УДК 908

ПРАВДА ИЛИ МИФ О ЧУДИ-БЕЛОГЛАЗОЙ

Кичигина Светлана Максимовна
ФГБОУ ВО Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

Аннотация
Статья посвящена изучению истории тайн Пермского края. Загадку чуди с давних времен пытались разгадать исследователи края. Известны многие факты, которые дают почву для новых вопросов о существовании загадочного народа, исчезнувшего в подземелье.

Ключевые слова: легенда, Пермский край, Чудова гора, чудь


THE TRUTH OR THE MYTH ABOUT CHUDI-BELOGLAZOY

Kichigina Svetlana Maksimovna
Nizhny Novgorod state agricultural Academy

Abstract
Article is devoted to studying of history of secrets of Perm Krai. A riddle behave in a queer way for a long time researchers of edge tried to solve. Many facts which give the soil for new questions of existence of the mysterious people which disappeared in a vault are known.

Keywords: Chudovo mountain, legend, Perm Krai, slightly


Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Кичигина С.М. Правда или миф о Чуди-белоглазой // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/01/13804 (дата обращения: 31.05.2017).

Поистине таинственная природа Пермского края во все времена навевала множество мыслей, что создана она с участием мистических сил, скрытых от глаз современного человека. Что ни пещера, гора или холм-то легенда чудная.

Много мифов в уральских землях связана с древним исчезнувшим народом «чудь», или «дивьи люди», или же «сирты». Представители этого народа имели маленький рост, белые глаза и темный цвет кожи, ни с кем не общались и не понимали ни русского языка, ни языка коми. Приписываются чуди и колдовские способности, и дружба с потусторонними силами.

Никто не может сказать точно, почему исчез столь необычный народ. Поэтому остается довольствоваться лишь легендами.

Одна из легенд рассказывает нам, что чудь ушла, когда в ее землях начала расти белая береза. Древнее предсказание гласило, что вслед за белой березой придут белые люди со своим царем и установят свой порядок. Белоглазые люди выкопали ямы, поставили столбы, накрыли их крышами и поверх крыш насыпали землю с камнями. После этого они подрубили столбы и заживо похоронили себя вместе со своими сокровищами.

Есть и другая легенда, рассказывающая нам, что малорослые северные люди являются выходцами из одного народа, ранее заселявшего все побережье Северного Ледовитого океана. Наступавший на землю ледник вытеснял  этот народ. Люди, не успевая переходить на новые места на юге, рыли норы и прятались там.

По другой гипотизе, чудь – народ воспользовался своей двоякостью и переселился в параллельный мир («мир-двойник»). Чудские не смогли взять с собой все свои богатства, и по всей земле спрятали золотые клады, которые ни при каких обстоятельствах не открываются современным людям. Все эти сокровища защищены так называемым “завещанием чуди”. Если же знать заветные слова, клад сам выйдет навстречу.

Присутствие этого народа хоть и нельзя увидеть обычным глазом, но игнорировать его невозможно. Поэтому среди коми распространен обычай “поминать чудь” в Семицкую субботу. На старые кладбища дети несут блины и оставляют там со словами: “Помяни, Господи, чудского дедушку, чудскую бабушку!».

Но существовала ли чудь на самом деле, и что может указывать нам на это?

Об этом народе есть упоминание в «Повести временных лет» Нестора: «…варяги из заморья обложили данью чудь, словен, мерю и кривичей, а хазары — с полян, северян, вятичей брали дань по серебряной монете и веверице (белке) с дыма». Также из летописей известно, что в 1030 году Ярослав Мудрый совершил поход на чудь «и победил их, и поставил город Юрьев».

Еще одним свидетельством существования чуди является хорошо известная гора Секирная (краеведы ее еще называют Чудова гора) на Соловецком архипелаге. Само ее существование удивительно, ведь ледник, проходя эти места, срезал, как острым ножом, все неровности ландшафта — и больших гор здесь попросту не может быть. В начале двухтысячных годов ученые, исследовавшие гору, подтвердили, что частично она имеет ледниковое происхождение, а частично, искусственное — крупные валуны, из которых она состоит, уложены не хаотично, а в определенном порядке.

Сильно интересовался легендами о чуди Н. К. Рерих. В своей книге «Сердце Азии» он прямо рассказывает, как один старовер показал ему каменистый холм со словами: «Вот тут и ушла под землю чудь. Было это, когда пришел на Алтай воевать Белый царь, но не захотела чудь жить под Белым царем. Ушла чудь под землю и завалила проходы каменьями…» До сих пор, как на севере страны, так и на Урале существуют земляные холмы и курганы, именуемые чудскими могилами. В них якобы находятся «заклятые» чудью клады.

Интересно, что былины у коми и у саамов одинаково рассказывают об уходе «малого народца» в подземелья.

На современном Урале бытуют легенды о неожиданных помощниках — белоглазых невысоких людях, появляющихся неизвестно откуда и помогающих путникам, затерявшимся в лесах Пермского края. Находят в пещерах так же и старинные печи, медные, железные и глиняные обломки вещей, человеческие кости. Все подземные ходы этих пещер, по рассказам местных народов, сообщаются друг с другом ходами.

В 2001 году В. Лаговской побывал с экспедицией в районе Белой Горы (Урал). Что интересно, исследователям и в самом деле удалось обнаружить загадочные подземные ходы. Однако, ко всеобщему сожалению, пройти по ним мог разве что ребенок, настолько узкими они были.

Загадку чуди с давних времен пытались разгадать этнографы, лингвисты, краеведы. Сегодня нам уже известны многие факты, большая часть из них подтвердились. Но все это дает почву для новых вопросов о существовании  загадочного народа, исчезнувшего в подземелье.


Библиографический список
  1. Медведева А.И., Шмелёва А.С. Культура и история малой родины: аспекты изучения // Инновационная наука. 2015. № 11-1. С. 245-247.
  2. Кочнова К.А Образ природы в языковой картине мира писателя // Проблемы языковой картины мира на современном этапе. Выпуск 2. Н.Новгород, 2003. С. 46-47.
  3. Ахматгалиева М.Д. Загадки топонимики села Безводное // История и археология. 2015. № 9. С. 21-25.
  4. Кудрявцева Т.И., Чиркова У.А. История и культура села Красный Ватрас // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10.
  5. Кулагина В.А. Русский менталитет: аспекты исследования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. С. 187-189.
  6. Сереброва М.Н., Булатова А.Ф. История и культура деревни Галибиха //  Инновационная наука. – 2015. – № 11-3. – С. 116-117.
  7. Кочнова К.А. Язык и культура: один из аспектов преподавания курса культурологии // Актуальные вопросы развития образования и производства. Н.Новгород, 2006. С. 146-150.
  8. Ширяев В.Д. Земля Перевозская: исследование истории и традиций // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10. С. 20-22.
  9. Кочнова К.А. К проблеме культурологической подготовки студентов нефилологических факультетов // Высокие технологии в педагогическом процессе. Н.Новгород: ВГИПУ, 2006. С. 225-229.
  10. Волочинская А.А. Село Разнежье: по следам истории // Инновационная наука. 2015. № 11-3. С. 102-103.
  11. Мосенкова Е.С. Селитьба: история, топонимика, традиции // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10. С. 15-19.
  12. Чанчина А.В. Мотивированность: сущность понятия // Х Нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки. Н.Новгород, 2006. С. 241-242.


Все статьи автора «qws»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: