РЕТРОСПЕКТИВА ВКЛЮЧЕНИЯ ЖЕНЩИН В НАУЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Соловей Алеся Петровна
Институт социологии НАН Беларуси
магистр, младший научный сотрудник

Аннотация
В статье рассматривается включенность женщин в научную деятельность: имена женщин-ученых, внесших вклад в развитие науки своего времени; формы занятия наукой, доступные женщинам; предпосылки включения женщин в научную деятельность. Внимание уделяется дискриминации женщин в сфере науки: трудностям и препятствиям, с которыми сталкивались женщины в различные исторические периоды.

Ключевые слова: женщины-ученые, наука, трудности в научной деятельности, феминизация науки, формы занятия наукой


RETROSPECTIVE OF INVOLVEMENT OF WOMEN IN SCIENTIFIC ACTIVITIES

Solovey Alesya Petrovna
Institute of Sociology NAS of Belarus
magister, junior research fellow

Abstract
The paper deals with involvement of women in scientific activities: names of women-scientists that contributed to development of science of their times; forms of scientific activities; premises for involvement of women in science. Attention is paid to discrimination of women in sphere of science: difficulties and barriers for women in different historic periods.

Keywords: difficulties in science, feminization of science, forms of scientific activities, science, women-scientists


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Соловей А.П. Ретроспектива включения женщин в научную деятельность // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/01/13918 (дата обращения: 27.02.2024).

Женщины-ученые существовали в каждой культуре на протяжении всей истории развития общества, однако успеха и признания они могли добиваться только в той среде, где позитивно относились к научным занятиям, как в целом, так и к научной деятельности вообще женщин как социально-профессиональной группы. Трудности, барьеры и препятствия, с которыми сталкивались женщины в процессе своей научной деятельности, были постоянными их спутниками.

Начиная с античного времени, история знает немало женщин, посвятивших себя науке. В школе Пифагора среди преподавателей и студентов было около 30 женщин. Аспазия, получившая прекрасное образование у своего отца Аксиоха, удивляла своими знаниями афинских философов. Сам знаменитый Сократ объявил себя учеником этой прекрасной и гениальной женщины. Теания, вышедшая замуж за Пифагора, написала трактаты по математике, физике и медицине. Во времена египетских пирамид женщины занимались астрологией, были хорошими врачами и практиковали хирургию. На протяжении 15-ти веков Гипатию из Александрии рассматривали как единственную женщину-ученого в истории науки, которая читала лекции по математике, астрономии, философии и механике. Гипатию по праву можно назвать выдающейся женщиной своего времени. Ее перу принадлежат комментарии в 13-ти книгах к «Арифметике» Диофантуса, трактат о конусах Аполлониуса. Она придумала устройство для определения времени по положению звезд, планет и Солнца, а также разработала приборы для дистилляции воды и измерения ее уровня [1, с. 29]. При этом за пределами пифагорейской школы у женщин практически отсутствовала возможность заниматься наукой. В Ликей, созданный Аристотелем, женщины не принимались, так как великий философ считал, что женщины по своим умственным способностям сильно уступают мужчинам.

Во времена средневековой Европы многие женщины имели возможность заниматься практической медициной. Так, школа в Солерно, которая рассматривалась в качестве первого университета в Европе, была открыта для женщин («дам из Солерно», как их называли). Женщины, которые учились и преподавали там, получили известность благодаря своим работам по физиологии и практической медицине. История помнит имя Тротулы – одной из выдающихся женщин-ученых Средневековья. Вместе с мужем она составляла медицинскую энциклопедию, ее учебниками по медицине пользовалось вплоть до XVI века [1, с. 30-31].

Ученые раннего Ренессанса отвергали все достижения средних веков, забыты были и средневековые женщины-ученые. Тем не менее, научная революция XVII века расширила круг научных интересов женщин. В пропаганде научных знаний большую роль сыграла популяризация достижений научной революции. К наиболее выдающимся женщинам английского общества в этот период относят Анну Конвей, Мэри Монтэгю и Маргарет Кавендиш.

Женщины-ученые вплоть до конца XIX века были исключением, так как профессия ученого оставалась мужской прерогативой. Женщины обычно участвовали в исследованиях вместе со своими мужьями, отцами и братьями. Сотрудничество известной нам Гипатии со своим отцом Теоном в области математики, астрономии и философии; помощь Каролины Гершель брату Вильяму в астрономических наблюдениях. Наиболее продуктивным в научном отношении союзом в истории науки был союз Антуана Лавуазье и его жены Мари Лавуазье, которая, владея английским языком и латынью, переводила мужу работы, иллюстрировала его труды. В1805 г. она публикует под именем мужа научный труд «Memoires de chimie», ее именем подписано лишь предисловие к этой работе [1, c. 39]. Следует отметить, что до XX века женщинам отводилась строго определенная роль помощниц мужчин-ученых. Женщины в основном выполняли нетворческие виды работ: вычисление астрономических данных, создание естественнонаучных каталогов и т.п. Женщины, которые работали самостоятельно, нередко публиковались под мужскими именами, чтобы обеспечить серьезное отношение к своим результатам. Опасность, что их научные достижения будут приписаны мужчинам, была реальной и постоянной [2, с. 693].

Приемлемым для женщин, которые стремились к научным знаниям, было занятие наукой в «домашних условиях», выписывая научные книги и журналы на дом, а также участвуя в научных журналах и ассоциациях. Факты свидетельствуют о том, что уже конец XVIII столетия отмечен появлением россиянок, которые интересовались точными науками и естественной историей (с 1787 по 1800 гг. 6 женщин подписались на научные издания по естественным наукам). Следует отметить, что гораздо большее число женщин выписывали в тот же период книги исторического (103 человека) и философско-религиозного (36 человек) содержания [3, с. 67-68]. При этом по социальному положению значительная часть женщин-подписчиков принадлежит к титулованной аристократии. Долгое время эти формы приобщения к науке являлись почти единственными доступными для женщин.

В первой половине 60-х гг. XIX века появляется целая плеяда женщин, интересовавшихся науками и принимавших активное участие в научной жизни. Среди них можно назвать такие имена, как Анна Михайловна Раевская, Ольга Александровна Армфельд, Елена Васильевна Богданова, Елизавета Карловна Фреймут [3, с. 69]. Эти женщины активно участвовали в жизни научного сообщества, которое выражалось в присутствии на юбилейных научных мероприятиях, в сборе и пожертвовании музеям естественно-научных, археологических, этнографических и других коллекций, в работе научных общества, в переводах научной литературы. Среди женщин, интересовавшихся наукой в последние десятилетия XVIII века, стоит отметить княгиню Екатерину Романовну Дашкову – директора Петербургской академии наук (1783-1796), создателя и президента Российской академии (1783-1796), признанную выдающимся организатором науки своего времени.

Важной предпосылкой включения женщин в научную деятельность является их доступ к университетскому образованию. В конце 50-х – начале 60-х гг. XIX века было зафиксировано первое массовое посещение женщинами лекций в Петербургском, Харьковском и Киевском университетах, а также в Петербургской Медико-хирургической академии. Первой российской студенткой, первой женщиной, которая, несмотря на законодательный запрет, приступила к систематическому слушанию лекций, была Наталья Корсини. Вскоре в университетских аудиториях студенты-юристы увидели и других женщин. Сферой интересов первых студенток были не только общественные науки, многие посещали и лекции на естественном факультете.

Долгое время государственная власть и мужчины-ученые российского научного сообщества препятствовали полноправному включению женщин в систему высшего образования и науку (в1863 г. женщин лишили права посещать лекции, и к1864 г. в университетах не осталось женщин). Однако встречались и феминистски настроенные ученые, которые стремились к развитию равноправного участия женщин в научно образовательной сфере. К примеру, ученый И. М Сеченов, вошел в историю не только как выдающийся биолог, но и как борец за право женщин на высшее образование и самостоятельный научный труд. Им были поддержаны М. А. Бокова и Н. П. Суслова, которые в качестве вольнослушательниц посещали Медико-хирургическую академию [4, с. 67-68]. Для того чтобы приобщить девушек к самостоятельной научной деятельности, Сеченов в конце академического года дал обеим темы, которые не требовали больших подготовительных сведений и могли разрабатываться дома. Выполненные работы оказались первыми психофизиологическими исследованиями, которые выполнили русские женщины.

Несмотря на то, что высшие женские курсы расширили образование женщин в России, доступ к получению университетских дипломов все же был для них закрыт. Дискриминация женщин в сфере государственного высшего образования и науки оставалась доминантной тенденцией для российского общества. Следствием данной политики явилась очевидная эмиграция женщин в западноевропейские страны для получения высшего образования и приобщения к науке. Прежде всего, женщины уезжали обучаться в Швейцарию, Францию и Германию. Ведущий специалист в области социального положения и эмиграционных ориентаций студентов того периода – А. Е. Иванов, отмечает, что с 60-х гг.: «политехникум и университет в Цюрихе стали центрами притяжения российской молодежи, разными обстоятельствами отбитой от высшего образования на родине. В ту пору это были в основном женщины. В1871 г. здесь обучалось уже 17 российских женщин; в 1872 г. – 104 при общей численности «русских» 182 чел. (всего в университете состояло 462 чел.) К1873 г. в университете и политехникуме Цюриха сконцентрировалось 300 чел. студентов из России, в том числе 103 женщины» [5, c. 369]. Швейцария была единственной европейской страной, в которой женщины наравне с мужчинами учились в высших учебных заведениях. Это стало причиной того, что среди российского студенчества в Швейцарии на протяжении второй половины XIX  – нач. XX веков преобладали женщины.

Русские женщины усердно учились за рубежом, не боялись преодолевать любые трудности для приобретения знаний. Следствием их энтузиазма было награждение почетными дипломами Сорбонны. А некоторые соискательницы научных званий в начале XX века защитили докторские диссертации. Однако не все русские женщины, получившие даже докторскую степень в зарубежных университетах, могли продолжать беспрепятственно свою научную и преподавательскую карьеру на родине. Зачастую женщины должны были повторно подтвердить свое право на занятие наукой, причем это право не всегда предоставляли власти. Ярким тому примером может послужить судьба выдающегося российского математика – Софьи Васильевны Ковалевской, которой Геттингенский университет в 1874 году заочно присудил степень доктора философии без сдачи обязательных экзаменов, что было возможно в случае очень хорошей работы. На родине Софья Васильевна не могла найти применения своим знаниям, так как не находилось места на кафедре женщине-профессору. Ей было отказано и в сдаче магистерских экзаменов, что поспособствовало временной эмиграции за рубеж [6, с. 156].

Подобная дискриминация в получении высшего образования и занятии наукой существовала и в других странах. В Германии преподаватели университетов имели право подбирать себе слушателей, и зачастую присутствие женщин-студенток зависело от согласия профессора-мужчины, хотя право обучаться в университетах женщины имели с1890 г. Право женщин на высшее образование и профессиональную деятельность было закреплено в конституции Германии только во времена Веймарской республики в1919 г. Первыми немецкими женщинами-профессорами были М. Врангель и М. Вертинг, получившие звание профессора в1923 г. Примечателен тот факт, что согласно законодательству Германии, женщина-профессор не имела права на замужество (только для профессора Врангель, так как она обладала всемирной известностью, правительство сделало исключение).

Стремительное увеличение численности женщин в науке происходило с конца XIX века примерно до 1930 г. и совпало с первой волной феминистского движения во многих странах Европы и Северной Америки. Первая волна была порождена новой социальной ситуацией 1917 г., когда вначале 20-х гг.  были приняты законодательные акты, которые уравнивали права мужчин и женщин в получении образования и выборе профессии. Вторая волна берет начало с середины 60-х годов и совпадает с экстенсивным ростом науки. В этот период массовый приход женщин в науку объясняется ускоренным формированием разветвленной сети новых исследовательских учреждений, для которых требовалось огромное количество специалистов с высшим образованием. Третья волна феминизации связана с кризисом науки, обусловленным общим социально-экономическим кризисом 90-х гг.

Одной из специфических черт современной науки является ее феминизация, которая стала естественным следствием эмансипации женщин. Во многих странах женщины имеют равный с мужчинами доступ к получению высшего образования и занятию наукой. Не составляют исключение и белорусские женщины. Так, в 2014/2015 году численность женщин в составе студентов учреждений высшего образования составила 57,3% от общей численности белорусских студентов. Общая тенденция феминизации белорусской науки проявляется также в рамках подготовки научных кадров высшей квалификации (аспирантов) – 54,7% женщин обучалось в 2014 учебном году [7, с.169]. Численность обучающихся в докторантуре женщин в 2014 году составила 46,1% [7, с.176]. Доля женщин в белорусской науке составляет 41,2 % от общей численности работников, занятых научными исследованиями и разработками. Это позволяет говорить о высоком уровне присутствия женщин в составе научных кадров.

Таким образом, с развитием общего демократического движения за равноправие женщин началась борьба за право женщин на получение высшего образования и на доступ к научной деятельности. Однако стремительное увеличение числа женщин в мировой науке приходится на середину 60-х годов XX в., что связано с подъемом феминистского движения и ростом образовательного уровня женщин. И лишь в XX веке три волны феминизации привели к тому, что в  настоящее время женщины наравне с мужчинами представлены в науке.


Библиографический список
  1. Алик, М. Наследство Гипатии: история женщин в науке с античности до конца XIX в. // Женщины в науке. Реф. Сборник, М., 1989.  С. 23-48
  2. Мирская, Е. З. , Мартынова Е.А. Женщины в науке // Вестник Российской академии наук. 1993. Т. 63. № 8. С. 693–700
  3. Валькова, О.А. «Ученая дама» в России в конце XVIII – первой половине XIX вв.: миф или реальность?// Вопросы истории естествознания и техники. 2009.  № 1. С. 66-87
  4. Ярошевский, М.Г. Иван Михайлович Сеченов. 1829-1905. Л.: «Наука», Ленингр. отд-ние, 1968. – 423 с.
  5. Иванов А. Е. Сотрудничество России конца XIX – начала XIX. Социально-историческая судьба. М.: Росспэн, 1999.  414 с.
  6. Кочина П.Я. Софья Васильевна Ковалевская (1850-1891). М.: Наука, 1981. – 312 с.
  7. Образование в Республике Беларусь: Стат. Сб. Минск: Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2015. 226 с.


Все статьи автора «Соловей Алеся Петровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: