УДК 338.242

РАЗВИТИЕ КРУПНЫХ ГОРОДОВ: ПРОБЛЕМА ИННОВАЦИОННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ

Николюк Евгения Сергеевна
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Студентка кафедры организации и управления производственными комплексами

Аннотация
В статье рассмотрены актуальные аспекты инвестиционной поддержки создания и продвижения инноваций в области развития территории. Определены основные направления проявления и повышения инвестиционной активности в сфере внедрения инноваций с целью обеспечения эффективного развития крупных городов и регионов. Подчеркивается важность стимулирования и государственной поддержки процесса формирования системы инновационно-технологических приоритетов стратегии инновацикожонного развития регионов и крупных городов.

Ключевые слова: инвестиции, инновации, инновационная сфера, крупный город, социально-экономическое развитие


THE DEVELOPMENT OF BIG CITIES: THE PROBLEM OF INNOVATIVE INVESTMENTS

Nikolyuk Evgeniya Sergeevna
Saint-Petersburg state University of Economics
Student, Department of organization and management of industrial complexes

Abstract
The article describes actual aspects of investment support for creating and promoting innovation in the development of the territory. Defines the main directions of manifestations and increase in investment activity in the sphere of innovation in order to ensure the effective development of cities and regions. Emphasizes the importance of stimulation and state support for the process of forming a system of innovation and technological priorities of the strategy of innovative development of the regions and major cities.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Николюк Е.С. Развитие крупных городов: проблема инновационного инвестирования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/01/13702 (дата обращения: 30.09.2017).

Для обеспечения непрерывного и устойчивого функционирования и развития крупного города необходимо применение эффективных методов организации и управления крупной градостроительной системой, включение новых системных факторов, необходимых для обоснования эффективной жизнедеятельности городов [1]. Эти факторы могут выступать в форме инноваций, для материализации которых, используются определенные инвестиционные ресурсы.

Особые условия для реализации моделей инвестирования регионального технологического развития создаются в рамках технопарков. В настоящее время их создано достаточно много в рамках университетов, крупных академических институтов и их роль все также важна. Как показывает опыт их деятельности, они обеспечивают стратегическое партнерство научного или образовательного учреждения с бизнесом – с рядом предприятий – по важным для них направлениям [2]. Однако, уже на стадии начала реализации находится создание технопарков (технополисов) нового для России типа на базе закона о формировании особых экономических зон. Здесь речь идет о приоритетных для страны и регионов, научных и технологических направлениях развития, а не отдельной организации или предприятия. В технико-внедренческой модели технопарка крупные корпорации ставят сверхзадачи и дают деньги на инфраструктуру, а наука разных структур – академических, университетских – выполняет их заказы [3]. В конечном итоге, особенно на базе промышленно-производственной модели, отраслевой технопарк, например, по информационным технологиям, биотехнологиям и т.д., способствует созданию промышленно-экономического кластера региона в приоритетной для него области развития территории. Поэтому предполагается выделение новых мест для организации такого рода технопарков, а не подлаживание под уже имеющиеся интересы учреждений и предприятий. В таком технопарке важную роль должно сыграть частно-государственное партнерство по поддержке выпуска новой продукции [4].

Нельзя не отметить существенные различия в результативности научного потенциала регионов. Например, инновационная активность  Москвы и Санкт-Петербурга гораздо ниже, чем в Приволжском, Уральском и Сибирском округах, Безусловно, это характеризует проблемы в функционировании инновационной системы, дисбаланс в организации инновационно-инвестиционного процесса, различие в условиях и механизмах инвестирования для развития инновационной экономики крупных городов и регионов [5]. Наряду с формированием новых центров инноваций в стране Москва и Санкт-Петербург остаются центрами в области естественных и гуманитарных наук. При этом вряд ли стоит бороться за выравнивание инновационного и социально-экономического развития регионов и крупных городов. Это препятствует перетоку рабочей силы в локомотивные регионы, тормозит реиндустриализацию субъектов Федерации на приоритетной инновационной основе, формулированию нового стратегического выбора регионов и городов, их инновационного амплуа [6]. Акценты стратегических приоритетов могут быть сосредоточены на росте производительности и эффективности продукции, на снижении энергоемкости и материалоемкости продукции, ее массовости и использовании дешевой рабочей силы, развитии транспортной и другой инфраструктурной сети, развитии продукции военно-промышленного и топливно-энергетического комплекса или высокотехнологических отраслей, на развитии образовательной и научной системы с учетом наших технологических преимуществ в условиях глобализации [7].

Многие администрации уделяют первостепенное внимание проблеме активизации инновационно-инвестиционной деятельности на территории. Тем не менее, существующая система инновационного менеджмента, как показывает опыт, не использует в полной мере имеющиеся возможности. В настоящее время разработка стратегии регионального развития в соответствующих документах, таких как стратегические планы, программы социально-экономического развития городов, не учитывает непосредственно инновационный фактор, представляет социальный и экономические разделы вне связи с инновационным развитием [8]. Безусловно это, в свою очередь, приводит к недооценке параметров  и значимости инновационной деятельности в экономике города, его инновационной политики, привлечения в инновационную сферу инвестиций.

В рамках стратегического плана и концепции социально-экономического развития региона и крупного города необходимо предусмотреть увязанный с другими разделами раздел инновационного инвестирования развития города, становления региональной инновационной системы, регулирования, стимулирования и поддержки инновационной деятельности [9]. Технология формирования раздела плана, касающегося инновационного развития, производится аналогично разработке стратегического плана социально-экономического развития региона в целом, характеризуется такой же структурой. Раздел инновационного развития должен быть отражен во всех других документах по стратегии социально-экономического развития города – концепции, стратегическом плане, программных мероприятиях реализации политики [10]. Место данного раздела зависит от экономико-географических факторов, контекста целей и особых условий развития. В настоящее время этот процесс приобретает особую значимость. Возникает потребность в создании новых моделей управления и организации инновационно-инвестиционной деятельности в регионе, крупном городе, обеспечивающих оперативный учет взаимного влияния многочисленных производственных, экономических, технологических, экологических и социальных факторов и условий развития территории.

Механизм управления инновационным развитием на основе программно-целевого подхода может быть построен при использовании модели финансирования реализации программы инновационного развития с учетом бюджетных средств, разработке алгоритма реализации приоритетно-селективного подхода к выбору проектов для включения в региональную инвестиционную программу, а также организационной схемы управления реализацией целевой программы инновационного развития региона.

Наряду с необходимостью проведения мониторинга, основанного на оценке инновационности региона, целесообразным является выявление неудовлетворенных инновационных потребностей и факторов активизации инновационно-инвестиционной деятельности как это делается в развитиях зарубежных странах для принятия решений по формированию очередного инновационного плана действий.

Для инновационного развития территорий все чаще может использоваться метод проектного финансирования для прорывных инвестиционных проектов, создание реестров приоритетных для инновационной деятельности территорий.

В заключении отметим, что формирование инновационного типа развития регионов и крупных городов происходит на базе формирования национальной инновационной системы и ее региональных составляющих. Это должно стать экономической политикой государства и регионов. По сути, необходимо строить новый виток спирали взаимодействия звеньев регулирования научно-инновационным процессом с усилением стратегической роли центра и регионов, городов как гарантов долгосрочной политики. Запускающим смену ориентации актеров научно-инновационного процесса механизмом, как правило, является принципиальное решение государства или городской администрации относительно условий инновационной деятельности. Причем по большей части эти решения относятся к законодательным актам.


Библиографический список
  1. Шаламов А.А. Устойчивое развитие мегаполисов как фактор эффективного управления территорией // Приволжский научный вестник. 2015. № 7 (47). С. 112-114.
  2. Селютина Л.Г. Инвестиционное проектирование как метод реализации комплексных программ жилищного строительства и реконструкции жилой застройки // Экономика города в инновационном измерении: инвестиции, имущество, городское хозяйство. Сборник научных трудов. Санкт-Петербург, 2009. С. 142-151.
  3. Осокина Ю.В. Бизнес-инкубаторы в России: актуальные проблемы и решения // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2015. № 6 (52). С. 65-67.
  4. Селютина Л.Г., Брутт Т.А. Актуальные проблемы развития жилищной сферы Санкт-Петербурга // Строительный комплекс: экономика, управление, инвестиции. Сборник научных трудов. Санкт-Петербург, 2010. С. 253-260.
  5. Усманов Ш.И. Формирование экономической стратегии развития индустриального домостроения в России // Политика, государство и право. 2015. № 1 (37). С. 76-79.
  6. Selyutina L.G., Pasechnyuk N.Y. Simulazione di sistemi di controllo processi di investimento in riproduzione di custodia // Italian Science Review. 2014. № 5 (14). С. 316-320.
  7. Селютина Л.Г. Системный подход к решению задач в сфере проектирования и управления строительством // Kant. 2015. № 2 (15). С. 71-72.
  8. Селютина Л.Г. Формирование и развитие системы управления жилищным строительством и реконструкцией жилой застройки в современных условиях// Строительное предпринимательство и недвижимая собственность. Сб. докладов 26-й научной конференции. Варна. 2011. С. 279-292.
  9. Батхеева А.В. Проблема территориального развития России // Политика, государство и право. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/08/1821 (дата обращения: 28.12.2015).
  10. Чаленко А.В. Государственная жилищная политика: реализация и перспективы // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59282 (дата обращения: 29.12.2015).


Все статьи автора «Акунина Ольга»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: