УДК 004

К ВОПРОСУ О КОМПЛЕКСНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДОВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ (НА ПРИМЕРЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ)

Шелеметьева Виктория Алексеевна1, Курзаева Любовь Викторовна1
1Магнитогорский Государственный Технический Университет имени Г.И. Носова

Аннотация
В данной статье рассматриваются основные методы преодоления безработицы среди молодежи, описываются причины и следствия данного явления, а так же рассматриваются доступные средства и способы ее решения.

Ключевые слова: анализ иерархий, безработица, дерево целей, молодежь


ON THE ISSUE OF THE INTEGRATED USE OF METHODS OF DECISION-MAKING IN SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS (FOR EXAMPLE, YOUTH UNEMPLOYMENT)

Shelemeteva Victoria Alekseevna1, Kurzaeva Lubove Victorovna1
1Nosov Magnitogosk State Technical University

Abstract
This article discusses the basic methods of overcoming youth unemployment, describes the causes and consequences of this phenomenon and discusses the available methods for solving it.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Шелеметьева В.А., Курзаева Л.В. К вопросу о комплексном использовании методов принятия решений в социально-экономических системах (на примере проблемы безработицы среди молодежи) // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/01/13632 (дата обращения: 31.05.2017).

Исследования российского рынка труда молодежи показывают, что складывающаяся на нем ситуация характеризуется тенденцией к увеличению регистрируемой  и  скрытой безработицы, более низкой конкурентоспособностью труда молодых людей по сравнению с другими возрастными категориями населения.

Рассмотрим данную проблему подробнее путем построения дерева целей [1,2] (рис.1) и использования метода анализа иерархий, который позволяет в интерактивном режиме найти вариант (альтернативу), наилучшим образом согласующийся с пониманием сути проблемы и требованиями к ее решению.

Рисунок 1. Дерево целей.

Исходя из дерева целей, можно говорить о том, что особое внимание следует уделить следующим средствам к достижению поставленной цели: ознакомление молодежи с реалиями рынка труда на всех уровнях обучения, обеспечение получения компетенций работы, меры по повышению конкурентоспособности труда молодежи, повышение осведомленности молодежи о своих правах и возможностях в поиске работы .

Принятие решения относительно выбора наиболее подходящей альтернативы произведем на основе метода анализа иерархий.

Анализ проблемы принятия решений в МАИ начинается с построения иерархической структуры, которая включает цель, критерии, альтернативы и другие рассматриваемые факторы, влияющие на выбор.

В качестве альтернатив были выбраны следующие:

А1-Ознакомление молодежи с реалиями рынка труда на всех уровнях обучения;

А2-Обеспечение получения необходимых компетенций;

А3-Меры по повышению конкурентоспособности труда молодежи;

А4-Повышение осведомленности молодежи о своих правах и возможностях в поиске работы;

Были определены критерии – признаки, по которым производится оценка соответствия функционирования системы желаемому результату (цели) при заданных ограничениях, а именно:

  • Эффективность системы – соотношение между заданным (целевым) показателем результата функционирования системы и фактически реализованным.
  • Результативность – соответствие выхода системы желаемому результату.
  • Время-промежуток той или иной длительности, за который реализуется те или иные меры.

Далее были определены приоритеты, представляющие относительную важность или предпочтительность элементов построенной иерархической структуры, с помощью процедуры парных сравнений.

На заключительном этапе анализа был произведен синтез (линейная свертка) приоритетов на иерархии, в результате которой вычислены приоритеты альтернативных решений относительно главной цели [2,3,4,6]. Итоговое дерево иерархий представлено на рис. 2.

Рисунок 2.Дерево иерархий.

По данным линейной свертки видно, что лучшей считается альтернатива А4, поскольку она имеет максимальное значение приоритета.

Из вышеизложенного  следует, что метод повышения осведомленности молодежи о своих правах и возможностях в поиске работы является наиболее приоритетным для достижения поставленной цели.


Библиографический список
  1. Курзаева, Л.В. Введение в теорию систем и системный анализ: учеб. пособие/Л.В. Курзаева. -Магнитогорск: МаГУ, 2013. -211 с.
  2. Курзаева, Л.В. Введение в анализ данных с использованием информационных технологий: учеб.-метод. пособие/Л.В. Курзаева, И.Г. Овчинникова. -Магнитогорск: МаГУ, 2012. -60 с.
  3. Чусавитина Г. Н. Повышение конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города. Магнитогорск: МаГУ, 2010. -218 c. -С. 55-79.
  4. Курзаева Л.В. Инструменты сопряжения требований системы профессионального образования и рынка труда к конкурентоспособности ИТ-специалиста/Л.В. Курзаева//II Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании XXI века (ИТО-XXI)»: сборник научных трудов. Т. 1. -М.: НИЯУ «МИФИ», 2012. -С. 37-40.
  5. Курзаева Л.В. Структурно-функциональная модель развития конкурентоспособности будущего ИТ-специалиста в процессе профессиональной подготовки в вузе: организационно-управленческий аспект/Л.В. Курзаева//Современные проблемы науки и образования. -2012. -№ 6; URL: http://www.science-education.ru/106-7424 (дата обращения 12.06.2015).
  6. Овчинникова И.Г. Исследование уровней формирования результатов обучения в системе профессионального образования Челябинской области вуза/И.Г. Овчинникова, Л.В. Курзаева//Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. докладов по материалам Девятой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции (31 октября-1 ноября 2012 г.). -Кн. III. -Петрозаводск: ПетрГУ, 2012. -С. 228-237.


Все статьи автора «Шелеметьева Виктория Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: