УДК 37.06

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ НА ВОЕННОЙ КАФЕДРЕ ИНСТИТУТА

Еганов Сергей Александрович1, Алешин Анатолий Иванович2, Гарманов Сергей Семенович3, Калач Геннадий Петрович4
1Московский Технологический Университет, студент 4 курса института высоких технологий, МГУПИ (МТУ)
2Московский Технологический Университет, преподаватель цикла связи, подполковник запаса
3Московский Технологический Университет, доцент военной кафедры, кандидат военных наук
4Московский Технологический Университет, доцент военной кафедры, кандидат военных наук

Аннотация
В статье рассматриваются методы и способы усовершенствования образовательного процесса на военных кафедрах за счет внедрения инноваций. Выявлены проблемные отрасли, на которых стоит сфокусироваться, а также произведен анализ особенностей инноваций в сфере образования.

Ключевые слова: виртуальные симуляторы, военная кафедра, инновации, методы обучения, образование


PERFECTION OF EDUCATIONAL PROCESS ON BASIS OF INTRODUCTION OF INNOVATIONS IN THE MILITARY DEPARTMENT OF INSTITUTE

Eganov Sergey Alexandrovich1, Aleshin Anatoly Ivanovich2, Garmanov Sergey Semenovich3, Kalach Gennady Petrovich4
1Moscow Technological University, student of the Institute of High Technologies , MGUPI ( MTU )
2Moscow Technological University, teacher communication cycle, a retired lieutenant colonel
3Moscow Technological University, senior lecturer of the military department, candidate of military sciences
4Moscow Technological University, senior lecturer of the military department, candidate of military sciences

Abstract
This article discusses the methods and ways to improve the educational process in the military departments at the expense of innovation. Problem sectors that need to be focused on have been identified; also the analysis of the features of innovations in education sphere has been carried out.

Keywords: education, innovative methodologies, virtual simulation


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Еганов С.А., Алешин А.И., Гарманов С.С., Калач Г.П. Совершенствование образовательного процесса на основе внедрения инноваций на военной кафедре института // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14726 (дата обращения: 02.10.2017).

Реформирование образовательного процесса – насущная потребность, возникшая в результате революционного роста информационных технологий во всех странах мира.  Россия в этом ряду, как одна из динамично развивающихся стран, занимает особое место, поскольку образованию в нашей стране всегда уделялось большое внимание.

Бурный рост информационного потока, появление новых методов обучения, в том числе и дистанционных, диктует образовательным учреждениям внедрять наиболее эффективные способы работы со студентами. Такие способы обучения в образовании принято называть инновационными.

В связи с этим не удивительно, что центральным современным требованием нашего государства стало придание высшему образованию России инновационного характера. А именно, его развитие и повышение конкурентоспособности по сравнению с зарубежными образовательными системами.

Что такое инновация? Иннова́ция, нововведе́ние (англ. innovation) — это внедрённое новшество, которое востребовано рынком. Оно обеспечивает качественный рост эффективности определенных процессов или продукции.

В целом, для сферы образования, инновационность – это степень новизны результатов нововведения. Данный критерий является основным, потому что высокая степень инновационности подразумевает высокий уровень развития обучающих программ, повышенный интерес, как преподавателей, так и обучающихся.

На сегодняшний момент многие учебные заведения всячески стремятся к повышению качества  предоставляемых образовательных услуг, в основном за счет внедрения  в учебный процесс инноваций и новых подходов в обучении. Стоит понимать, что в нынешних экономических условиях это не просто дань моде, а средство выживания различных университетов и институтов.

Одной из основных целей внедрения инноваций в образовательный процесс является обеспечение интеграции образования и науки. Это предполагает более тесную связь образования с практикой. Другая важная цель – повысить интерес обучающихся, дать им новый опыт и ощущения от процесса, что в итоге приведет к улучшению успеваемости.

Анализируя особенности инноваций в сфере образования, можно понять, что здесь в наибольшей степени уместно следующее определение: инновация в образовании есть внедрение абсолютно нового или усовершенствования в значительной степени продукта (услуги), или процесса, либо нового метода обучения.

Отсюда можно разделить инновации в образовании условно на четыре группы:

Инновационный продукт – новое знание как продукт научного исследования. Создание оптимальных в экономическом плане образовательных систем, инновационных образовательных комплексов;

Процессные инновации – образовательная технология, как услуга по новому способу изучения предмета;

Организационные и маркетинговые инновации, которые проявляются в расширении академической мобильности, интеграции в мировое образовательное пространство, корпоративности университетской среды, усиление преемственности и укрепление связей между различными уровнями образования.

Использование инноваций в образовании, с одной стороны, совершенствует непосредственно образовательные процессы, а с другой, готовит людей к использованию новых технологий. При этом для потребностей образования применение самых продвинутых технологий, как например, в промышленности, вряд ли можно считать первоочередной необходимостью. Инновации – это, скорее, инструмент, с помощью которого можно сформировать новое творческое отношение учащихся к решению проблем современной жизни.

В инновационном обучении, студенты должны ориентироваться  на развитие своих познавательных и личностных возможностей.

Обучающиеся действуют как субъекты образовательного процесса. Преподаватель занимает позицию их партнера – помощника в освоении ими  нового опыта. Такая модель позволяет формировать навыки творческого решения нестандартных задач и не вырабатывает склонность к шаблонным действиям и решениям.

Помимо этого, в инновационном обучении, в отличие от  традиционного, поощряется занятие обучающимися не просто активной, а инициативной позиции в учебном процессе. Они не просто «усваивают» учебный материал, а сами активно его познают, вступают в активный диалог. Вследствие применения таких подходов происходит эволюционная трансформация традиционного обучения в инновационное.

На военной кафедре, инновации способствуют выполнению основной задачи – формированию профессиональных навыков у будущих военных специалистов-выпускников. Государство заинтересовано в создании высококвалифицированных специалистов, и инновационные методы обучения способствуют этому.

В рамках  модернизации образования становится актуальной необходимость внедрения на военных кафедрах институтов инновационных образовательных программ, в соответствии с которыми обязательными компонентами образовательного процесса являются использование в учебном процессе новых научных знаний.

Целью инновационной образовательной программы является усовершенствование отдельных этапов образовательного процесса, внедрение каких либо новых решений, которых ранее не было в системе данного учреждения.

Стоит отметить, что еще до начала внедрения инновационных компонентов в образовательный процесс, необходимо провести соответствующую подготовку. Для этого требуется оснастить учреждения с военными кафедрами необходимой для инновационной деятельности ресурсной базой, а также технологиями и кадрами. Прежде всего, у военного вуза, наметившего себе инновационный путь развития, должна быть адекватная материально-техническая база.

Военная кафедра является учебным формированием вооруженных сил государства при гражданском высшем учебном заведении, для подготовки военнослужащих категории офицер, сержант или рядовой для определенных видов и родов войск. Материально техническая база – важнейшее ее составляющее, что включает в себя совокупность материальных, технических средств и оборудованных объектов, предназначенных для обучения студентов в соответствии с планами боевой подготовки. Основой технического оснащения учебной материально-технической базы являются учебно-тренировочные средства. Для формирования инновационного обучения, эти средства нуждаются в качественном обновлении в соответствии с нынешним развитием технологий.

Далее следует отметить инновационные разработки, которые уже внедрены в материально техническую базу и нашли место в образовательном процессе на военной кафедре МИРЭА:

1.Электронные учебники. Специальные устройства или программное обеспечение, используемые в образовательном процессе. Это могут быть не просто материалы по определенному предмету, а обширная энциклопедия по всему курсу, содержащая иллюстрации и даже 3D макеты. Из плюсов стоит отметить: быстрый и простой доступ к информации, возможности моментальной правки и внесения данных, удаленная доступность, долговечность, возможность хранения видео и аудио записей помимо текста.

Как правило, электронные учебники содержат в себе тесты, практику и задачи, что позволяет проверить усвоенный материал. Электронные учебники – это один из важнейших элементов инновационного обучения, формирующие доступное и полезное информационное пространство.

Помимо учебников, в электронном варианте предоставляются методические пособия и визуализированные лекции.

2.Виртуальные симуляторы и тренажеры. При обучении на военной кафедре у студентов, на первом этапе, возникает проблема понимания того, к чему их готовят, и с чем они будут работать. Приоритет теории над практикой не способствует достаточному пониманию, а предоставить всем обучающимся реальную аппаратуру очень часто является невозможным.

Именно эту проблему призваны исправить виртуальные симуляторы и тренажеры, которые знакомят учащихся с прототипами аппаратуры. В обучении на базе компьютера виртуальный симулятор используется как ключевая составляющая обучающей среды. Но помимо компьютера, необходим и опытный педагог, который будет направлять процесс обучения, и следить за правильным использованием программ.

3.Комплекс учебно-тренировочных средств (КУТС). Этот комплекс сочетает в себе большинство доступных на данный момент инновационных методов обучения. Является своеобразным симбиозом электронной энциклопедии и виртуального симулятора. Он обладает серьезными преимуществами по сравнению с обычными симуляторами, т.к. контроль за обучающимися происходит на новом технологическом уровне (веб-камеры и серверная проверка), а также содержит в себе исчерпывающие материалы по курсу обучения.

Применение комплекса учебно-тренировочных средств позволяет:

- повысить эффективность подготовки специалистов связи в рамках выделенного на специальную подготовку времени;

- снизить расход ресурсов для проведения боевой подготовки;

- предотвратить вывод из строя техники связи, связанный с неумелой эксплуатацией на начальном этапе ее освоения;

- повысить эффективность проведения групповых занятий, самостоятельной работы под руководством преподавателя, практических занятий;

- повысить качество отработки взаимодействия экипажей боевых машин и командиров подразделений;

- более эффективно и в режиме реального времени провести плановый и внезапный контроль уровня подготовленности студентов.

Кроме перечисленных преимуществ применения КУТС при подготовке и проведении занятий, выявляются и преимущества «второго уровня», в более широкой перспективе образовательного процесса.

К ним с большой долей очевидности относятся: повышение качества образования и конкурентоспособность образовательной системы; выявление и апробация новых методов и подходов в обучении; развитие творческого потенциала обучаемых; возможность изменения принципов преподавательской деятельности; повышение степени активности обучающихся; активное ведение практической и исследовательской деятельности.

Помимо усовершенствования материально-технической базы и процессов обучения, нужно уделить особое внимание развитию профессиональных компетенций преподавателя.  Необходимо разработать систему стимулов, обеспечивающих заинтересованность преподавателя в постоянном  совершенствовании образовательного процесса. Система аттестации и оплаты труда преподавателей должна  создавать стимул для карьерного роста преподавателя. Основным курсом этой системы должно стать повышение качества преподавания и непрерывное профессиональное развитие.

Внедрение инновационных компонентов в образовательный процесс  не должно быть стихийным, поскольку не все инновации дают положительный результат. Инновационные компоненты должны внедряться поочередно, поскольку так легче будет выявлять те компоненты, которые себя не оправдывают.

Инновационные компоненты могут внедряться во все стадии образовательного процесса. При этом весьма важно обеспечить качественное обновление  методической и технологической базы процесса обучения.

Таким образом, принятый курс на внедрение инноваций в образовательный процесс является необходимостью и важнейшей насущной потребностью, поскольку он служит «двигателем» развития всей системы образования.

Несмотря на все плюсы, сложность использования инноваций в образовании кроется в достаточно длительном периоде их внедрения и в отложенном результате. Инновации подразумевают под собой риски, поэтому необходим постоянный и качественный мониторинг результатов их внедрения в образовательный процесс. Для полноценного и комплексного обновления системы необходимо, так же, обратить внимание на организационные инновации, обеспечивающие сам учебный процесс. К ним следует отвести укрепление взаимосвязей между высшими учебными заведениями, а так же создание и расширение единого информационного межвузовского пространства.


Библиографический список
  1. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность, 2001, с. 10.
  2. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. – М.: Экономика, 1989
  3. Игошев Б.М. Инновационные образовательные технологии: управленческий аспект// Инновационные образовательные технологии в системе непрерывного образования/ Екатеринбург, 2007, С, 4-6
  4. Воробьева Е.ВОсновные тенденции использования инновационных технологий в образовании/Е.В. Воробьева// Научные исследования. СМАЛЬТА 5,2014. – С.28-30
  5. Масликова Т. И., Тимощук С. А., Зинева И. И. Образовательная инноватика: к постановке вопроса // Молодой ученый. — 2015. — №7.3. — С. 42-44.


Все статьи автора «Serg1001»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: