О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОФИНАНСИРОВАНИЯ ПЕНСИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ракова Светлана Сергеевна
ГУ – Отделение ПФР по Вологодской области
ведущий специалист-эксперт

Аннотация
В статье проанализирована реализуемая в настоящее время на территории Российской Федерации Программа государственного софинансирования пенсии. Подробно исследованы финансовые и информационные потоки в рамках указанной Программы, а также ее основные показатели за 2009 – 2015 гг. По результатам проведенного исследования предложены направления дальнейшего совершенствования в России Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений. Обоснован имеющийся положительный эффект от ее внедрения.

Ключевые слова: пенсионная система, пенсионное страхование, пенсионный фонд, пенсия, софинансирование пенсии


ON THE IMPROVEMENT OF THE PROGRAM OF STATE PENSION CO-FINANCING IN THE RUSSIAN FEDERATION

Rakova Svetlana Sergeevna
PFR Branch in the Vologda region
leading expert

Abstract
The article analyzes the implemented at present on the territory of the Russian Federation state pension co-financing program. Details are researched financial and information flows within the framework of the Program, as well as its key indicators for 2009 – 2015 years. According to the results of the study suggested areas for further improvement in the Russian state co-financing of pension savings program. Available substantiated positive effects of its introduction.

Keywords: co-financing of pensions, pension, pension fund, pension insurance, pension system


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Ракова С.С. О совершенствовании Программы государственного софинансирования пенсии на территории Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/06/15689 (дата обращения: 29.02.2024).

Состояние современной экономики России следует интерпретировать как транзитивное в силу негативного влияния ряда внешних факторов (ограничения внешнеэкономического сотрудничества, санкционная нагрузка и др.), что непосредственно влияет на состояние сферы государственных финансов. Сокращение количества населения, находящегося в трудоспособном возрасте, сопровождается увеличением коэффициента пенсионной нагрузки, что, в свою очередь, обуславливает необходимость модернизации действующей системы пенсионного страхования [1, с. 278].

Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» [2] вступил в действие в октябре 2008 года в качестве одной из антикризисных мер Правительства РФ в целях стимулирования формирования добровольных пенсионных накоплений граждан и повышения уровня их пенсионного обеспечения. С принятием качественно нового закона в России стартовала Программа государственного софинансирования пенсии, именуемая также как «тысяча на тысячу».

Привлекательным фактором вступления в Программу стала гарантированная со стороны государства поддержка формирования индивидуальных пенсионных накопления в размере от 2 до 12 тысяч рублей – в зависимости от величины дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию (ДСВ), уплаченных отдельным застрахованным лицом.

В целом механизм реализации Программы детально раскрывается на следующем рисунке.

Рисунок. Финансово-информационные потоки Программы государственного софинансирования пенсии

Таким образом, финансовые и информационные потоки действующей Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений распределяются по следующим направлениям (под соответствующими цифрами на рисунке):

Направление 1: Самостоятельная уплата ДСВ застрахованными лицами на соответствующий код бюджетной классификации.

Направление 2, 3: Удержание ДСВ финансовыми службами работодателей из заработной платы сотрудников, являющихся участниками Программы, и их последующее перечисление платежей на соответствующий код бюджетной классификации (аналогично роли налогового агента по НДФЛ).

Направление 4: Передача в ПФР платежей ДСВ, поступивших от застрахованных лиц и работодателей.

Направление 5: Ежеквартальная сверка застрахованных лиц с территориальным органом Пенсионного фонда РФ путем представления копий платежных документов на предмет фактически поступивших платежей ДСВ в бюджет ПФР (не позднее 20 дней со дня окончания каждого квартала).

Направление 6: Ежеквартальное представление отчетности по форме ДСВ-3 (до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом).

Направление 7: Разнесение сумм ДСВ, поступивших в бюджет ПФР, на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц.

Направление 8: Передача на инвестирование сумм ДСВ, поступивших от застрахованных лиц, и взносов работодателей.

Принятие Государственной Думой 24 октября 2014 года Федерального закона от 04.11.2014 № 345-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3] внесло некоторые коррективы в реализацию Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений. В частности,  были продлены сроки:

  • вступления в Программу застрахованных лиц – по 31 декабря 2014 года включительно;
  • внесения первого взноса в рамках Программы в целях ее «активации» – по 31 января 2015 года включительно.

Таким образом, проведенные в рамках Программы мероприятия повлекли за собой существенный положительный эффект в виде положительной динамики увеличения размера среднего взноса ее участников, а также взносов работодателей, которые могут выступать третьей стороной – участниками процесса софинансирования будущей пенсии своих работников (табл.).

Таблица – Показатели реализации Программы государственного софинансирования пенсии в 2009 – 2015 гг. [4, 5]

Показатель

Год

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Количество лиц, подавших заявления о вступлении в Программу (млн. чел.)

2,1

1,8

2,8

3,6

5,5

0,079

х

Количество участников, уплативших взносы (млн. чел.)

0,6

0,7

0,8

1

1,8

1,2

х

Взносы участников (млрд. руб.)

2,6

3,6

3,9

6,1

12,6

9,8

7,1

Размер среднего взноса (руб.)

4 195

4 904

5 149

6 353

6 963

8 498

7 600

Взносы работодателей (млн. руб.)

*

35,9

97,7

126,1

117,3

200,6

х

Государственное софинансирование

(млрд. руб.)

2,5

3,4

3,9

5,9

12,4

9,4**

6,8

Ежемесячные выплаты за счет участия в Программе (руб.)***

-

-

-

735

739

832

х

Примечание:

* Учтены во взносах участников за 2009 год.

** Предварительные данные.

*** Выплата средств пенсионных накоплений, в том числе сформированных по Программе софинансирования пенсии, началась с июля 2012 года.

х Данные отсутствуют.

Однако, несмотря на достигнутые позитивные результаты в реализации Программы государственного софинансирования пенсии на территории Российской Федерации, в качестве направлений ее дальнейшего совершенствования можно предложить:

  1. Введение финансовых санкций за несвоевременное представление (непредставление) работодателями реестров ДСВ-3 в установленные Федеральным законом № 56-ФЗ сроки.
  2. Расширение сферы применения информационных технологий при осуществлении ежеквартальных сверок с застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими ДСВ.
  3. Усиление информационно-разъяснительной работы с целью минимизации ошибок, допускаемых застрахованными лицами, работодателями и кредитными организациями в платежных документах по ДСВ.

Таким образом, можно резюмировать: за время практической реализации Программа государственного софинансирования пенсии уже успела зарекомендовать себя, позволив не только решать одну из важнейших задач современной пенсионной системы – включать заинтересованных граждан в процесс формирования будущих пенсионных накоплений, но и привлекать наиболее социально-ответственных работодателей к созданию индивидуальных «пенсионных активов» своих работников. Вместе с тем конечная цель Программы – эффективная адресная работа с ее участниками – пока не достигнута. В связи с этим дальнейшие направления ее реализации требуют совершенствования, с учетом экономических условий, а также возможных негативных угроз и последствий.


Библиографический список
  1. Ракова С.С., Лютова И.И. Софинансирование пенсионных накоплений – механизм модернизации пенсионной системы России // Малые Леденцовские чтения: материалы IV Российской научно-практ. конф. (с междунар. участием), г. Вологда, 15-18 апреля 2015 г. Вологда: НОУ ВПО ВИБ. 2015. С. 278-281.
  2. О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений (ред. от 04 ноября 2014 г.) [электронный ресурс]: Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.05.2016).
  3. О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (ред. от 04 ноября 2014 г.) [электронный ресурс]: Федеральный закон от 04 ноября 2014 года № 345-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.05.2016).
  4. Годовой отчет Пенсионного фонда Российской Федерации за 2014 год URL: http://www.pfrf.ru/files/id/press_center/godovoi_otchet/godotchet_2014.pdf (дата обращения: 16.05.2016).
  5. Годовой отчет Пенсионного фонда Российской Федерации за 2015 год URL:http://www.pfrf.ru/files/id/press_center/godovoi_otchet/Pension_fund_Annual_report_2015_1.pdf (дата обращения: 25.05.2016).


Все статьи автора «Ракова Светлана Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: