УДК 33

МЕНЕДЖМЕНТ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПО МОДЕЛИ ФРАНЧАЙЗИНГА

Ледов Денис Григорьевич
Санкт-Петербургский Государственный Университет
студент 3 курса Восточного факультета

Аннотация
Автор данной статьи описывает организационные, функциональные принципы работы туристского предприятия с использованием франчайзинговой модели. Также он рассматривает причины перехода к системе франшизы, кроме того особенности функций планирования, контроля и координации сети.

Ключевые слова: контроль, координация, менеджмент, мониторинг, планирование, туризм, франчайзинг, франшиза, экономика


MANAGEMENT OF TOURISM ENTERPRISE ON THE FRANCHISE MODEL

Ledov Denis Grigorievich
Saint Petersburg State University
3-rd year student of Faculty of Asian and African Studies

Abstract
The author of the article describes the organizational, functional principles of working of the tourism enterprise that use franchise model. He also considers reasons of the transition to franchise system, in addition, functional peculiarities of planning, monitoring and coordination of the chain.

Keywords: coordination, economics, franchise agreement, franchising, management, planning, tourism


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Ледов Д.Г. Менеджмент туристского предприятия по модели франчайзинга // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/03/14230 (дата обращения: 23.09.2018).

Введение

В задачи франчайзёра после прохождения всех этапов открытия нового офиса франчайзи, входит не только дальнейшая поддержка своего малого партнера на всём пути развития и функционирования, что немало важно, неотъемлемой частью является эффективное функционирование самой сети.

Годы предпринимательского опыта, в котором выработались ценные знания о функционировании, планировании, координации, контроле, является важной составляющей эффективного предпринимательства.

Цель данной работы:

 Изучение особенностей управления во франчайзинге и определение эффективности по отношению к независимому самостоятельному бизнесу.

Для достижения данной цели выделяются следующие задачи:

  • Рассмотреть причины перехода на систему франшизы
  • Рассмотреть функции управления во франчайзинге.
  • Рассмотреть особенности планирования, координации, контроля и мотивации.

Причины перехода предпринимателя к франчайзингу

Покупка франшизы позволяет воспользоваться покупательской лояльностью известного бренда. Совокупность названия и таких составляющих как идентичность, логотип, символ формируют целостный образ, определяющий их принципиальное отличие от предприятий-конкурентов в восприятии потенциальных клиентов. Формирование бренда, как правило, занимает продолжительное количество времени и требует большого количества, как людских, так и материальных средств и ресурсов. В связи с этим предприниматели туристской сферы услуг хотят воспользоваться всеми преимуществами известного бренда.

Элементы риска. Франчайзинг дает возможность снизить риски банкротства нового предприятия в условиях рыночных отношений и очень высоким уровнем конкуренции. Некоторые люди в силу определенных обстоятельств не готовы идти на имущественный или персональный риск, в случае, когда предприниматель или его компания могут понести материальные потери. Снижает отсутствие уверенности у бизнесмена в достижении поставленных им целях Деятельность любого предприятия, в особенности предприятия сферы услуг и туризма, сопряжена с высоким риском по причине того что оно функционирует в среде, которая характеризуется динамизмом и сложностью.

Экономия времени. Как правило, на создание бизнеса с нуля при помощи собственных ресурсов уходит примерно от 3-х лет. В свою очередь открытие туристского предприятия по франчайзинговой схеме занимает в среднем 3 месяца.

Экономия денежных средств. Приобретение франшизы среднего формата, в том числе и франшизы турпредприятия, в России колеблется от 250 до 500 тысяч рублей когда на открытие собственного дела в среднем требуется от 1 млн. рублей.

Всесторонняя поддержка франчайзера. Франчайзер оказывает помощь в оформлении офиса в соответствии с правилами головной компании. Подписав соглашение, предприниматель получает информационную техническую и финансовую поддержку от головной фирмы. Начинающий бизнесмен знает к кому можно обратиться с вопросом и за консультацией.

Организация работы туристского предприятия в системе франчайзинга

1. Основные функции управления франчайзинговой системой

При формировании и становлении концепции франчайзинга возникает необходимость сосредоточить внимание на двух аспектах деятельности предпринимателей в туризме. Первый характерен для франчайзи не имеющих достаточных возможностей самостоятельно и продуктивно осуществлять предпринимательский процесс на данном рынке, в этом случае франчайзер несет значительную финансовую нагрузку. Второй аспект связан с деятельностью франчайзи и контролем за использованием средств, полученных в результате этой деятельности.

Таким образом, существует некий набор активных действий франчайзера, планирующих, организующих, мотивирующих и контролирующих процесс франчайзинга. В период развития диапазон активности данных функций франчайзера, за исключением контрольных, снижается. Однако и в процедуре контроля нового туристского офиса происходят существенные изменения, его режим становится более отслеживающим и менее корректирующим.

Знание принципов и методов управления позволяет повысить эффективность функционирования франчайзинговой системы в туризме. Как известно, франчайзеру подчинено несколько франчайзи, что помимо выгод влечет за собой и определенные издержки и неудобства. Знание принципов управления позволяет минимизировать эти издержки

2. Планирование

Функция планирования является ключевой в механизме взаимодействия франчайзера и франчайзи во франчайзинге, так как она определяет цели функционирования франчайзинговой сети[1]. При планировании сети важно сформулировать стратегию развития и определить инструменты франчайзера для поддержки франчайзи и его контроля.

Следует различать стратегическое и тактическое планирование, первое позволяет в перспективе на долгосрочный период выявить тенденции на рынке туристских услуг и достичь синергизма.

На тактическом этапе планирования туристская организация определяет промежуточные инструменты и способы решения стратегических целей и задача соответственно. Франчайзи непосредственно задействован на данном этапе.

Участие франчайзи в стратегическом планировании возможно, если франчайзи владеет долей в уставном капитале или процентом акции. Если франшизная организация имеет огромную туристическую сеть и крупный оборотный капитал функционирует совет корпорации франчайзи, который тоже участвует в стратегическом планировании.

3. Координация между франчайзером и франчайзи

Сущность функции координации заключается в обеспечении согласованности действий всех звеньев системы управления и совершенствовании режима работы.[2, стр.180]

Как правило, характер координации между франчайзером и франчайзи в настоящее время определяется как горизонтальный. Важно отметить, что координация между двумя партнерами происходит постоянно на основе коммуникационного процесса. Основная цель этого процесса этого объяснить друг другу и потребителю туристских услуг понимание информации. Имеют место быть следующие способы координации между франшизообладателем и франчайзи:

  1. Взаимное согласование. Согласовываются общие рекламные, маркетинговые мероприятия.
  2. Стандартизация рабочих процессов
  3. Стандартизируются и идентифицируются нормы

Стоит отметить, что франчайзи располагают достаточно большой автономией и правами в отношении ведения бизнеса и не имеют аналогичного прямого контроля в отличии от горизонтальной модели координации. Отношения между ними имеют исключительно партнерский характер.

Компаниям, работающим согласно франшизному договору, заинтересованным в построении долгосрочных отношений, стоит учитывать обоюдные предпочтения и грамотно строить коммуникации.

4. Контроль.

Механизм контроля при функционировании франшизного соглашения существенную роль играют правомочия франчайзера, которые он осуществляет согласно закону или соглашению. Контроль представлен в двух аспектах: широкий и узкий.

В широком смысле слова под контролем франчайзера над франчайзи понимается такой характер отношений сторон соглашения, который обеспечивает полное и безусловное следование франчайзи как общей предпринимательской концепции франчайзера, так и его конкретным рыночным приемам и инструментам деятельности.

Контроль франчайзера в собственном, узком смысле слова подразумевает его правомочия проверять, инспектировать, ревизовать или иным образом удостоверяться в соответствии (или несоответствии) деятельности франчайзи в рамках соглашения.

Блок собственно контрольных правомочий франчайзера связан с проверкой текущих операций франчайзи.

В соглашении обычно устанавливаются фиксированные даты (месяц, квартал) по которым франчайзи направляет франчайзеру полный и точный отчет по форме, утвержденной франчайзером и изложенной в руководстве или инструкции по ведению бизнеса, в котором должны содержаться сведения обо всех оказанных туристских услугах за прошедший период. Канал коммуникации, которым должен пользоваться франчайзи, оговаривается в соглашении.

Контроль франчайзера зачастую выходит за рамки собственно франшизных отношений, что еще более усиливает позиции франчайзера. Например, аренда, лизинг, страхование имущества со стороны франчайзи — не франшизные отношения, но они производны от франшизных отношений и прекращаются с завершением последних.

Существуют также инструменты и способы контроля:

  • Централизованное окно заказов и единый телефон
  • Регулирование условий входа и выхода, так называемый «легкий вход» и «тяжелый выход»
  • Централизованные поставки, логистика
  • Эксклюзивное программное обеспечение

Все эти меры и инструменты призваны защитить законные основания франчайзера. Это делается, прежде всего, для предотвращения различного типа угроз. Стоить отметить, что реализация контрольных правомочий франчайзера, остается одной из наиболее конфликтных сфер франшизных отношении.

5. Отбор и мотивация франчайзи

Франчайзинг содействует естественному отбору квалифицированных специалистов на должности руководителей торговых точек, что значительно упрощает предпринимателям и менеджерам сетей поиск высококвалифицированных операторов, а также обеспечивает высокую мотивацию деятельности операторов за счет получаемой прибыли полностью зависящей от их деятельности.

Эффективный отбор. Франчайзинг предоставляет компаниям важное преимущество при отборе персонала: он упрощает процедуру и снижает стоимость отбора высококомпетентных операторов торговых точек.

Люди, не обладающие навыками управления турпредприятием, оказывающим услуги, и соответствующими способностями не смогут получить достаточную прибыль от данной инвестиции и могут даже потерять инвестированный капитал. С другой стороны, тем, кто имеет достаточные организаторские способности, подобные инвестиции, скорее всего, принесут значительную прибыль.

Эффективные стимулы. Компании часто сталкиваются с низкой производительностью труда. Основная причина – одинаковый уровень зарплаты, которую сотрудники получают независимо от прилагаемых усилий.

Заменив менеджера, получающего фиксированную заработную плату, предпринимателем, доход которого зависит от прибыли туристского офиса, вы практически решите проблему, так как в данном случае у последнего вряд ли возникнет желание уклоняться от исполнения своих обязанностей. Поскольку сотрудники, работающие по франчайзинговому соглашению, являются владельцами своих точек, у них есть стимул работать более эффективно.

Результаты одного из исследований Тимоти Бейтса (Университет Уэйна в штате Мичиган) свидетельствуют о том, что средний уровень продаж в ресторанах, работающих по франчайзинговому соглашению, на 82% выше, чем уровень продаж в остальных ресторанах[3, стр.21]. Таким образом, одно из преимуществ франчайзинга заключается в уровне мотивации франчайзи и их заинтересованности работать лучше и увеличивать объем продаж.

Заключение

В данной статье был рассмотрен франчайзинг как способ управления в сфере туристского обслуживания и сервиса. Было определены основные причины покупки франшизного пакета кандидатом. Изучена характеристика, методы планирования, координации, мотивации и контроля.

Подробно рассмотрены автором последовательность функций менеджмента обоих партнеров по турбизнесу.

В статье проанализированы различные функции менеджмента во франчайзинге туристического бизнеса.

Изученная концепция аргументировано позволяет характеризовать ее как перспективную и эффективную систему управления бизнесом на туристическом рынке.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Экономический механизм франчайзинговой формы использования бренда http://www.bibliotekar.ru/biznes-17/6.htm( дата обращения 21.02.2016)
  2. Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном туризме: Учебное пособие/ 3-е изд., стереотип. – Спб. – Питер. -  2007. –
  3. Скотт А. Шейн, От мороженного к Интернету. Франчайзинг как инструмент развития и повышения прибыльности вашей компании, пер. с английского О.В. Теплых под научной редакции Е.Е. Козлова, Днепропетровск, «Баланс Бизнес Букс», 2006г.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ледов Денис Григорьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация