агрессии подростков имеет важное значение для их позитивной социализации [1], профилактики девиантного поведения [2], формирования конструктивного межличностного взаимодействия [3], оптимизации семейных взаимоотношений [4].

Во многих теоретических и эмпирических исследованиях в отечественной и зарубежной психологии показано, что большая роль в возникновении и становлении агрессивного поведения подростков принадлежит семье и особенностям семейного воспитания (Болдуин А., 1989; Goetting A., 1989; Keltikangas-Jarvinen L., 1990; Раттер М., 1987; Ричардс М., 1984; Sears R., Maccoby E.E., Lewin H., 1992; Спиваковская А.С., 1988; Столин В.В., 1983; Холева Л.А., 1987; Хоментаускас Г.Т., 1989; Шванцара Й. и др., 1978 и др.). Причем, некоторые авторы считают, что истоки агрессивности подростков находятся в большей степени в семье, в отношениях ее членов и в меньшей мере во взаимоотношениях со сверстниками, педагогами. Существенное значение для возникновения агрессии у подростков имеют ссоры в семье, отторжение ребенка, его принуждение наказанием, страхом и т.п.

Именно в семье ребенок проходит первичную социализацию. Наблюдая взаимоотношения между членами семьи, ребенок учится взаимодействовать с окружающими, обучается поведению и формам отношений, которые сохраняются у него в подростковом периоде и в зрелые годы. Реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, с родными сестрами или братьями, уровень семейной гармонии или относятся к факторам, предопределяющим  агрессию ребенка в семье и вне ее, а также повлиять на его отношения с окружающими в старшем возрасте.

Л.М. Семенюк отмечает, что семья сегодня не выполняет таких важнейших функций, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. В семье нередко имеет место жестокое обращение с детьми, связанное с различными формами наказаний, в том числе физическими. Часть родителей принуждает детей к послушанию, другая часть не интересуется потребностями ребенка; третья – недооценивает ребенка и недостаточно его контролирует [5].

Исследователи подчеркивают, что на агрессивность подростков оказывает влияние воспитание в многодетной семье (М. Раттер, 1987), в неполной семье (П. Массен, 1987; Й. Шванцара, 1978), развод родителей (М. Ричардс, 1984; К. Флейк-Хобсон и др., 1993), ревность по отношению к другим членам семьи (Г.Т. Хоментаускас, 1989). Р. Бэрон и Д. Ричардсон отмечают, что для научения агрессивному поведению важное значение имеют взаимоотношения ребенка с братьями и сестрами [6].

Возникновение и становление агрессивного поведения подростка зависит от недостатка тепла и ласки со стороны родителей, снисходительного отношения родителей к агрессии детей, незаинтересованности детьми, безразличия к ним, отвержения ребенка (В.В. Столин, 1983; А.С. Спиваковская, 1988). Существенное значение имеет также стиль воспитания в семье, характер наказаний и предьявляемых к ребенку требований (А. Бандура, Р. Уолтерс, 2000).

О.Д. Ситковская (1990) при изучении особенностей влияния семейного воспитания и обстановки в семье на агрессивное поведение подростков показала, что в этих семьях распространенным является систематическое злоупотребление спиртными напитками, ссоры, конфликты, скандалы и драки между родителями, что является основой социализации ребенка. Еще одна особенность – наличие снисходительного отношения со стороны матери к проявлениям агрессивного поведения ребенка, что способствует усвоению и интерпретации норм поведения и агрессивного поведения. В этих семьях большое распространение имеют агрессивное поведение отца по отношению к другим членам семьи, его враждебность в сочетании с применением к ребенку жестоких физических наказаний. Наблюдение и подражание поведению отца способствует формированию агрессивного поведения, враждебного отношения к людям вообще [7].

Одним из значимых факторов семейного воспитания является владение родителями умением адекватно оценивать как собственное, так и детское поведение. Отсутствие у родителей четких критериев оценивания поведения детей, преобладание негативных оценок, или наоборот, завышение оценок приводят к тому, что дети с трудом ориентируются в социальных отношениях, отличаются несамостоятельностью, что проявляется в зависимости от оценок окружающих, демонстрации неровного поведения – оно меняется в зависимости от обстоятельств, находится ли рядом взрослый, который может наказать. Поэтому в одних ситуациях дети проявляют агрессивность, в других, наоборот, обнаруживают склонность прощать всё [8].

Этот процесс становится еще более заметным в том случае, когда в семье отсутствует взаимопонимание по вопросам воспитания между самими родителями. Так, по данным Т.А. Репиной и Р.Б. Стеркиной, отсутствие единодушия по вопросам воспитания между членами семьи обнаруживается в той или иной степени в 44% семей [9]. Следует отметить, что условия для возникновения агрессивности у детей создаются в обоих случаях: и когда отсутствуют последовательные и понятные ребенку требования со стороны родителей в сочетании с применением строгих наказаний за проступки, и тогда, когда наблюдается расхождение между предъявляемыми требованиями и реальным поведением самих родителей.

В настоящий момент большинством исследователей признается, что применяемые в отношении детей наказания (особенно физические) скорее выступают в качестве модели агрессивного поведения, хотя влияние наказания на  поведение человека является  неоднозначным и его педагогические результаты зависят от многих факторов. В исследовании Л. Эрона было установлено, что наказание обусловливает снижение агрессии у тех мальчиков, которые сильно идентифицируют себя со своими отцами. При отсутствии подобной  идентификации наказание, напротив, стойко ассоциируется с агрессией [10]. Наблюдение за детьми и взрослыми в реальных жизненных ситуациях позволило вывить тесную взаимосвязь между родительским воздействием и  детской враждебностью. Было установлено, что наказание может ограничить детскую агрессию ситуативно, когда это наказание применялось. Зато оно же усиливает проявления агрессии во всех других ситуациях взаимодействия ребенка с окружающими [11].

Исследователи пришли к выводу, что наказание не столько может способствовать преодолению агрессии, сколько вызывать ее трансформации и побуждать ребенка найти приемлемое для взрослого оправдание собственной агрессии. Частые наказания являются  благодатной почвой для развития агрессивности как устойчивой черты личности, что заставляет наказываемого ребенка переживать состояния озлобленности, обиды, мстительности, враждебности к окружающим.

В социализации агрессии выделяю т два важных и отчетливо различающихся фактора: 1) снисходительность (готовность родителей прощать проступки); 2) строгость наказания родителями агрессивного поведения ребенка [12]. Было сделано предположение, что агрессивность детей обусловлена проявлением враждебности родителей и, соответственно, усилением агрессивности в ответ на суровое наказание. С другой стороны, ее источником является пример агрессивного поведения, ярко представленный в лице склонного к наказаниям родителя. В результате ребенок «привыкает» к тому, что агрессия выступает в виде  нормального способа преодоления фрустрации. Строгость родителей, если она последовательна и чувствительна для ребенка, может привести к подавлению агрессии в присутствии родителей, но вне дома такой ребенок может себя вести более агрессивно.

Исследование мотивации жестокого обращения в семье, в частности и в отношении детей, были изучены Г.М. Миньковским. Исследование позволило разделить мотивы  жестокого обращения в семье на четыре блока: 1) воспитательный блок – стремление взрослых изменить поведение ребенка «любыми средствами»; 2) месть, которая выступает  ведущим мотивом жестокого обращения в семье; 3) разрядка стресса, который может быть вызван  внешней ситуацией, на других членах семьи; 4) сама жестокость, когда человек получает удовольствие от издевательства над ближними [13]. В.Е. Каган отмечал, что данный мотив может маскироваться социально одобряемыми «педагогическими» целями, таким образом наказание может выступить в качестве опасного  педагогического  средства  воздействия на личность [14].

Агрессивность подростков как нарушение социализации на фоне неразвитого самосознания и деформированных детско-родительских отношений рассматривает З.Н. Зимелева. Автор считает, что на агрессивность влияют согласие/несогласие родителей в вопросах воспитания ребёнка, а также оценка родительских намерений, связанных с использованием наказаний и запретов и оценкой их эффективности. В исследовании были выделены две группы детей в зависимости от того, в какой степени их поведение провоцирует детей на агрессию. Для первой группы, куда вошли родители, провоцирующие детей на агрессию, характерно то, что они отвергают оптимистическую установку по отношению к своему ребенку, проводят с ребенком мало времени, ограничиваясь внешним контролем за ходом учебных занятий, не имеют четкой системы категорических запретов и санкций, у них не совпадают взгляды на воспитание ребенка, они придерживаются убеждения, что за плохое поведение ребенок должен быть наказан, редко выступают в качестве советчиков, к которым ребенок обращается за советом и помощью [15].

Семейное неблагополучие, скандалы, сцены насилия, суровые наказания, побои, наносимые детям, и т.п. увеличивают риск развития антисоциального агрессивного поведения [16].

Таким образом, семья может не только служить примером агрессивного поведения, но и подкреплять его. При этом имеют значение не только проявления агрессии членов семьи по отношению друг к другу, но и отношение родителей к поведению ребенка. Результаты исследований обнаруживают связь между характером воспитания, методами наказания и агрессией у детей. Снисходительность к агрессивным проявлениям ребенка, равно как и суровые наказания за них, приводят к высокому уровню агрессии у детей. Родители могут поощрять агрессивность в детях либо собственным поведением и отношением друг к другу и окружающим, либо положительным отношением к проявлению агрессивности у ребёнка, могут сурово наказывать, тем самым подавая пример агрессивного поведения.


Библиографический список
  1. Шипова А.В. Социализация подростков в воспитательном пространстве летнего оздоровительного лагеря // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 5-2. С. 80-86.
  2. Шипова Л.В. Исследование склонности подростков к девиантным формам поведения в социально-реабилитационном центре // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 7-2. С. 140-144.
  3. Гринина Е.С. Причины межличностных конфликтов подростков // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. № 7-9. С. 34-37.
  4. Кухарчук О.В. Особенности гендерной социализации подростков, воспитывающихся в условиях депривации семейных отношений // Педагогика и современность. 2014. Т. 2. № 2. С. 103-110.
  5. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. 96 с.
  6. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер пресс, 1997. 336 с.
  7. Ситковская О.Д. Мотивация агрессивного поведения несовершеннолетних преступников // Насилие, агрессия, жестокость. 1991. №1. С.81-87.
  8. Шустер В.А. Влияние семьи на социальную сферу ребёнка  //  Профилактика, раннее распознавание и коррекция нарушений развития у детей. М., 1993.
  9. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. М.: Педагогика, 1990. 240 с.
  10. Шипова Л.В. Психология агрессии умственно отсталых подростков. Учебно-методическое пособие . Саратов, 2008.
  11. Колосова С.Л. Детская агрессия. СПб.: Питер, 2004. 224 с.
  12. Нравственность. Агрессия. Справедливость / Под ред. А.М.Матюшкина. М.: Психология, 1992. 421 с.
  13. Миньковский Г.М. Социально-правовые проблемы жестокого обращения с детьми // Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. М., 1992. С. 97-103.
  14. Каган В.Е. Семейное воспитание и тоталитарное сознание: от психологии насилия к личностному росту // Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. М., 1992. С. 35-42.
  15. Зимелева З.А. Психологические условия возникновения и коррекции агрессии подростков: Дисс. … канд. психол. наук. М., 2002. 149 с.
  16. Бандура А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Апрель, Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. 508 c.


Все статьи автора «Шипова Алина Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация