УДК 7.097

ПРОЦЕССЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТЕРЕОТИПОВ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ АУДИТОРИИ

Кащук Александр Анатольевич
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
кандидат искусствоведения, доцент кафедры журналистики

Аннотация
Стереотипы телевизионные – это стереотипы, которые связаны прежде с его временными особенностями, а, следовательно, с настроениями сегодняшнего дня. Телевидение никогда не опережает время – все, что происходит на экране, происходит «здесь и сейчас», то есть возникает «реальное время» в рамках реального телевизионного пространства. Отсюда рождается необходимость связывать визуальные образы с легкоузнаваемыми объектами.

Ключевые слова: медиаиндустрия, телевизионные стереотипы


THE PROCESS OF STEREOTYPING TELEVISION AUDIENCE

Kashchuk Aleksandr Anatolievich
St. Petersburg University of Humanities
Ph. D., associate Professor of journalism

Abstract
a television Stereotypes – stereotypes that are associated before with its time features, and, consequently, with the mood of the day. TV has never ahead of time everything that happens on screen is happening "here and now", i.e. there is a "real time" within the live TV space. Hence comes the need to associate visual images with easily recognisable objects.

Рубрика: Искусствоведение

Библиографическая ссылка на статью:
Кащук А.А. Процессы формирования стереотипов телевизионной аудитории // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/09/16512 (дата обращения: 20.11.2016).

Социокультурные стереотипы – неотъемлемый элемент обыденного сознания. Стереотипы помогают человеку ориентироваться в мире и определенным образом направляют его поведение.

Все аспекты и процессы жизни человек воспринимает и реагирует на них  через свои стереотипы.[1,5,7] Взаимодействует с людьми  на основании стереотипов. Делает  свои умозаключения и выводы чаще всего на основании  стереотипов. Фактически человек не воспринимает реальный  мир таким, каков он есть, а моментально подстраивает его под свои стереотипы.

Необходимо отметить, что стереотип, как правило, содержит в себе  оценочный элемент, который  выступает прежде всего в виде установки эмоционального общения. Стереотип не только упрощение, он в высшей степени «заряжен» чувствами. Оценочный элемент стереотипа всегда культурно детерминирован, поскольку, выражая  чувства личности, ее систему ценностей, он всегда соотнесен с групповыми чувствами и групповыми действиями. Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия, являясь эталоном оценки и, соответственно, защиты личности, входящей в данную группу. «В конечном счете, стереотипы способствуют  процессу  социально-политического, культурного и психологического единения группы».[4]

Большинство  исследователей  едины во мнении, что стереотипы можно «навязывать» через средства массовой информации – и прежде всего через ТВ.  При этом формирование стереотипа проходит три основных этапа, в результате чего сложный объект сводится к схеме хорошо известных признаков. В книге «Средство для миллионов» Р. ОХара[10] определяет их, как:

- первый – «выравнивание»;

- второй – «усиление»;

- третий – «ассимиляция».

Всегда  вызывает подозрение, если какой-либо политик или журналист подчеркнуто обращается к нашим стереотипам, «перевозбуждает» наше чувство к той или иной общности, подчеркивая наше отличие от «них» – других.

Стремление отправителя сообщений «стереотипизировать» наше поведение, то есть добиться, чтобы аудитория воспринимала информацию и отвечала на нее в соответствии с нормами поведения определенной социально-культурной  общности – верный признак манипуляции. Услышав в обращении явную или скрытую апелляцию к каким-то укорененным в нас «стандартным» чувствам или установкам, полезно быстро «пробежать в уме» основные культурные ипостаси своего «Я» и прикинуть,  какую из них использует обращающийся с телеэкрана идеолог. Тогда легче будет понять, на какую автоматическую реакцию он рассчитывает,  к чему незаметно клонит.

Стереотипы телевизионные – это стереотипы, которые связаны прежде с его временными особенностями, а, следовательно, с настроениями сегодняшнего дня. Телевидение никогда не опережает время – все, что происходит на экране, происходит «здесь и сейчас», то есть возникает «реальное время» в рамках реального телевизионного пространства. Отсюда рождается необходимость связывать визуальные образы с легкоузнаваемыми объектами. [2,3,5]Так, например, информационные студии имеют свои символы, начиная от логотипа канала, цветового решения и единого решения изобразительного ряда.  На Первом канале был выбран стиль динамичный: первые планы сняты с движения, ведущий входит в кадр и садится за стол. Динамика подчеркивает значимость новостей, их событийный характер, их «свежесть», стремление как можно быстрее донести их до зрителя. При этом внешний облик ведущего программы не должен меняться (единство в решении костюма, грима, освещения, смены крупности планов и т.д.) – все вызывает у зрителя ощущение стабильности, доверия. РТР стремится подчеркнуть стабильность также постоянством изобразительно-монтажного решения.

Вечерняя программа «Время», название которой  привычна со времен СССР, на Первом канале выходит для миллионов телезрителей в 21.00. Неизменность выхода в сетке вещания не только привычна, но и вызывает ощущение стабильности. Голубой цвет студии подчеркивает объективность показываемого на экране, что подчеркнуто отсутствием контрастов. Отсюда возникает определенность в своей нейтральности, ассоциация с «вечностью» –  «течет время, а мы выходим в одно и тоже время и рассказываем о событиях, происходящих здесь и сейчас».

В отличие от Первого канала, РТР использует теплую тональность общего решения студийного пространства. Крупность плана гораздо крупнее, чем на Первом канале, что сближает зрителя и ведущего, который, в свою очередь, выглядит более демократичным, улыбающимся, «доступным». Телевизионные стереотипы, с одной стороны, являются социокультурными стереотипами. В тоже время, с другой стороны, они эволюционируют под влиянием стереотипов, созданных  в смежных видах искусства и их образного языка. Особенно это заметно сегодня, когда под воздействием глобального информационного поля стереотипы СМИ во многом становятся идентичными  стереотипам массовой культуры.

Социокультурный стереотип весьма устойчив. И в тоже время он подвержен изменениям под воздействием изменения условий жизни, влияния авторитетных личностей, смены цивилизаций.  Практика показывает, что телезрители воспринимают обостренно изменение стереотипов под влиянием новой информации, усиленной образным визуальным рядом и монтажным соединениям, особенно в период  драматических событий. В этот момент, под воздействием сильных чувств и переживаний, зритель воспринимает увиденное как «свое», «присваивает» ту точку зрения, которая совпадает с эмоциями, вызванными крупными планами, деталями, монтажными сопоставлениями или противопоставлениями.

Каждому человеку естественны и привычны те нравы и формы поведения, в которых он воспитан и к которым привык. Темпераментному итальянцу медлительный финн может казаться вялым и холодным, а тому в свою очередь может не нравиться южная горячность. [6,8,9]Чужие обычаи иногда кажутся не только странными, нелепыми, но и неприемлемыми. Это так же естественно, как естественны сами различия между этническими группами и их культурами, формировавшимися в самых разных исторических и природных условиях. Проблема возникает лишь тогда, когда эти действительные или воображаемые различия возводятся в главное качество и превращаются (по отношению к целой этнической группе) во враждебную психологическую установку, которая разобщает народы  психологически, а затем и «теоретически», в процессе обоснования политики дискриминации. Часто группировки, которые противопоставляют себя обществу, создают свой как поведенческий, так и внешний образ.

Недостаток времени, а также необходимость обеспечения оперативности и максимального воздействия на аудиторию приводит к тому, что  тележурналисты отдают предпочтение зрелищным или сенсационным событиям. Люди, получающие сообщения,  вынуждены трактовать их с учетом привычных механизмов своего восприятия. Спектакль, который порой разыгрывают СМИ, подводит людей к пассивному восприятию скрытой системы идеологического господства. Нередко при подаче на экране того или иного события используются дихотомия «законный» – «незаконный». Разумеется, такая упрощенная система   не способствует выработке более тонких социокультурных позиций. [4]

В политических и пропагандистских целях электронные  СМИ часто используют  имплицитные формы воздействия.  К специфическим приемам такого воздействия  можно отнести прием подмены одной проблемы другой.   Конечно, главная социально-психологическая сила ТВ заключается в его зрелищности.  Человек привык верить своим собственным глазам,  а «картинка» удостоверяет его в подлинности происходящего. В определённом смысле ТВ правит миром. При этом сама телевизионная «картина мира» возникает не на пустом месте. Она складывается из множества воззрений, установок, представлений, ценностных ориентаций. Можно сказать, что телевидение – это зримый синтез актуальной культуры данного общества в данный момент его истории.

Сегодня в нашей национальной информационной системе  нет достаточных условий для создания объективной картины мира. Современное российское телевидение – это прежде всего инструмент управления общественным сознанием на основе определенных социокультурных схем.


Библиографический список
  1. Алиев Э. Г. Кобицкий Д.А. Развитие инновационных организационно-хозяйственных форм в предпринимательстве//Вестник Национальной академии туризма. 2012. № 1. С. 57-61.
  2. Аристархов Л. Н.Аристархова С. Л. Противоречия в теории и практике изучения поведения потребителей в сфере рекреации и туризма посредством метода Digital маркетинга и научная задача по их разрешению//Вестник Национальной академии туризма. 2015. № 2 (34). С. 10-12.
  3. Власова, Т. И. Инновационные направления повышения эффективности функционирования туристской отрасли /Т. И. ВласоваР. А. Карташова//Вестник Национальной академии туризма. -2011. -№ 17. -С. 19-22.
  4. Мельник Г.С. Mass Media: Психологические процессы и эффекты. СПб.: СПбГУ. 1996. С.96.
  5. Клейман A.A.Шерешев Г.Г. Совершенствование методов комплексного стратегического управления предприятиями ресторанного бизнеса//Вестник Национальной академии туризма. 2010. № 03. С. 19-22.
  6. Любарская М.А., Юрьев С.В. повышение качества подготовки специалистов для сферы туризма на основе применения различных форм образовательного аутсорсинга // Любарская М.А., Юрьев С.В.
    Вестник Национальной академии туризма. 2015. № 3 (35). С. 44-47.
  7.  Фабричнова Т.Г. Алгоритм разработки программы продвижения печатного периодического издания//Мир экономики и права № 3. СПб.: МНИОЦ -2011 -с. 17-25
  8. Шлафман А.И., Фабричнова Т.Г. Медиаиндустрия в процессах слияния и поглощения // В сборнике: Институты и механизмы инновационного развития в экономике, проектном менеджменте, образовании, юриспруденции, экологии, биологии, политологии, психологии, медицине, философии, филологии, социологии, химии, математике, технике, физике сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. 2013. С. 162.
  9. Шлафман А.И. Международные Лихачевские чтения – площадка для презентации экономического содержания мировых социально-экономических тенденций // Наука и бизнес: пути развития. 2014. № 10 (40). С. 97-99.
  10. O`Hara R. Media for million. New York, 1961, p.295


Все статьи автора «Шлафман Александр Изевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация