УДК 37.032

ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Титова Елена Валерьевна
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Орловский филиал)
кандидат социологических наук, доцент

Аннотация
В данной статье рассматриваются проблемы построения комплексной системы подготовки специалистов. Актуализируются вопросы создания научно-обоснованного и рационально организованного образовательного пространства, включающего результативное учебно-педагогическое взаимодействие; интеллектуальное межпредметное сотрудничество; единую методологию познания. Определяются место и роль педагогической технологии как совокупности правил, соответствующих им педагогических приёмов и способов воздействия на развитие, обучение и формирование личности специалиста, востребованного обществом.

Ключевые слова: образовательный процесс, обучающийся, педагог, педагогическая деятельность, педагогическая технология, студент


PROBLEM OF CONSTRUCTING A COMPLEX SYSTEM OF TRAINING SPECIALISTS

Titova Elena Valeryevna
Russian Academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation
candidate of sociological sciences

Abstract
This article discusses the problems of building an integrated system of training. Aktualisierte questions of development of scientific and rationally organized educational space, including effective pedagogical interaction; intelligent interdisciplinary collaboration; a unified methodology of cognition. Define the place and role of educational technology as a set of rules corresponding pedagogical techniques and methods of influence on the development, training and forming of personality of specialist, in demand by society.

Keywords: educational process, pedagogical technology, teacher, teaching activities


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Титова Е.В. Проблемы построения комплексной системы подготовки специалистов // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/07/16023 (дата обращения: 30.09.2017).

Развитие новой модели образования, целью которой является воспитание свободных личностей с развитыми интеллектуальными способностями, созидательным отношением к миру, осознанием личной ответственности и морали, способных к преобразовательной, плодотворной деятельности, становится актуальной задачей государства и общества. В связи с этим особое место среди важнейших направлений и принципов развития образования занимает проблема построения комплексной системы подготовки специалистов.

Никто не станет отрицать, что цели педагогической деятельности полифункциональны, образовательные задачи представляют собой комплексную систему независимо от специфики учебного заведения. Полноценно реализовать их можно, с одной стороны, с помощью единого методологического пространства, формируемого средствами философии, педагогики, психологии, социальной психологии; с другой – методологии и научно-теоретического содержания конкретных частных наук. Этим синтезом научного знания и методологии его эффективного использования должен владеть каждый преподаватель, приступая к разработке программ и учебно-методического материала для подготовки специалистов высокого уровня; при анализе итогов совместной учебной деятельности преподавательского состава; при оценке интеллектуального потенциала учебного заведения и в связи с этим выработке конкретных стратегических планов развития в целом.

В настоящее время преподаватель является центральной фигурой учебного заведения: ему принадлежит определяющая роль в развитии личности обучающегося в ходе его профессиональной подготовки, в той или иной традиционно сложившейся образовательной парадигме.

Такой подход предполагает создание научно обоснованного и рационально организованного образовательного пространства, включающего результативное учебно-педагогическое взаимодействие; интеллектуальное межпредметное сотрудничество; единую методологию познания; необходимую базу для развития той учебно-педагогической среды, которая может быть источником личностного роста всех участников социально-творческого процесса обучения.

Ещё В.О. Ключевский, совмещая учебную и научно-исследовательскую деятельность, подчеркивал: “В преподавательстве есть своя техника и даже очень сложная”. Однако, правомерно говорить не столько о технике, сколько о технологии, точнее, о педагогической технологии как совокупности правил, соответствующих им педагогических приёмов и способов воздействия на развитие, обучение и формирование личности специалиста, востребованного обществом.

Говоря об эффективном применении педагогической технологии, мы имеем ввиду, во-первых, максимальное использование преподавательским составом принципов и приёмов  совершенствования образовательного процесса, базирующихся на результатах анализа факторов, повышающих качество обучения; во-вторых, жёсткую запрограммированность взаимодействия преподавателя и обучающегося, гарантирующего достижение поставленной цели – обеспечение системного научного мышления.

Преподаватель, освоивший педагогическую технологию – это профессионал высокого класса, владеющий мастерством, искусством обучения и реализации научных парадигм, концепций, теорий в мировоззренческой воспитательно-образовательной практике. Есть полное основание сделать вывод: педагогические технологии занимают промежуточное положение между наукой и практикой и различаются по следующим основаниям:

  • по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);
  • по целям и задачам образования (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);
  • по возможностям методического обеспечения (использование методик эффективного образования);
  • по функциям преподавателя, осуществляемым с помощью той или иной технологии (диагностические функции, функции управления образовательными процессами);
  • по тому, какую сторону педагогического процесса они “обслуживают”;
  • конкретная технология и т.д. [1, с.583]

При выявлении актуальности конкретной педагогической технологии следует сопоставить её с той научной концепцией, которая лежит в основе; указать номенклатуру целей, достигаемых с её помощью, и установить сущностные признаки: цели; диагностические средства; закономерности  структурирования взаимодействия преподавателя и обучающегося, позволяющие проектировать педагогический процесс; механизмы и условия, гарантирующие достижение педагогических целей; методы и способы анализа процесса обучения и конечные результаты деятельности преподавателей и обучающихся. В связи с этим, неотъемлемыми свойствами педагогической технологии являются целостность, оптимальность, результативность, эффективная применяемость в реальных условиях образовательно-исследовательской деятельности учебного заведения.

Особенностью и научной спецификой педагогической технологии, во-первых, является то, что она не относится ни к дидактике, ни к теории формирования личности, ни к методикам преподавания, но в то же время  построенный на совокупности этих знаний педагогический процесс  гарантирует достижение поставленных многоаспектных целей. Во-вторых, педагогическая технология структурирует процессы взаимодействия “педагог-педагог”, “педагог – обучающийся”. В-третьих, педагогическая технология – это педагогическая инноватика, направленная на улучшение развития личности, формирование её умений и навыков. Новизна любого метода или средства всегда относительна как в индивидуальном, так и во временном плане, но она способна изменить цели педагогического процесса, содержание образования, средства обучения; повлиять на весь комплекс методологического обеспечения формирования специалиста. [2, с.96]

Педагогические технологии должны ответить на четыре вопроса: чему учить; как обучать; как активизировать и структурировать работу преподавателя и обучающегося. В совокупности они обеспечивают концептуальность образования, генерализируют учебный материал и интегрируют учебные предметы; закладывают основы программированного, проблемного, интерактивного обучения; способствуют повышению мотивационной базы и, вместе с этим, познавательных интересов как обучаемых, так и обучающих; создают предпосылки погружения в предмет, совершенствуют педагогику сотрудничества.

Отдавая должное классическим, оправдавшим себя педагогическим технологиям, таким, как: проблемное обучение; укрупнение дидактических единиц; концепции и технологии мотивационного обеспечения учебного процесса и т.д. – отдается предпочтение комплексной системе методического обеспечения, максимально и эффективно реализующей принцип целостности образования.

Современная педагогическая действительность такова, что каждый преподаватель осуществляет профессиональную и организационно-педагогическую деятельность на двух уровнях: совместном, коллективном и авторизованном, индивидуальном. Как член учебного коллектива он решает общие задачи и стремится к достижению общих педагогических целей. Работая же непосредственно с конкретными обучающимися, он осуществляет свою деятельность и ставит, исходя из общих образовательных педагогических задач, частно-профессиональные цели.

Поэтому современный педагогический коллектив должен, прежде всего, ориентироваться на разработку и реализацию общих педагогических и образовательных целей, которые по своему существу:

  • включают парадигму профессиональной подготовки специалистов;
  • отражаются в концепции деятельности преподавательского состава  учебных заведений, институтов переподготовки и повышения квалификации;
  • принимаются и реализуются каждым педагогом в отдельности.

Общие педагогические и профессиональные цели являются главными факторами, предопределяющими целостность процесса образования, которая достигается за счет выполнения преподавателями нескольких функций: обучающей, развивающей, организаторской и исследовательской. Они должны проявляться в гармоническом единстве. Однако есть преподаватели, которые либо имеют четко выраженную педагогическую направленность; либо ориентированы только на исследовательскую работу; либо одинаково чувствуют себя и педагогами и исследователями, своеобразно сочетая действия нормативные, эвристические и выработанные в ходе собственного педагогического поиска. Для формирования последней категории преподавателей, их становления и развития необходим более длительный период совокупной педагогической практики.

Творческая индивидуальность – это высшая характеристика деятельности педагога, и, как всякое творчество, она тесно связана с его личностными качествами. В основе формирования творческой индивидуальности лежит обмен информацией; общность психического состояния, следствием которого является взаимопонимание в процессе совместной деятельности; эмоциональное и интеллектуальное сопереживание, сомышление, содействие как способы интеграции групповой деятельности; искреннее, подлинное уважение друг к другу, эмпатийность и толерантность, то есть педагогическая взаимоадаптация. Важнейшей её стороной выступает восприятие одного преподавателя другим; естественная потребность продолжить себя в нём; осуществить эффективную трансляцию и самореализацию через совместную продуктивную деятельность.

Наиболее сложными, педагогически значимыми проблемами, возникающими в процессе взаимоадаптации, чаще всего являются педагогические затруднения, с которыми преподаватель сталкивается в профессиональной деятельности, в деловом и межличностном общении.

Возникающая в ходе педагогической деятельности широкая гамма чувств втягивает преподавателя в сложнейшие человеческие взаимоотношения на двух уровнях:

  • взаимодействия с коллегами (моделирование взаимоотношений; непосредственное общение; управление общением; анализ системы общения для совместной предстоящей деятельности и т.д.);
  • отношения с обучающимися (осуществление педагогических целей и задач; достижение общей педагогической и нравственно-психологической ситуации в аудитории; самопроявление индивидуальности педагога и индивидуальных особенностей обучающихся, соответствующих методам обучения и т.п.).

Это есть ничто иное, как процесс формирования “социальной матрицы”, где сначала в идеально представленных статусе и роли фокусируются права и обязанности взаимосвязанных сторон (педагог-педагог, педагог-обучающийся). Особенность этого процесса проявляется в корректирующей направленности комплексной системы методологии подготовки специалистов. Именно здесь возможно управление развивающимися педагогическими процессами и достижение соответствия методической системы и стратегии образования.

В 80-е годы XX века, кроме дидактических и методических требований к деятельности педагога, выделялись три группы терминальных ценностей - компетентность; честность, объективность и справедливость; заинтересованность в результатах общей педагогической деятельности коллектива. Сегодня педагогическая деятельность включает следующие компоненты:

  • гностический – система знаний и умений профессиональной деятельности, влияющие на её эффективность: умение выстраивать и проверять гипотезы; находить противоречия; критически оценивать полученные результаты, предопределяющие мировоззрение, общекультурный уровень, комплекс специальных знаний обучающихся;
  • конструктивный – мысленное моделирование учебно-образовательного процесса с учётом имеющихся знаний у обучающихся и определение места учебного курса в учебном плане, а также установление необходимых взаимосвязей с другими предметами специализации с помощью структурирования учебной дисциплины, подбора конкретного материала для отдельных её разделов, выбора форм проведения занятий;
  • организаторский – организация собственно процесса обучения и одновременно самоорганизация деятельности преподавателя;
  • коммуникативный – лёгкость установления контактов с точки зрения решения преподавателем педагогических задач с использованием следующих педагогических приёмов: эмоциональное заражение, возбуждение интереса, побуждение к совместной творческой деятельности.

Выделение данных компонент не случайно. Они окрашивают научную и педагогическую работу, совершенствуют педагогический процесс. Единство научной и педагогической деятельности формирует личность педагога, имеющего особую личностную структуру, взаимодействующие способности, в которых педагогическое и научное творчество как бы “погружены” друг в друга и выступают в научной или педагогической деятельности непосредственно или в “снятом виде”. Это обстоятельство предопределяет содержание качественного преподавания в учебном заведении: с одной стороны, в него включены данные, добытые наукой; с другой – материалы, полученные преподавателем лично как исследователем.

Таким образом, мастерство педагога является синтезом теоретических и практических умений, навыков, знаний. Уровень педагогического мастерства преподавателя зависит от степени целенаправленного усвоения им приёмов и методов эффективного педагогического воздействия и адекватных им ожиданий. Всё это в значительной степени определяет цели и задачи современного российского образования в будущем. Модернизация системы образования должна базироваться на осознании перспектив и тенденций мирового и отечественного развития, на научном анализе потребностей общества и личности, точном выборе и последовательности действий в  формировании государственной образовательной политики.


Библиографический список
  1.  Селевко Г.К. Педагогические технологии авторских школ // Энциклопедия образовательных технологий: в 2т. Т.2. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогические технологии. – М.: Педагогика. – 1989.


Все статьи автора «Титова Елена Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: