УДК 330.1

РОЛЬ ЭНДАУМЕНТ-ФОНДОВ В ОПРЕДЕЛЕНИИ РЕЙТИНГА ВУЗА

Подольская Анастасия Павловна1, Арефкина Юлия Александровна2, Харламова Екатерина Евгеньевна3
1Волгоградский государственный технический университет, магистр 1 курса
2Волгоградский государственный технический университет, студент 4 курса
3Волгоградский государственный технический университет, кандидат экономических наук, доцент

Аннотация
В данной статье рассматривается одно из основных конкурентных преимуществ высшего учебного заведения – рейтинг, а также приводится обзор эндаумент-фонда (целевой капитал) как показателя, оказывающего влияние на место вуза в рейтингах. Формирования эндаумент-фондов в настоящее время является достаточно актуальной проблемой в образовательной сфере. Приведен рейтинг российских вузов 2015 года.

Ключевые слова: благотворительность, вуз, конкурентоспособность, образование, рейтинг, рейтинговые агентства, целевой капитал, эндаумент- фонд


INFLUENCE OF ENDAUMENT-FONDS ON THE RATING OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Podolsk Anastasia of Pavlovna1, Arefkina Yulia of Aleksandrovna2, Kharlamova Ekaterina Evgenyevna3
1Volgograd State Technical University, master of 1 course
2Volgograd State Technical University, student 4 courses
3Volgograd State Technical University, candidate of economic sciences, associate professor

Abstract
In this article one of the main competitive advantages of a higher educational institution – a rating is considered, and the review of endowment-fund (the target capital) as the indicator exerting impact on the higher education institution place in ratings is provided. Formations of endowment -funds is rather actual problem in the educational sphere now. The rating of the Russian higher education institutions of 2015 is given.

Keywords: charity, competitiveness, education, endowment -fund, higher education institution, rating, rating agencies, target capital


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Подольская А.П., Арефкина Ю.А., Харламова Е.Е. Роль эндаумент-фондов в определении рейтинга ВУЗа // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/03/14519 (дата обращения: 29.09.2017).

На рынке образовательных услуг с каждым годом растет конкуренция среди высших учебных заведений. В связи с этим, современные вузы вынуждены систематически повышать свои конкурентные преимущества, одним из которых является рейтинг.

Рейтинг выступает одним из самых эффективных форм государственного управления и формирования мнения общественности об имидже и репутации вуза.

Таким образом, рейтинг – это перечень ведущих вузов в той или иной области знаний, который расположен в порядке убывания (возрастания). Благодаря рейтингу можно судить о конкурентоспособности высшего учебного заведения, в условиях постоянно возрастающей конкуренции [1, c. 489].

Можно выделить несколько причин, по которым высшие учебные заведения стремятся занять ведущие позиции в международных и национальных рейтингах.

1.      Основными пользователями рейтинга вуза выступают абитуриенты. Чем выше рейтинг университета, тем больше желающих поступить в данное учебное заведение. Вуз в свою очередь имеет возможность поднимать стоимость за обучение, тем самым увеличивая перспективы развития.

2.      Вхождение вуза в ведущие мировые рейтинги является первостепенным требованием государства к федеральным и научно-исследовательским университетам в их программах развития.

3.      Престижные позиции в рейтингах позволяют вузу привлекать и сохранять высококвалифицированный научный и преподавательский персонал, что способствует укреплению интеллектуального потенциала.

4.      Рейтинг вуза помогает работодателям подбирать квалифицированный персонал, следовательно, рейтинг влияет на репутацию выпускников. Так, по данным рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»), в рейтинге вузов 2015 года, критерием которого выступало число выпускников, входящих в состав правления крупнейших компаний России, лидирующие места занимают: МГУ им. М.В. Ломоносова (166), Финансовый университет при Правительстве РФ (129), РАНХиГС при Президенте РФ (126), РЭУ им. Г.В. Плеханова (69), МГИМО (У) МИД РФ (58), СПбГУ (51) [2].

5.      Высокое место в рейтингах позволяет укрепить деловую репутацию и бренд вуза. Также иметь возможность получать дополнительное финансирование, в том числе создавать эндаумент-фонд.

Можно с уверенностью сказать, что рейтинг высшего учебного заведения представляет собой оценку способности вуз обеспечить потребности стейкхолдеров: общественности, государства, бизнес-сообщества, профессорско-преподавательского состава, студентов и выпускников вуза.

Таблица 1. Рейтинг вузов России, 2015 год [2].

Место Название Вуза
1 Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
2 Московский физико-технический институт (государственный университет)
3 Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
4 Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана
5 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

В общей сложности можно выделить следующие критерии оценки рейтинга ВУЗа: качество образования (предоставления услуг), востребованность выпускников, уровень научно-исследовательской деятельности, деловая репутация и т.д [3, c. 90].

В настоящее время при определении рейтинга вуза учитываются ежегодные сборы в эндаумент-фонд.

Эндаумент-фонды складываются для осуществления некоммерческих проектов за счет добровольных пожертвований. Обычно, эндаументы формируются для финансирования организаций здравоохранения, культуры, образования и т.д. В международной практике с целью получения прибыли, которая за вычетом расходов на управление эндаументом вся целиком направляется на цели, предусмотренные учредителями. Обычно такие фонды вкладывают свои собственные средства. От обычной благотворительности эндаумент отличает конкретное направление деятельности (поддержка той или иной организации, например, одного вуза) и целевой характер, а также способ управления финансами путем их инвестирования. Этот подход имеет определенный ряд преимуществ, среди них:

•        финансовая прозрачность операций расходования денег для любых заинтересованных лиц учредителей фонда. Управляющие компании эндаументов представляют регулярную отчетность, проходят каждый год обязательную аудиторскую проверку, поднимающую доверие к фонду как финансируемых организаций, так и благотворителей;

•        предоставление фондам налоговых льгот, обычных для благотворительности. Строгий эндаумент-фонд и комплексный внешний контроль деятельности фондов предотвращает большую часть злоупотреблений, которые обычно возникают при попытках нелегального получения налоговых льгот;

•        независимость от начисления отдельных взносов. Относительное постоянство основной суммы эндаумент-фондов допускает сглаживать колебания финансовых потоков в перерывах между крупными пополнениями, обеспечивая постоянное финансирование уставной деятельности эндаумента.

Основной причиной появления фондов можно считать желание жертвователей обеспечить постоянное финансирование целевой деятельности при разовых взносах. Большое распространение эндаументы получили изначально в тех странах, где господдержка науки, образования и культуры исторически отсутствует. Культурные традиции поощряют частную благотворительность. В Соединенных Штатах эндаумент-фонды возникли впервые для поддержки высшего образования. Сегодня в таких фондах собрана весомая сумма средств, например, в фонде Гарвардского университета (один из первых и самый солидный) вложено больше 24 миллиардов долларов, в фонде Йельского университета около 13 миллиардов, Эндаументы Стэнфордского и Принстонского университетов располагают более чем 10 миллиардов долларов каждый.

Появление в России эндаументов — факт своевременный и закономерный. За прошедшие годы фонды возникли у различных некоммерческих организаций: высших учебных заведений, музеев, школ, больниц, а за последний год были зарегистрированы и несколько эндаумент-фондов для поддержки социально значимых тем в регионах. Учредители эндаумент-фондов – сегодня это жертвователи в целевой капитал – политики, выпускники вузов, люди различных профессий, крупные бизнесмены, зарубежные фонды, коммерческие организации, чиновники и учителя. Размеры пожертвований колеблются от 100 рублей до 10 миллионов долларов. Для жертвователя эндаумент-фонды являются гарантией прозрачной траты благотворительных средств и того, что они не будут израсходованы за один год, а будут работать в течение длительного периода. Жертвователь, который дает деньги даром и насовсем, должен быть уверен в том, что существует институциональная основа для того, чтобы деньги работали вечно [4, с. 158].

Эндаумент-фонд обеспечивает:

•        создание долговременного источника финансирования определенной некоммерческой деятельности;

•        финансовую стабильность путем получения гарантированного дохода;

•        частичную независимость от разовых пожертвований и других добровольных поступлений[5, с. 98].

В России эндаумент-фонд называют целевым капиталом[6, с. 312].

В России процесс формирования фондов идет довольно медленно[7, с. 9]. Это связано, прежде всего, с тем, что:

- некачественно проработаны вопросы, которые связаны с обеспечением сохранности средств эндаумент-фонда;

- устанавливаются ограничения на определенные типы активов, составляющие эндаумент;

- подверженность финансовым рискам;

- высокий уровень инфляции [8, c. 188].

Следовательно, главная задача эндаумента состоит в том, чтобы направить силы на становление фандрайзинговой деятельности с одновременным повышением уровня открытости и прозрачности в деятельности. Активное взаимодействие с жертвователями, предоставление результатов деятельности фонда, преодоление барьеров в текущей работе, а также использование новых возможностей, в том числе в технологиях – основные составляющие успешного функционирования эндаумент-фонда [9].

Также основной проблемой развития модели эндаумент-фонда остается несовершенное законодательство, которое регулиру.ет деятельность по управлению и формированию целевого капитала. Возможность участвовать в создании и управлении целевого капитала благотворительных фондов (на определенный момент благотворительные фонды не могут формировать, пополнять эндаументы других организаций и получать доход от управления ими). Изменение подзаконных актов, которые регулируют деятельность управляющих компаний по доверительному управлению средствами целевого капитала, право самих фондов пополнять свои целевые капиталы, а также льгот для юридических лиц – жертвователей могут значительно изменить ситуацию в нашей стране и будут способствовать более активному развитию сектора социально ориентированной некоммерческой организации.

Следовательно, можно утверждать, что эндаументы имеют очень чёткий целевой характер. Они изобретены для системного финансирования работы организаций. Таким образом, основной целью формирования эндаумента является создание и использование дохода от эндаумента как долговременного и устойчивого источника развития организаций.

Престижные места в национальных и международных рейтингах, бесспорно, являются конкурентными преимуществами высших учебных заведений. При составлении многих современных рейтингов вузов на основании объема целевого капитала и количества жертвователей рассчитывается индекс эндаумент-фонда. Поэтому включение объемов эндаумент-фондов в качестве ключевого показателя, учитывающегося при определении рейтинга,  побуждают руководство вузов создавать и развивать эндаумент-фонд.


Библиографический список
  1. Резник, С. Д., Юдина, Т. А., Камбург, В. Г. Рейтинг высшего учебного заведения как метод оценки его репутации // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 488–493.
  2. Рейтинговое агентство RAEХ («Эксперт РА») [Электронный ресурс], режим доступа – http://raexpert.ru/rankings/vuz/vuz_2015/
  3. Харламова Е.Е. Современные подходы к оценке эффективности деятельности образовательной организации высшего профессионального образования // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 8-1. С. 90-91.
  4. Подольская А.П., Харламова Е.Е.  Эндаумент-фонд в России: понятие, сущность // Экономическая безопасность России и стратегии развития ее регионов в современных условиях. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, Волгоградский государственный технический университет, Российский фонд фундаментальных исследований. 2015. С. 155-158.
  5. Старикова Л.Д. Эндаумент как форма финансирования образования // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 2. С. 98-102
  6. Насибова Э.Н.К. Проблемы привлечения пожертвований в фонды целевых капиталов российских вузов // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 12. С. 311-314.
  7. Кузьмина Н.Б. Эндаументы как долгосрочный инструмент развития вуза // Теория и практика функционирования фондов целевого капитала в высшем образовании России : сб. практ. рек. для уч. межд. науч.-пр. конф., Москва, 27-29 апр., 2010.- С. 7-16.
  8. Сазонов С.П., Сидорова Е.Е., Коваженков М.А., Коротеев М.В. Теория и методология математического моделирования деятельности образовательного учреждения и оценка его эффективности // Волгоград, 2013.
  9. Харламова Е.Е, Роль мониторинга показателей эффективности в построении регионального рейтинга образовательных организаций.//
    Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014. № 31. С. 186-190.


Все статьи автора «Арефкина Юлия Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: