УДК 378.1; 371.3

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ДЕТЕРМИНАЦИИ И ВИЗУАЛИЗАЦИИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Киндлиб Яна Олеговна1, Козырева Ольга Анатольевна2
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
2Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье рассматриваются возможность использования педагогического моделирования в детерминации и визуализации возможностей педагогической деятельности. Исторический подход как один их методологических подходов современной педагогики позволяет получать новые продукты современного образования в конструктах педагогической деятельности и педагогического исследования.

Ключевые слова: культура самостоятельной работы, педагогическая деятельность, педагогическая методология, педагогическое моделирование, самостоятельная работа студента


THE HISTORICAL APPROACH TO THE DETERMINATION AND VISUALIZATION OF PEDAGOGICAL ACTIVITY OPPORTUNITIES

Kindlib Yana Olegovna1, Kozyreva Olga Anatolievna2
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
2Siberian state Industrial University, Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, candidate of pedagogical sciences, associate Professor

Abstract
The article discusses the possibility of using teacher modeling in the determination and visualization capabilities of pedagogical activity. The historical approach as one of the methodological approaches of modern pedagogy allows to obtain new products of modern education in the constructs of pedagogical activity and pedagogical research.

Keywords: pedagogical activity, pedagogical methodology, pedagogical modeling, self-dependent work culture, students' self-dependent work


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Киндлиб Я.О., Козырева О.А. Исторический подход в детерминации и визуализации возможностей педагогической деятельности // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/06/15116 (дата обращения: 29.09.2017).

Исторический подход как один из методологических подходов современной теории и практики педагогической деятельности позволяет делать акцент на качестве решения противоречий и задач целостного педагогического процесса, в структуре которого истории и история педагогики и образования отводят почетное место в выборе методов и средств анализа и прогнозирования результатов образования как гаранта стабильности в развитии личности и общества. Исторический подход и продуктивная педагогика как отрасль инновационной педагогики предопределяют успешный выбор педагога в установлении закономерностей и перспектив самоорганизации педагогических систем и антропопространства в конструктах деятельности и общения, науки и искусства, культуры и спорта, гарантирующих качественное решение всех детерминируемых и оптимизируемых задач современного общества.

Курс «История педагогики и образования» [1-3] закладывает в системе ценностно-смысловых ресурсов самореализации педагога многомерность условий и возможностей педагогического поиска и анализа, располагающих личность и общество к выбору оптимальных возможностей формирования гуманизма в различных системах продуктивного выбора и решений, фасилитирующих учет возрастосообразности современного образования, гуманизма, нормального распределения способностей и здоровья, способности личности и общества к оптимизации всех условий и возможностей самореализации и самоутверждения, определяющих специфические направления и их единство в социальном воспроизводстве уровня развития антропосреды и успешность деятельности личности.

Научно-педагогический поиск и научно-педагогическое исследование [4-16] определяют оптимальное использование ресурсов современного образования, гарантирующих исследование и продуктивное изучения основ курса «История педагогики и образования», возможности которого определяют в дальнейшей практике особенности самоорганизации современного образования и личности обучающегося, получающего образования и образовательные услуги в системе непрерывного образования.

Определив работы [17-21] в качестве примеров исследования и верификации качества детерминации и визуализации качества педагогической деятельности, работы [22-34] в качестве продуктивного использования основ курса «История педагогики и образования», исторического подхода в образовании, попытаемся уточнить возможности продуктивного изучения курса «История педагогики и образования» в современном использовании всей генеральной совокупности методов и средств традиционного и инновационного обучения в высшей школе.

Возможности использования традиционного и инновационного обучения обеспечивают гибкое, планомерное использования основ истории педагогики и образования в профессиональном становлении педагога, синергетическую организацию и оптимизацию возможностей развития и самореализации личности в поле смыслов и ценностей, условий и тенденций образования и образовательного пространства, гарантирующего успешное воспроизводство репродуктивных и продуктивных форм самоотверждения личности и самосохранения личности и общества.

В структуре традиционного обучения курс «История педагогики и образования» может быть определен в конструктах репродуктивно-продуктивных заданий, особенности и специфика которых должны быть непосредственно связаны с будущей профессионально-педагогической деятельностью, определяющей успешность развития личности в системе образования гарантированным правом личности на качественное, персонифицированное образование. В таком понимании все формы традиционного продуктивного обучения (рефераты, творческие проекты, организуемые диспуты, дискуссии и пр.) являются неотъемлемой частью повышения качества современного образования через возможность связи основ истории педагогики и перспектив получаемых результатов в системе непрерывного образования.

Инновационное продуктивное обучение опирается на использование новых информационных технологий в образовании, примерами такой практики могут быть использование видеосредств для качественного изучения и исследования закономерностей современного образование, использование научно-педагогического исследования для иллюстрации уровня и качества решения задач современной педагогической деятельности (моделирование педагогических средств, фасилитирующих изучение основ истории педагогики), создание программно-педагогического обеспечения изучения курса в соответствии с определяемыми и прогнозируемыми изменениями в обществе.

Одной из распространенных форм верификации качества изучения курса «История педагогики и образования» является моделирование дидактического теста по структуре [1-3], используемой в подготовке педагогов НФИ КемГУ на факультете физической культуры. Данная практика унифицировано решает качественное включение будущего педагога по физической культуре в системе научно-педагогического поиска и научно-педагогического исследования.

Продуктивные формы использования основ курса «История педагогики и образования» в инновационном обеспечении современного непрерывного профессионального образования – одно из интересных и полезных направлений научного исследования в педагогике. Использование средств визуализации дидактического материала на лекционных и семинарских занятиях уже мало кого удивляет и вызывает сверходобрение, т.к. единство словесной, визуальной, практической и прогнозируемой учебной деятельности будущего педагога должно быть воспроизведено не только в конструктах средств современной визуализации данных, но и в практике продуктивного выбора личности в решении задач формирования самостоятельности и активности, культуры и этики. Научно-практическая конференция, которая определяется в работе научной секции Международной или Всероссийской научно-практической конференции, где все роли и обязанности распределены внутри секции (видеоинженер, ведущий, оформитель и пр.) позволяет качественно формировать культуру самостоятельной работы личности, являющейся высшей формой решения задач повышения самостоятельности личности в ведущей деятельности и общении.

На примере НФИ КемГУ можно отметить повышение качества и уровня включенности будущего педагога в продуктивное самоутверждение личности через спорт, науку, педагогическую деятельность по трем показателям: 1) повышение количества научных публикаций и очных выступлений студентов в секциях молодых ученых, 2) повышение образовательной успеваемости студентов по педагогическому блоку дисциплин и, как следствие, по другим изучаемым дисциплинам, 3) распространение опыта продуктивной деятельности будущими педагогами в системе непрерывного образования, т.е. совместная работа с обучающимися, педагогами и их родителями, ярким примером такой практики является участие студентов с обучающимися в ежегодной заочной научно-практической конференции обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося». Качество использования инновационных ресурсов образовательного пространства позволяет осуществлять обмен опытом через социальную сеть «ВКОНТАКТЕ», электронную почту, видеосвязь и прочие средства инновационной системы воспроизводства качества жизни личности и общества.

Исторический подход – уникальный объект современного образования, определяющий в первом приближении использование педагогического моделирования и педагогического проектирования в решении задач определения, утонения, визуализации, оптимизации и организации тех или иных педагогически выгодных преобразований и инновационных включений личности в социально одобряемые формы отношений и самореализации.

Исторический подход важен для развития различных компонентов и функций профессионально-педагогических отношений, возможность качественного использования исторического подхода в решении задач развития будущего педагога может быть проиллюстрирована на специфической задаче детерминации и уточнения категориального аппарата современной педагогики.

В следующей работе мы попытаемся учесть возможности исторического подхода в создании качественного педагогического средства, фасилитирующего выбор личности в решении задач современного образования в системе основ педагогики физической культуры и спорта.


Библиографический список
  1. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  45 с.  ISBN 978–5–85117–740–8.
  2. Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. История педагогики и образования : контрольно-измерительные материалы : адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки – Психология образования. – Стерлитамак : АМИ, 2016. 28 с.
  3. Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. История педагогики и образования : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки – Психология образования. – Стерлитамак : АМИ, 2016. 70 с.
  4. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
  5. Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе использования технологии системно-педагогического моделирования в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61223
  6. Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
  7. Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
  8. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  9. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ.2015.№4-2.С.91-95.
  10. Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с.
  11. Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
  12. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  13. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
  14. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
  15. Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
  16. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  17. Аксенов Г.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Здоровьесбережение как ценность и продукт педагогической деятельности в модели профессионально-педагогической подготовки будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1. URL: http://human.snauka.ru/2016/01/13671
  18. Бердинских А. В. Педагогическая деятельность как теория и практика профессионально – педагогического образования // Наука, образование и инновации : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Саратов, 13 мая 2016 г.) : в 4 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.12-14.
  19. Киндлиб Я.О., Федотова В.А., Козырева О.А. Некоторые особенности продуктивного становления педагога по физической культуре в системе оптимизации решения задач педагогического моделирования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66563
  20. Мосолова С.А., Козырева О.А. Программно-педагогическое обеспечение деятельности педагога как ресурс самореализации и самоутверждения // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66559
  21. Питнявко В.А., Козырева О.А. Некоторые особенности социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом, в контексте детерминации принципов и моделей оптимизации педагогической деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66113
  22. Алеев Е.М., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Исторический подход в моделировании категориального аппарата современной педагогики как ресурс оптимизации и профессионального становления педагога // Психология, социология и педагогика. 2016. № 3. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/03/6532
  23. Алеева Т.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Исторический подход в исследовании возможностей детерминации и оптимизации идей здоровьесберегающей педагогики // Психология, социология и педагогика. 2016. № 3. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/03/6563
  24. Беспалов Д. Е. Особенности изучения исторического подхода будущими педагогами по физической культуре // Управление инновациями в современной науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Магнитогорск, 8 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.70-72.
  25. Гуляев Е.А., Свинаренко В.Г., Зубанов В.П. Исторический подход в изучении основ профессионально-педагогического знания будущими педагогами по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5431
  26. Евстафьев Е. А. Особенности изучения исторического подхода будущими тренерами по хоккею // Управление инновациями в современной науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Магнитогорск, 8 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.98-100.
  27. Емец И. Ю. Принцип историзма в изучении основ социального – педагогического знания // Управление инновациями в современной науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Магнитогорск, 8 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.104-106.
  28. Зиновьев К. О. Принцип историзма в решении задач здоровьесбережения // Управление инновациями в современной науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Магнитогорск, 8 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.106-108.
  29. Михайлов Э. А. Специфика изучения основ социализации в конструктах исторического подхода // Управление инновациями в современной науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Магнитогорск, 8 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : Омега Сайнс, 2016. С.137-139.
  30. Петров М. И. Специфика решения задач детерминации категориального аппарата в структуре исторического подхода // Управление инновациями в современной науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Магнитогорск, 8 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.147-149.
  31. Петров Н. С. Возможности уточнения категории «воспитание» в структуре изучения основ исторического подхода // Управление инновациями в современной науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Магнитогорск, 8 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.149-151.
  32. Попова А. А. Особенности формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов по физической культуре в структуре изучения курса «История педагогики и образования» // Прорывные научные исследования как двигатель науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Саранск, 3 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.213-214.
  33. Сальникова Л.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Курс «История педагогики и образования» в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2016. № 3. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/03/6523
  34. Старченко Д. В. Особенности моделирования категории «самореализация» в структуре изучения исторического подхода// Управление инновациями в современной науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Магнитогорск, 8 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.158-160.


Все статьи автора «Киндлиб Яна Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: