УДК 101.1

ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Демидова Марина Владимировна
Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина — филиал РАНХ и ГС при Президенте РФ

Аннотация
С целью прояснения вопроса о том, является ли философия типом мировоззрения, проанализированы его основные исторические типы: миф, религия, наука и искусство. Впервые сформулировано авторское определение религии как типа мировоззрения, нацеленного на поддержание психического (духовного) и физического здоровья человека и общества. На основе компаративного подхода выявлена специфика философии как синтеза исторических типов мировоззрения. Сделан вывод о том, что философия – это не тип мировоззрения; она есть наука жить, включающая в себя и мировоззрение, и жизненный опыт в целом.

Ключевые слова: искусство, исторический тип мировоззрения, критерии научного знания, мировоззрение, миф, мифологическое мышление, наука, религия, философия


PHILOSOPHY AND HISTORICAL TYPES OF THE WORLDVIEW

Demidova Marina Vladimirovna
Stolypin Volga Region Institute of Administration of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Abstract
In the article the basic historical types such as myth, religion, art and science have been analyzed in order to clarify the issue of whether philosophy is a type of the worldview. For the first time the definition of the religion has been formulated by the author as a type of worldview aimed to maintain mental (spiritual) and physical health of the individual and society. Based on the comparative approach the author reveals particular characteristics of philosophy as a synthesis of historical types of the worldview. It was concluded that philosophy is not the type of the worldview; it is the science of life, that includes the worldview and the life experience altogether.

Keywords: art, criteria of scientific knowledge., historical type of the worldview, myth, mythological thinking, philosophy, religion, science, the historical type of the worldview, worldview


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Демидова М.В. Философия и исторические типы мировоззрения // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/13970 (дата обращения: 28.09.2017).

Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость; любовь к мудрости) – это самая первая рациональная система знаний о мире и человеке, возникшая более двух тысяч лет тому назад в Древней Греции. Из философии впоследствии выделились все остальные современные науки, что объясняется всеобъемлющей широтой вопросов, исследуемых философами. Сегодня существует множество определений понятия «философия». Например, философия – это «особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её основных проявлениях» [4, с.1083].

Назвать точное количество философов и философских систем на сегодняшний день не представляется возможным, так как оно очень велико. Поэтому для удобства изучения философских знаний их группируют в соответствии со спецификой исследуемых вопросов. В связи с чем в структуре философского знания выделяют следующие основные учения:

  1. онтология – это учение о бытии (рассматриваются вопросы о понимании бытия мира, вещей; например, что представляет собой мир, что такое движение, развитие?);
  2. гносеология – это учение о познании (исследуются вопросы осуществления процесса познания, поиска критериев истины и др.);
  3. аксиология – это учение о ценностях (рассматриваются вопросы о том, что такое ценность, какими ценностями мы дорожим и почему?);
  4. праксиология – учение о предметно-преобразовательной деятельности человека (в центре внимания находятся вопросы о смысле и цели человеческой деятельности, о смысле жизни);
  5. этика – учение о морали и нравственности (этика является составной частью аксиологии);
  6. эстетика – учение о художественном творчестве, о прекрасном;
  7. логика – учение о правилах мышления (логика является составной частью гносеологии);
  8. философская антропология – учение о человеке;
  9. социальная философия – учение об обществе, закономерностях его развития;
  10. культурология – учение о культуре;
  11. религиоведение – учение о религиях;
  12. история философии – рассматривает развитие философских проблем в историческом контексте, то есть как преемственность и развитие идей.

Вполне возможно, каждый из нас задавался некоторыми из вопросов, представленными в рамках того или иного философского учения. В результате поиска ответов на них у человека формируется мировоззрение. Поэтому возникает вопрос: философия – это мировоззрение или нет? Для ответа на этот вопрос нужно понять, что такое мировоззрение.

Мировоззрение – это «система взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации» [2, с. 320]. Стержнем мировоззрения является вопрос о соотношении человека и мира. Понимание такого соотношения ориентирует человека в понимании себя (например, кто я и что я могу) и стратегий своего существования в мире. Мировоззрение присуще как отдельному человеку, так и социальной группе. Оно может изменяться с возрастом человека и приобретаемым им жизненным опытом: ребёнок представляет себе мир иначе, чем взрослый человек.

Вместе с эволюцией общества эволюционирует и мировоззрение. В связи с чем можно выделить следующие исторические типы мировоззрения: миф, религия, наука, искусство.

Миф. Миф – это исторически первый тип мировоззрения, возникший на заре формирования общественных отношений – первобытнообщинных. Изначально слово «миф» в буквальном переводе с древнегреческого означает «рассказ», «сказание». Для мифа характерны одушевление окружающего мира, представленного в образной форме, преимущественно антропоморфической. Поэтому для объяснения природных и социальных явлений человек мифологической эпохи «рисовал картинки», главными героями которых выступали боги и люди, а не выстраивал рациональные, то есть логические конструкции.

В древних мифах в качестве главных героев часто представлены боги. За каждым мифическим богом закреплены природная или социальная функции: Деметра – богиня плодородия, Гефест – бог огня, Посейдон – бог водной стихии. Для того, чтобы объяснить причину шторма на море, человек прибегал к образам богов, ответственных за действия природных стихий: шторм происходит потому, что ссорятся бог ветра и бог моря. В отличие от мифологического объяснения современная наука исключает действия богов и основывается на рациональных, логических нормах мышления: штормит потому, что дует сильный ветер. Мифологическое мышление – это образное, нефактическое и нелогическое описание окружающей действительности.

Практической частью мифологии является магия как обрядное, ритуальное воплощение теоретических знаний. Чаще всего совершение обрядов предполагало донесение до сверхъестественных сил каких-либо просьб: дождя во время засухи, исцеления от болезней и прочих.  Именно неэффективность магических действий привела человека мифологической эпохи к сомнению в своих представлениях об окружающем мире. Поэтому дальнейшая эволюция мировоззрения продолжилась в двух направлениях – 1) религиозном (преимущественно монотеистическом), где сохранилась, но изменилась обрядовая практика и 2) научном, исключающем божественное начало и объясняющем мир, исходя из закономерностей природы.

Религия. Современные трактовки понятия «религия», представленные в большинстве отечественных философских словарей и в специальных исследованиях, строятся, исходя из трёх смысловых центров: 1) религия – это вера, 2) религия – это вера в Бога, 3) религия – это вера в сверхъестественную силу [1].

К сожалению, все эти определения не конкретны, а поэтому могут включать в себя то, что к религии не имеет никакого отношения. Например, верить можно во что угодно (в то, что наступит экономическая стабильность и наступит мир во всём мире), но вряд ли к этому обязательно причастна религия. Поэтому первое определение слишком неконкретно.

Во втором определении указан конкретный источник веры – Бог. Но что есть Бог? Каждая из существующих религий настаивает на абсолютности своего Бога и понимает его природу по-своему. Более того есть религии, например, мировая религия буддизм, где отсутствует понятие Бог и вера в него. Поэтому второе определение также не отражает сути понятия «религия».

Третье определение апеллирует к сфере иррационального (мистического), что делает его сложным для рационального понимания. В качестве Бога здесь предстаёт сверхъестественная сила, что уводит от религиозного контекста толкования необычных явлений: ясновидение и прочее. Не все сверхъестественные явления относятся к сфере религии. Поэтому данное определение также не отражает в полной мере суть понятия «религия».

Что же понимать под понятием «религия»? Если обратиться к истории мировых религий (их три: христианство, ислам и буддизм), а также не мировых древних религий (конфуцианство, иудаизм и др.), и попытаться выявить в них общие характеристики, то заметим, что в качестве обязательного элемента данных религиозных учений выступают нормы поведения человека: не убий, не укради (христианство); поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (конфуцианство) и другие. Эти нормы являются своеобразными регуляторами социальной жизни: помогают поддерживать общество в оптимальном состоянии, обеспечивают социальное взаимодействие и развитие. Они имеют некие формальные отличия из-за разного культурного контекста религии, но суть религиозных норм одна – поддержание духовного (психического) здоровья человека и общества. Во многих религиях к числу социальных норм примыкают также и нормы питания человека: календари постов и правил приготовления пищи. Это свидетельствует о стремлении традиционных религиозных учений к поддержанию также и физического здоровья человека.

Поэтому религия – это мировоззрение, нацеленное на поддержание духовного (психического) и физического здоровья человека и общества.

Наука. Наука – «особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, обоснованных и системно организованных знаний о мире» [3, с. 661]. Цель науки – выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности.

Для определения научности знания применяются следующие критерии:

1)      Систематизированность научного знания. Система – совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимообусловленных элементов. Для научной систематизации свойственно стремление к полноте, непротиворечивости, чётким основаниям систематизации. Поэтому знание научно, если оно системно.

2)      Стремление к обоснованности и доказательности знания. Есть несколько способов обоснования научного знания: а) теоретический (проверяется логическая непротиворечивость знания, его соответствие эмпирическим, т.е. опытным данным) и б) эмпирический (применяются опытные проверки).

Наука как тип мировоззрения стремится к максимально достоверному, истинному отображению существующей реальности, требуя доказательств того или иного знания. Это отличает её от религиозного знания, принимаемого на веру без его доказывания. Главное требование научного знания – его объективность, т.е. исключение из знания об объекте исследования субъективного знания, то есть тех характеристик, которыми сам объект не обладает и их ему приписывает сам исследователь.

Субъективное знание основано на чувствах, впечатлениях, домыслах и прочих нерациональных способах познания мира. Оно лежит в основе следующего исторического типа мировоззрения – искусства.

Искусство. Искусство – это тип мировоззрения, который существует на протяжение практически всей жизни человечества и совершенствуется вместе с его развитием.

Искусство – это субъективное описание мира. Оно осуществляется в художественных формах – поэзия, живопись, архитектура, танец, музыкальное и театральное творчество, кино и другие. Главное для художника – не что описывается, а как оно описывается. Поэтому мы можем встретить разное исполнение одних и тех же песен, разные постановки одних и тех же пьес, разные картины с одним и тем же сюжетом. Художник всегда показывает своё видение, своё понимание происходящего. Здесь объективное знание второстепенно. Более того, оно может быть даже искажено художником (например, приукрашено) ради донесения личных впечатлений о нём. Но это не означает, что такое знание не имеет ценности. Познание с помощью органов чувств также даёт нам знания, но иного характера – психического. Поэтому искусство – это тип мировоззрения, основывающийся преимущественно на донесении до зрителя психической окраски событий, явлений и процессов.

Таким образом миф, религия, наука, искусство как исторические типы мировоззрения нацелены на описание мира и места человека в нём, но каждому типу мировоззрения присущ свой способ понимания и описания мира.

Философия и мировоззрение. Понятие «философия» шире понятия «мировоззрение», так как представляет собой систему знаний, включающих в себя все исторические типы мировоззрения, а также в целом жизненный опыт человека и человечества.

Философское знание – это опережающее знание. Поэтому не всегда и не всем современникам оно может быть понятно. Философу свойственен поиск новых универсальных истин. Поэтому тематический охват исследовательского пространства философа, как правило, распространяется не на один или несколько вопросов, а на их систему. Отвечая на вопросы системно, то есть выявляя взаимосвязь, взаимозависимость и взаимообусловленность элементов изучаемых, социальных, политических, культурных, религиозных и других знаний, философ стремится найти их общие основания и таким образом приблизиться к истинному пониманию мира.

Таковы, например, ещё древние философские системы Индии и Китая.

Древние индийцы верили в переселение душ. Этот переход получил название колесо сансары. Он обусловлен тем, как (хорошо или плохо) человек проживает предшествующую жизнь, то есть кармой. Для достижения лучшего в последующих жизнях в этой жизни необходимо следовать дхарме – положительному установлению, которое нужно соблюдать как норму. В этом случае можно достичь даже мокши – освобождения от кармы, а также нирваны – состояния полного покоя и невозмутимости. Более высокий универсальный космический закон получил название рита. Он определяет преобразование хаотичного состояния в упорядоченное, обеспечивает основные условия существования природы и человека, материального и духовного миров. Рита рождает истину – сатья. В некоторых древнеиндийских учениях значение понятия «сатья» совпадает со значением европейского понятия «абсолют» (в европейской философии абсолют часто отождествляется с Богом).

Основные понятия древнекитайской философии берут начало в «Книге перемен» (12-6 века до н.э.), которая содержала в себе представления об постоянно изменяющемся мире, объясняемые посредством категорий инь и ян – противоположностей, постоянно сменяющих друг друга (свет и тень, мужское и женское начала, небо и земля). Эти начала не исключают друг друга, а обусловливают, то есть одно невозможно без другого. Инь и ян порождаются Великим пределом (Тайцзи), который изображали в виде круга, разделённого вогнутой линией на две части, символизировавшие инь и ян. В «Книге перемен» говорится: «Чередование инь и ян называется путём дао. Такой путь проживают все вещи». Небо, земля и человек движутся в единстве. Небо олицетворяло собой абстрактную регулирующую силу, целесообразность, разум, справедливость. Правитель Поднебесной (Китая) считался сыном неба. Он обладал высшей добродетелью (дэ). Дэ – это норма, моральное качество. Для Конфуция (551-479 годы до н.э.) Дао – это моральный закон (чего не желаешь себе, того не делай другим). В соответствие с ним человек, совершенствуясь, может достичь состояния «благородного мужа», руководствующегося принципом гармонии в отношениях между людьми. Этот принцип переносился Конфуцием и на политические представления: «Дурной человек не годен к управлению». Если правитель совершал недобродетельные поступки, небо могло изменить свой выбор, как считали древние китайцы.

Более рационализированной является философская система древнегреческого философа Аристотеля (384 – 322 годы до н.э.), создавшего взаимосвязанные учения: метафизику, учение о душе и познании (включает в себя логику), учение о государстве (политику), этику. На основе представлений о душе Аристотель развил учение о познании, понимаемом как развивающийся процесс, направленный от простейших чувственных форм знания до наиболее абстрактных. Ступенями этого процесса являются: ощущение, представление, опыт (усиленный памятью), искусство, наука. Наука – главный предмет теории познания Аристотеля. Он создал учение о методе всякой науки, которое было названо логикой. Основная задача логики – указать и исследовать методы, с помощью которых известное знание может быть сведено к элементам, выступающим источником его объяснения.

Позже в эпоху Нового времени (ХVIII в.) систематизация знаний усложнилась и появились философские системы, включавшие в себя большее количество знаний и предлагавшие более сложные объяснения философских вопросов. Гениальный Г.В. Лейбниц (1646 – 1716 гг.), создав философскую систему, синтезирующую знания философии, математики, логики, физики, астрономии, механики, биологии, теологии, психологии, истории своим учением о «предустановленной гармонии» предвосхитил открытие в 1978 году «антропного принципа», согласно которому все физические константы подстроены друг под друга; если бы хоть одна из них была бы другой, то весь мир был бы другим.

Философские учения ХХ-ХХI веков ещё более сложны по своей систематизации и синтезированию знаний.

Таким образом, философы нацелены на поиск универсальных истин. На этом пути они создают новое знание, которое оформляется в новых понятиях. Их необходимо сформулировать максимально научно и в то же время понятно. Для этого философы часто прибегают к образному языку, свойственному мифологическому мышлению и искусству. С помощью критериев научности знания оно идентифицируется на соответствие ей. Религиозные учения дополняют научные поиски философов объяснениями духовной жизни общества, так как человек познаёт не только рационально, но и чувственно.

В результате проведённого исследования можно сделать вывод о том, что философия – это не тип мировоззрения; она есть наука жить, включающая в себя и мировоззрение, и жизненный опыт в целом.


Библиографический список
  1. 750 определений религии: история символизаций и интерпретаций. Под редакцией Е.И. Аринина. Владимир. Изд-во ВлГУ, 2014. – 460 с.
  2. Большая Советская энциклопедия: в 30 т. / Под ред. А.М. Прохорова. М., 1974. Т.16.
  3. Стёпин В.С. Наука // Новейший философский словарь. Мн.: Интерпрессервис; Книжный дом. 2001. – 1280 с.
  4. Стёпин В.С. Философия // Новейший философский словарь. Мн.: Интерпрессервис; Книжный дом. 2001. – 1280 с.


Все статьи автора «Демидова Марина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: