ПОТРЕБНОСТЬ В ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАУКИ

Ни Александр Вячеславович
Российский новый университет
магистрант кафедры рекламы и связей с общественностью

Аннотация
Статья посвящена обзору, классификации и анализу популяризаторской деятельности и ее объекту, основным формам распространения научного знания и появляющимся тенденциям в данной области.

Ключевые слова: наука, научное знание, популяризация, популяризация науки, пропаганда научной деятельности


THE NEED TO POPULARIZATION OF SCIENCE

Nee Alexander Vyacheslavovich
Russian New University
master student of the department of advertising and public relations

Abstract
This article is a review, classification and analysis of popularization activity and its object, the main forms of dissemination of scientific knowledge and emerging trends in this area.

Keywords: knowledge, popularization, popularization of science, promote research activities, science, scientific


Рубрика: Науковедение

Библиографическая ссылка на статью:
Ни А.В. Потребность в популяризации науки // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/04/14892 (дата обращения: 27.02.2024).

С момента появления человека разумного, в той или иной форме, человечество начало заниматься наукой. Изначально, наука имела исключительно прикладной характер, а все исследования проводились эмпирическим методом. Обусловлено это было тем, что изучение мира и расширение знаний о нем имело особую природу. Основной проблемой в то время было выживание, а отсутствие знаний об окружающем мире, письменности и умения мыслить критически, не давали первобытным, хотя уже и разумным, людям давать объективную оценку окружающему миру. Как утверждает А. А. Сычев: «Представление о целостности мира — фоновая интуиция человека сформированная задолго до попыток рациональной интепритации действительности» [1, с. 99].

Времена Сократа и Аристотеля можно считать отправной точкой становления науки в привычном для нас понимании. В это время и зародилось понятие «наука» в той форме, которую мы привыкли видеть. Именно тогда мыслители начали систематизацию ранее накопленных сведений и структуризацию получаемых знаний. В то же время зарождается и получает развитие философия, или как её ещё называют, «мать всех наук». Естественно, занятие философией предполагало собой наличие определенного интеллектуального уровня. Поэтому занимались этим видом деятельности только самые образованные люди.

За многовековое существование научная деятельность претерпевала различные испытания. В наши дни – это многоуровневый, сложный механизм со своей организацией, иерархией и терминологией. Требуется порядка 20 лет, чтобы получить ученую степень (имея ввиду процесс обучения со школьной скамьи) и компетентно подходить к научной деятельности. За время обучения и работы формируется определённый тезаурус, который понятен только людям, работающим в конкретной области. Ученым свойственна фундаментальность, конкретика и информативность, следствием чего является профильное и категоричное изложение информации.

Из-за вышеупомянутых факторов возникает потребность в преподнесении науки доступным для обывателей языком. Однако, чтобы говорить о популяризации науки, первостепенно важно выяснить: кому она нужна, зачем и через какой канал распространения. Данная статья постарается дать ответ на этот вопрос.

Перед тем как рассмотреть основную проблему, надо определиться с тем, что мы подразумеваем под «наукой». Согласно Большой Советской Энциклопедии, «наука — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения на основе открываемых ею законов» [2], следовательно, интерес к науке кроется в каждом человеке на инстинктивном уровне. Однако, между желанием человека расширить границы знания о мире и получением необходимых данных существует барьер. Он зависит от ряда факторов:

  • наличие технических возможностей;
  • осведомленность об исследованиях в интересующем вопросе;
  • недостаток времени для получения и анализа получаемой информации;
  • отсутствие уверенности в достоверности получаемой информации;
  • перенасыщенность информационного пространства;
  • лингвистический фактор;
  • доступность информации;
  • понятность и интересная интерпретация информации со стороны автора.

В зависимости от временного отрезка, геополитической ситуации и состояния конкретной социальной группы эти факторы могут меняться. Среди таких локальных факторов можно выделить: уровень дохода конкретного человека, межличностные отношения с другими участниками социальной группы, отсутствие внутренней мотивации и заинтересованности человека.

Для того, чтобы объективно оценивать эти факторы, необходимо выяснить, какие цели и задачи ставит перед собой популяризация науки, рассмотрим некоторые из них:

  • повышение научно-технического и культурного уровня населения;
  • привлечение к научной деятельности потенциально полезных слоёв населения;
  • донесение основных достижений до широкой общественности;
  • оградить и проинформировать людей о лженауке и различных ее проявлениях;
  • показать куда идут средства государственного бюджета;
  • привить интерес к науке;
  • продемонстрировать темп развития науки, а так же ее перспективные направления.

Исходя из вышеперечисленных данных, можно сделать вывод о том, что популяризация научной деятельности пытается охватить если не всю, то широкую часть общественности. Объекты популяризации науки можно классифицировать по нескольким признакам: географический, поведенческий, социально-демографический. Последний можно условно разделить на несколько групп:

  • люди, проявляющие интерес к науке, но имеющие сложности с восприятием специализированной информации, в силу недостатка образования и теоретического базиса. Предмет разговора понятен на уровне идеи;
  • люди, которые имели минимальные знания о положении вещей в исследуемой теме. Этот сегмент получил знания на основе курсов, тренингов, цикла лекций или путем самообразования;
  • люди, получившие среднее или среднее специальное образование. Этот сегмент уже может дать оценку получаемой информации, но имеющихся знаний все еще недостаточно для того, чтобы анализировать и в полной мере понимать суть проблематики;
  • люди с одним (и более) высшим образованием. Такие люди, как правило, имеют определённый теоретический и практический базис, благодаря которому они могут не только давать оценку тому или иному событию, но и сами выступать в роли генераторов идей и научных трудов.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) за 2013год, в престижности научной деятельности уверены 55% молодых людей и 48% людей среднего возраста [3]. Тот же опрос, проведенный по признаку образованности дал следующие результаты: 51% людей со средним специальным образованием и 49% людей с высшим образованием считают авторитетным заниятие наукой. В СССР доля людей, считающих научную детяельность престижной составляла 48% [там же].

Попытки увеличить этот процент производятся ежедневно через разнообразные каналы распространения. Планируя популяризаторскую деятельность следует помнить на какую социальную и возрастную группу нацелена работа. Так же, немаловажную роль играет способ подачи материала и характер и форма его изложения. Существуют следующие формы популяризации науки:

  • печатные издания (газеты, журналы, сборники и т. д. ), а так же их электронные версии;
  • радио, телевидение;
  • выставки, конференции, фестивали, открытые лекции;
  • интернет-порталы, социальные сети;
  • программы, направленные на стимулирование научной деятельности;
  • мобильные приложения;
  • научные мифы;
  • спецпроекты.

Сегодня новые формы популяризации сосуществуют со старыми, не мешая им и не вытесняя друг друга. Интернет-технологии не до конца интегрированы в современные реалии. Их популярность растет с каждым днем, в то время как печатные издания начинают сегментироваться и терять часть своей аудитории. Для популяризации научной деятельности это не так страшно, главным образом из-за того, что большинство научно-популярной литеартуры оцифровывается и переходит в глобальную сеть.

Отельной платформой для пропаганды научной деятельности служит радио и телевидение. Практически сразу после появления этих средств коммуникации началась популяризаторская деятельность, она представляла из себя радио и телепрограммы для взрослых и детей, которые выполняли поставленные перед ними задачи. В России, помимо новостных программ, которые тоже выполняют популяризаторскую деятельность, можно отметить телепрограмму С. П. Капицы и Л. Н. Николаева «Очевидное-невероятное», которая являлась одной из самых успешных научно-популярных программ на советском и постсоветском пространстве.

А. А. Челтыбашев и И. П. Курляндская утверждают: «Одним из путей повышения интереса к исследовательской деятельности в студенческой среде, на наш взгляд, является проведение различных мероприятий, направленных на популяризацию научных знаний и достижений»[4, с. 1326]. В последнее время, в нашей стране набирают популярность научно-популярные мероприятия, которые в данной статье обозначены как «спецпроекты». Под этим термином подразумеваются проекты, являющиеся, по сути, симбиозом выставки, конференции, фестиваля, форума и соревнования. На таких мероприятиях выступают представители различных направлений научной деятельности, рассказывая доступным языком о своих разработках. Особенность состоит в том, что выступают они для неоднородной аудитории с различным уровнем подготовки. Задачей докладчиков состоит в том, чтобы доступно, емко и неординарно, но при этом достоверно и без искажений донести суть и результаты своего исследования. Так же, характерной особенностью такого рода мероприятий является время, отведенное на каждое выступление, оно ограничено 10 минутами. В конце мероприятия автор самого интересного выступления получает вознаграждение. «Научные бои», организованные политехническим музеем и «Science slam» — наиболее яркие представители данного типа мероприятий.

Популяризаторская деятельность возникла с появлением науки, и будет существовать до тех пор, пока существует сама наука. В зависимости от уровня образования, возраста и других социо-демографических признаков следует выбирать определенную форму подачи научного знания, опираясь на фундаментальные основы и задачи, которые перед собой ставит популяризация науки. Единого механизма осуществления этой деятельности не существует из-за ситуационного и, одновременно, комплексного подхода который следует проявлять, занимаясь пропагандой научного знания. Таким образом, перед учеными-популяризаторами стоит сложная, но чрезвычайно важная цель, значимость которой видна невооруженным глазом.


Библиографический список
  1. Сычев А. А. Философско-методолгические основания интегративного подхода // Регионология, 2013. № 4 (85). С. 99-102.
  2. URL: http://bse.sci-lib.com/article080405.html
  3. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=113656 (дата обращения: 12.05.16)
  4. Челтыбашев А. А., Курляндская И. П. Популяризация науки как средство повышения интереса молодежи к исследовательской деятельности // Фундаментальные исследования, 2014. № 5-6. С. 1325-1328.


Все статьи автора «Alexander Nee»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: