УДК 391.2

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ КАК ОТРАЖЕНИЕ ОБРАЗА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Тимофеева Светлана Евгеньевна1, Голубничий Артем Александрович2
1Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, студентка кафедры сервиса и технологии изделий легкой промышленности
2Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, ассистент кафедры инженерной экологии и основ производства

Аннотация
В статье рассматривается отражение образа традиций, верований и ритуалов русского народа через традиционную одежду. Описываются факторы влияющие на отражение отдельных образов русской культуры. Подчеркивается семиотическая природа русского народного костюма.

Ключевые слова: выражение традиций, русский народный костюм, русское крестьянство


RUSSIAN FOLK COSTUME AS A REFLECTION OF THE IMAGE OF RUSSIAN CULTURE

Timofeeva Svetlana Evgenevna1, Golubnichiy Artem Aleksandrovich2
1Katanov Khakass State University, Student at the Department of Service and Technology of Light Industry Products
2Katanov Khakass State University, Assistant at the Department of Engineer Ecology and Bases of Production

Abstract
The article deals with the reflection of the image of traditions, beliefs and rituals of the Russian people through the traditional clothing. It describes factors affecting the reflection of the individual images of Russian culture. It emphasizes the semiotic nature of the Russian national costume.

Keywords: Russian folk costume, the expression of tradition, the Russian peasantry


Рубрика: Искусствоведение

Библиографическая ссылка на статью:
Тимофеева С.Е., Голубничий А.А. Русский народный костюм как отражение образа русской культуры // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/08/16033 (дата обращения: 28.09.2017).

Являясь продуктом рукотворной деятельности русского крестьянства, русский народный костюм также отражает в себе духовную и материальную культуру своего времени. Как и любой народный костюм любой нации, народности или этноса русский народный костюм объединяет в себе эстетические вкусы, чувства и переживания своего создателя. Таким образом, являясь произведением искусства, традиционный костюм русского народа объединяет в себе функциональные особенности и несет образное содержание, возложенное на него традициями его создателей и носителей. По своей сути лишь гармоничное соединение предметов одеяния, украшений и различного рода аксессуаров создает единый ансамбль получивший наименование русского народного костюма. Помимо одеяний и аксессуаров как таковых важной составляющей русского народного костюма выступает художественно-декоративное оформление в виде вышивки, кружевоплетения, аппликации с вплетением множества украшений (бисер, бусы, пуговицы, ленты и т.д.). Народный костюм при соответствующим соблюдении закономерностей объемов, форм и цветовых решений представляет собой единый традиционный комплекс предметов одеяния и художественного декорирования.

Большую роль в развитии и становлении русского народного костюма заложило крестьянство, как социальная группа с присущей ей особенностями быта и воззрений. Декорации используемые в русском костюме несут в себе обозначенную функциональную направленность с учетом религиозных убеждений. Так нижние слои одежды, непосредственно прилегающей к телу, украшались орнаментом на наиболее важных местах (на пазухе, вороте, подоле), выполняя роль оберега от «нечистой силы».

Многослойность одежды, по мнению крестьян, в соотношении с богатством украшений выступала в качестве защиты от «дурного сглаза». Орнаменты, выступающие в качестве оберегов преимущественно имели мелкую геометрическую форму, неся в себе тайнописные знаки и идеограммы, защищавшие владельца от беды. Также одежда обязательно должна была сочетаться с внутреннем убранством крестьянского жилища. Используемые красочные расцветки скатертей, рушников, половиков и прочих обязательных элементов избы, всегда сочетались с костюмом хозяев.

Таким образом ансамбль русского народного костюма представляет собой сочетание в единой форме религиозных, моральных убеждений, а также традиции быта, житейские знания и чувственный опыт русского крестьянина.

Как и другие проявления народного творчества русский народный костюм относится к искусствам с преимущественным использованием материалов естественно-природного происхождения. Натуральные материалы оказывают не только положительный визуальный эффект на воспринимающего их, но также несут определенного рода эстетическую составляющую.

По мнению многих авторов [1,2] одежда, как и любой другой элемент народного костюма несет ряд функций, к которым можно отнести и непосредственную защиту тела от внешних воздействий, так и ряд других. Все функции костюма условно можно разделить на две основные группы: символические и практические [1]. Исходя из этого одежду необходимо рассматривать не только, и не столько как вещь, но прежде всего как знак, характеризующий и описывающий ее владельца. Выполняя практическую функцию защиты тела человека, костюм и одежда различаются по своим понятиям. В понятие «одежда» включается исключительно защитная функция тела и, количество объектов, относящихся к этому понятию значительно меньше, в сравнении с понятием «костюм». Так данный термин включает в себя как одежду, так и обувь, головной убор, прическу, макияж и т.д. Таким образом костюм создает образно-психологическую характеристику его носителя, то есть по своей сути выступает некоторым знаком. Знак в свою очередь несет в себе двойственность, отделяя его носителя от других индивидов, при этом объединяя часть индивидов в определенную социальную группу по принципу схожести знаков.

Семиотический механизм культуры дополняет одежду функцией передачи знаков [3]. При этом знаковые функции одежды понимаются как представителем традиции и культуры так и ее носителем. Отсюда следует, что кодирование знаков происходит не отдельным индивидом, а коллективом, при этом расшифровать данный знак может любой носитель данной культуры или традиции. Одежда как составляющая часть костюма и, соответственно, часть культурного пласта народности несет в себе отражение меняющейся действительности. Поэтому изучение особенностей народного костюма всегда должны сопровождаться изучением пространства в котором происходит ношение данного костюма и самого бытия носителя. Трансформация формы костюма, его структурных элементов во многом зависит от так называемых «культурных кодов», к таковым по мнению разных ученых [4,5] относятся, прежде всего, ритуалы жизненного цикла (рождение, свадьба, похороны).

Одежда, применяемая в различных ритуалах, представляет собой визуальный план культуры, маркирующий положение человека в пространстве и времени [4,5]. Так, рождение ребенка маркируется ритуальной формой опоясывания (лентой, нитью, поясом). Следующим важным маркером выступает гендерное определение: мужская и женская одежда имеет свои цветовые гаммы и отличные друг от друга элементы (штаны у мальчиков, юбки у девочек). Кульминацией, с позиции наличия маркеров, и, соответственно, элементов одежды выступает возраст достижения половой зрелости и установления контакта с противоположным полом (сватовство, свадьба и т.д.). В дальнейшем происходит уменьшения маркеров в одежде и к концу жизни их количество сводится к минимуму, что также отражается в традиционном погребальном костюме. Русский народный костюм в своем виде несет традиции русского народа, отражая индивидуальность носителя через одежду и другие элементы костюма

Ансамбль народного костюма представляет систему норм и ценностей русского крестьянства, поэтому осмысление особенностей русского народного костюма невозможно без привлечения во внимание событий, явлений, творчества, мифов и обрядов, а также социально-возрастных особенностей групп носителей и создателей народного костюма. Русский народный костюм в полной мере является элементом семиотической сферы культуру русской нации, при этом одновременно являясь, как знаком так и выражением художественно-творческого символа. Композиция костюма содержит в своем образе этнические, этические представления русского народа, а также уровень духовной культуры.


Библиографический список
  1. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. – М.: Искусство, 1971. – 511 с.
  2. Калашникова Н.М. Народный костюм. – М.: Сварог и К., 2002. – 374 с.
  3. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. О семиотическом механизме культуры // Труды по знаковым системам. 5. Вып. 284. – Тарту, 1971. С. 144 – 166.
  4. Лысенко О.В. Метаморфозы одежды в хаосе архаичных форм: модель формирования семантической структуры «народного костюма» в восточнославянской этнокультурной традиции XIX-XX вв. / Мифология и повседневность: Материалы научной конференции 24-26 февраля 1996 г. – СПб, 1996. – Вып.2. – С.81-100.
  5. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. – СПб.: Наука, 1993. – 240 с.


Все статьи автора «Голубничий Артем Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: