УДК 376.1

ПРОБЛЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Конькина Евгения Владимировна1, Калабкина Ольга Ивановна2, Садова Елена Михайловна3
1Оренбургский государственный педагогический университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики
2Оренбургский государственный педагогический университет, Институт психологии и педагогики, магистрант, 1 курс
3Санаторная школа-интернат №4, г. Оренбург, директор

Аннотация
В данной статье рассматривается проблема безопасности инклюзивного образования. Особое внимание обращается на нормативно - правовую основу обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, излагаются взгляды на становление современного образовательного процесса в России. Выделяются необходимые условия для успешного обучения ребенка с особыми образовательными потребностями.

Ключевые слова: адаптация, адаптированная образовательная программа, дети с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальный маршрут, инклюзия, образовательное пространство, особые образовательные потребности, психолого-медико-педагогическое сопровождение, тьютор


THE SECURITY ISSUE OF INCLUSIVE EDUCATIONAL SPACE

Konkina Evgeniya Vladimirovna1, Kalabina Olga Ivanovna2, Sadova Elena Mihailovna3
1Orenburg State Pedagogical University, Ph.D., assistant professor of general pedagogy
2Orenburg State Pedagogical University, student of the Faculty of Psychology and Education, master student, 1st year;
3Sanatorium boarding school №4 in Orenburg, Director

Abstract
This article describes a security issue of inclusive education. Particular attention is drawn to the normative - legal basis of teaching a child with disabilities, presents the views on the formation of modern educational process in Russia. Allocated the necessary conditions for successful learning of a child with special educational needs.

Keywords: adaptation, adapted educational program, children with disabilities, educational space, inclusion, individual route, psychological - medical - pedagogical support, special educational needs, tutor


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Конькина Е.В., Калабкина О.И., Садова Е.М. Проблема безопасности инклюзивного образовательного пространства // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/01/13882 (дата обращения: 27.05.2017).

В настоящее время инклюзия активно внедряется в общеобразовательные школы и дети с особыми образовательными потребностями обучаются совместно с нормально развивающимися сверстниками. Инклюзия основывается на идеях единого образовательного пространства для учащихся с особыми образовательными потребностями и для детей без отклонений в развитии (психическом или физическом), в котором имеются разнообразные образовательные маршруты для тех или иных учеников [2,с.112].

Проблемой инклюзивного образования занимаются многие ученые это: Алехина С.В., Егоров П.Р., Малофеев Н.Н., Семаго Н.Я, Семаго М.М. и многие другие. Инклюзивное образование подразумевает под собой обеспечение доступного образования для всех обучающихся с учётом их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Решение, по какой образовательной программе и в каком образовательном учреждении будет учиться ребенок с особыми образовательными потребностями, принимают родители (законные представители) на основании рекомендаций заключения психолого-медико-педагогической комиссии в соответствии пунктом 3, статьи 55 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [7]. При введении инклюзии необходимо помнить о проблемах и рисках, которые она несет: отношение общества и родителей к детям с проблемами, создание вариативного образования для с ОВЗ и другие.

Дети с особыми образовательными потребностями – гетерогенная по составу группа, так как в нее входят дети с различными (психическими или физическими) нарушениями. Это дети с нарушениями слуховой, зрительной функций, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с интеллектуальной недостаточностью, с задержкой психического развития, выраженными нарушениями эмоционально-волевой сферы, с расстройствами аутистического спектра, а также дети с комплексными нарушениями развития [3, с. 24]. Для таких детей создан специальный федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС для обучающихся с ОВЗ) в котором представлены требования к усвоению адаптированных образовательных программ в рамках общего образования. Данный стандарт описывает каждую адаптированную программу, то есть, какие должны быть учебные предметы у той или иной категории детей, какие знания и умения они должны получить, обучаясь по этой программе.

Инклюзивное образовательное пространство, по мнению И. Н. Симаевой, В.В. Хитрюка определяется как «интегративная единица социального пространства, представленная системой структурных компонентов и блоков, определяющих специфику ее содержания, в которой в доступном для каждого участника формате реализуются образовательные и межличностные отношения, обеспечиваются возможности личностного и социального развития, социализации, саморазвития и самоизменения». Ему присущи как общие характеристики: организованность, протяженность во времени и в пространстве, содержательность и структурированность, так и специфические: доступность, полисубъектность, вариативность (содержательная, временная, организационная) [5, с.32].

Основная цель инклюзивного пространства – включение родителей, учащихся, педагогов, воспитателей и других специалистов в различные процессы, которые направлены на учебную, воспитательную, социальную, адаптационную, здоровьесберегающую, коррекционно – развивающую и другие виды деятельности. Можно выделить две модели инклюзивного пространства, которые охватывают вероятностные сферы воздействия, первая: внутри одного образовательного учреждения, вторая: за его пределами. Например, к последней модели можно отнести взаимодействие специальных коррекционных школ – интернатов с учреждениями дополнительного образования. Это различные выставки, мероприятия, выступления с участием детей с особыми образовательными потребностями [1, с.63-64].

Для детей с особыми образовательными потребностями, обучающимся в массовых школах должны быть созданы безопасные условия для успешного обучения и социализации. Это предполагает создание для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (чаще, дети с детским церебральным параличом) специально оборудованных пандусов; для детей с нарушением зрения специальных дидактических материалов и средств; для детей с нарушениями слуха – специальных звукоусиливающих аппаратов. Итак, все школы, в составе которых есть дети с особыми образовательными потребностями, должны быть оснащены хорошей технической, методической базой, а также иметь в педагогическом коллективе специалистов, имеющих должное образование. Но, к сожалению, в настоящее время можно наблюдать ситуацию, когда учитель, не зная, как работать с ребенком с особыми образовательными потребностями «отгораживает» его от сверстников, тем самым ухудшает отношение детей в классе к такому ребенку, так как учитель является одним и важнейших участников в образовательном процессе.

Так же важным моментом в организации безопасности инклюзивного образовательного пространства является непосредственное взаимодействие специалистов с родителями ребенка с ОВЗ, а также с родителями детей без отклонений в развитии обучающихся в одном классе. Потому, что именно в семье ребенок усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом [6].

Работа с родителями детей с ООП ведется поэтапно: первичная диагностика ребёнка и его семьи; глубокое знакомство специалиста с родителями, налаживание тесного контакта; составление программы индивидуального сопровождения для ребёнка с особыми образовательными потребностями на основе карт реабилитации, диагноза и диагностических данных специалистов; составление плана работы специалистов школы с родителями детей с отклонениями; непосредственная работа с родителями. Работа с родителями нормально развивающихся детей предполагает проведение бесед, консультаций, родительских собраний, проведение совместных мероприятий, праздников, концертов.

Безопасным инклюзивное образовательное пространство будет в тех случаях, когда в образовательной организации, где обучается ребенок с особыми образовательными потребностями, во-первых, имеются в наличии образовательные стандарты и нормативно-правовая база для обучения этой категории детей, во-вторых – квалифицированные педагоги. Поэтому, необходимым условием для обучения и воспитания детей с ООП, а также для реализации инклюзивной практики, является наличие в образовательном учреждении специалистов психолого-педагогического сопровождения. Взаимодействие учителя, воспитателя, специалистов сопровождения должно быть командным, но это происходит не сразу, потому что каждый из специалистов решает свои, узкоспециализированные задачи. Но опыт работы образовательных учреждений, которые реализуют инклюзивное образование, показывает, что без нахождения общего языка, постановки общих комплексных задач по включению «особого» ребенка в образовательный процесс, работу школы в данном направлении нельзя назвать успешной.

В соответствии со своей профессиональной подготовкой и обязанностями специалисты осуществляют следующие виды деятельности: консультативную, учебно-воспитательную, коррекционно-развивающую, диагностико-аналитическую, профилактическую, просветительскую и др. При этом деятельность всех специалистов, работающих в образовательном учреждении, реализующих инклюзивную практику, приобретает свою специфику.

Помимо решения своих узкопрофессиональных задач, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог активно привлекаются к созданию условий для адаптации, обучения и социализации детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе. Все специалисты психолого-педагогического сопровождения имеют отношение к разработке и реализации программы коррекционной работы как части основной общеобразовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения, индивидуальной образовательной программы (плана) ребенка с особыми образовательными потребностями [4, c.22].

Анализ зарубежной и отечественной практики показывает, что дети с особыми образовательными потребностями требуют особой заботы и внимания со стороны взрослых, а учитель-предметник не может в ходе урока и внеурочной деятельности уделить достаточное внимание каждому ученику. Сделать более эффективным образовательный процесс может участие в нем тьютора. Тьютор или ассистент учителя – это специалист, который осуществляет непосредственное сопровождение ребенка с ООП в течение учебного дня – на занятиях (фронтальных и индивидуальных), во время перемены и при выполнении тех или иных режимных моментов.

Основной задачей тьютора является:

- помощь самому ребенку, учителю и другим специалистам образовательного процесса, регулярный контакт с ними;

- создание условий для психолого-педагогической адаптации и социализации детей с особыми образовательными потребностями в среде сверстников;

- разработка индивидуальной образовательной траектории;

- формирование учебных навыков и навыков адекватного поведения.

Тьюторское сопровождение необходимо родителям – в понимании своего ребенка, принятии его со всеми недостатками, учителю – в объяснении преподнесения заданий, а также отношений и поведения с данным ребенком [4, c.26].

Взаимодействие учителя и тьютора осуществляется в трех направлениях:

Во-первых, взаимодействие в процессе обучения детей. Тьютор помогает ребенку освоить понятия «урок», «перемена», организовать рабочее место, понять задачу урока и его цели, детям с особыми образовательными потребностями контролировать свою деятельность и оценивать ее.

Во-вторых, взаимодействие в процессе социализации ребенка. Главная задача – инициация и построение контактов с другими учениками, учителями и другими специалистами образовательного процесса; развитие коммуникативных навыков и возможностей.

В-третьих, взаимодействие в процессе работы с родителями «особого ребенка». Направления:

- координация действий педагогов и родителей в процессе помощи ребенку в освоении образовательной программы и социализации;

- разъяснение способа подачи учебного материала и его закрепления дома, разработка памяток для совместной работы родителей и детей [4, с. 27-28].

Таким образом, безопасность инклюзивного пространства строится на наличии в общеобразовательной школе необходимых нормативно – правовых документов, методической базы, специалистов психолого-педагогического сопровождения, так же на взаимодействии специалистов с родителями и друг с другом. Благодаря этому ребенок с особыми образовательными потребностями будет ощущать себя в коллективе комфортно, и социализация такого ребенка будет проходить значительно успешнее.


Библиографический список
  1. Баталов А. С. Функционирование логопедической службы в инклюзивном пространстве образовательного учреждения при переходе начальной школы на образовательные стандарты нового поколения // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». – 2009. – № 2. – С. 55-59.
  2. Козырева О. А. Создание инклюзивной образовательной среды как социально-педагогическая проблема // Вестник Томского государственного педагогического университета – 2014. – № 1 (142). – С. 112-115.
  3. Малофеев Н. Н., Гончарова Е. Л., Никольская О. С., Кукушкина О. И. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции // Дефектология. – 2009. – № 1.- С. 5-19.
  4. Самсонова Е.В. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации. / Отв. ред. Алехина С.В., Аркелян А.С., Дмитриева Т.П., Сабельникова С.И., Семаго М.: МГППУ, 2012. — 92 с
  5. Симаева И. Н., Хитрюк В. В. Инклюзивное образовательное пространство // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2014. – №5. С. 31 – 39.
  6. Солодянкина О. В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. / М.: АРКТИ. – 2007. – 80 с.
  7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».


Все статьи автора «Конькина Евгения Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: