Состояние современной экономики России следует интерпретировать как транзитивное в силу негативного влияния ряда внешних факторов (ограничения внешнеэкономического сотрудничества, санкционная нагрузка и др.), что непосредственно влияет на состояние сферы государственных финансов. Сокращение количества населения, находящегося в трудоспособном возрасте, сопровождается увеличением коэффициента пенсионной нагрузки, что, в свою очередь, обуславливает необходимость модернизации действующей системы пенсионного страхования [1, с. 278].
Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» [2] вступил в действие в октябре 2008 года в качестве одной из антикризисных мер Правительства РФ в целях стимулирования формирования добровольных пенсионных накоплений граждан и повышения уровня их пенсионного обеспечения. С принятием качественно нового закона в России стартовала Программа государственного софинансирования пенсии, именуемая также как «тысяча на тысячу».
Привлекательным фактором вступления в Программу стала гарантированная со стороны государства поддержка формирования индивидуальных пенсионных накопления в размере от 2 до 12 тысяч рублей – в зависимости от величины дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию (ДСВ), уплаченных отдельным застрахованным лицом.
В целом механизм реализации Программы детально раскрывается на следующем рисунке.
Рисунок. Финансово-информационные потоки Программы государственного софинансирования пенсии
Таким образом, финансовые и информационные потоки действующей Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений распределяются по следующим направлениям (под соответствующими цифрами на рисунке):
Направление 1: Самостоятельная уплата ДСВ застрахованными лицами на соответствующий код бюджетной классификации.
Направление 2, 3: Удержание ДСВ финансовыми службами работодателей из заработной платы сотрудников, являющихся участниками Программы, и их последующее перечисление платежей на соответствующий код бюджетной классификации (аналогично роли налогового агента по НДФЛ).
Направление 4: Передача в ПФР платежей ДСВ, поступивших от застрахованных лиц и работодателей.
Направление 5: Ежеквартальная сверка застрахованных лиц с территориальным органом Пенсионного фонда РФ путем представления копий платежных документов на предмет фактически поступивших платежей ДСВ в бюджет ПФР (не позднее 20 дней со дня окончания каждого квартала).
Направление 6: Ежеквартальное представление отчетности по форме ДСВ-3 (до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом).
Направление 7: Разнесение сумм ДСВ, поступивших в бюджет ПФР, на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц.
Направление 8: Передача на инвестирование сумм ДСВ, поступивших от застрахованных лиц, и взносов работодателей.
Принятие Государственной Думой 24 октября 2014 года Федерального закона от 04.11.2014 № 345-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3] внесло некоторые коррективы в реализацию Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений. В частности, были продлены сроки:
- вступления в Программу застрахованных лиц – по 31 декабря 2014 года включительно;
- внесения первого взноса в рамках Программы в целях ее «активации» – по 31 января 2015 года включительно.
Таким образом, проведенные в рамках Программы мероприятия повлекли за собой существенный положительный эффект в виде положительной динамики увеличения размера среднего взноса ее участников, а также взносов работодателей, которые могут выступать третьей стороной – участниками процесса софинансирования будущей пенсии своих работников (табл.).
Таблица – Показатели реализации Программы государственного софинансирования пенсии в 2009 – 2015 гг. [4, 5]
Показатель |
Год |
||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Количество лиц, подавших заявления о вступлении в Программу (млн. чел.) |
2,1 |
1,8 |
2,8 |
3,6 |
5,5 |
0,079 |
х |
Количество участников, уплативших взносы (млн. чел.) |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
1 |
1,8 |
1,2 |
х |
Взносы участников (млрд. руб.) |
2,6 |
3,6 |
3,9 |
6,1 |
12,6 |
9,8 |
7,1 |
Размер среднего взноса (руб.) |
4 195 |
4 904 |
5 149 |
6 353 |
6 963 |
8 498 |
7 600 |
Взносы работодателей (млн. руб.) |
* |
35,9 |
97,7 |
126,1 |
117,3 |
200,6 |
х |
Государственное софинансирование
(млрд. руб.) |
2,5 |
3,4 |
3,9 |
5,9 |
12,4 |
9,4** |
6,8 |
Ежемесячные выплаты за счет участия в Программе (руб.)*** |
- |
- |
- |
735 |
739 |
832 |
х |
Примечание:
* Учтены во взносах участников за 2009 год.
** Предварительные данные.
*** Выплата средств пенсионных накоплений, в том числе сформированных по Программе софинансирования пенсии, началась с июля 2012 года.
х Данные отсутствуют.
Однако, несмотря на достигнутые позитивные результаты в реализации Программы государственного софинансирования пенсии на территории Российской Федерации, в качестве направлений ее дальнейшего совершенствования можно предложить:
- Введение финансовых санкций за несвоевременное представление (непредставление) работодателями реестров ДСВ-3 в установленные Федеральным законом № 56-ФЗ сроки.
- Расширение сферы применения информационных технологий при осуществлении ежеквартальных сверок с застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими ДСВ.
- Усиление информационно-разъяснительной работы с целью минимизации ошибок, допускаемых застрахованными лицами, работодателями и кредитными организациями в платежных документах по ДСВ.
Таким образом, можно резюмировать: за время практической реализации Программа государственного софинансирования пенсии уже успела зарекомендовать себя, позволив не только решать одну из важнейших задач современной пенсионной системы – включать заинтересованных граждан в процесс формирования будущих пенсионных накоплений, но и привлекать наиболее социально-ответственных работодателей к созданию индивидуальных «пенсионных активов» своих работников. Вместе с тем конечная цель Программы – эффективная адресная работа с ее участниками – пока не достигнута. В связи с этим дальнейшие направления ее реализации требуют совершенствования, с учетом экономических условий, а также возможных негативных угроз и последствий.
Библиографический список
- Ракова С.С., Лютова И.И. Софинансирование пенсионных накоплений – механизм модернизации пенсионной системы России // Малые Леденцовские чтения: материалы IV Российской научно-практ. конф. (с междунар. участием), г. Вологда, 15-18 апреля 2015 г. Вологда: НОУ ВПО ВИБ. 2015. С. 278-281.
- О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений (ред. от 04 ноября 2014 г.) [электронный ресурс]: Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.05.2016).
- О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (ред. от 04 ноября 2014 г.) [электронный ресурс]: Федеральный закон от 04 ноября 2014 года № 345-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.05.2016).
- Годовой отчет Пенсионного фонда Российской Федерации за 2014 год URL: http://www.pfrf.ru/files/id/press_center/godovoi_otchet/godotchet_2014.pdf (дата обращения: 16.05.2016).
- Годовой отчет Пенсионного фонда Российской Федерации за 2015 год URL:http://www.pfrf.ru/files/id/press_center/godovoi_otchet/Pension_fund_Annual_report_2015_1.pdf (дата обращения: 25.05.2016).