УДК 1.091

ВИРТУАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК: ВЫТЕСНЕНИЕ В СЕТИ

Крашенинников Алексей Алексеевич1, Кузнецова Екатерина Вячеславовна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Аннотация
Едва только мы вступили в сферу виртуального, как вскоре походка наша по этой дороге стала уверенной, а сами мы преисполнялись оптимизма. Современные технологии дают нам возможность сливаться с сетью хоть через наручные часы. Как много скрывается за черным экраном нашего смартфона или ноутбука? Нам казалось, что мы получаем возможность заглянуть внутрь "машины", увидеть как она устроена, но вместо этого нас поглощает киберпространственная фантасмагория, где стираются границы между реальным и виртуальным. Наша, казалось бы, "истинно верная" природа оказывается под рычагами управления всей той же машины-сети. Целью этой работы является желание показать насколько сам человек, посредством выше указанных механизмов медленно, но верно вытесняется за пределы сети, где казалось бы ему должны были открыться все горизонты.

Ключевые слова: виртуальность, вытеснение, Интернет, киберпространство, персонализация, сеть


VIRTUAL PERSON: REPLACEMENT IN A NETWORK

Krasheninnikov Alexey Alekseevich1, Kuznetsova Ekaterina Vyacheslavovna1
1Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

Abstract
As soon as we have entered the sphere virtual as soon our gait on this road became sure, and we were filled with optimism. Modern technologies give us the chance to merge with a network anywhere. How hides behind the black screen of our smartphone or the laptop much? We think that we know what behind "black mirror" but instead we are absorbed by cyberspatial phantasmagoria where borders between real and virtual are erased. The point of this work is the desire to show how person, by means of above the specified mechanisms is slowly but surely forced out of network limits where it would have to seemed to him were to open all horizons.

Keywords: cyberspace, Internet, network, personalisation, replacement, virtuality


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Крашенинников А.А., Кузнецова Е.В. Виртуальный человек: вытеснение в сети // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/06/15596 (дата обращения: 27.05.2017).

Прежде всего следует начать с определения самой «сети». Но даже этот простой шаг разворачивает перед нами целое проблемное поле. Ведь человек настолько впутан в виртуальность, что довольно сложно сказать сразу: где заканчивается человеческое и начинается виртуальное.

И в определенное время могло показаться, что все современное думающее общество поделилось на две части: т.н. кибероптимистов и киберпессимистов. Первые, в свою очередь, поддерживают мнение о том, что высокие технологии во главе с Интернетом (естественно открытым и свободным) спасут нас от тиранов, насилия, неизлечимых болезней и прочего разом. Вторые же говорят об ужасах из сериала «Черное зеркало», тотальное наблюдение и буквальную замену всего человечества на роботов.

На заре массового распространения Интернета, люди были всерьез уверены в том, что он станет полем для всеобщего объединения в Сети, когда каждый человек, независимо от его социального статуса или географического положения, сможет принять участие во всеобщем построении нового мира, решения нависающих глобальных проблем и т.д. Иными словами, мир с каждым днем будет становиться все меньше и меньше, быстрее и быстрее. Монитор нашего компьютера или ноутбука должен был стать окном в мир скрытых механизмов и «прозрачного» понимания виртуального мира.

В реальности же все пошло совершенно иным путем и «окно» превратилось в «черное зеркало», где в отражении мы видим самого себя. Сегодня на нашем бытовом уровне мы уже не задаемся вопросом о том, как так выходит, что окружающая нас реклама и информация в сети столь актуальна лично для нас. Мы уже привыкли заходить на различные сайты и сервисы, например на Last.fm и выбирать из того, что рекомендует нам этот сервис, который путем различных идентификационных cookie-файлов и персональных веб-маяков запоминает и отфильтровывает то, что мы слушаем. Теперь вовсе не обязательно искать какие-то музыкальные группы целенаправленно – стоит зайти в рекомендованное, прослушать то, что есть там, дать тем самым сигнал новым фильтрам и поиску обновлению информации в «рекомендациях».

Аналогичным способом действует и контекстная реклама, которая подбирается нам в зависимости от нашей стратегии кликов по ссылкам в поисковых системах. За многими крупными корпорациями, например Google, стоят сложновычисляемые поисковые фильтры, которые «читают» наши запросы и подбирают нам те ссылки или информацию, которая будет являться для нас персональной, основанной на наших интересах и потребностях. Мы даже не всегда осознаем это, предполагая, что тот же запрос в Google просто выводит крайне точную информацию. Интернет персонализируется и больше не выглядит как огромная деревня, где все знают друг друга, а новости всеобщи для каждого. Стоит зайти в какую- нибудь социальную сеть, например самую популярную – Facebook, пролистать нашу ленту новостей и не увидеть того, что нам не хочется видеть. То, чем мы делимся у себя на странице, то, что мы слушаем, то, с кем мы общаемся, и чьи новости нам нравятся, все это становится пищей для множества фильтров, подгоняющих, отсекающих и предлагающих информацию нам. С каждым разом «стены фильтров»[3, с. 208] становятся все выше. Они окружают нас, сдавливая наше виртуальное пространство без видимого вреда для нас. Этот процесс кажется бесконечным – мы делимся на своей странице новостью о либеральных движениях и тем самым даем фильтрам возможность убрать из нашей ленты новостей консервативную информацию и людей, ее распространяющих. Понравившееся нам либеральное сообщение порождает за собой новые рекомендуемые новости, сообщества и люди, со схожим контентом.

Таким образом, одно можно сказать точно: в современном виртуальном пространстве наблюдается отчетливая тенденция к стремлению к «тотальной персонификации» [2, с. 30] . Все, что мы читаем или смотрим в интернете, все ссылки, на которые мы кликаем незаметно становятся результатом некого подстраивания. Наши лайки и запросы предопределяют информацию, которая появится в нашим окне позднее.

Однако здесь же кроется парадокс, который связан с нашей телесностью. Основа для вхождения и погружения во все возможные виртуальные миры – смертность нашего тела, его материальная жизнь – это границы человеческого существования, нам никогда не стать существами виртуальной реальности, свободно плавающими между виртуальных миров. Но и это не все: в самой реальности стирается различие между живым и искусственным, затем сходит на нет граница реальности/кажимости и, в конце концов, подрывается сама идентичность индивида. И эта постоянно развивающаяся персонализация зеркально схожа с прогрессирующей «экстарнационализации» (Здесь подразумевается, что персонализация в сети усиливает индивидуальное, а в реальной жизни происходит обратный эффект унификации) индивидуальности. Это любопытное совпадение связано с фактом, что при современном уровне развития технологий и виртуальной реальности мы обнаруживаем исчезновение раздела внешнего и внутреннего. Это ставит определенные трудности с простейшим восприятием нашего собственного тела [1, с. 5] .

Некогда анонимность, которая виделась нам в пользовании социальными сетями, исчезла. Мы по-прежнему можем скрываться под причудливыми именами или вовсе не указывая имен, но от наших кликов, переходов по ссылкам и просмотру тех или иных видео/аудио материалов наша анонимность для тысяч рекламных компаний или тех же информационных фильтров более не имеет значения. Как подчеркнул Эли Паризер в своей книге «За стеной фильтров: что интернет скрывает от вас?» – Новый Интернет не просто знает, что вы собака, — он знает вашу породу и хочет продать вам миску премиального сухого корма.

Мы все еще порой наивно верим в сохранность наших личных данных, думаем, что эта информация навсегда останется на серверах, но это не так. Gmail, Facebook, YouTube, Instagram и др. – все это лишь средства эффективные и прожорливые механизмы извлечения информации. Наши навороченные смартфоны это персональные жучки, которые знают где мы, что мы пишем, с кем говорим. Мы заперты в тисках нескончаемой подстраивания Сети под нас. Вице-президент Yahoo Тапан Бхат согласен с этим: «Будущее Интернета — в персонализации… теперь в центре Сети — “я”. Задача — перекроить Интернет таким образом, чтобы он стал умным и “своим” для конкретного пользователя» [3, с. 18] . Казалось бы, мы получили то, что дает нам возможность не затрачивать силы и время на поиск чего-то нужного нам, все уже подается в готовом виде и с миллионом альтернатив рекомендуемого, если это нам не понравится. Но не чувствуете ли вы тут опасность?

Кабельное телевидение могло охватить круг интересов, скажем, любителей автомобильных гонок и тысячи людей просматривающие канал имели некую общую систему взглядов. Попадая же в современную виртуальную среду, с еѐ обязательным обменом информацией, мы оказываемся одиноки за нашими стенами фильтров не имя возможности «сказать» что-то друг – другу, т.к. стены каждого труднопреодолимы.

Мы уже давно привыкли к тому, что заходя в поисковый браузер и начиная набирать какое-то слово, нам тут же предлагают всевозможные варианты запросов, как бы предугадывая за нас то, что мы можем написать. Глава Google Эрик Шмидт с энтузиазмом рассказывал, что всегда хотел создать программу, которая «догадывается, что я пытаюсь напечатать». Сервис Google Instant, запущенный осенью 2010 года и угадывающий, что вы ищете, по мере ввода букв, — лишь начало. Шмидт уверен: пользователи хотят, чтобы Google «подсказывал им, чем следует заняться дальше» [3, с. 18] .

В нашей повседневности мы словно посажены на своеобразную информационную диету, когда бесчисленные механизмы фильтрации перерастают в пропаганду уже своих ценностей и новостей. Катастрофичность заключается в «прозрачности» этой деятельности. Вы не можете упрекнуть Google в том, что он сует вам свои ценности, потому что в отличие, скажем от консервативных печатных изданий, которые сами формируют свой контент, Google и прочие в ряду с ним не дает вам видимой границы того, где заканчиваетесь вы и ваши запросы и начинаются фильтры. Мы сами никогда не выбираем эти критерии отсеивания информации, а потому нам кажется, что все это объективно.

Нам трудно помыслить себя без этих фильтров, оттесняющих наше собственное «Я», видоизменяющих его. Ежедневно в Сети вращаются потоки информации, с которыми не могут справиться даже профессиональные компании, такие как АНБ, например. Фильтры протягивают нам руку помощи, отбирая действительно то, что нам возможно и хочется увидеть. Вокруг нас, подобно геоцентрической планетарной системе, начинают вращаться только то, что нравится нам, то что не вызывает в нас отвращения или злости – идеальный, стерильный и солнечный мирок, где мы отрезаны от неугодных или расстраивающих нас новостей и людей. Мы попали в затягивающуюся петлю информационного детерминизма. Вместо того, чтобы консолидировать социальные силы – виртуальная среда благой целью наоборот способствовала их фрагментации. Социальная активность людей снижается, вопреки растущему числу запросов в поисковых бразуерах. Почти вытесненные за рамки даже собственного выбора, мы как космический мусор застыли в беззвучном движении около орбиты.

 


Библиографический список
  1. Жижек, Славой. Киберпространство, или невыносимая замкнутость бытия. – Искусство кино: №1, январь, 1998
  2. Морозов, Евгений. Техноненависть: как интернет отучил нас думать / Пер. с англ. — В. Гончарук [сб. статей]. — М.: Common place, 2014
  3. Паризер, Эли. За стеной фильтров. Что Интернет скрывает от вас? / Эли Паризер; пер. с англ. А. Ширикова (Eli Pariser. The Filter Bubble: What the Internet Is Hiding from You). — М.: Альпина Бизнес Букс, 2012


Все статьи автора «Крашенинников А. А., Кузнецова Е. В.»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: