УДК 377.131.11

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Платонов Алексей Александрович
Московский государственный университет путей сообщения
кандидат технических наук, доцент

Аннотация
В настоящее время всё более популярной составляющей в образовательном процессе среднего профессионального образования становится научная деятельность. В статье рассмотрены принципы ведения научно-исследовательской работы в учреждениях средне-профессионального образования, приведены рекомендации по опубликованию результатов научного исследования, приведены элементы математической модели по выявлению научного потенциала преподавательского состава учреждений СПО.

Ключевые слова: моделирование, научная деятельность, преподаватели, среднее образование


THE SCIENTIFIC AND RESEARCH WORK AT THE INSTITUTION OF EDUCATION

Platonov Aleksey Aleksandrovich
Moscow State University of Railway Engineering
PhD. Technics, Associate Professor

Abstract
Currently, the increasingly popular component in the educational process of secondary vocational education is the scientific activity. The article describes the principles of scientific research in institutions of secondary vocational education, provides guidelines for publication of the results of scientific research, justified by the elements of the mathematical model to identify the scientific potential of the teaching staff of secondary vocational education institutions.

Keywords: modeling, scientific activity, secondary education, teachers


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Платонов А.А. Научно-исследовательская работа в образовательных учреждениях // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/09/16410 (дата обращения: 19.11.2016).

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время российским обществом всё большее внимание уделяется вопросам профессионального самоопределения и самопознания молодёжи. Рынок труда, особенно сегодня в период очередной экономической нестабильности и бесконечно действующих санкций со стороны западных стран, ждёт новых специалистов, которые не просто придут работать в государственные и частные компании, но и смогут при этом осуществлять инновационные преобразования в производственном процессе. Узкопрофессиональный сотрудник со стандартным, стереотипным типом мышления уже не соответствует требованиям современности. Российскому обществу нужны высоко нравственные, хорошо образованные, предприимчивые люди с креативным типом мышления, которые самостоятельно смогут принимать ответственные решения и прогнозировать их возможные последствия; люди способные к сотрудничеству, к активной инновационной деятельности, отличающиеся мобильностью и конструктивностью подхода к решению проблем [1].

В последнее десятилетие государственные органы уделяют всё большее внимание опережающему развитию не высшего, а среднего профессионального образования [2].

К средним специальным учебным заведениям относятся техникум и колледж [3].

Техникум реализует основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня.

Колледж реализует основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня.

Основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования могут осваиваться по различным формам обучения, отличающимся объёмом аудиторных занятий и организацией образовательного процесса: очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах. Нормативные сроки обучения по образовательным программам среднего профессионального образования устанавливаются государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования. Как правило, обучение продолжается 3 – 4 года. В необходимых случаях сроки обучения по конкретным образовательным программам среднего профессионального образования могут быть увеличены по сравнению с нормативными сроками обучения. Решение об увеличении сроков обучения принимает орган государственной власти или орган местного самоуправления, в ведении которого находится среднее специальное учебное заведение. Для лиц, имеющих начальное профессиональное образование соответствующего профиля, среднее профессиональное или высшее профессиональное образование или иной достаточный уровень предшествующей подготовки и (или) способностей, допускается обучение по сокращенным или ускоренным образовательным программам среднего профессионального образования, порядок реализации которых устанавливается федеральным органом управления образованием.

Введение федеральных стандартов третьего поколения ставит перед вышерассмотренными образовательными учреждениями среднего профессионального образования ряд проблем по выполнению их требований, среди которых необходимо выделить проблему выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у студентов профессиональных компетенций. Несмотря на большое разнообразие методов и технологий обучения, рекомендуемых для формирования профессиональных компетенций студентов, на сегодняшний день, пока не решен вопрос оптимизации их применения в образовательной практике, адекватно компетентностному подходу к подготовке специалистов [4].

К одному из современных и инновационных методов обучения, обеспечивающих процесс формирования у студентов профессиональных компетенций, является применение в учебном процессе и во внеурочной деятельности элементов исследовательской работы.

Исследовательская работа – это система мероприятий, приобщающая к творческой деятельности, способствующая развитию инициативы, индивидуальных интересов студентов, которая повышает у студентов интерес к учёбе, приобщая их к самостоятельной творческой деятельности. Результатом такой работы является повышение уровня подготовки будущих специалистов в соответствующей области. Элементы исследовательской деятельности для студентов колледжей и техникумов должна вводиться постепенно, усложняясь от курса к курсу через различные виды самостоятельной работы [4].

Как отмечается в [5] в сфере среднего профессионального образования научная деятельность становится популярной составляющей в образовательном процессе, необходимым средством повышения мотивации к обучению, более глубокого интереса к специальности и профессии и, как следствие, хорошей профессиональной подготовки.

Научная деятельность студентов должна сопровождаться развитием творческой инициативы студентов, самостоятельности в поисковой и познавательной деятельности. В соответствии с [1] это является одним из эффективных путей повышения качества подготовки молодёжи, её профессионального самоопределения и это основная идея исследовательского метода обучения.

Научно-исследовательская работа студентов, выходящая за рамки образовательного процесса, является особым видом педагогической деятельности, имеющим ряд существенных отличий от основных традиционных методов преподавания обязательных дисциплин. Одним из главных методических подходов в организации научно-исследовательской работы является способность преподавателя превратить исследовательскую деятельность студентов в эффективный инструмент развития их творческих способностей [6, 7].

Кроме того, чтобы деятельность студентов стала исследовательской, преподаватель должен решить ряд проблем по формированию творческого импульса в сознании студента, а затем обучить его принципам, методам, формам и способам научного исследования, основам профессионального знания и научного познания, дать возможность самореализоваться студенту через решение задач научного характера по индивидуальной теме [8].

С учётом вышесказанного, весьма интересными представляются нам результаты опроса, проведённого одним из научных работников среди преподавателей СПО.

На вопрос «Используете ли вы в работе с учащимися научно-исследовательскую деятельность?» 58 % преподавателей ответили положительно, 42% – отрицательно (рис. 1, а). Такой большой процент положительных ответов можно объяснить тем, что преподавателю (на всякий случай) легче сказать слово «Да», чем «Нет». Фактически процент преподавателей, использующих в своей деятельности элементы научно-исследовательской работы гораздо ниже.

а)

б)

в)

г)

Рисунок 1. Результаты опроса преподавателей СПО

На вопрос «Что мешает вам заниматься с учащимися научно-исследовательской деятельностью?» 9% преподавателей СПО ответили «Просто не хочу», 62% преподавателей СПО не знают сам процесс работы, 9% боятся того, что ученики не справятся с научной деятельностью и 18% боятся того, что сами не справятся (рис. 1, б).

На вопрос «Какие проблемы позволяет решать научно-исследовательская деятельность?» 65% преподавателей ответили «Способствует творческому развитию личности ученика», 20% ожидают профессионально-квалификационного роста учителя-исследователя, 10% надеются на повышение статуса учебного заведения, а 5% – на возможность получения качественно новых знаний (рис. 1, в).

На вопрос «С какими трудностями Вы сталкиваетесь при организации научно-исследовательской деятельности?» 44% преподавателей СПО пожаловались на отсутствие у них свободного времени, для 44% не хватает знаний по организации научно-исследовательской деятельности, а 12% волнует большая загруженность учащихся (рис. 1, г).

Таким образом, из результатов данного опроса можно сделать следующий вывод: преподавателям СПО не хватает знаний и рекомендаций по организации в учреждениях СПО научно-исследовательской работы. Анализ результатов вышеприведённого опроса позволил дополнить цели и задачи настоящей работы.

В целом, включение исследовательской деятельности обучающихся в учебный процесс среднего профессионального образовательного учреждения возможно как интеграция классноурочной системы и дополнительного образования с приоритетом именно дополнительного образования, в условиях которого нет жёстких рамок программы и времени, отведенного на освоение каждого раздела и темы, а есть свобода выбора тематики, проблематики, содержания исследования и времени для его проведения [1].

При проведении исследования работа обучающихся должна строиться по логике проведения классического научного исследования, с использованием всех методов и приёмов, характерных для деятельности учёных.

Организация проведения в учебном заведении системы СПО исследовательской деятельности имеет следующие цели:

1. активизировать познавательный интерес студентов;

2. развить их способности к самостоятельной, мыслительной и аналитической деятельности;

3. активизировать интеллектуальный потенциал каждого студента.

Общими задачами исследовательского метода обучения являются повышение уровня мотивации к обучению, расширение представлений о науке с помощью внутрипредметных и межпредметных связей, расширение общего кругозора студентов, раскрытие их творческого потенциала [1].

К задачам исследовательского метода обучения относятся также следующие [9]:

1. Научить студентов:

– подходить к теоретическому материалу с позиции исследователя;

– искать, находить и пользоваться нормативной, учебной, монографической литературой, материалами практик, статистическими данными, анкетами (при необходимости составлять их самостоятельно), ресурсами Интернет для добывания необходимых знаний;

– получать собственный экспериментальный материал;

– выбирать тему исследования значимую как для себя, так и для учебного заведения, группы людей, отдельного региона или даже страны.

2. Воспитать:

– чувство уверенности в себе;

– толерантность при диалоге с оппонентами;

– культуру коммуникации.

3. Выработать умение:

– выделять, анализировать и критически оценивать ведущие идеи исследования;

– определять области практического применения полученных знаний;

– обобщать, описывать и литературно оформлять полученные в ходе исследования результаты;

– творческого подхода к решению задач, сложных, проблемных ситуаций;

– по окончании исследовательской работы формулировать выводы и рекомендации;

– грамотно излагать и обосновывать результаты поисков и своих наблюдений.

4. Закрепить умение:

– работать с различными компьютерными программами.

5. Предоставить возможность:

– выступить публично, донести до слушателей свою точку зрения, обосновать её, провести полемику, заинтересовать аудиторию, убедить в пользе и весомости свои идей.

Для достижения вышеуказанных целей и решения вышеприведённых задач преподаватель колледжа (техникума) должен сам представлять принципы ведения научной работы, правила оформления результатов исследования и т.д. Проблема заключается в том, что преподаватели колледжа, общаясь на своём профессиональном уровне, т.е. на уровне средних профессиональных учреждений, а также на уровне производственных предприятий, не знают данных принципов, которые в силу специфики своего применения более характерны для высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов.

С учётом вышеизложенного, целью настоящей работы являлась разработка для преподавателей колледжей и техникумов общих принципов ведения научной работы применительно к условиям их труда, с обоснованием математического аппарата, позволяющего сравнить возможности учреждений СПО в осуществлении ими научных исследований.

Задачами настоящей работы являлись следующие.

1. Разработка общих принципов ведения научной работы преподавателями СПО;

2. Анализ возможностей опубликования результатов научного исследования преподавателями СПО с выдачей соответствующих рекомендаций;

3. Разработка математического аппарата, позволяющего сравнить возможности учреждений СПО в осуществлении ими научных исследований.

4. Разработка типового положения о научно-исследовательской работе преподавателей в учреждениях среднего профессионального образования.

1. ПРИНЦИПЫ ВЕДЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕ-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

При организации проведения в учебном заведении системы СПО исследовательской деятельности преподаватели СПО будут формировать у себя следующие компетенции (рис. 2):

Рисунок 2. Формирование компетенций преподавателей СПО при осуществлении ими научной деятельности

Одной из проблем, препятствующих организации исследовательской деятельности в колледжах (техникумах) является отсутствие в штатном расписании человека, ответственного за проведение научно-исследовательской работы.

Рисунок 3. Структурно-функциональная модель организации учебного процесса в учреждении СПО

Структурно-функциональная модель средне-специального учебного заведения создаётся с учётом его (заведения) типа, специфики и задач, стоящих перед образовательным учреждением с целью эффективного и результативного выполнения государственного и социального заказа (рис. 3). Сложившаяся модель должна соответствовать функциональным задачам учебного заведения.

С учётом темы настоящей работы, в структуре колледжа и техникума нами предлагается ввести должность заместителя директора по научно-исследовательской работе. При этом представляется целесообразным совместить указанную должность с должностью заместителя директора по учебной работе (рис. 3, выделена красным цветом).

Как уже отмечалось выше, для успешного ведения в колледжах и техникумах научно-исследовательской работы, преподаватель СПО должен представлять структуру научно-исследовательской деятельности студентов в условиях СПО, а также знать общие принципы ведения научной работы применительно к условиям своего труда.

В работе [10] была предложена следующая модель научно-исследовательской деятельности студентов в учреждениях СПО (рис. 4):


Рисунок 4. Модель структуры научно-исследовательской деятельности студентов в условиях СПО

В соответствии с этой моделью в техникумах и колледжах для успешного осуществления научно-исследовательской работы преподавателями СПО на наш взгляд должны быть реализованы следующие принципы научной работы (рис. 5).

Рисунок 5. Принципы научно-исследовательской работы

1. Принцип добровольности участия.

Преподаватель должен быть готов для выполнения научной работы. Он должен понимать цель её выполнения и задачи, которые будут поставлены перед ним научным руководителем. Преподаватель должен уяснить для себя сложности, которые могут возникнуть на его пути при выполнении научного исследования, а также должен быть готов к возможным денежным тратам (иногда очень даже значительным). С учётом этого, преподавателя можно обязать заниматься научной деятельностью, как это иногда встречается в высших учебных заведениях, но если преподаватель не будет готов добровольно заниматься наукой, то толку от так называемой «обязаловки» будет не много.

2. Принцип возможности участия в конференциях.

При выполнении научных исследований преподаватель в обязательном порядке должен участвовать в научных конференциях. При этом такое участие необходимо не только с целью обмена опытом, но и с целью получения полезных рекомендаций от специалистов в соответствующих областях научного исследования. Особенностью данного принципа является то, что это должны быть не так называемые «дистанционные» конференции, целью который иной раз является лишь приём материалов для опубликования их в печатном или электронном виде в сборнике трудов, а реальные конференции с реальными выступлениями и обсуждением результатов. Однако в настоящее время для участия в таких реальных конференциях необходимо затратить определённую денежную сумму (как минимум, на проезд в другой город или регион и на проживание в гостинице). Кроме того, публикация в сборнике трудов конференции также может являться платной. Поэтому, администрация учреждений СПО должна быть готова к компенсации затрат на участие в конференции для преподавателей, участвующих в научных исследованиях.

Рассмотренный принцип тесно взаимодействует с другим принципом, а именно:

3. Принцип возможности публикации результатов исследования.

Опубликовать научную статью – значит передать для распространения содержащуюся в ней информацию. Она должна пройти редакционно-издательскую обработку, быть соответствующе оформленной, иметь выходные сведения и быть выпущенной в свет в печатном или электронном виде.

Особенности опубликования результатов исследования (ввиду большого объёма) приведены в главе 2 настоящей работы.

4. Принцип свободного выбора темы исследования.

Для успешного выполнения исследования важно, чтобы тема была близка к исследователю. Однако практика показала, что такое положение вещей наблюдается в основном при работе над докторской диссертацией, которая опять же нередко служит продолжением кандидатской работы. Поэтому чаще всего тема исследования выдаётся руководителем научной работы. В случае же. когда непосредственного руководителя нет, тема работы выбирается исследователем самостоятельно. При этом для исследователя важно самому оценить перспективность выбранного направления работы и в случае, если направление оказывается не перспективно, исследователь может свободно изменить его.

Огромное влияние на свободный выбор темы оказывают профессиональные и иные интересы преподавателя.

5. Принцип профессиональной направленности.

Желательно, чтобы направление научной деятельности совпадало с направлением читаемых преподавателем дисциплин или хотя бы с общим направлением колледжа (техникума). Данный принцип объясняется тем, что осуществление научной деятельности предполагает консультации со специалистами в данной области не только в период конференций, но и между ними, а подобные консультации удобнее получать, только если вокруг исследователя будут сосредоточены единомышленники и профессионалы в интересующей его области.

6. Принцип связи с производством.

Для успешного выполнения исследования важно, чтобы рассматриваемая тема была важна производству. К сожалению, в постсоветское время связь науки и производства была нарушена. Если в советское время промышленные предприятия были фактически обязаны отдавать часть своей прибыли «на науку» в научно-исследовательские институты и вузы, то в настоящее время исследования проводятся зачастую на собственные денежные средства. Справедливости ради следует отметить, что в последнее десятилетие активно развивается система грантов (например, Российского фонда фундаментальных исследований, РФФИ [11]), однако это не решает проблему отсутствия связи с производством. Тема научного исследования должна быть не только актуальной, но и востребованной в дальнейшем производством при её успешной реализации. Весьма желательно, чтобы исследователем перед началом своей работы была проведена работа по выявлению проблем и задач, стоящих перед производством в интересующей его области, а сама тема, цель и задачи исследования были сформулированы так, чтобы в дальнейшем существовал шанс получить от производства для выполнения этой работы не только определённые денежные суммы, но и площадку для выполнения экспериментальных исследований. В последнем большую помощь преподавателю СПО может оказать сложившаяся (и пока до конца не разрушенная) система прохождения студентами практик на производстве. Ввиду постоянного контакта преподавателей СПО с руководством производства, а также с бывшими выпускниками колледжей (техникумов) организовать экспериментальные исследования на производстве по теме исследования вполне реально даже в наше непростое время.

7. Принцип внедрения в учебный процесс.

Даже если научное исследование было успешно выполнено, то по его завершении возникает нередко проблема внедрения результатов исследования в учебный процесс и на производство. В случае, если исследователь (в том числе, преподаватель СПО) разрабатывал тему, непосредственно связанную с его профессиональной деятельностью, то подобное внедрение хотя бы в учебный процесс обычно не вызывает затруднений. Что касается внедрения результатов исследования на производство, то здесь, как уже отмечалось выше, в последние годы традиционно возникают сложности, которые приходится решать с руководством (нередко, на самом высоком уровне).

В целом, на наш взгляд реализация приведённых нами принципов ведения научно-исследовательской работы в учреждениях СПО позволит поднять на должный уровень данный вид работ.

2. ОПУБЛИКОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

При выполнении научных исследований преподаватель СПО должен знать, что в настоящее время все публикации подразделяются по целому ряду признаков. В частности, это публикации срочные и не срочные, платные и бесплатные, в рецензируемых журналах и в не рецензируемых, входящие или не входящие в международные или российские базы цитирования и т.д.

Срочные публикации обычно бывают необходимы, если научному работнику в короткий срок необходимо предоставить выходные данные своей статьи. Обычно это характерно перед ежегодной аттестацией обучающихся в аспирантуре, а также перед публикацией автореферата диссертации. В подавляющем большинстве случаев срок опубликования статьи не столь важен для научных работников.

Платность опубликования научных работ – это тенденция последних лет, в соответствии с которой за опубликование своей статьи необходимо выложить определённую сумму денежных средств. В настоящее время (2016 г.) в среднем необходимо заплатить 150–170 рублей за опубликование одной страницы текста в журнале, не входящем хотя бы в российские базы цитирования. За участие в конференции с публикацией в сборнике трудов, также не входящем в базы цитирования, необходимо отдать уже 200–300 рублей. Если журнал (или сборник трудов конференции) относится к категории рецензируемых и входящих в базы цитирования, то нередко редакция устанавливает минимум по количеству страниц публикуемого текста (например, 3–4 страницы). В этом случае цена за публикацию может составлять от 1000 руб. Журналы, входящие в перечень ВАК, могут запрашивать за публикацию одной статьи 1500–10000 руб. Для публикации в журналах, входящих в международные базы цитирования (Web of Science, Scopus) зачастую придётся выложить 30000–40000 руб., хотя при этом публикации в таких журналах являются бесплатными, а указанные суммы идут на счета фирм-посредников, заботящихся об убыстрении процесса прохождения статьи.

Существует множество возможностей и для бесплатной публикации научной статьи, однако следует потратить немного времени для поиска соответствующих журналов. В частности, следует обращать внимание на рекламу новых журналов, а также осуществлять поиск по конференциям, проводимым высшими учебными заведениями.

Преподавателям СПО и научным работникам целесообразно публиковаться в журналах, входящих хотя бы в российские базы цитирования (РИНЦ, Российский индекс научного цитирования) и отражаемых одновременно в научных библиотеках (например, в Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU). Нежелательна (хотя и допустима) публикация в журналах и сборниках трудов, не входящих в базы цитирования. Весьма ценятся в научном сообществе публикации в журналах, входящих в перечень ВАК, при этом преподавателям следует иметь ввиду, что подобный перечень с определённой периодичностью обновляется. Весьма сложно (особенно начинающим исследователям) опубликоваться в журналах, входящих в международные базы цитирования (Web of Science, Scopus), однако стремиться к этому необходимо.

В качестве рекомендаций преподавателям СПО следует отметить, что на наш взгляд выдача журналами сертификатов, подтверждающих факт опубликования статьи, преследует цель лишь выманить деньги у исследователей. Никакого значения для дальнейшей научной деятельности указанные сертификаты в настоящее время не имеют.

Отдельно следует упомянуть про индекс Хирша и идентификатор DOI. Индекс Хирша – это количественная характеристика продуктивности учёного, основанная на количестве его публикаций и количестве цитирований этих публикаций. Индекс Хирша показывает, насколько деятельность данного исследователя заметна другим учёным в данной научной области и какое влияние она оказывает на развитие направления.

Цифровой идентификатор объекта DOI (Digital object identifier) является современным стандартом обозначения предоставления информации в сети Интернет, используемый всеми крупнейшими международными научными организациями и издательствами. При присвоении научной работе идентификатора DOI её название, аннотация и используемые в ней ключевые слова направляются во всемирную общедоступную базу научных данных http://www.doi.org/, в результате чего работа становится доступной для поиска по ключевым словам учёным всего мира. Данный факт значительно повышает вероятность цитирования работы в авторитетных международных источниках.

Кроме того, существует индекс цитирования – это принятый в научном мире показатель «значимости» трудов какого-либо ученого. Индекс цитирования представляет собой число ссылок на публикации учёного в реферируемых научных периодических изданиях. Таким образом, наличие в образовательных организациях (в частности, техникумах и колледжах) учёных, обладающих высоким индексом цитирования, может свидетельствовать о эффективности и результативности деятельности соответствующей организации в области науки.

Из последних новшеств, всё чаще требуемых при публикации научных статей, необходимо отметить требование о предоставлении отчёта на антиплагиат. Плагиат – давно известное понятие [12], под ним обычно подразумевают умышленное присвоение авторства чужой работы или её части. Началом системной борьбы с плагиатом можно назвать 2013–2015 гг., когда Минобрнауки обязало все высшие учебные заведения размещать в открытом доступе на своих сайтах квалификационные, курсовые, дипломные, докторские, кандидатские и диссертационные работы каждого студента и аспиранта [13]. В настоящее время исследователям, отправляющим свои работы (в частности, диссертации) на проверку следует знать [14], что экспертиза диссертаций на предмет оригинальности проходит в два этапа (рис. 6). На первом – эксперт определяет соответствие присланного на проверку документа формальным критериям и загружает текстовый файл в систему «Антиплагиат.РГБ». Результаты проверки загруженного документа формируются в виде отчёта, который включает таблицу с автоматически сформированным перечнем источников коллекции ЭБД РГБ, ранжированных по объёму текстовых совпадений, обнаруженных в документе, от большего к меньшему. В конечном итоге результаты экспертного анализа отражаются в заключении, оформленном на бланке Российской государственной библиотеки за подписью эксперта и руководителя РГБ, скреплённом гербовой печатью.


Рисунок 6. Схема работы по проекту «Антиплагиат.РГБ»

Однако приведённая схема применяется на настоящем этапе развития российской науки лишь для диссертаций. Для публикации статей достаточно проверки на общедоступном сервисе (например, http://www.antiplagiat.ru). Интернет-сервис «Антиплагиат» предлагает своим пользователям набор услуг, в совокупности реализующих технологию проверки текстовых документов на наличие заимствований [15]. Другой, не менее важной областью использования системы является анализ научных работ: статей, диссертаций, монографий. В качестве основного инструмента анализа документа в системе «Антиплагиат» предлагается полный отчёт о проверке на заимствования, содержащий ранжированный список обнаруженных источников заимствований и полный текст проверяемого документа, в котором особым образом выделены заимствованные фрагменты текста. Полный отчёт содержит функциональность, позволяющую исследовать и квалифицировать каждый заимствованный фрагмент текста.

С учётом вышесказанного, преподавателям СПО следует знать, что при публикации научной статьи и в случае необходимости предоставления отчёта на антиплагиат, минимальная величина оригинальности статьи должна составлять 80-85 %.

В целом же оформление результатов научно-исследовательской работы является конечным этапом научных исследований и включает в себя анализ и обобщение данных источников информации (литературных, сети Интернет и т.д.), подготовку аналитического обзора, анализ и обобщение собственных фактических данных, интерпретацию полученных результатов и сопоставление их с данными литературы, выявление имеющихся закономерностей, подготовку заключения и отчетного документа.

Наиболее распространённой формой результата научной деятельности является научная статья, которая может быть подготовлена как после выполнения определенных этапов темы НИР, так и после её завершения. Научная статья – это ограниченное по объёму научное произведение, в котором излагается аргументированная система взглядов автора по определённому вопросу. Важнейшие требования, предъявляемые к научной статье: актуальность поднятого в ней вопроса, глубина освещаемых явлений, событий и фактов, конкретность и обоснованность обобщений и выводов. Ценность работы определяется её содержательностью, наличием новых фактов и высказанных автором идей и предположений [16].

По объёму, целям и задачам, характеру изложения материала научные статьи подразделяются на тезисы докладов (1–2 стр. машинописи), научные обзоры аналитические (10–20 стр. машинописи в зависимости от требований редакции журнала), проблемные и экспериментальные статьи.

Тезисы докладов играют роль предварительной публикации результатов исследования и служат в основном для утверждения приоритета его авторов. В них в краткой форме описываются цель и задачи исследования, материалы и методы, полученные результаты и выводы. Однако, учитывая небольшой объём тезисов, включение их в список трудов не приветствуется, поэтому преподавателям СПО целесообразно избегать публикации результатов своих исследований с использованием данного вида научных публикаций.

Более ценной в научном плане является научная статья. В ней подробно излагаются цели и задачи исследования, материалы и методы, полученные результаты и их обсуждение, приводятся заключение и выводы. В научной статье желателен иллюстративный материал (таблицы, рисунки, графики) и практически обязателен список использованной литературы.

Специалисты, работающие несколько лет над одной проблемой, публикуют научные обзоры (в целом, это та же научная статья, только большого объёма: до 30-40 стр.), в которых обобщается мировой опыт работы по определённой теме с критической его оценкой (аналитический обзор) или в форме последовательного изложения фактов. Проблемная статья также ставит своей целью обобщение мирового опыта по конкретной проблеме, однако в ней в большей мере присутствует личное мнение автора, излагаются конкретные материалы исследования, а в заключении показаны пути решения проблемы.

Более высоким уровнем изложения и обобщения результатов исследований отличается монография. В монографии (от греческого «монос» – один, единый и «графо» – пишу) всесторонне исследуется опредёленная проблема и, как правило, приводятся собственные многолетние наблюдения автора (авторов). Следует отметить, что корневая основа термина «монос» относится не к числу авторов (их может быть несколько), а к особенностям изложения и содержания научного труда. Автор монографии должен быть широко эрудированным ученым или специалистом, хорошо ориентироваться в отечественной и зарубежной литературе по определенной тематике, иметь собственные оригинальные исследования в данной области, обладать достаточным опы­том работы по литературному оформлению научных работ и владеть хорошим литературным стилем изложения научных фактов. Следует однако отметить, что в последнее время получают распространения так называемые «коллективные монографии», в которых публикуются результаты исследований хотя и в похожих, но всё-таки разных областях исследования. С учётом этого, преподавателям СПО на наш взгляд следует избегать публикаций результатов своих трудов в подобных изданиях.

Процесс подготовки рукописи научной статьи начинается с формулирования общей идеи публикации и её рабочего названия. Название статьи должно в краткой форме отражать основное её содержание, общий замысел и соответствовать полученным результатам и выводам. Название статьи – не только формальный признак научной публикации, по которому в дальнейшем осуществляется информационный поиск. Оно во многом определяет содержательные рамки научной публикации. Корректировка названия очень часто происходит после завершения рукописи статьи, с учетом замечаний рецензента или в процессе обработки рукописи в редакции журнала.

Следующими после названия элементами статьи являются фамилии авторов. Последовательность фамилий авторов в публикации определяется авторским коллективом. И хотя авторские права на публикацию не зависят от последовательности авторов, первый автор имеет некоторые преимущества при цитировании работы (особенно если в статье более трёх авторов). Здесь необходимо отметить, что в последнее время редакции многих научных журналов не принимают к публикации материалы с количеством авторов более трёх. Такое положение обосновывается тем, что зачастую статью готовят один-два автора, а остальные включаются в «авторы» по своему положению (например, непосредственного административного руководителя настоящих авторов статьи) или по каким-либо иным соображениям (например, финансовым: если публикация статьи платная, то гораздо проще распределить сумму к оплате на четырёх-пяти человек, чем на двух-трёх). Поэтому преподавателей учреждений СПО, занимающихся наукой, целесообразно предупредить об осторожности с включением в авторы статьи лиц, не имеющих к ней никакого отношения, так как, с учётом вышесказанного, в последние годы ВАК и экспертные комиссии по защите диссертаций отдают предпочтение так называемым «моноавторским» публикациям.

В целом, структура научной публикации (например, статьи, как наиболее массовой) состоит из следующих элементов.

Во введении научной публикации обосновывается идея работы, кратко излагаются сведения, полученные другими авторами, указываются нерешённые проблемы. Далее излагаются цели и задачи данного исследования. Из введения должна быть видна актуальность, теоретическая и практическая значимость работы.

В разделе «Материалы и методы исследования» рассматриваются объект и предмет исследования. Здесь же может быть подробно описана методика постановки эксперимента. Что касается методов исследования, то если они стандартны и хорошо известны, то достаточно ссылки на источник.

Следующий раздел научной статьи – «Результаты и обсуждение» – содержит анализ полученных автором результатов, изложенный в определенной последовательности. Это основной раздел научной статьи. Он включает необходимый иллюстративный материал (таблицы, рисунки, графики, диаграммы, микрофотографии и т.д.). Иллюстративный материал не должен перегружать статью, а его описание не должно быть его повторением. Каждый изложенный факт должен быть обсужден с точки зрения «что это значит?» и сопоставлен с результатами, полученными другими авторами.

Завершается статья заключением и (или) выводами, которые в краткой форме обобщают основное содержание проведенных исследований и систематизировано излагают полученные факты.

Важной составляющей любой научной статьи является список литературы.

Список литературы должен содержать все источники (литературные, сети Интернет и т.д.), использованные в статье. В настоящее время существует ГОСТ Р 7.0.5 – 2008 «Библиографическая ссылка», хотя во многих журналах до сих пор применяется ГОСТ 7.1–2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», различающиеся правилами оформления ссылок. Кроме того, во многих журналах применяется фактически своя система ссылок, удобная редактору конкретного журнала. Поэтому, в качестве рекомендации преподавателям СПО необходимо отметить, что при оформлении библиографических ссылок в научной работе следует пользоваться той системой, которая применяется в журнале, где будет опубликована статья.

Следует помнить, что научная статья – это не монография, и список литературы должен ограничиваться как хронологическими рамками (публикации последних 5–8 лет, и лишь в случае необходимости допускаются ссылки на более ранние работы), так и их количеством (в оригинальных статьях желательно цитировать не более 15–20 источников, а в научных обзорах – до 50–80). Не следует искусственно раздувать список литературы лишь для того, чтобы показать свою эрудицию и подкрепить свои выводы ссылками. Необходимо при этом отметить, что дурным тоном для исследователей считаются статьи вообще без списка литературы.

Авторы научных работ должны помнить, что их рукописи нередко будут рецензироваться, особенно при направлении в «серьёзные» научные журналы. Рецензент должен дать оценку работе по следующим критериям: актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость работы, адекватность использованных методов исследования, адекватность использованных статистических методов оценки результатов, соответствие выводов (заключения) полученным результатам, стиль изложения работы, правильность оформления таблиц, графиков, правомерность использования той или иной классификационной системы и терминологии и т.д.

Следует обратить особое внимание авторов научных трудов на необходимость применения в своих работах Международной системы единиц измерений (СИ), действующей в нашей стране ещё с 1960 г., но до сих пор не используемой отдельными авторами. Справедливости ради необходимо отметить, что доля вины в неиспользовании в научных статьях системы СИ лежит и на редакциях научных журналов.

В целом, следует подчеркнуть, что в процессе подготовки рукописи к изданию автор научной статьи должен постоянно учитывать следующее:

– ориентироваться на предполагаемую читательскую аудиторию;

– строго придерживаться определённого стиля изложения материала;

– предвидеть возможные замечания предполагаемых рецензентов и оппонентов;

– придерживаться правил оформления рукописи, принятых в той редакции журнала (или издательства), в которой предполагается её публикация.

3. ВЫЯВЛЕНИЕ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА УЧРЕЖДЕНИЙ СПО

Для выявления теоретического и практического научного потенциала преподавательского состава колледжей и техникумов необходимо разработать математический аппарат, позволяющий беспристрастно сравнить возможности учреждений СПО в осуществлении ими научных исследований. Для этого нами предлагается ввести соответствующий комплексный показатель:


где , , … ,  – коэффициенты, учитывающие квалификационные, возрастные и иные особенности преподавательского состава колледжей и техникумов.

Важное значение для успешного осуществления научной деятельности имеет количество педагогических работников с высшей и первой категориями. С учётом того, что преподаватели СПО стремятся повысить (или подтвердить с определённой периодичностью) свою категорию (т.е. процент преподавателей с высшей и первой категориями может изменяться), то для оценки «теоретического» научного потенциала преподавательского состава колледжей (техникумов) нами предлагается ввести коэффициент учёта категорий

где – количество преподавателей СПО с высшей и первой категориями; – общее количество преподавателей СПО.

Отдельное внимание следует уделить преподавателям с учёными степенями кандидатов или докторов наук. В настоящее время преподаватели с вышеуказанными учёными степенями в силу целого ряда причин (низкая заработная плата, отсутствие доплат за учёную степень, «непрестижность» работы в колледжах /техникумах, необходимость работы с обучающимися «переходного» возраста, ведение кураторства и т.д.) неохотно идут работать в учреждения СПО. Тем не менее, преподаватели с кандидатскими и докторскими учёными степенями иногда приходят работать в колледжи/техникумы (например, преподаватели, вышедшие на пенсию; с целью подработки; живущие поблизости от конкретного учебного заведения и т.д.). В целом, нам представляется, что преподаватели СПО с учёными степенями кандидатов и докторов наук должны стать «локомотивами» научной деятельности в соответствующих техникумах (колледжах). Поэтому организация научной деятельности в учреждениях СПО однозначно должна лечь на плечи именно этих представителей научных школ, достижения которых были уже признаны Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации (ВАК при Минобрнауки России) [17].

Для оценки имеющегося научного потенциала преподавательского состава колледжей (техникумов) нами предлагается ввести коэффициент учёта преподавателей с учёными степенями. При этом нами предлагается отдельно учитывать научный потенциал учреждений СПО в зависимости от количества работающих преподавателей с кандидатскими или докторскими степенями:

где – количество преподавателей СПО с учёной степенью кандидата наук; – количество преподавателей СПО с учёной степенью доктора наук.

В предлагаемой нами формуле использована именно такая последовательность преподавателей с учёной степенью (кандидат и лишь затем доктор), так как по результатам мониторинга образовательного уровня преподавателей учреждений СПО чаще в колледжах (техникумах) работают преподаватели-кандидаты наук.

Отдельного рассмотрения заслуживают коэффициенты опыта осуществления научной деятельности  и , имеющие различные «весовые» значения для преподавателей СПО с учёной степенью кандидата или доктора наук. По нашему мнению коэффициент опыта , при этом начальные (вне зависимости от профиля учреждения СПО) значения коэффициентов следует принять = 2, а = 1. Величина указанных коэффициентов может изменяться в зависимости от того, по какому профилю происходила защита диссертаций преподавателями СПО, т.е. соответствует ли научная специальность (в соответствии с Номенклатурой специальностей научных работников) [18] преподавателя общей направленности колледжа (техникума).

Важное значение на наш взгляд имеет возрастной состав преподавателей СПО. Традиционно исследовательской деятельностью более охотно занимаются молодые и относительно молодые люди, стремящиеся повысить свой образовательный и научный потенциал, а также заботящиеся о своём карьерном росте. Поэтому для оценки возрастного потенциала преподавательского состава колледжей (техникумов) нами предлагается ввести коэффициент учёта возраста преподавателей

где – коэффициент возраста преподавателей СПО, принимаемый в зависимости от соответствующей возрастной категории; – количество преподавателей СПО соответствующей возрастной категории.

Нами предлагается разделение преподавателей техникумов (колледжей) на следующие возрастные категории (табл. 1):

Таблица 1 – Возрастные категории преподавателей техникумов (колледжей)

Возрастные категории

До 25 лет

Св. 25

до 35 лет

Св. 35

до 50 лет

Св. 50 лет

Коэффициент

возраста

2

1,5

1,25

1

Предложенный нами математический аппарат требует без сомнения совершенствования. Такое совершенствование должно быть основано на статистическом анализе преподавательского состава учреждений среднего профессионального образования Российской Федерации. Система влияющих коэффициентов , , … , должна быть расширена, должны быть уточнены значения более мелких коэффициентов.

Тем не менее, в качестве примера приведём результаты сравнения возможностей некоторых учреждений СПО Воронежской области в осуществлении ими научных исследований.

В качестве объектов исследования были выбраны Железнодорожный колледж – Воронежский филиал МИИТ, Электромеханический колледж – Воронежский филиал МИИТ и Воронежский политехнический техникум.

В соответствии с вышеприведённой методикой был определён целый ряд показателей. В частности, для железнодорожного колледжа – Воронежского филиала МИИТ для общей численности штатных педагогических работников (82 человека, 100% с высшим образованием) 57,3% составляют преподаватели с высшей категорией; 34,2% – преподаватели с первой категорией и 8,5% – преподаватели без категории.

Для электромеханического колледжа – Воронежского филиала МИИТ для общей численности штатных педагогических работников (64 человека, 100% с высшим образованием) 43,8% составляют преподаватели с высшей категорией; 9,4% – преподаватели с первой категорией и 46,8% – преподаватели без категории.

Для Воронежского политехнического техникума для общей численности штатных педагогических работников (54 человека, 100% с высшим образованием) 51,8% составляют преподаватели с высшей категорией; 27,9% – преподаватели с первой категорией и 20,3% – преподаватели без категории.

Результаты сравнения представлены на рис. 7-10 и в табл. 2.

Рисунок 7. Распределение категорий среди преподавателей

Железнодорожного колледжа – Воронежского филиала МИИТ

Рисунок 8. Распределение категорий среди преподавателей

Электромеханического колледжа – Воронежского филиала МИИТ

Рисунок 9. Распределение категорий среди преподавателей

Воронежского политехнического техникума

Таблица 2 – Результаты исследования потенциала некоторых учреждений СПО Воронежской области в осуществлении ими научных исследований

№ пп

Коэффициенты

Учреждения СПО

ЖК-

ВФ МИИТ

ЭМК-

ВФ МИИТ

ВПТ

1.

Категорий

0,914

0,531

0,796

2.

Учёных

степеней

1,024

1,031

1,055

3.

Возраста

1,329

1,300

1,277

4.

Комплексный показатель

1,243

0,711

1.072

Рисунок 10. Результаты исследования потенциала некоторых учреждений

СПО Воронежской области в осуществлении ими научных исследований

Результаты сравнения возможностей некоторых учреждений СПО Воронежской области в осуществлении ими научных исследований позволили выявить, что немаловажным для научного потенциала колледжей и техникумов является наличие в штате лиц с учёными степенями, а также большого количества преподавателей с высшей и первой категориями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Введение федеральных стандартов третьего поколения ставит перед средними профессиональными образовательными учреждениями ряд проблем по выполнению их требований.

К одному из современных и инновационных методов обучения, обеспечивающих процесс формирования у студентов профессиональных компетенций, является применение в учебном процессе и во внеурочной деятельности элементов исследовательской работы.

Одним из главных методических подходов в организации научно-исследовательской работы является способность преподавателя превратить исследовательскую деятельность студентов в эффективный инструмент развития их творческих способностей.

Как показывают результаты опроса преподавателей СПО, наиболее существенной проблемой в организации НИР в колледжах (техникумах) является нехватка знаний и рекомендаций по организации в учреждениях СПО научно-исследовательской работы.

Для успешного ведения в колледжах и техникумах научно-исследовательской работы, преподаватель СПО должен представлять структуру научно-исследовательской деятельности студентов в условиях СПО, а также знать общие принципы ведения научной работы применительно к условиям своего труда.

Результаты научно-исследовательской работы и их оформление является конечным этапом научных исследований и включает в себя анализ и обобщение данных источников информации (литературных, сети Интернет и т.д.), подготовку аналитического обзора, анализ и обобщение собственных фактических данных, интерпретацию полученных результатов и сопоставление их с данными литературы, выявление имеющихся закономерностей, подготовку заключения и отчетного документа.

Для выявления теоретического и практического научного потенциала преподавательского состава колледжей и техникумов в данной работе было предложено использовать комплексный показатель, позволяющий беспристрастно сравнить возможности учреждений СПО в осуществлении ими научных исследований. Результаты сравнения возможностей некоторых учреждений СПО Воронежской области в осуществлении ими научных исследований позволили выявить, что немаловажным для научного потенциала колледжей и техникумов является наличие в штате лиц с учёными степенями, а также большого количества преподавателей с высшей и первой категориями.

Разработанное в данном исследовании Типовое положение о научно-исследовательской работе преподавателей СПО, а также реализация приведённых в данном исследовании принципов ведения НИР в учреждениях СПО позволит на наш взгляд поднять на должный уровень рассмотренный вид работ.

С учётом вышеприведённых положений о необходимости проверки работ на антиплагиат, в приложении 2 предоставлен соответствующий отчёт.

Приложение 1

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

РАБОТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПО

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

________________________ «___»______________20___г.

ПОЛОЖЕНИЕ

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПО

Дата введения: «___»___________20 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

______________________ «___»____________20___г.

2016

Содержание:

1.Общие положения

2. Содержание и направления НИР преподавателей СПО

3. Организация НИР преподавателей в учреждении СПО

4. Методический день преподавателей

5. Подведение итогов НИР преподавателей

1. Общие положения

1.1 Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Нормативно-правовыми документами Министерства образования и науки РФ, Законами и законодательными актами РФ, Уставом и локальными актами учреждения СПО.

1.2 ФГОС предполагает проведение преподавателями обязательной научно-исследовательской (далее – НИР) работы.

1.3 НИР преподавателей СПО способствуют повышению эффективности преподавания в целях улучшения качества подготовки специалистов по реализуемым образовательным программам среднего профессионального образования.

1.4 Задачами НИР в учреждении СПО являются:

– повышение уровня профессионального мастерства преподавателей техникума;

– ориентация преподавателей на эффективные инновационные образова-тельные технологии;

– всесторонний глубокий анализ целостной системы обучения и воспитания;

– использование в собственной профессиональной деятельности исследовательского подхода;

– использование научной аргументации при анализе и распространении передового педагогического опыта;

– развитие творческого и научного потенциала педагогического коллектива учреждения СПО.

1.5 Руководство НИР преподавателей осуществляет заместитель директора по учебно-методической работе и научно-исследовательской работе. В структуру управления и ведения НИР в учреждении СПО входят: методический совет (далее – МС), предметные цикловые комиссии (далее – ПЦК).

1.6 НИР планируется ежегодно с учетом задач учреждения СПО, задач ПЦК и индивидуальных потребностей и запросов преподавателя.

1.7 НИР преподавателей СПО является достоянием всего педагогического коллектива учреждения СПО.

2. Содержание и направления НИР преподавателей

учреждения СПО

2.1 Содержание и направления НИР преподавателей учреждения СПО

2.1.1 Сущность НИР преподавателей – индивидуальное и коллективное взаимодействие педагогов-исследователей с целью обеспечения подготовки специалистов на уровне современных квалификационных требований, эффективного использования образовательного, научно-технического и инновационного потенциала учреждения СПО для его социально-экономического и материально-технического развития.

2.1.2 Критериями НИР преподавателей учреждения СПО являются:

– актуальность;

– научная новизна;

– аргументированность и доказательность;

–практическая востребованность.

2.1.3 Направления НИР преподавателей учреждения СПО:

– …..

– …..

– …..

2.2 Задачи НИР преподавателей учреждения СПО

Основными задачами научно-исследовательской работы, осуществляемой в учреждении СПО:

– проведение актуальных научных исследований;

– обогащение учебного процесса результатами современных научных исследований;

– практическое ознакомление студентов и преподавателей учреждения СПО с постановкой научных исследований и привлечение их к выполнению научно-исследовательских работ;

– повышение научной квалификации преподавателей учреждения СПО;

– сотрудничество с научными изданиями страны.

3. Организация НИР преподавателей в учреждении СПО

3.1 НИР могут осуществляться отдельными преподавателями СПО и творческими группами, состоящими из преподавателей СПО, студентов СПО, преподавателей вузов, студентов вузов.

3.2 Содержание и технология НИР преподавателей СПО согласовываются с проблемами научного и методического поиска в учреждении СПО, обсуждаются на заседаниях ПЦК и утверждаются МС техникума в начале учебного года.

На электронном и/или бумажном носителе оформляются индивидуальные карты НИР преподавателей СПО. Индивидуальные карты отражают следующую информацию:

– участие преподавателя СПО в организации и руководстве НИР студентов (план и результат);

– сфера научно-исследовательских интересов преподавателя СПО;

– самообразование преподавателя СПО (формы, сроки).

Планируемая преподавателем работа отражается в индивидуальной карте в начале учебного года. Оформленные карты рассматриваются на заседании ПЦК. В течение учебного года индивидуальные карты заполняются преподавателем.

3.3 Председатель ПЦК вносит обобщённые данные о планируемых направлениях, содержании и формах НИР преподавателей СПО в план работы ПЦК. МС утверждает направления, содержание и формы, график контроля выполнения НИР преподавателей СПО и формы отчётности.

3.4 В течение учебного года председателями ПЦК реализуются разнообразные формы промежуточного контроля (индивидуальная работа с преподавателями СПО, консультирование, рассмотрение хода выполнения индивидуальных планов НИР на заседаниях ПЦК, МС, аналитические справки и т.п.). Формы и сроки промежуточного контроля выполнения индивидуальных планов НИР преподавателей включаются в общий план работы ПЦК и методической работы.

3.5 Методической службой совместно с председателями ПЦК в течение учебного года организуются семинары, мастер-классы, педагогические чтения по организации и проведению НИР преподавателей.

4. Методический день преподавателей

4.1 Педагогическим работникам учреждения СПО может быть предоставлен методический день при условии объёма учебной нагрузки, не нарушающей учебного режима учреждения СПО и не создающей перегрузки студентов.

4.2 Методический день не является дополнительным выходным днём.

4.3 Целями и задачами предоставления методического дня является создание благоприятных условий для осуществления НИР, в частности:

– создание необходимых условий для повышения теоретической подготовки преподавателей СПО путём изучения научной литературы и иных источников информации;

– создание необходимых условий для повышения мастерства преподавателей СПО путём посещения научных конференций и других мероприятий, посвященных знакомству с передовыми научными исследованиями.

4.4 В методический день преподаватель занимается:

– изучением законодательных актов и нормативных документов по вопросам научных исследований;

– работой по тематическому планированию научных исследований;

– изучением передового научного опыта;

– знакомством с новинками научной литературы и иных источников ин-формации.

4.5 Преподаватель в свой методический день обязан присутствовать и/или участвовать в работе всех заранее спланированных мероприятий в учреждении СПО и вне его, а также при необходимости заменять заболевших преподавателей.

5. Подведение итогов НИР преподавателей СПО

5.1 В конце учебного года планируется проведение заседания ПЦК, на котором заслушиваются отчёты преподавателей о проведённой в течение учебного года НИР и сдаются заполненные индивидуальные карты НИР преподавателей СПО.

Данное заседание проводится с обязательным участием методиста, кроме того, в нём могут принимать участие заместители директора.

5.2 Председатель ПЦК фиксирует результаты, достигнутые преподавателями, и готовит аналитическую справку о НИР преподавателей, в которой отражает:

– цели и задачи ПЦК в области НИР;

– характер организации НИР для достижения поставленных задач;

– результаты НИР;

– анализ результатов с указанием разницы плановых и отчётных показателей, а также причин и предложений по устранению недостатков;

– дальнейшие планы и перспективы.

Аналитические справки согласовываются с методистом и заслушиваются на заседании МС, в ходе которого подводятся итоги НИР преподавателей учреждения СПО за учебный год и определяются задачи по дальнейшему совершенствованию НИР преподавателей учреждения СПО.

5.3 Работы преподавателей после их утверждения МС подлежат обязательной публикации в печатных изданиях.

5.4 Индивидуальные карты НИР преподавателей (электронные и бумажные варианты) хранятся на ПЦК, научно-исследовательские работы (электронные и бумажные варианты) заносятся в базу данных методической службы и хранятся в информационно-методическом центре.

5.5 Результаты промежуточного и итогового контроля НИР преподавателей отражаются в документах по аттестации преподавателей, учитываются при премировании и награждении преподавателей учреждения СПО.

Приложение 2



Библиографический список
  1. Широбокова Т.С. Организация и проведение исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях системы СПО / Т.С. Широбокова // Научные исследования в образовании. – 2011. – № 7.
  2. Суворова А.А. Приоритеты развития среднего профессионального образования в России / А.А. Суворова // Российский научный журнал. – 2009. – №5.
  3. Иванов А.Ю. Учреждения НПО-СПО на рынке образовательных услуг / А.Ю. Иванов // Профессиональное образование. Столица. – 2009. – № 6. – С. 8-10.
  4. Иванова Ж.Г. Организация исследовательской работы студентов / Иванова Ж.Г. // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 224-226.
  5. Планкина М.В. Научно – исследовательская работа студентов колледжа как фактор повышения качества профессионального образования / М.В. Планкина, Т.А. Юрмазова // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5851(дата обращения: 20.06.2016).
  6. Кирилова Г.И. Подготовка преподавателей к организации проектной исследовательской деятельности студентов / Кирилова Г.И. // Вестник Казанского государственного энергетического университета. – 2009. – Т. 3. – № 3. – С. 109-116.
  7. Малышева Н.В. Взаимодействие школы и вуза в современной проектной деятельности студентов и школьников / Малышева Н.В. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. – 2009. – Т. 14. – № 5-1. – С. 910-913.
  8. Киселева Э.М. К вопросу об организации научно-исследовательской работы студентов / Э.М. Киселева, Г.И. Рзаева // Молодой ученый. – 2014. – №18.1. – С. 42-43.
  9. Гердт Н.А. НИРС как одно из условий формирования профессионально-творческого потенциала студентов СПО / Гердт Н.А. // Молодой ученый. – 2015. – №21. – С. 772-774.
  10. Плеханов П.Г. Научно-исследовательская и творческая деятельность студентов / П.Г. Плеханов, Е.Г. Лебедева, Л.Н. Михайлова // Среднее профессиональное образование. – 2008. – № 12. – с. 22-24.
  11. История РФФИ [Электронный ресурс] // Российский фонд фундаментальных исследований [сайт] [2016]. – URL: http://www.rfbr.ru/rffi/ru/info (Дата обращения: 25.06.2016)
  12. Чиркин Е.С. Системы автоматизированной проверки на неправомерные заимствования / Е.С. Чиркин // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. – № 12 (128). – С. 164-174
  13. Сивкова А.Ю. Дипломные и курсовые работы студентов опубликуют в Интернете / А.Ю. Сивкова // Известия. – 2013. – 15 янв.
  14. Авдеева Н.В. На страже качества высшего образования и науки / Н.В. Авдеева, В.М. Ледовская, О.В. Никулина // Аккредитация в образовании. – 2014. – № 6 (74). – С. 20-21.
  15. О системе Антиплагиат [Электронный ресурс] // Закрытое акционерное общество «Анти-Плагиат» [сайт] [2016]. – URL:  http://www.antiplagiat.ru /Page/About (Дата обращения: 23.06.2016)
  16. Шарабчиев Ю.Т. Методология оформления результатов научных исследований / Шарабчиев Ю.Т. // Медицинские новости. – 1998. – №5. – С. 33-44.
  17. Положение о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 г. № 237
  18. Номенклатура специальностей научных работников. Утверждена Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 февраля 2009 г. № 59

 



Все статьи автора «Платонов Алексей Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация