УДК 330.341.1

СПОСОБЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В РОССИИ

Нестеренко Михаил Алексеевич
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

Аннотация
В статье анализируются преимущества и сложности внедрения инноваций в собственном бизнесе с учетом опыта западных бизнесменов и организаций. Для решения поставленной задачи конкретизируются особенности функционирующих организаций, план создания инновационных продуктов, алгоритм действий компаний. Подчеркивается значение инновационной маркетинговой политики при анализе спроса.

Ключевые слова: бизнес, инновации, капитал, продукт, рынок, фактор, эффективность


WAYS OF INTRODUCTION OF INNOVATIONS IN RUSSIA

Nesterenko Mikhail Alekseevich
The St.-Petersburg humanitarian university of trade unions

Abstract
In the article advantages and complexities of introduction of innovations in own business in view of experience of the western businessmen and the organizations are analyzed. For the decision of a task in view features of the functioning organizations, the plan of creation of innovative products, algorithm of actions of the companies are concretized. Value of innovative marketing policy is emphasized at the analysis of demand.

Keywords: business, capital, efficiency, factor, innovations, market, product


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Нестеренко М.А. Способы внедрения инноваций в России // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/01/13929 (дата обращения: 28.09.2017).

Прогресс и технологии всегда двигали человечество вперёд. Реализация в производстве изобретений давала огромные возможности предпринимателю, решившемуся выйти с ними на рынок [1, 2, 3]. К числу подобных предпринимателей можно отнести Генри Форда с его конвейером и автомобилем, Уильяма Уомсли (одного из создателей компании Ягуар) с его Сайдкарами, а также Билла Гейтса с операционными системами Windows и Стива Джобса с его достижениями в области компьютерной техники. Но в современном мире использование отдельно взятых технологий вовсе не обеспечивает конкурентоспособность предприятия на рынке. Лишь процесс создания и внедрения непрерывных инноваций и постоянного предложения инновационного товара или услуги может поддержать фирму на плаву в условиях экономического кризиса и высокой конкуренции [4, 5].

По мнению автора этой работы необходимо помнить о следующем: «спрос – рождает предложение», а с учетом нынешних реалий данная концепция стала работать в обратную сторону «предложение рождает спрос» [6, 7]. Предприятия, для того чтобы оставаться на плаву, постоянно должны создавать не создаваемые ранее товары и услуги для поддержания интереса потребителей к своей фирме, а именно к её товарам. Таким образом, выведение на рынок кардинально новых инновационных продуктов позволяет поддержать спрос потребителей и, следовательно, обеспечить выживание и успешное функционирование фирмы [8, 9]. По мнению автора работы, основная проблема внедрения инноваций лежит в коммерциализации научно-технических разработок, то есть в связи науки и экономики.

Учёные и изобретатели, задействованные в научно-технической деятельности, из-за отсутствия денежных ресурсов не имеют возможности практически реализовать свои изобретения, или в виду высокой наукоёмкости не могут найти им практического применения [10, 11, 12]. Также управленцы на предприятиях из-за отсутствия специальных научных знаний самостоятельно не могут внедрить какие-либо технологии. Далее представляется разумным рассмотреть механизм внедрения и использования инноваций успешно практикующих компаний. В корпорации Microsoft проблема связи изобретателя и производителя решена при помощи создания посредника [13, 14]. Таким посредником появилось подразделение компании Microsoft Research. Его цель заключается в создании или поиске разработки, которая в случае коммерциализации может заинтересовать потребителя. Его сотрудники являются членами программных комитетов научных конференций, редакционных коллегий периодических изданий и научных советов исследовательских организаций, они принимают участие в научных конференциях и публикуются в профессиональных журналах [15, 16, 17].

Microsoft Research имеет связи и общие разработки с самыми авторитетными высшими учебными заведениями мира, в числе которых Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова. Говоря о корпорации и о том, как она оценивает роль инновации, стоит привести следующие данные: “Инновации — основа бизнеса Microsoft. Корпорация сконцентрирована на создании принципиально новых программных продуктов и новых сценариев использования инновационных технологий, которые радикально меняют жизнь людей по всему миру [18, 19]“. Именно ставка Microsoft на принципиально новые, инновационные разработки позволяет корпорации не одно десятилетие удерживать лидирующие позиции не только в ИТ-индустрии, но и в мировой экономике в целом.

В другой крупной компании Google, которая с 2008 года занимает первое место в рейтинге инновационных организаций [20, 21], проблему внедрения инноваций решили по-другому. Гибкая структурная организация в Google играет роль основы для инноваций; она открыта для любых программистов, и, используя ее, они разрабатывают новые программные продукты. Они могут запускать и тестировать программы, популяризировать и продвигать их на базе Google, у которой огромная целевая аудитория (около 130 миллионов человек) и использовать возможности взаимодействия между пользующимися субъектами, которые почти не ограничены [22, 23, 24]. Это безусловно выгодно и Google, поскольку компания получает дополнительные выгоды (прибыль) от распространения продуктов среди своих партнеров и сторонних покупателей, так как они прикладывают свои силы к разработке функций, которые являются особо важными для их клиентов [25, 26].

Например, сайт Housingmaps.com объединяет данные из Google Maps и списки предлагаемой недвижимости из Craiglist.com, и интересующееся её приобретением лицо может увидеть на карте, где именно на местности продаются помещения, квартиры, сдаются дома [27, 28]. Следующая компания, которая держится на плаву благодаря постоянному внедрению новых технологий и которую следует рассмотреть в данной работе, это Toyota. Toyota стала одной из крупнейших корпораций мира благодаря собственной разработке – системе TPS (Toyota Production System). Этот проект, также как и Microsoft Research, является посредником между носителем идеи и теми, кто имеет ресурсы для её реализации. Всё же Toyota несколько отличается в подходе к внедрению инноваций. Она использует так называемую «твёрдую» и «мягкую» инновацию. «Твердая» инновация касается лишь улучшения качества процесса производства. «Мягкая» инновация связана с корпоративной культурой компании [29, 30].

Toyota успешно функционирует, в основном, благодаря конфликтам, которые провоцирует компания. Работникам постоянно приходится преодолевать проблемы, испытания, для решения которых нужно создавать качественно новые идеи. Благодаря этому Toyota является одним из лучших производителей. «Твердую» и «мягкую» инновацию используют одновременно, что несет благо и успех компании. В России же внедрению инноваций не уделяется должного внимания ни со стороны государства, ни со стороны частного сектора, что подтверждает статистика: в 2012 году расходы на НИОКР в России составили 1,16% ВВП, тогда как в США 2,9%, а в Японии 3,36%. Это объясняется во многом тем, что экономика России основана на экспорте сырья и полезных ископаемых [31, 32].

В краткосрочном периоде вложения в инновации не сулят никакой прибыли и несут только убытки. В долгосрочном же периоде внедрение новых технологий даёт ощутимые выгоды. Но также существует риск, что вложения в инновации не оправдают себя, нет никаких гарантий, что эти вложения окупятся. Поэтому гораздо проще продавать сырьё, нежели заниматься наукоёмким производством [33, 34]. Однако большинство ресурсов являются исчерпаемыми. Как сообщалось в начале данной работы, основная проблема внедрения новых технологий лежит в посредничестве изобретателя и продавца. На данный момент в России нет такого посредника. Предприятия не занимаются поиском и внедрением технологий или делают это, но с низкой интенсивностью. Роль государства сейчас видна лишь в поддержке учёных и изобретателей.

По мнению автора данной работы целесообразно создать такого посредника на основе частной фирмы с большой долей в ней государства. Целью такой компании должно являться: во-первых, привлечение учёных с их разработками (это возможно осуществить при помощи гибкой структуры), во-вторых, самостоятельный поиск технологий (путём взаимодействия с высшими учебными заведениями и другими научными организациями), в-третьих, нахождение этим разработкам экономического стимула для эффективной творческой работы [35, 36, 37]. Целесообразно право на патент всех изобретений оставлять за такой фирмой, а не за учёным.

Таким образом, это предприятие будет существовать за счёт продажи разработки другим фирмам. Оно будет выполнять ту работу, которой не желает заниматься ни государство, ни предприниматели и зарабатывать на этом. Основная проблема такого проекта лежит в нахождении источника денежных средств. Поэтому инициатива должна исходить от держателя достаточного капитала, но поскольку этот проект имеет общегосударственное значение, государство обязательно должно участвовать в нём путём денежных вливаний, привлечения научных работников и постоянного контроля [38, 39]. А это в свою очередь привлечёт покупателей, интересующихся научно-техническими разработками.


Библиографический список
  1. Карпушин Е.С. Сравнительный анализ эффективности управления государственной и частной собственностью // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2015, №1. – C. 51-53.
  2. Туваева Е.С. Правовое обеспечение экономического проекта // Политика, государство и право. 2015. № 4 (40). С. 37-40.
  3. Карпушин Е.С., Ситникова В.И. Стратегический выбор структуры мотивации персонала // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 9. – С. 41-44.
  4. Майю Н.С. Управление качеством проекта // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1-2 (45). С. 136-139.
  5. Карпушин Е.С. Ограниченные возможности инвестиций в задаче обеспечения инновационного экономического развития России // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2014, №10. – C. 49-52.
  6. Варданян А.А. Возможности открытия Интернет-магазина // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4-3 (48). С. 101-104.
  7. Плотников Н.В. Молодежный форум как фактор развития политических сил // Политика, государство и право. 2015. № 2 (38). С. 36-39.
  8. Карпушин Е.С., Патулов В.С. Последствия санкций для российской экономики // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2015, №2. – C. 27-30.
  9. Огородникова К.В. Структура качества проекта и методы его повышения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 5 (44). С. 17-20.
  10. Романенко И.В. Экономическая теория // Экономика. Бизнес. Право. 2014. № 1. С. 54-92.
  11. Карпушин Е.С., Порозова Д.В. Инновационный проект организации городской вертикальной фермы компании Pasona // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2015, №3. – C. 42-44.
  12. Карпушин Е.С. Конфликт интересов в вопросах социальной ответственности бизнеса перед обществом // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 4. C. 118.
  13. Дребезова Ю.Н. Методы управления персоналом и решения конфликтов // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2-3 (46). С. 97-101.
  14. Карпушин Е.С., Зоренко А.А. Сложности продвижения бренда «British Bakery»: работа над ошибками // Качество. Инновации. Образование. 2015. № 2 (117). С. 68-71.
  15. Карпушин Е.С. Перспективы импортозамещения в Российской Федерации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 6. – С. 31. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5461.
  16. Жаворонкова Е.В. Использование методов управления рисками для повышения качества менеджмента // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9-1 (53). С. 155-159.
  17. Карпушин Е.С., Дорохова Л.Ю. Инновационные методы управления персоналом и их значение в обеспечении конкурентоспособности организации // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 6. – С. 37-42.
  18. Карпушин Е.С. Взаимосвязь понятий «ошибка» и «случайное событие» в математике и технических науках // Биржа интеллектуальной собственности. 2015. № 4. С. 51-58.
  19. Карпушин Е.С., Мельникова В.В. Стратегия подготовки собственных руководящих кадров // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 10. – С. 40-44.
  20. Карпушин Е.С. Математическая модель операций в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №4. – C. 56-60.
  21. Карпушин Е.С. Формирование системы социально-экономических факторов для оценки профессионализма кадров и их влияния на управление деятельностью предприятий сферы услуг (на примере предприятий отрасли связи). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Балтийская академия туризма и предпринимательства. СПб., 2008. – 24 с.
  22. Карпушин Е.С. Анализ операций в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2012, №3. – C. 69-74.
  23. Карпушин Е.С. Направления модернизации автоматизированной системы управления технологическими процессами «Скала-микро» Ленинградской атомной станции // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2010, №5. – С. 61-66.
  24. Карпушин Е.С., Проводина Е.И. Особенности процесса приватизации в России и их влияние на экономику страны // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 7. – C. 23-26.
  25. Карпушин Е.С. Повышение управляемости автоматизированной системы управления технологическими процессами Ленинградской АЭС // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №1. – С. 72-77.
  26. Карпушин Е.С. Разработка алгоритма функционирования элементарного искусственного интеллекта // Международный научный журнал. М.: «Триада», 2012, №2. – C. 122-126.
  27. Карпушин Е.С., Кулакова А.И. Российская киноиндустрия как часть экономики страны // ЭКО. – 2015. – № 8 (494). – С. 181-189.
  28. Карпушин Е.С. Роль человека-оператора в обеспечении безопасной работы атомной электростанции // Международный технико-экономический журнал. М.: ООО «Спектр», 2012, №3. – C. 47-52.
  29. Карпушин Е.С. Управление обработкой информации в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №2. – C. 60-65.
  30. Карпушин Е.С. Статистические цензы как метод представления причинно-следственных связей // Международный технико-экономический журнал. М.:  ООО «Спектр», 2012, №1. – С. 97.
  31. Карпушин Е.С. Повышение эффективности систем управления атомными электростанциями // Компетентность. М.: «Калужская типография стандартов», 2010, №8. – С. 15-19.
  32. Карпушин Е.С. Рассмотрение причинно-следственных связей как совокупности статистических цензов // Компетентность. М.: ГОУ ДПО «Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)». 2011,  №9-10. с. 56-60.
  33. Карпушин Е.С., Антонова Е.С. Музыкальная отрасль: проблемы организации экономических отношений // ЭКО. 2015. № 4. С. 184-189.
  34. Карпушин Е.С. Посредники как часть экономической системы // Биржа интеллектуальной собственности. 2014. №.11. C. 49-52.
  35. Карпушин Е.С. Назначение систем поддержки принятия решений // Современная техника и технологии. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 6. – С. 15. URL: http://technology.snauka.ru/2014/06/3943.
  36. Карпушин Е.С. Глобализация экономики как процесс усиления разделения труда и экономического развития стран // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4-3 (44). С. 132-134.
  37. Карпушин Е.С. Слабости страхования как инструмента диверсификации рисков // Инженерный вестник Дона. 2014. Т. 30. № 3. С. 6.
  38. Карпушин Е.С., Кулакова А.И. Влияние внешних факторов на инновационную работу организации // Биржа интеллектуальной собственности. – 2015. – № 8. – С. 16-19.
  39. Ле Н.Ч. Психологические аспекты управления командой проекта // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 12 (39). С. 25-28.


Все статьи автора «economist5»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: