УДК 159.9

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ С ПОЗИЦИЙ СУБЪЕКТНО-ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА

Красник Вадим Семёнович1, Ряжкин Александр Олегович2
1Челябинский государственный университет, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии
2Челябинский государственный университет, аспирант кафедры психологии

Аннотация
В статье рассматривается понятие нравственность, как психологическая категория. Анализируется проблема нравственной активности личности с позиции субъектно-личностного подхода. Обосновано введение в понятие нравственности, нравственной активности личности категории субъекта. Объясняется соотношение понятий "субъект" и "личность" в психологической категории "нравственная активность". Приведен краткий теоретический анализ психологических исследований, использующих субъектно-личностный подход.

Ключевые слова: активность, личность, нравственная активность, нравственность, субъект, субъектно-личностный подход, ценности, ценностные ориентации


THE PROBLEM OF MORAL ACTIVITY FROM THE STANDPOINT OF SUBJECTIVE-PERSONAL APPROACH

Krasnik Vadim Semyonovich1, Ryazhkin Alexander Olegovich2
1Chelyabinsk state university, PhD in psychology
2Chelyabinsk state university, postgraduate student at the department of psychology

Abstract
The article discusses the concept of morality as a psychological category. Examines the problem of moral activity of the individual from the position of subjective-personal approach. Justified the introduction of the concept of morality, moral activity of the individual category of the subject. Due to the correlation of the notions "subject" and "personality" in the psychological category of " moral activity." A brief theoretical analysis of psychological research that uses subjective-personal approach.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Красник В.С., Ряжкин А.О. Проблема нравственной активности с позиций субъектно-личностного подхода // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/08/16326 (дата обращения: 20.11.2016).

В современной психологии все больше ученых обращаются к рассмотрению понятия нравственность [1, 2, 3, 4]. Такой интерес, в первую очередь, вызван состоянием современного российского общества, которое на данном этапе развития далеко от нравственного идеала, что подтверждается исследованиями отечественных ученых [5].  Именно поэтому  современная психология особо  уделяет внимание проблеме нравственности: механизмам её формирования, функциям и её проявлению в повседневной активности человека.

Разумеется, исследования нравственности имеют большую важность для современной науки и общества. Но нравственность есть, ни что иное как свод правил и предписаний, напрямую не влияющий на деятельность человека. А. Л. Журавлев видит в нравственности целостную систему воззрений на должную социальную жизнь, выражающую то или иное понимание сущности человека и его бытия. Также, автор говорит о нравственности, как о ценностной основе общества [6 с. 193]. М. И. Воловикова выделяет нравственные заповеди – законы, по которым надо строить свою жизнь, в свою очередь являющиеся основой цельности, нравственной крепости человека и общества [7 с. 22]. С.Е. Матушкин подразумевает под нравственностью совокупность норм и правил, устанавливаемых обществом [8 с. 17]. Н.Г. Петрова говорит о нравственности, как о характеристике личности, представляющей совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу [9 c 68-69]. Е.Н. Юрасова рассматривает нравственность как личностную характеристику, формирующуюся на основе морали. Мораль же, в свою очередь, это система требований, предъявляемых обществом к поведению индивида [10 с.182]. Ю.М. Антонян под нравственностью понимает совокупность норм, представлений, предписаний о добре и зле, должном и недолжном, свободе и ответственности, долге, совести, вине, о чести и достоинстве человека. Это социальный способ его существования среди людей [11 с. 5].

Можно утверждать, что в представленных определениях нравственности подразумевается регуляция поведения, на основе правил, но на практике человек обладающий знаниями об этих правилах не всегда соблюдает их.  Именно поэтому мы вводим в понятие нравственности субъектную характеристику и изучаем нравственную активность, где рассматриваем не только нравственность, как свод законов и правил, но и активность субъекта, направленную на добровольное выполнение данных правил. На формирование внутренней готовности личности использовать свою систему ценностей в реальных экзистенциональных ситуациях влияет ряд факторов [12 с. 40]. И в первую очередь это аттитьюды, в которых выражается отношение человека к различным социально значимым объектам и феномена – к окружающим людям, группам, социальным институтам [12 с.40].

Но, сама по себе готовность, это состояние психонервной готовности действовать определенным образом [13], которая не гарантирует активность человека в соответствии с заданными принципами и ценностями. М.К. Мамардашвили писал, что когда какие-то нравственные ценности и убеждения не опираются на сформировавшиеся личностные структуры, то это не убеждения, а кисель, потому что в реальной экзистенциальной ситуации они не воплощаются в реальном выборе. Для нравственного поступка не достаточно одних убеждений, а требуются специальные нравственные мускулы [14].

Проблема нравственной активности в отечественной психологии исследовалась рядом ученых, таких как: Л.Н. Антилогова [15], Н.Д. Зотов [16], М.И. Боровский [17], М.И. Бодлевский [18] и др. Особенность нашего исследования нравственной активности заключается в применении нового подхода: рассмотрении нравственной активности во взаимосвязанной системе субъект-личность, с целью определить, какое место занимают нравственные нормы и ценности в структуре личности и как они влияют на активность субъекта. Данный подход получил название субъектно-личностный (Е.А. Сергиенко). Необходимо сказать, что данный подход уже использовался различными психологами в изучении тех или иных психологических категорий. Н.В. Долматова применяет субъектно-личностный подход к проблеме профессиональной подготовки специалистов. Содержательной подструктурой такого подхода автор выделяет: познавательно-гностическую, операционально-коммуникативную и мотивационно-смысловую характеристики [19 с. 138-146]. Чесноков В.А. в своей работе также изучает субъектно-личностные проявления у студентов в процессе их профессиональной подготовки, где рассматривает динамику развития субъектных свойств и характеристик личности [20 с. 70-73]. Ю.Д. Федосова рассматривает субъектно-личностные детерминанты в общении. Субъектность здесь проявляется в саморегуляции общения как деятельности [21 с. 13-14]. Захарова Н.С. рассматривает субъектно-личностный потенциал адаптации. В него входят: саморегуляция, имплицитная теория личности и интеллекта, локус контроля и самоактуализация [22]. И.А. Левицкая и Т.Н. Гвоздкова изучают субъектно-личностную позицию. Субъектно-личностная позиция предполагает наличие социальной активности, способности к целеполаганию, свободы выбора и ответственности за него, понимание и принятие другого, уникальности, способности к саморазвитию [23 с. 293-295].

В субъектно-личностный подход мы вкладываем схожие с данными авторами характеристики. Для нас важны характеристики субъектности, которые проявляются в наличии социальной активности, умении влиять на собственную активность, способность ставить перед собой цели данной активности и нести за неё ответственность.

При рассмотрении нравственной активности с позиций субъектно-личностного подхода, мы, прежде всего, основываемся на концепции Е.А. Сергиенко. Автор подчеркивает важность сопоставления категорий субъект и личность и анализирует их тесную связь на различных этапах развития [24].

Е.А. Сергиенко большое внимание уделяет субъекту, который на каждом этапе своего развития выступает как носитель системности, раскрывающейся во взаимодействии с миром. [25 с. 37]

При анализе соотношения понятий «субъект» и «личность» Е.А. Сергиенко, в первую очередь, выделяет функции категории субъекта, которые дифференцируют ее от других категорий психологической науки. Это когнитивная, регулятивная и коммуникативная функции. По отношению к категории «субъект», когнитивной функцией является понимание, коммуникативной функцией – субъект-субъектные и субъект-объектные взаимодействия и регулятивной функцией – ментальный конструкт «контроль поведения», разработанный автором. [25 с. 46]

Что касается категории «личность», то она является стрежневой структурой субъекта, задающей общее направление самоорганизации и саморазвития. Личность задает направление движения, а субъект – его конкретную реализацию через координацию выбора целей и ресурсов индивидуальности человека. Тогда носителем содержания внутреннего мира человека будет выступать личность, а реализацией в данных жизненных обстоятельствах, условиях, задачах – субъект [26].

Как можно заметить, позиция автора во  многом соответствует нашему видению соотношения понятий «субъект» и «личность» в психологической категории «нравственная активность». Применяя данный подход к объекту нашего исследования, можно сказать, что к категории субъекта мы относим понятие «активность». В свою очередь, к категории личности мы относим понятие «нравственность», так как данный термин, по мнению ряда авторов неразрывно связан с понятиями «ценности» и «ценностные ориентации» [15, 27, 28, 29, 30]. Л.Н. Антилогова анализируя проблему нравственной активности личности, определяет её как такое деятельное нравственное отношение человека к миру, к другим людям, в котором субъект выступает как активный носитель и «проводник» нравственных ценностей (норм, принципов, идеалов). [15].

Для нас также важна особенность нравственной активности, выделеная Л.Н. Антилоговой, которая заключается в том, что проявление данной активности происходит в деятельности человека [15]. Таким образом, автор также придает большое значение тому, что изучение нравственной активности невозможно без использования понятий, относящихся к психологической категории субъекта.

Анализируя теории Е.А. Сергиенко и Л.Н. Антилоговой, мы приходим к выводу, что данные концепции имеют много общего. Подход, разрабатываемый Е.А. Сергиенко, применяется для общего изучения человека во всем многообразии связей и проявлений его активности, в то время как теория Л.Н. Антилоговой сфокусирована на изучении конкретного проявления активности, носящего название «нравственная». Попытка комбинирования и взаимообогащения данных теорий поможет нам наиболее целостно и полно рассмотреть понятие «нравственная активность» с позиций субъектно-личностного подхода в нашем исследовании.


Библиографический список
  1. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование). – М.: Знание, 1985. – 64 с.
  2. Мельникова Н.В., Коновалова О.В. Психология нравственности. Учебное пособие для студентов факультетов педагогики и психологии. – Шадринск: Издательство П О «Исеть», 2004. – 158 с.
  3. Психологические исследования нравственности / Институт психологии, Российская академия наук ; отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. – М. : Институт психологии РАН, 2013. – 416 с.
  4. Проблемы нравственной и этической психологии в современной России / под ред. М.И. Воловикова. – М. : Институт психологии РАН, 2011. – 320 с.
  5. Нравственность современного российского общества: Психологический анализ / под ред. А.В. Юревич, А.Л. Журавлев. – М. : Институт психологии РАН, 2012. – 416 с.
  6. Журавлев А.Л. Актуальные проблемы социально ориентированных отраслей психологии / А.Л. Журавлев. – М. : Институт психологии РАН, 2011. – 560 с.
  7. Воловикова М.И. Нравственная психология: задачи, методы и современное состояние // Проблемы нравственной и этической психологии в современной России / под ред. М.И. Воловикова. – М. : Институт психологии РАН, 2011. – с. 21-40
  8. Матушкин С.Е. Социальное и природное в нравственности. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2005. 99 с.
  9. Петрова Н.Г. Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций личности как педагогическая проблема // Духовно нравственное воспитание детей и учащейся молодежи: проблемы и перспективы: материалы межрегион. науч.-практ. конф. / под ред. И.В. Забродиной, В.Г. Швеммер, Н.П. Шитяков. – Челябинск: изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2003. – с. 68-72
  10. Юрасова Е.Н. Динамика и механизмы формирования нравственности с позиций психоанализа // Нравственность для XXI века : сборник статей / под ред. Ю.М. Антонян. – М. : Аспект Пресс, 2009. – с. 182-191.
  11. Антонян Ю.М. Предисловие редактора // Нравственность для XXI века : сборник статей / под ред. Ю.М. Антонян. – М. : Аспект Пресс, 2009. – с. 5-19
  12. Зенина О.Г., Красник В.С. Индивидуальный опыт в структуре правосознания личности // Вестник Челябинского государственного университета.2009,#15 (153)Право. ВЫП. 19. С.40
  13. Allport,G.W. The handbook of Social Psycology/ ed. By.C. Muruchison, C. Worcester.  Clark University Press,1955. P.810
  14. Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте (Психологическая типология пути). М.: Ad  Margimen, 1995. c. 259
  15. Антилогова Л.Н. О взаимосвязи ценностных ориентаций и нравственной активности личности/ / Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. -2003. – № 2.
  16. Зотов Н.Д. Личность как субъект нравственной активности. – Томск, 1984. С. 128
  17. Боровский, М. Н. Моральные потребности и их роль в нравственном поведении молодежи / М. Н. Боровский // Воспитание молодежи в духе коммунистической нравственности в условиях развитого социализма — М.; 1974. — 146 с., c. 62
  18. Бодлевский, М. И. Нравственная свобода и ответственность личности / М. И. Бодлевский. — Минск: Знание, 1976. — 18 с., c. 12
  19. Долматова Н.В. Субъектно личностный подход к проблеме профессиональной подготовки специалиста по социальной работе // Социальная политика и социология. -2006. -№ 2. -С.138-146.
  20. Чесноков В.А. Опытно-экспериментальное развитие субъектно-личностных проявлений у студентов юридического ВУЗа в процессе их профессиональной подготовки// Вестник Забайкальского государственного университета. -2011. -№4. – С.70-73
  21. Федосова Ю.Д. Субъектно-личностные детерминанты самоограничений в общении//Северо-кавказский психологический вестник. -2012. -№2. –С.13-14.
  22. Захарова Н.С. Субъектно-личностные аспекты адаптации одаренных студентов к обучению в высшей школе//ПИСЬМА В ЭМИССИЯ. ОФФЛАЙН: ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ. -2013. -№5.
  23. Левицикая И.А., Гвоздикова Т.Н. Становление субъектно-личностной позиции в социокультурной деятельности //Образование: традиции и инновации, Прага, 08 октября 2015 г. –C.293-295
  24. Сергиенко Е.А. Системно-субъектный подход: обоснование и перспективы. Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 1. С. 120-132.
  25. Сергиенко Е.А., Виленская Г.А.,Ковалева Ю.В., Контроль поведения как субъектная регуляция. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. – 352 с.
  26. Сергиенко Е.А. Принципы психологии развития: современный взгляд // Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 24. С. 1.
  27. Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / под ред. В.В. Знаков, Г.В. Залевский. – М. : Институт психологии РАН, 2008. – 344 с.
  28. Захарчук Д.В. Мораль и нравственность как базовые духовные ценности // Система ценностей современного общества. – 2011. -№19. –С.22-26
  29. Ильин А.В. Смысловые ценности культуры, нравственности и духовности и их воплощение в современном российском обществе // Электронный научно-практический журнал культура и образование. -2013. – №3.- С.3
  30. Шнейдер Л. Б. Профессиональная нравственность практического психолога как сопряжение качеств, ценностей и устремлений/Л. Б. Шнейдер//Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. -2009. -Вып. 4 (13). -С. 99-103.


Все статьи автора «chesterfield174»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация