УДК 316

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ НОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ

Воробьева Анна Андреевна
Алтайский Государственный Университет

Аннотация
В работе актуализирована проблема доступа некоммерческих организаций к возможностям, предоставляемых в рамках нового законодательства. Представлены результаты исследования вовлеченности НКО в систему социального обслуживания современной России, посредством анализа реестров поставщиков социальных услуг различных регионов страны.

Ключевые слова: некоммерческие организации, социальная работа


ACTIVITY OF SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN THE CONDITIONS OF THE NEW LEGISLATION: OPPORTUNITIES AND PROBLEMS

Vorobyova Anna Andreyevna
Altai State University

Abstract
In work the problem of access of the non-profit organizations to opportunities provided within the new legislation is staticized. Results of research of an involvement of NPO into system of social service of modern Russia, by means of the analysis of registers of suppliers of social services of various regions of the country are presented.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Воробьева А.А. Деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций в условиях нового законодательства: возможности и проблемы // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/03/14366 (дата обращения: 29.09.2017).

В современном мире развитие третьего (некоммерческого) сектора экономики является важнейшей составляющей гражданского общества и приоритетной задачей государства. Некоммерческие организации создаются и функционируют в различных сферах, являясь важнейшим звеном в системе предоставления услуг населению. Это касается и услуг социальной сферы. Именно поэтому некоммерческая организация сегодня активно включается в систему социального обслуживания населения, позиционируется как важный субъект реализации социальной политики и социальной работы, рассматривается как один из поставщиков социальных услуг. Это подтверждает принятие нового федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» N 442-ФЗ, вступившего в силу  1 января 2015 года, в котором некоммерческая организация включается в систему социального обслуживания наряду с государственными и иными организациями. [4]

Однако законодательное включение некоммерческой организации в эту систему ознаменовано рядом трудностей, прежде всего, для руководителей организаций. Они связаны получением некоммерческой организацией доступа к новым возможностям, предоставляемым  законодательством.

Исследование данной проблемы актуально, поскольку ее разрешение сегодня является государственной задачей. Это подтверждает речь президента РФ В.В. Путина из ежегодного Послания Федеральному собранию (4 декабря 2014г.). Президент подчеркивает, что гражданина не должно заботить, где он получает социальную услугу – в государственной, муниципальной, частной организации. Его право – обратиться к тем, кто будет работать профессионально, с душой, с полной отдачей. Также, по словам президента, в социальной сфере необходимо исключить дискриминацию негосударственного сектора и убрать для него все барьеры. [2]

Исследование данной темы актуально и для социальной работы, так как некоммерческая организация является одним из важных ее субъектов.

Ключевое понятие работы обозначено в федеральном законе “О некоммерческих организациях” от 12.01.1996 N 7-ФЗ. Согласно закону, некоммерческой организацией (НКО) является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. [3]

Некоммерческие организации могут быть классифицированы по различным основаниям:

  1. по критерию наличия или отсутствия института членства – корпорации и учреждения;
  2.  по статусу лиц их учредивших – публичные и частные некоммерческие организации;
  3. по имущественным правам участников (учредителей) в отношении организации –  
  • организации, на имущество которых их учредители сохраняют право собственности или иное вещное право,
  • организации, в отношении имущества которых их участники имеют обязательственные права,
  • организации, в отношении которых у их участников имущественных прав не возникает. [1]

Непосредственно для данной работы интерес представляют, выделяемые законом, социально ориентированные некоммерческие организации. Согласно ФЗ “О некоммерческих организациях”, социально ориентированными признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные указанным законом. [3]

Обозначенные в законе виды деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, составляют важнейшие задачи социальной политики и социальной работы, что приравнивает эти организации к полноправному субъекту оказания помощи в данных сферах.

Согласно федеральному закону “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации” N 442-ФЗ, в каждом субъекте Российской Федерации должен быть сформирован реестр поставщиков социальных услуг. В него могут быть включены как государственные, так и негосударственные организации (коммерческие и некоммерческие), а также индивидуальные предприниматели, занимающиеся предоставлением социальных услуг населению. [4] Включение в реестр не носит обязательный характер, однако предоставляет ряд преимуществ организации, включенной в реестр. Для социально ориентированных некоммерческих организаций включение в реестр открывает возможность для получения бюджетного финансирования и установлению перманентной системы в своей деятельности и предоставляемых услугах. Однако активное включение в реестры поставщиков социальных услуг, вероятно, начали именно государственные учреждения, а некоммерческие организации, в большинстве своем, продолжают работать по привычной для них схеме, в условиях грантовой поддержки.

Таким образом, актуальным в этих условиях является исследование тенденции включения социально ориентированных НКО в реестры поставщиков социальных услуг разных регионов страны.

Объектом исследования явились реестры поставщиков социальных услуг различных регионов страны.

Предмет исследования – некоммерческие организации, включенные в реестры поставщиков социальных услуг.

Цель – исследовать реестры поставщиков социальных услуг различных субъектов Российской Федерации, на соотношение включенных в него государственных и негосударственных организаций, в частности НКО.

Гипотеза:

Вероятно, доля некоммерческих организаций, включенных в реестры поставщиков социальных услуг, низка и значительно уступает в соотношении с государственными организациями.

Для исследования были отобраны 25 реестров поставщиков социальных услуг различных регионов России, среди которых:

1)                Алтайский край;

2)                Амурская область;

3)                Забайкальский край;

4)                Иркутская область;

5)                Калининградская область;

6)                Камчатский край;

7)                Кемеровская область;

8)                Красноярский край;

9)                Ленинградская область;

10)           Московская область;

11)           Мурманская область;

12)           Новосибирская область;

13)           Оренбургская область;

14)           Пензенская область;

15)           Приморский край;

16)           Республика Саха (Якутия);

17)           Республика Татарстан;

18)           Саратовская область;

19)           Сахалинская область;

20)           Тамбовская область;

21)           Томская область;

22)           Тюменская область;

23)           Удмуртская республика;

24)           Ханты-Мансийский автономный округ;

25)           Чувашская республика.

Реестры, расположенные на официальных сайтах организаций социального обслуживания названных субъектов были исследованы на наличие в их составе социально ориентированных НКО.

В результате исследования, можно сделать вывод о том, что в реестрах поставщиков социальных услуг различных субъектов Российской Федерации, на момент исследования (май 2015 года), доминирует число государственных учреждений. Наиболее часто встречаемые организационно-правовые формы учреждений – автономные, бюджетные и казенные. Помимо этого, распространенным типом учреждения в реестрах поставщиков социальных услуг является муниципальное учреждение (также автономное, бюджетное и казенное). Среди негосударственных учреждений, присутствующих в реестрах, также можно выделить коммерческие организации (общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество) и некоммерческие организации (фонды, общественные организации, частные учреждения и т.д.). Кроме того, прослеживается тенденция включения в реестры поставщиков социальных услуг индивидуальных предпринимателей.

Что касается непосредственно количества НКО, включенных в реестры, то из 25 проанализированных реестров в 16 некоммерческие организации на момент исследования представлены не были (Алтайский край, Амурская область, Забайкальский край, Иркутская область, Камчатский край, Кемеровская область, Красноярский край, Московская область, Мурманская область, Приморский край, республика Саха, республика Татарстан, Саратовская область, Томская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Чувашская республика).

Наибольшее количество НКО представлено в реестре поставщиков социальных услуг Ленинградской области (13). Затем следует Оренбургская область (3), Пензенская и Тамбовская области (2) и по 1 некоммерческой организации в реестре Калининградской, Новосибирской, Сахалинской, Тюменской областях и Удмуртской республики.

Примечательным явилось то, что в некоторых регионах реестры поставщиков социальных услуг не сформированы до настоящего времени. Интерес вызывает активное включение в реестры индивидуальных предпринимателей: Ханты-Мансийский автономный округ (2), Ленинградская область (1), Мурманская область (1), Удмуртская республика (1).

Таким образом, анализ реестров поставщиков социальных услуг различных регионов страны подтвердил невысокую вовлеченность некоммерческих организаций в систему социального обслуживания населения в рамках нового законодательства, что подтвердило выдвинутую гипотезу.

В результате исследования возникли новые исследовательские вопросы, связанные с причинами отсутствия НКО в реестрах поставщиков социальных услуг. В ходе дальнейшей научной работы по данной проблеме планируется детальное изучение этих причин.


Библиографический список
  1. Вербицкая, Ю.О. Классификация некоммерческих организаций (к вопросу о совершенствовании гражданского законодательства) / Ю.О. Вербицкая // Российское право: образование, практика, наука. – 2009. – № 9 (62). – С. 47–56.
  2. НКО предложили меры по исключению дискриминации некоммерческого сектора на рынке социальных услуг // Информационный портал НКО Алтайского края: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nko22.ru/news/nko-predlozhili-mery-po-isklyucheniyu-diskriminatsii-nekommercheskogo-sektora-na-rynke-sotsialnykh-u/ (дата обращения: 16.04.2015).
  3. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ // Консультант Плюс [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/nekomerz/71_1.html#p49 (дата обращения: 2.04.2015).
  4. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ // Консультант Плюс [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=law;n=166044 (дата обращения: 16.02.2015).


Все статьи автора «Воробьева Анна Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: