ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА

Мальцева Ольга Ивановна
Кубанский государственный университет
магистр теории и методики обучения изобразительному искусству, преподаватель

Аннотация
Данная статья посвящена оптимизации процесса обучения художника-педагога. Анализируя части системы можно проследить путь развития родственных направлений, стилей в декоративно-прикладном искусстве. Найти общие элементы, связывающие их и логически возникающие один из другого. С помощью анализа определённого направления декоративно-прикладного искусства и синтеза его частей, можно повлиять на систему художественно-педагогического образования в целом.

Ключевые слова: взаимообратная связь, производство, процесс обучения, техника, традиции, художник, школа


THE OPTIMIZATION OF THE PROCESS OF STUDYING THE GRAPHIC ARTS IN THE TRAINING OF ARTISTS-TEACHERS

Maltseva Olga Ivanovna
Kuban State University
master of the theory and methods of teaching graphic arts, teacher

Abstract
This article focuses on the optimization of the process of training the artist-teacher. Analyzing the parts of the system can trace the development of related trends and styles in the arts and crafts. Find common elements, connecting them logically one from another. By analyzing certain areas of arts and crafts, and the synthesis of its parts, the system of artistic and pedagogical education can affect as a whole.

Keywords: artist, manufacturing, school, technology, the learning process, the reciprocal relationship, tradition


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Мальцева О.И. Оптимизация процесса обучения декоративно-прикладному искусству в профессиональной подготовке художника-педагога // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/03/14399 (дата обращения: 21.02.2024).

Современное декоративно-прикладное искусство представляет собой сложное явление, как социальное, так и культурное. Оно проявляется в форме творческой и профессиональной реализации отдельных мастеров, художественных артелей и предприятий художественной росписи, имеющих свою историю, традиции и школы. Многие из них, такие как Палех, хохломская роспись, завоевали всемирную известность и признание как великого достижения традиционной народной культуры России.

В современном декоративно-прикладном искусстве наблюдается две формы производства: промышленная и ремесленная. В развитии каждой из этих форм существуют свои характерные особенности. Промышленная форма связана с деятельностью профессионального художника, работающего на промышленном предприятии и создающего прототип изделия для массового производства. Это индивидуальный творческий процесс создания образца, с которого затем будут сняты тысячи копий художниками копиистами.  Таким образом,  построена  деятельность художественных промыслов – Хохломы, Городеца, Мезени, Полхов-Майдана и т.д.  К ним можно отнести и центры лаковой миниатюрной живописи – Палех, Холуй, Мстёру, где индивидуальная творческая деятельность художника тесно связана с коллективным творческим процессом [6, 123-278 с.]. Ремесленная форма декоративно-прикладного искусства это творческая деятельность отдельных мастеров и небольших артелей, не всегда связанных с определённым промыслом, традициями и школой.  Ещё одно направление в развитии декоративно-прикладного искусства относится к ремесленной форме – это творчество любителей, людей без специального образования не имеющих прямого отношения к художественному труду [8, 57-63 с.].

Внутри  всего сложного общественного организма художественные промыслы     живут       своей     особой    жизнью.   Основная   цель   их         деятельности  – сохранять и развивать дальше художественные традиции определенных районов и областей, создавать произведения, соответствующие высоким требованиям, предъявляемым к искусству, давать возможность проявлять неистощимый запас творчества там, где есть в этом потребность [7, 7-28 с.].

Как правило, процесс обучения внутри художественного промысла, непосредственно связан с производством, что способствует сохранению традиций. Цепочка школа – производство – традиции, обеспечивает наглядность и преемственность, высокий уровень обучения художественным росписям, профессионализм и творческую мобильность художникам. А обучение вне центров традиционных художественных промыслов, носит больше ознакомительный характер приобщения к культуре народа. Это не значит, что обучение вне промысла не может быть профессиональным. Всё зависит от педагога и его уровня владения мастерством художественных росписей. Имитация под  какую-либо роспись вредит процессу обучения, она может иметь место хобби, но должна быть исключена в профессиональной подготовке художника – педагога.

Изучение художественных промыслов отнесено к компетенции художественно-графических факультетов вузов выпускающих художников – педагогов, но ориентиры, заложенные в учебном процессе по освоению декоративно-прикладного искусства, утрачиваются или, по крайней мере, размываются в возможностях их произвольной трактовки.

В области народных промыслов, ремесленная база которых сохранялась благодаря верности традициям, эта ситуация ставит под вопрос саму возможность воспроизводства народной культуры.   Контекстный анализ экспонатов современных выставок декоративно-прикладного искусства свидетельствует, что традиционная техника и технология художественных росписей все чаще подменяется её имитацией, формальным знакомством с историей, особенностями композиции и стилизации, являющимися отличительными особенностями той или иной школы декоративно-прикладного искусства (Хохлома, Городец и т.д.).

Городецкая роспись и Хохлома, Пермогорская роспись и Мезень – каждая из росписей имеет свои стилистические, композиционные особенности и собственную цветовую гамму, узнаваемый колорит. Их объединяют общие корни, которые многим уходят в иконопись. В Городецкой росписи пропись белилами – это имитация прописи золотом в иконописи. А золотая Хохлома – это использование имитации золочения иконы. Традиционный Городец писали яичной темперой, как и иконы. И Хохлому создали иконописцы, как новый стиль в декоративно-прикладном искусстве. Хохлома, Городец, Пермогорская роспись и даже, казалось бы, языческая Мезень, имеют общие корни. Эти корни относятся к иконописи и книжной миниатюре. Гонимые за старую веру раскольники – старообрядцы бежали, селились в заволжских лесах и не только, среди них были и иконописцы. Они применили своё мастерство и в художественных росписях [2, с. 62-94].

Следующий пример: лаковая миниатюрная живопись – высокохудожественное, ювелирное  искусство созданное иконописцами, но технология изготовления папь-маше взята из немецкой технологии изготовления козырьков мужских головных уборов, а технология живописи по лаку и дальнейшая её обработка из китайской миниатюры. А вот основы стилизации, композиционные особенности и техника живописи перенесены из иконописи.

Любая школа декоративно-прикладного искусства имеет в своей основе: стилизацию и декоративную композицию. Меняются стилистические и композиционные особенности, техника и технология росписей, но стилизация и декоративная композиция должны быть базой в обучении художественным росписям. Общие знания необходимо дать в начале обучения, а конкретные особенности того или иного направления в процессе изучения каждого из них. Стилизации поддаётся всё, весь окружающий нас мир, как  пример можно привести  язык стилизации лаковой миниатюры. Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изобразительных объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приёмов изменения формы объёмных и цветовых отношений. В декоративной композиции важную роль играет то, насколько творчески художник может переработать окружающую действительность, и внести в неё свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки [5, с. 3-5, 87-88].

Академические рисунок и живопись, как правило, сопровождают процесс обучения художественной росписи, роспись по дереву и лаковая миниатюрная живопись требуют разного уровня знаний академической школы изобразительного искусства, а значит логично сначала обучать росписи по дереву, а затем лаковой миниатюре.

Обучение целесообразно начинать с вводных лекций об истории промысла, теоретического освещения технологии, особенностей стилизации, декоративной композиции и техники росписи.

Каждая роспись имеет характерную последовательность выполнения элементов, что должно быть отражено теоретически и наглядно показано в методических пособиях.

Подготовка бакалавра требует изучения традиционных промыслов  в рамках профессиональной техники и технологии изучаемой школы. В целях экономии времени, учебный процесс целесообразно построить  от более простого к более сложному, а  линия предметов, подобранных для изучения, иметь родственную технологическую связь. Например: Мезень – Пермогорска роспись – Городец – Хохлома, затем лаковая миниатюрная живопись и, логически эту цепочку может завершать иконопись. Таким образом, изучив Мезень и Пермогорскую роспись, студент знает, как обработать бельё, он научится творить краски и, у него уже частично поставлена рука. Изучение Городца и Хохломы даст дополнительные навыки,  секреты обработки белья и имитации золота, а также владение техникой росписи. Изучив стилизацию, композиционные особенности, технику и технологию росписей, можно уже подумать и о нетрадиционном её применении, о творческом поиске. Далее, приступая к изучению лаковой миниатюрной живописи, студенты уже умеют творить краски, чувствовать их. Этому они научились, изучая Мезень, Городец и Пермогорскую роспись. Изучив язык лаковой миниатюрной живописи по образцам Н.М. Зиновьева, технологию золочения и технику прописи золотом, студенты готовы к изучению иконописи [3, с.105-293]. К этому времени они уже имеют некий опыт работы яичной темперой, золотом, далее можно больше внимания уделить изучению иконографии, так как какие-то навыки техники и технологии уже имеются. Таким образом «при помощи красок и линий мы постигаем неведомый и таинственный мир горних духовных высот» [1, с. 176].

В итоге, логически связанные между собой виды декоративно-прикладного искусства дают возможность в сокращенные сроки приобрести максимум знаний и мастерства, а также иметь основу для поиска новых творческих решений. Применять полученные знания в других направлениях изобразительного искусства, например в художественной росписи ткани (батик), компьютерной графике, разработке фирменного стиля, книжной графике, дизайне, декоративной живописи,  и т.д.

Структуру декоративно-прикладного искусства, как учебной дисциплины в системе художественно-педагогического образования целесообразно строить на взаимообратной связи. Поведение системы художественно-педагогического образования зависит от того, как связаны между собой её части. Предмет «основы декоративно-прикладного искусства» часть системы художественно-педагогического образования, а художественная роспись – часть предмета «основы декоративно-прикладного искусства».

Анализируя части системы можно проследить путь развития родственных направлений, стилей в декоративно-прикладном искусстве. Найти общие элементы, связывающие их и логически возникающие один из другого. С помощью анализа определённого направления декоративно-прикладного искусства и синтеза его частей, можно повлиять на систему художественно-педагогического образования в целом.

На примере анализа взаимообратной связи в обучении художественным росписям, учитывая циклы в их развитии, можно скоординировать не одно направление в системе художественного образования, анализируя  каким образом, возникли те или иные виды искусства, логически правильно строить процесс обучения, синтезируя части в единое целое, определяя свойства этого целого. Проанализировав такие родственные стили в искусстве как иконопись, Хохлома, Пермогорская роспись, Мезень, Городец  и лаковая миниатюрная живопись мы можем оптимизировать процесс обучения таким образам, что  при минимальных затратах учебного времени получим максимальный результат. Этому способствует взаимообратная связь. Она помогает построить процесс обучения от простого к  сложному  с учетом синтеза частей в единое целое [4, с. 39-41].


Библиографический список
  1. С. Алексеев. Энциклопедия православной иконы, – Спб.: Сатись Держава, 2005. 268 с.
  2. Н.М. Величко. Русская роспись. Техника. Приёмы. Изделия: Энциклопедия, – М.: АСТ – Пресс Книга, 2011. 224 с.
  3. Зиновьев Н. М. Искусство Палеха. – Ленинград.: Художник РСФСР, 1975. 412 с.
  4. Искусство системного мышления. Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем / Джозеф О Коннор, Иан Магдермотт; Пер. с англ. – 7-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2013.254 с.
  5. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М.: Владос, 2008.144 с.
  6. Некрасова М. Русская лаковая миниатюра. – М.: Согласие, 1994. 196 с.
  7. Соколов М.В., Соколова М.С. Декоративно-прикладное искусство. – М.: ВЛАДОС, 2013. 399с.
  8. Соколова М. С. Декоративно-прикладное искусство в системе культура – искусство – производство // Вестник ОГУ №76 / октябрь 2007. 57-63 с.


Все статьи автора «Мальцева Ольга Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: