ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ В ТРАНСПОРТНОЙ СФЕРЕ

Мошкин Владимир Николаевич
Великолукская государственная академия физической культуры и спорта
доктор педагогических наук, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности, теории и методики единоборств

Аннотация
В статье на основе анкетирования школьников изложены эмпирические данные о гендерных особенностях психологической готовности школьников к обеспечению безопасности в транспортной сфере. Обнаружены признаки (статистически не значимые) более высокой самооценки девочками умения действовать уверенно на дороге во время гололеда, готовности учиться на своих ошибках на дороге, готовности учиться на чужих ошибках на дороге.

Ключевые слова: анкетирование, взаимосвязь, воспитание, гендерные особенности, готовность, девочки, знание, культура транспортной безопасности, мальчики, обеспечение безопасности, ПДД, подготовка, правила дорожного движения, самооценка, статистические данные, транспортная сфера


GENDER FEATURES OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF SCHOOL STUDENTS FOR SAFETY IN THE TRANSPORT SPHERE

Moshkin Vladimir Nikolaevich
Velikie Luki State Academy of Physical Education and Sports
doctor of pedagogical sciences, professor of department of health and safety, theory and technique of single combats

Abstract
In article on the basis of questioning of school students empirical data on gender features of psychological readiness of school students for safety in the transport sphere are stated. Signs (statistically not significant) of higher self-assessment are found by girls of ability to operate surely on the road to time of ice, readiness to study on the mistakes on the road, readiness to study on others mistakes on the road.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Мошкин В.Н. Гендерные особенности психологической готовности школьников к обеспечению безопасности в транспортной сфере // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/10/15833 (дата обращения: 25.02.2024).

В интернете и на страницах популярных журналов многие годы идет дискуссия о количестве аварий на дорогах, совершаемых водителями мужчинами и водителями женщинами. Разные авторы приводят аргументы как в пользу водителей мужчин, так и в пользу водителей женщин. Одни авторы считают, что женщины менее склонны к нарушению ПДД и совершают меньше аварий. Другие приводят данные в пользу вывода о большей безопасности мужчин (по сравнению с женщинами) на дорогах. По данным ГИБДД за первые 5 месяцев 2016 г. водители мужчины совершили 39477 ДТП, водители женщины – 6829 ДТП. Однако эти и многие другие статистические данные не дают ответа на вопрос о различиях готовности женщин и мужчин к обеспечению безопасности на дороге. Ведь, по имеющимся в открытой печати данным, в нашей стране количество мужчин за рулем многократно превышает количество водителей женщин. Учитывая актуальность проблемы отличий уровня готовности мужчин и женщин к обеспечению безопасности на дороге, мы провели анализ данных о психологической готовности мальчиков и девочек к обеспечению безопасности на дороге.

Принимая во внимание имеющиеся к настоящему времени исследования особенностей психологической культуры школьников [1], субъективных ценностей молодежи в сфере здорового образа жизни и безопасности [2], подготовленности современных молодых людей к обеспечению безопасности жизнедеятельности [3], учитывая наличие публикаций о результатах тестирования и анкетирования учащихся школ по ПДД и проблемам обеспечения безопасности дорожного движения [4-6], отмечая факт публикации результатов изучения психологической готовности школьников к обеспечению безопасности на дороге [17], следует признать, что до настоящего времени  в педагогической науке к недостаточно исследованным относятся гендерные особенности психологической готовности школьников к обеспечению безопасности в транспортной сфере, которая является составляющей культуры транспортной безопасности [7-14].

Для определения оснований для анализа эмпирических данных изложим исходные теоретические положения о психологической подготовке к обеспечению безопасности. В статье, изданной нами в 1999 г., раскрыта роль психологической подготовки в становлении культуры личной безопасности. Был сделан вывод о том, то с учетом психологической структуры деятельности человека в опасных ситуациях важно осуществление следующих направлений психологической подготовки: формирование опыта планирования действий по предотвращению и преодолению опасных ситуаций, интеллектуальная подготовка к опасным ситуациям, коммуникативная подготовка к личной безопасности, волевая подготовка к опасным ситуациям, формирование готовности к самоконтролю в процессе предупреждения и преодоления опасных ситуаций [15].

В процессе воспитания школьники присваивают психологическую культуру [1]. Одна из функций каждого из компонентов культуры – способствовать обеспечению безопасности. В нашей диссертации по педагогике 2004 г. была дана характеристика содержания психологической составляющей культуры безопасности по параметру – компоненты культуры: 1) знания, представления, образы; 2) умения, навыки, практический опыт, готовность к творчеству; 3) взгляды, убеждения; 4) привычки, способности, личностные качества. Сформулируем основное содержание данных компонентов психологической культуры в аспекте безопасности. 1) Система знаний о деятельности в опасных и экстремальных ситуациях (видах, опасных факторах и т.д.), личностных качествах, способствующих безопасности. 2) Опыт успешного поведения в опасных ситуациях, угрожающих жизни, здоровью, материальным интересам и т.д. Владение приемами аутотренинга, ресурсного якорения в опасных ситуациях. 3) Уверенность в готовности к профилактике и преодолению опасных и экстремальных ситуаций. 4) Смелость, осторожность, готовность к разумному риску, уверенность в себе, рефлексия [16].

Результаты эмпирического исследования психологической готовности мальчиков и девочек к безопасности на дороге

Цель исследования – на основе анкетирования выявить эмпирические характеристики особенностей психологической готовности мальчиков и девочек к обеспечению безопасности в транспортной сфере как составной части культуры транспортной безопасности.

В нашем исследовании была использована анкета, отвечая на вопросы которой школьники выражали свое мнение, выбирая 1 вариант ответа из трех (2 варианта ответов, содержательно раскрывающие положительное или отрицательное мнение опрашиваемых об изучаемых явлениях, и вариант «Затрудняюсь ответить»). Анкетирование было проведено в 2009 г. в общеобразовательных учреждениях № № 107, 108, 83 г. Барнаула с использованием электронного варианта анкеты (создана в Microsoft Office Excel). Всего в опросе приняли участие 246 человек, из них – 125 мальчиков и 121 девочек.

Изложим статистические данные о результатах анкетирования и проанализируем ответы школьников на вопросы 6, 7, 8, 13, 24, 25 анкеты. Согласие или несогласие с вариантами утверждений анкеты свидетельствует о различных аспектах психологической готовности школьников к обеспечению дорожной безопасности.

На основе данных об ответах на вопрос 6 (Где ты играешь и отдыхаешь на улице?) выясним, как школьники разного пола выбирают место для игр и отдыха. Ответы учащихся 5-11 классов о выборе места для игр на улице представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Ответы мальчиков и девочек о выборе мест для игр и отдыха на улице

Варианты ответов

Мальчики

Девочки

1

1. Я играю и отдыхаю там, где есть движение транспортных средств.

7

8

2

2. Я играю и отдыхаю там, где нет движения транспортных средств.

106

101

3

Затрудняюсь ответить

12

12

4

ИТОГО:

125

121

5

Варианты ответов

Мальчики

Девочки

6

1. Я играю и отдыхаю там, где есть движение транспортных средств.

6%

7%

7

2. Я играю и отдыхаю там, где нет движения транспортных средств.

85%

83%

8

Затрудняюсь ответить

10%

10%

9

1 2 3

Из таблицы 1 следует, что 85% опрошенных мальчиков и 83% девочек играют и отдыхают там, где нет движения транспортных средств. Как видим, мальчики  не склонны к низкой (по сравнению с девочками) оценке своей осторожности на дороге (разница составила 2%). Таким образом, не выявлены статистически значимые признаки связи между полом и оценкой школьниками своей осторожности при выборе места для игр и отдыха.

На основе данных об ответах на вопрос 7 (Как ты действуешь на дороге во время гололеда?) выясним, как школьники разного пола оценивают готовность к уверенным действиям при гололеде на дороге. Ответы учащихся 5-11 классов на вопрос 7 анкеты представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Ответы мальчиков и девочек о готовности к уверенным действиям при гололеде на дороге

Варианты ответов

Мальчики

Девочки

1

1. Я не умею действовать уверенно на дороге во время гололеда.

20

10

2

2. Я уверенно веду себя на дороге во время гололеда.

94

94

3

Затрудняюсь ответить

11

17

4

ИТОГО:

125

121

5

Варианты ответов

Мальчики

Девочки

6

1. Я не умею действовать уверенно на дороге во время гололеда.

16%

8%

7

2. Я уверенно веду себя на дороге во время гололеда.

75%

78%

8

Затрудняюсь ответить

9%

14%

9

1 2 3

Из таблицы 2 следует, что 75% опрошенных мальчиков и 78% девочек положительно оценивают свою готовность к уверенным действиям при гололеде на дороге. Как видим, мальчики  не склонны к высокой (по сравнению с девочками) оценке своей уверенности на дороге (разница составила 3%). В то же время, мальчики более критично оценили себя, о чем свидетельствует ответ «Я не умею действовать уверенно на дороге во время гололеда» (по данным строки 7 разница в ответах мальчиков и девочек составили 8%). Для выяснения статистической значимости выявленных различий эмпирических данных здесь и далее в статье использован сервис автоматического расчета углового преобразования на сайте http://www.psychol-ok.ru/statistics/fisher. Для проверки достоверности различий, зафиксированных в таблице 2, ответов используем данные об абсолютных цифрах в столбцах 2, 3 и строках 2, 3. Выясняем, что φ*эмп = 1.718, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Таким образом,  не выявлены статистически значимые признаки связи между полом и оценкой школьниками готовности к уверенным действиям на дороге во время гололеда.

На основе данных об ответах на вопрос 8 (Знаешь ли ты, какие ошибки допускают другие люди на дороге?) выясним, как школьники разного пола оценивают свою информированность об ошибках других людей на дороге. Ответы учащихся 5-11 классов на вопрос 8 анкеты представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Самооценка мальчиками и девочками знаний об ошибках других людей на дороге

Варианты ответов

Мальчики

Девочки

1

1. Я не знаю, какие ошибки допускают другие люди на дороге.

28

20

2

2. Я знаю, какие ошибки допускают другие люди на дороге.

85

86

3

Затрудняюсь ответить

12

15

4

ИТОГО:

125

121

5

Варианты ответов

Мальчики

Девочки

6

1. Я не знаю, какие ошибки допускают другие люди на дороге.

22%

17%

7

2. Я знаю, какие ошибки допускают другие люди на дороге.

68%

71%

8

Затрудняюсь ответить

10%

12%

9

1 2 3

Из таблицы 3 следует, что 68% опрошенных мальчиков и 71% девочек положительно  оценили свои знания об ошибках других людей. Разница в ответах мальчиков и девочек составила всего 3% (данные строки 8). Таким образом, не выявлено различий в самооценке мальчиками и девочками их информированности об ошибках людей на дороге.

На основе данных об ответах на вопрос 13 (Уверенно ли ты действуешь при переходе дороги?) выясним, как школьники разного пола оценивают свою уверенность на дороге. Ответы учащихся 5-11 классов на вопрос 13 анкеты представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Самооценка мальчиками и девочками их готовности к уверенным действиям на дороге

Варианты ответов

Мальчики

Девочки

1

1. При переходе дороги я действую уверенно.

104

98

2

2. При переходе дороги я чувствую себя неуверенно.

13

13

3

Затрудняюсь ответить

8

10

4

ИТОГО:

125

121

5

Варианты ответов

Мальчики

Девочки

6

1. При переходе дороги я действую уверенно.

83%

81%

7

2. При переходе дороги я чувствую себя неуверенно.

10%

11%

8

Затрудняюсь ответить

6%

8%

9

1 2 3

Из таблицы 4 следует, что 83% опрошенных мальчиков и 81% девочек считают, что при переходе дороги действуют уверенно. Разница (2%) в ответах мальчиков и девочек не является существенной. Таким образом, не выявлено различий в самооценке мальчиков и девочек их уверенности при переходе дороги.

На основе данных об ответах на вопрос 24 (Как ты относишься к своим ошибкам на дороге?) выясним, как школьники разного пола оценивают свои ошибки на дороге. Ответы учащихся 5-11 классов на вопрос 24 анкеты представлены в таблице 5.

Таблица 5 – Ответы мальчиков и девочек об их отношении к своим ошибкам на дороге

Варианты ответов

Мальчики

Девочки

1

1. Я замечаю свои ошибки, учусь на своих ошибках.

83

96

2

2. Я не замечаю своих ошибок, которые допускаю на дороге.

24

12

3

Затрудняюсь ответить

18

13

4

ИТОГО:

125

121

5

Варианты ответов

Мальчики

Девочки

6

1. Я замечаю свои ошибки, учусь на своих ошибках.

66%

79%

7

2. Я не замечаю своих ошибок, которые допускаю на дороге.

19%

10%

8

Затрудняюсь ответить

14%

11%

9

1 2 3

Из таблицы 5 следует, что 66% опрошенных мальчиков и 79% девочек считают, что замечают свои ошибки на дороге. Разница в ответах мальчиков и девочек составила 13%. Девочки более высоко оценили свою готовность к самоконтролю на дороге (чем мальчики). Для проверки достоверности различий, зафиксированных в таблице 5 ответов, используем данные об абсолютных цифрах в столбцах 2, 3 и строках 2, 3. Выясняем, что φ*эмп = 2.243, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Таким образом,  не выявлены статистически значимые признаки связи между полом и оценкой школьниками готовности замечать свои ошибки на дороге. Иначе говоря, не обнаружено гендерных особенностей самоконтроля школьников на дороге.

На основе данных об ответах на вопрос 25 (Как ты относишься к ошибкам других людей на дороге?) выясним, как школьники разного пола относятся к ошибкам других людей на дороге. Ответы учащихся 5-11 классов на вопрос 25 анкеты представлены в таблице 6.

Таблица 6 – Ответы мальчиков и девочек об их отношении к ошибкам других людей на дороге

Варианты ответов

Мальчики

Девочки

1

1. Я не учусь на чужих ошибках, которые совершают другие люди на дороге.

48

40

2

2. Я учусь на чужих ошибках, которые совершают другие люди на дороге.

56

68

3

Затрудняюсь ответить

21

13

4

ИТОГО:

125

121

5

Варианты ответов

Мальчики

Девочки

6

1. Я не учусь на чужих ошибках, которые совершают другие люди на дороге.

38%

33%

7

2. Я учусь на чужих ошибках, которые совершают другие люди на дороге.

45%

56%

8

Затрудняюсь ответить

17%

11%

9

1 2 3

Из таблицы 6 следует, что 45% опрошенных мальчиков и 56% девочек придерживаются положительной оценки своей готовности учиться на ошибках, которые совершают другие люди на дороге. Разница в ответах мальчиков и девочек составила 11%. Девочки более высоко оценили свою готовность к извлечению уроков из ошибок других людей на дороге. Для проверки достоверности различий, зафиксированных в таблице 6, ответов используем данные об абсолютных цифрах в столбцах 2, 3 и строках 2, 3. Выясняем, что φ*эмп = 1.361, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Таким образом,  не выявлены статистически значимые признаки связи между полом и оценкой школьниками готовности учиться на ошибках других людей на дороге.

Анализ результатов эмпирического исследования психологической готовности мальчиков и девочек к безопасности на дороге

На основании приведенных выше данных об ответах учащихся разного пола на вопросы анкеты сформируем сводную таблицу 7, в которой представлены вопросы, варианты ответов и процентная доля согласных с вариантами ответов опрошенных школьников 5-11 классов, результаты обработки ответов мальчиков и девочек.

Таблица 7 – Ответы подростков и старшеклассников на вопросы 6, 7, 8, 13, 24, 25 анкеты

Вопросы Варианты ответов, оценка ответа % согласных учащихся 5-11 классов
5-11 классы мальчики девочки
6. Где ты играешь и отдыхаешь на улице? 1. Я играю и отдыхаю там, где есть движение транспортных средств. Негативный.

6%

6%

7%

2. Я играю и отдыхаю там, где нет движения транспортных средств. Позитивный.

84%

85%

83%

7. Как ты действуешь на дороге во время гололеда? 1. Я не умею действовать уверенно на дороге во время гололеда. Негативный.

12%

16%

8%

2. Я уверенно веду себя на дороге во время гололеда. Позитивный.

76%

75%

78%

8. Знаешь ли ты, какие ошибки допускают другие люди на дороге? 1. Я не знаю, какие ошибки допускают другие люди на дороге. Негативный.

20%

22%

17%

2. Я знаю, какие ошибки допускают другие люди на дороге. Позитивный.

70%

68%

71%

13. Уверенно ли ты действуешь при переходе дороги? 1. При переходе дороги я действую уверенно. Позитивный.

82%

83%

81%

2. При переходе дороги я чувствую себя неуверенно. Негативный.

11%

10%

11%

24. Как ты относишься к своим ошибкам на дороге? 1. Я замечаю свои ошибки, учусь на своих ошибках. Позитивный.

73%

66%

79%

2. Я не замечаю своих ошибок, которые допускаю на дороге. Негативный.

15%

19%

10%

25. Как ты относишься к ошибкам других людей на дороге? 1. Я не учусь на чужих ошибках, которые совершают другие люди на дороге. Негативный.

36%

38%

33%

2. Я учусь на чужих ошибках, которые совершают другие люди на дороге. Позитивный.

50%

45%

56%

Используя данные таблиц 1-6 и данные сводной таблицы 7 сформулируем основные выводы о выявленных эмпирических характеристиках психологической готовности мальчиков и девочек к обеспечению безопасности на дороге.

Ответы учащихся на вопросы 6, 7, 8, 13, 24, 25 можно интерпретировать как признаки позитивных (способствуют безопасности школьников, отмечены в таблице выше как позитивные) или негативных (не способствуют или в меньшей степени способствуют безопасности школьников, отмечены в таблице как негативные) свойств психологической готовности школьников к обеспечению дорожной безопасности. Из таблиц 1-7 следует, что на основании анкетирования обнаружены признаки более высокой самооценки девочками:

- умения действовать уверенно на дороге во время гололеда (вопрос 7);

- готовности замечать свои ошибки, учиться на своих ошибках (вопрос 24);

- готовности учиться на чужих ошибках на дороге (вопрос 25).

Сформулированные выводы об отличиях в ответах (по поводу трех утверждений анкеты) мальчиков и девочек основаны на статистически незначимых данных. Таким образом,  в ходе проведенного нами исследования не выявлены статистически значимые признаки связи между полом и психологической готовностью учащихся 5-11 классов к обеспечению безопасности в транспортной сфере. В связи с этим необходимы дополнительные исследования для выявления гендерных особенностей культуры транспортной безопасности школьников.

Завершая статью, отметим, что проведенный анализ результатов анкетирования явится основой для дальнейшего изучения процесса психологической подготовки учащихся к обеспечению транспортной безопасности. В частности, интерес представляет анализ факторов совершенствования психологической готовности школьников к безопасности на дороге. Результаты такого рода исследований будут изложены в последующих наших публикациях.


Библиографический список
  1. Колмогорова Л.С. Становление психологической культуры учащихся в условиях образования: монография. – Барнаул: АлтГПА, 2013. – 238 с.
  2. Каширский Д.В. Субъективные ценности современной молодежи: монография . – Барнаул: Изд-во ААЭП, 2012. – 224 с.
  3. Жарикова Л.И. Ценностное отношение к непрерывному образованию как фактор безопасности жизнедеятельности молодежи // Дети, молодежь и окружающая среда: здоровье, образование, экология : материалы международной научно-практической конференции, 5-9 июля 2012 г. / под. ред. С. Д. Каракозова, П. Г. Воронцова. – Барнаул: АлтГПА, 2012. – С. 88-90.
  4. Тошева Л. Итоги тестирования учащихся по ПДД // Основы безопасности жизни. – 2004. – № 9. – С. 50-53.
  5. Белобородов А.Ф. Результаты тестирования знаний школьников по правилам дорожного движения // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. – 2012. – № 5 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/105-7185.
  6. Белобородов А.Ф. Отношение школьников к факторам совершенствования культуры транспортной безопасности  // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. – 2012. – № 6  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/106-7350.
  7. Мошкин В., Измайлова О. Как стать грамотным пассажиром. Обучение обобщенным способам безопасного поведения на транспорте // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2001. – № 5. – С. 18-24.
  8. Белобородов А.Ф., Мошкин В.Н. Сущность, структура и функции культуры транспортной безопасности общества // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2009. – № 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:    http://www.altspu.ru/info/journal/vestnik/1353-nomer-12009.html.
  9. Белобородов А.Ф., Мошкин В.Н. Культура транспортной безопасности в содержании образования // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2009. – № 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:    http://www.altspu.ru/info/journal/vestnik/1353-nomer-12009.html.
  10. Белобородов А.Ф., Мошкин В.Н. Воспитание культуры транспортной безопасности как педагогическое явление  // Вестник АлтГПА: Психолого-педагогические науки. – 2010. – № 5. – С. 66-70.
  11. Белобородов А.Ф. Цели воспитания культуры транспортной безопасности школьников // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html.
  12. Белобородов А.Ф. Содержание воспитания культуры транспортной безопасности школьников  // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html.
  13. Белобородов А.Ф. Средства воспитания культуры транспортной безопасности школьников // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:    http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html.
  14. Белобородов А.Ф. Критерии диагностики культуры транспортной безопасности школьников // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:    http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html.
  15. Мошкин В.Н. Воспитание культуры личной безопасности // Психолого-педагогические проблемы личностно-ориентированного воспитания: Сборник научных трудов.- Барнаул: АГИИК, 1999.- С. 5-59. (Электронная версия статьи опубликована на сайте http://www.мирбжд.рф/?page_id=44.)
  16. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: Монография.- Барнаул: Издательство БГПУ, 2002.- 318 с. (Книга опубликована в виде файла в текстовом формате на сайте http://www.мирбжд.рф/?page_id=495.)
  17. Мошкин В.Н. Анализ эмпирических данных о психологической готовности школьников к обеспечению безопасности в транспортной сфере // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/06/55084.


Все статьи автора «Мошкин Владимир Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: