УДК 316

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Хизбуллина Радмила Радиковна
Казанский государственный энергетический университет
доцент кафедры «Социологии, политологии и права»

Аннотация
В статье представлен обзор положений теорий социологии к вопросу изучения системы образования. Произведен анализ институционального подхода, положений функционализма и позитивизма к феномену непрерывного образования. Актуализирована применимость классических социологических подходов к анализу современной системы непрерывного образования, накопления и трансляции знаний на различных его ступенях.

Ключевые слова: воспитание, институциональный подход, история социологии, методология, непрерывное образование, позитивизм, социологическая мысль, Социум, функции образования, функциональный подход


THEORY APPROACHES TO STUDYING OF SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION

Khizbullina Radmila Radikovna
Kazan State Power Engineering University
Phd in Sociology, Assistant Professor, Department Of «Sociology, Political Science And Law»

Abstract
The review of provisions of theories of sociology to a question of studying of an education system is presented in article. The analysis of institutional approach, provisions of a functionalism and positivism to a phenomenon of continuous education is made. Applicability of classical sociological approaches to the analysis of modern system of continuous education, accumulation and broadcast of knowledge at his various steps is staticized.

Keywords: continuous formation, education, education function, functional approach, history of sociology, institutional approach, methodology, Positivism, society, sociological thought


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Хизбуллина Р.Р. Теоретико-методологические подходы к изучению системы непрерывного образования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14891 (дата обращения: 30.09.2017).

Истоки социологического интереса к образованию заложены еще в социальной философии и идеях античных мыслителей. Проблематика классиков социально-философской мысли варьировалась от определения цели и роли образования в обществе до вопросов дифференциации, неравенства, а также его взаимодействия с властью и государством. Практически каждый ученый предлагал идеи совершенствования образования с целью повышения его качества и воспитательного воздействия на личность. Эти актуальные и в настоящее время проблемы нашли свое отражение еще в трудах Аристотеля, Платона, Авиценна, М. Лютера и пр.

Идеи непрерывного образования как механизма его постоянного пополнения были заложены еще в работах основателя социологии О. Конта. Г. Спенсером были разработан ряд принципов совершенствования образования, в том числе и непрерывного, имеющее целью развитие способностей и склонностей человека.

Возникновение научного интереса к институту непрерывного образования имеет давнюю социологическую традицию, первоисточники которой лежат в рамках позитивизма. О. Конт, являясь основателем позитивисткой социологии, рассматривал проблемы образования в тесной связи с проблемами воспитания, которое считал более широким и значимым понятием. Образование, в свою очередь, выступало в качестве основного фактора и средства воспитания. Так, в концепцию образования О. Конта входили идеи развития образования, вопросы соотношения в нем светских и религиозных принципов, подчеркивалась необходимость его массовизации на фоне критики существующей системы.

С позиций институционального подхода (Г. Спенсер) образование, в построенной им квалификации социальных институтов, занимает основополагающее место и нуждается, согласно его точке зрения, во внедрении все новых методик обучения. Среди разработчиков институционального подхода также выделяются идеи Дж. Дьюи, который раскрыл зависимость социальных институтов, в том числе, и образования, от конкретно-исторических условий социума.

С точки зрения положений функционализма (Э. Дюркгейм), образование рассматривалось в качестве средств достижения социальной солидарности, подчеркивая наличие тесной взаимосвязи общества и образования. За последним Э. Дюркгейм закрепляет следующие функции: структурирующая (дифференциация образования закрепляет за индивидом определенный социальный статус); социализирующая (образование осуществляет передачу ценностей господствующей культуры) и стабилизирующая (посредством поддержания связи между личностью и обществом). Также Т. Парсонс (помимо социализирующей функции образования) показал значимость академической функции, под которой понимал процесс передачи знаний; социальной, основанной на обучении социальным ролям; экономической, включающей воспроизводство экономической структуры и приобретение специальностей; дистрибутивной, суть которой сводится к  селективному действию.

Стоит отметить, что наиболее полно была раскрыта значимость образования в стратификационной структуре общества в работах М. Вебера. Именно образование, согласно его точке зрения, обеспечивает квалификацию, знание, умение, профессиональное мастерство, которые в совокупности детерминируют положение индивида в социальной структуре общества [1]. Его идеи были расширены П. Сорокиным, который рассматривал институт образования в качестве средств вертикальной циркуляции. Ему приписывались (особенно школе) тестирующая, селекционирующая и дистрибутивная функции, реализация которых не ведет к устранению социальных различий, а только усиливает их.

Методологию изучения образования с позиций выявления его социальной обусловленности разработал К. Манхейм, рассмотрев образование в качестве социального феномена. Отечественные авторы интерпретируют ряд разработанных им положений о непрерывности образования, сводя их к ориентации на личностный характер образования и необходимость его пополнения на протяжении всей жизни человека посредством прохождения дополнительного, послевузовского и постпрофессионального образования [2].

Таким образом, подтверждается тезис о применимости многих положений классиков социологической мысли к анализу современного института непрерывного образования, подчеркивая при этом их значимость и неутраченную актуальность.


Библиографический список
  1. Хизбуллина Р.Р. Молодой специалист: особенности социально-профессиональной социализации / дисс.. на соиск. уч. степ. канд. социол.н. / Казан. (Приволж.) федер. ун-т. Казань, 2012. С.30.
  2. Габдуллина Э.Н. Непрерывное профессиональное образование как фактор подготовки конкурентоспособной личности // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота. 2012. №3(58). С.36-38.


Все статьи автора «Хизбуллина Радмила Радиковна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: