УДК 316.77

ДЕСТРУКТИВНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ В ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА

Шумилова Алина Алексеевна
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Бакалавр рекламы и связей с общественностью

Аннотация
В статье обозначены специфические особенности деструктивных воздействий в социальных медиа, указаны основные информационные угрозы и предпосылки их возникновения. В результате исследования автор приходит к выводу о необходимости более глубокого изучения данной проблематики и разработки защитных методов.

Ключевые слова: деструктивные воздействия, информационные угрозы, коммуникация, социальные медиа


DESTRUCTIVE EFFECTS IN INFORMATIVE AND COMMUNICATIVE SPACE OF SOCIAL MEDIA

Shumilova Alina Alekseevna
National Research Tomsk State University
Bachelor of Advertising and Public Relations

Abstract
This article describes specific features of destructive effects in social media, basic information threats and preconditions of their occurrence. Ultimately, the author comes to a conclusion about importance of further study of this problem and development of protective methods.

Keywords: communication, destructive effects, information threats, social media.


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Шумилова А.А. Деструктивные воздействия в информационно-коммуникативном пространстве социальных медиа // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/08/16122 (дата обращения: 26.05.2017).

Процессы глобальной информатизации и компьютеризации инициировали появление новых феноменов общественной жизни, а также иной логики взаимодействия социальных акторов. Наиболее наглядным примером виртуальной платформы, воплощающей новые принципы организации, являются социальные медиа.

По мнению известного американского PR-специалиста С. Блэка, социальные медиа представляют собой совокупность он-лайн технологий и практик, позволяющих людям обмениваться своими мнениями, впечатлениями и перспективными взглядами [1, с. 113-115]. Другой подход к определению феномена демонстрируют авторы статьи «Основные характеристики новых социальных медиа» Л.П. Шестеркина и И.Д. Борченко: «социальные медиа — это интерактивные цифровые способы доставки информации, средство коммуникации, где главным коммуникативным источником является Интернет» [2, с. 107‑111]. Понимание медиа как интернет-проектов в формате web 2.0, содержание которых формируют сами пользователи в социальных сетях, блогах, подкастах, web-сайтах, на интернет-форумах, Wiki, видеохостингах, печатных, онлайновых и мобильных продуктах предлагает профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, автор учебной литературы по рекламе и связям с общественностью, А.Н. Чумиков [3, с. 56-58]

Социальные медиа, по мнению многих ученых, это интерактивные виртуальные площадки с возможностью обратной связи и коммуникации между пользователями, а также инструментарием для создания и изменения контента любым (авторизованным или неавторизованным) посетителем. Такая открытость, доступность, мобильность социальных медиа объясняется доминирующей в Интернет-пространстве сетевой логикой взаимодействий. Горизонтальная структура сети обеспечивает простой и моментальный доступ к информационным архивам, виртуальным диалогам и различным опциям электронных ресурсов. На базе сетевых платформ формируются и реализуются совместные творческие, образовательные, развлекательные и другие проекты, организуются личные и коллективные обсуждения, создаются профессиональные сообщества и группы по интересам. Столь обширный функционал социальных медиа доступен любому пользователю благодаря интуитивно понятному интерфейсу, непрерывной активности, опосредованности, универсальности.

Однако наряду с положительными аспектами новых интернет-проектов существуют и серьезные угрозы. Общедоступность электронных материалов, анонимность авторов, отсутствие профессиональной модерации и цензуры представляют большую опасность для посетителей виртуальных платформ. Такие явления как кража данных, публикация недостоверной информации, психологическое воздействие на личность становятся все более популярны в сетевых сообществах.

Специалисты по информационной безопасности ежегодно фиксируют рост и качественные изменения виртуальных угроз. Адаптируясь к современному защитному обеспечению и психологическим барьерам пользователей, вирусы наносят более точный и мощный удар. Наряду с этим, появлению новых деструктивных воздействий и эволюции существующих способствуют технологические модификации и электронные новации.

В связи с обозначенными выше процессами, для обеспечения полноценной защиты личности необходимо непрерывное изучение и описание виртуальных опасностей в социальных медиа и предпосылок их возникновения.

В первую очередь следует отметить, что деструктивные воздействия в Интернет-пространстве обладают характерными чертами, обусловленными спецификой коммуникации в Сети. Одной из наиболее значимых особенностей является опосредованность, а именно взаимодействие при помощи технических устройств, минуя личный контакт с человеком. Эта особенность позволяет провести демаркацию между реальными и виртуальными угрозами личности. Если в реальной жизни мы воспринимаем информацию с помощью пяти органов чувств, то в Интернет-пространстве воздействия ограничиваются лишь визуальным и аудиальным каналом. Помимо этого, информация в непосредственной коммуникации не фиксируется на каком-либо носители, а значит заметить возможные противоречия в суждениях, манипулятивные приемы, скрытые угрозы становится гораздо сложнее.

Однако несмотря на обозначенные преимущества коммуникативного пространства в виртуальной реальности: возможность более вдумчиво оценить новую информацию, найти подтверждения данным в достоверных источниках, проследить логику беседы, сформировать целостный образ, проблема информационной безопасности становится все более актуальной в современных исследованиях.

Дело в том, что стремительный рост информационных массивов искажает когнитивные процессы пользователя, блокируя возможность адекватной оценки полученных данных. Более подробно о данном феномене писал А.Д. Еляков в статье «Дефицит и избыток информации в современном социуме» [4, С. 107-114]. Экспериментальные данные ученых из разных стран, указанные в публикации, являются убедительным доказательством негативного влияния избыточной информации на индивида. Расстройство нервной системы, головные боли, раздражительность, тревога, эмоциональное неблагополучие, ослабление концентрации — лишь несколько признаков такого явления как информационная перегрузка. Помимо этого, избыток информации является причиной дезориентации, рассеянности, заторможенности. Все эти факторы отрицательно влияют на пользователей и препятствуют глубокому, детальному анализу поступающей информации.

В условиях стресса и психологического истощения посетитель нередко становится жертвой информационно-психологического воздействия. Желая избавиться от нервного напряжения и бесполезной активности, он зачастую упускает очевидные факты обмана и провокации, а также не уделяет должного внимания качеству информации и ее источникам. Вследствие этого, такие явления, как манипуляция информацией, дезинформирование, мошенничество в виртуальном пространстве представляют угрозу не только для отдельного индивида, но и для всего общества.

Не менее серьезная опасность связана с использованием персональных данных в противоправных целях. Социальные медиа позволяют участникам публиковать личные сведения, результаты творческой активности, авторские материалы. Однако наряду с возможностью самовыражения и самопрезентации, поиска единомышленников, появляется риск хищения данных, кражи личных материалов, шантажа, психологического влияния.

Другой особенностью деструктивных воздействий в социальных медиа является их анонимность. В реальной коммуникативной ситуации человек может изучить и описать своего собеседника: его внешность, характер, социальный статус, деятельность и др. Это позволяет ему управлять межличностными процессами более успешно, привлекать к ответственности конкретных людей за противоправные, оскорбительные действия, распространение ложной информации.

В Интернет-пространстве же человек взаимодействует с виртуальной персоной, искусственно сконструированным образом, который может иметь прототип в реальной жизни или быть основан на фантазиях и вымысле. Однако даже реальный персонаж в социальных медиа представляет собой набор тщательно отобранных визуальных, текстовых элементов, презентующих личность желаемым образом. Этот факт мешает достоверной оценке коммуниканта и коммуникативной ситуации в целом. Наряду с невозможностью полного контроля виртуальных процессов и идентификации преступной деятельности мошенников актуализируется опасность деструктивного влияния представителей террористических группировок, религиозных сект, лиц с психическими нарушениями, шарлатанов и даже простых пользователей.

Пример тому, популярные в сетевых сообществах деструктивные акции: троллинг и кибербуллинг (нападение на пользователей с целью нанесения психологического вреда [5, С. 124-125]), шантаж, клевета, вымогательство, преследование и др. Осознавая свою безнаказанность в виртуальной сети, мошенники придумывают более хитрые и жестокие способы давления на собеседника. И хотя в настоящее время вопрос правового контроля виртуальной коммуникации поднимается все чаще, пробелы в законодательстве и недостаток прецедентов препятствует решению проблемы стремительного распространения подобных угроз.

Обозначенные выше деструктивные феномены составляют лишь небольшую долю виртуальных рисков информационно-коммуникативного пространства социальных медиа. Их характерные особенности: опосредованность, анонимность воздействия в Интернет-пространстве, большой охват аудитории, а также открытый доступ к личным данным, отсутствие непротиворечивой правовой базы позволяют говорить об информационных угрозах в целом как о серьезной и значимой проблеме современного общества, радикально отличающейся от опасностей реальной жизни. В связи с этим необходимо более глубокое и детальное изучение деструктивных воздействий в виртуальном пространстве, способов их идентификации и противодействия.


Библиографический список
  1. Блэк С. Введение в паблик рилейшнз: пер. с англ. Ростов н/Д.: Феникс, 2011. 317 с.
  2. Шестеркина Л.П., Борченко И.Д. Основные характеристики новых социальных медиа // Ученые записки Забайкальского государственного университета 2014. №.2.
  3. Чумиков А.Н. Медиарилейшнз: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Аспект Пресс, 2014. 184 с.
  4. Еляков А.Д. Дефицит и избыток информации в современной социуме // Социологические исследования, 2010. №12.
  5. Еремина Е.А, Калинина Ю.В., Заплатина Е.А., Лопатин Л.В. Информационные угрозы коммуникативного характера // Гаудеамус Т. 2. – 2012. №. 20. С. 124-125


Все статьи автора «Алина Шумилова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: