УДК 811. 112.2’23: 159.942.5

ПРОБЛЕМА КАТЕГОРИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СУБЪЕКТА ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ

Кудряшов Игорь Александрович1, Головинова Полина Александровна2
1ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», доктор филологических наук, профессор кафедры теории языка и русского языка
2ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», магистрант кафедры теории языка и русского языка

Аннотация
Эмоциональный опыт и коммуникативное поведение участника диалогического взаимодействия рассматриваются в публикации как взаимозависимые сущности: эмоции могут выступать причиной / обоснованием коммуникативной активности, которая, в свою очередь, также способна предопределять процесс манифестации эмоций. Собеседники в целях коммуницирования эмоций и эмоционального опыта задействуют разнообразные стратегии, непосредственно выражают их или представляют в качестве эксплицитной темы или объекта взаимодействия.

Ключевые слова: базовые эмоции, категоризация эмоций, когниция, коммуникативный процесс, концептуальное знание, прототипическая реакция на действительность, эмоциональное состояние, эмоциональный опыт


PROBLEM OF DIALOGIC INTERLOCUTOR’S EMOTIONAL STATE CATEGORIZATION IN CONTEMPORARY LINGUISTICS

Kudryashov Igor Alexandrovich1, Golovinova Polina Alexandrovna2
1Sothern Federal University, doctor of philological science, professor of language theory and Russian language department
2Sothern Federal University, postgraduate student of language theory and Russian language department

Abstract
An interlocutor’s emotional experience and communicative behavior in dialogic interaction is interpreted in the article as interdependent entities: emotions could be the reason / motivation of the communicative activity which, in its turn, could also determine the emotion manifestation process. For communicating emotions and their emotional experience interlocutors use various strategies for direct expressing emotions or represent them as the explicit topic or object of interaction.

Keywords: basic emotions, cognitions, communicative process, conceptual knowledge, emotion categorization, emotional experience, emotional state, prototypical reaction on reality


Рубрика: Филология

Библиографическая ссылка на статью:
Кудряшов И.А., Головинова П.А. Проблема категоризации эмоционального состояния субъекта диалогической речи в современной лингвистике // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13693 (дата обращения: 30.09.2017).

Индивид всегда находится в том или ином эмоциональном состоянии. Как следствие этого, определение эмоционального опыта посредством эмотивной лексики и выражениями является наиболее разрабатываемой проблематикой в рамках любой теории эмоций. Признается, что любая базовая эмоция реализуется в форме уникального прототипического субъективного чувства [1, с. 17]. Эмоционально окрашенная лексика – это языковые маркеры базовых эмоций. По всей видимости, индивид согласует прототипическую реакцию на действительность с имеющимися в его распоряжении вербальными ярлыками.

Накопленное в результате предшествующего опыта концептуальное знание, с опорой на которое индивид категоризует эмоцию, испытываемую в данный момент, актуализуется в сенсорно-двигательной зоне коры головного мозга, находит непосредственное отражение в текущем сообщении. Язык, другими словами, играет конструктивную роль в реализации и манифестации эмоции, поскольку дает возможность индивиду приобретать, организовывать и использовать концептуальное знание, которое предстает важным элементом  не только текущего восприятия эмоций, но и эмоционального опыта в целом.

В рамках компонентно-процессуальной модели, разработанной К.Р. Шерером, эмоция определяется как «эпизод взаимозависимых, синхронизированных изменений в состояниях всех пяти (или большинства) организмических подсистем как реакция на оценку внешнего или внутреннего стимула, оптимально соответствующая главным потребностям организма» [2]. Компонентами эмоционального проявления организма являются соответствующие состояния пяти подсистем и процессы, предполагающие координированные изменения, которые фиксируются с течением времени.

Таблица 1. выявляет отношения между компонентами и подсистемами, а также главные подуровни и функции организма. Три из этих компонента обладают статусом модальностей эмоции и ее выражения, телесной манифестации эмоции и ее стимула, субъективного эмоционального опыта индивида. Все подсистемы, лежащие в основании компонентов эмоции, функционируют преимущественно независимо друг от друга. Особая природа эмоции как гипотетический конструкт включает в себя координацию и синхронизацию всех подсистем в момент актуализации эмоции, стимулом для которой послужила оценка того или иного объекта, факта или явления действительности.

Таблица 1. Отношения между организмическими подсистемами и функциями и компонентами эмоции

 

функция эмоции

организмическая подсистема и главный подуровень

 

компонент эмоции

оценка объектов и событий

переработка информации (центральная нервная система)

когнитивный компонент (оценка)

регулирование системы

поддержка (центральная нервная система, нейроэндокринная система, автономная нервная система)

нейрофизиологический компонент (телесная манифестация)

подготовка и управление действием

выполнение действия (центральная нервная система)

мотивационный компонент (направление действия)

коммуницирование реакции и поведенческого намерения

действие (соматическая нервная система)

компонент моторного выражения (мимика лица и высота голоса)

мониторинг внутреннего состояния и взаимодействия организма с внешней средой

контроль (центральная нервная система)

компонент субъективного чувства (эмоциональный опыт)

Определение эмоции, данное выше, предполагает тот факт, что она четко дифференцируется от таких феноменов, как чувство, настроение, отношение к чему-л. или кому-л. Как показано на Таблице 1., компонентно-процессуальная модель эмоции интерпретирует чувство как субъективный эмоциональный опыт, а именно как такой компонент эмоции, который выполняет функцию контроля и регулирования поведением. Фактически, полагается, что чувства интегрируют собой «ключевую репрезентацию эмоционального реагирования, стимулом для которого послужила оценка действительности» [3]. Другими словами, чувства отражают когнитивную модель оценки, а также мотивационную и соматическую реакцию, которая лежит в основании субъективного опыта в момент актуализации эмоции.

Когнитивная наука устанавливает важную связь между лингвистическим и концептуальным знанием. Язык предстает средством овладения новыми концептами на всем протяжении жизни человека. Будучи приобретенными индивидом, лингвистические концепты взаимодействуют с когнитивными и перцептуальными процессами, преобразуя память индивида о воспринятых объектах, и тем самым предопределяя категориальную репрезентацию этих объектов. Неврологические изыскания показали, что язык на основе восприятия способен формировать информацию посредством установления гибких взаимосвязей между сенсорными сегментами мозга и орбитофронтальной корой мозга, тем сегментом, функция которого заключается в репрезентации семантического знания [4].

Подобным образом преобразуется и концептуальная информация о воспринимаемых объектах, в том числе о том, какие чувства испытывает собеседник в момент диалогического общения. Язык, таким образом, способствует формированию актов восприятия эмоций, а сами эмоции, выступая своеобразными сигналами, выполняют коммуникативную функцию.

В отличие от сигналов естественного языка, эмоции не обладают пропозициональным содержанием [5]. Значение пропозиционального сигнала формируется как комбинирование значений его частей в соответствии с той синтаксической структурой, которую манифестирует данный сигнал. Части не пропозициональных сигналов, каковыми являются эмоции, не обладают каким-либо значением. Каждый эмоциональный сигнал ассоциируется со специфической физиологической моделью, которая имеют свою собственную нейрохимическую основу. С опорой на данное положение разрабатывается коммуникативная теория эмоций.

Главный постулат этой теории заключается в том, что архитектура ментальной сферы индивида представляет собой иерархию отдельных процессоров или модулей, которые параллельно осуществляют переработку информации, поступающей извне. Эмоции «запускаются» когнитивной оценкой этой информации, осуществляемой на любом из уровней указанной иерархии. Эмоциональные сигналы и пропозициональные сигналы оценки эмоций – это разные коммуникативные процессы, имеющие место в коре головного мозга.   Вследствие того что базовые эмоции не обладают пропозициональным содержанием, их отражение в сознании формирует эмоциональный опыт индивида без осознания причин, порождающих ту или иную эмоцию.

Однако индивид осознает пропозициональное содержание причины актуализации эмоции с опорой на предметы реальной действительности, на которые эмоции направлены. Некоторые базовые эмоции – счастье, печаль, гнев и страх – могут актуализоваться при отсутствии предмета, который вызывает эти эмоции. Другие базовые эмоции – любовь, ненависть, отвращение – актуализуются лишь при наличии определенного предмета, вызывающего эти эмоции.  Информация о базовых эмоциях суммируется в Таблице 2.

Выделяются также комплексные эмоции, которые формируются на основе базовых эмоциональных состояний. Они возникают в результате оценки, которая в необходимом порядке обладает пропозициональным содержанием, сознательно ощущаются и имеют непосредственное отношение к «Я» индивида (а именно к ментальной модели, которую индивид имеет о своем «Я»), собственным идеалам. Данные эмоции включают в себя ревность (страх, гнев и ненависть как результат оценки третьего лица, угрожающего взаимоотношениям), смущение / замешательство (страх быть высмеянным как результат оценки подобной возможности) и т.д. В рамках комплексных эмоций пропозициональное содержание функционирует как своего рода «спусковой крючок». Интенсивность их проявления предопределяется культурными реалиями и индивидуальным развитием субъекта. Эмоции, проявляемые в жестах, выражении лица, языковой манифестации, – это также способ общения с другими. Они часто порождают эмпатию с другими, являются основой поддержания взаимоотношений с другими (например, счастливое сотрудничество или злобный, неуправляемый конфликт).

Таблица 2. Базовые эмоции

эмоция причина, порождающая эмоцию следствие актуализации эмоции
счастье достижение цели стремление продолжить это эмоциональное состояние, нацеленность на сотрудничество
печаль неудача в достижении цели / потеря / расставание поиск нового плана действий, инертность, отказ от отношений
гнев/ раздражение препятствия в достижении цели агрессия, конфликт с другими
страх/ беспокойство угроза самосохранению стремление уединиться или быть с другими
любовь/ привязанность забота о ком-либо поддержание отношений
родительская любовь забота о своих детях воспитание и защита своих детей
сексуальная любовь забота о партнере ухаживание, сексуальная активность
ненависть объект эмоции игнорирование
отвращение какая-либо неприятная сущность отвержение

Инициируемые индивидом эмоции и сообщения обладают разным неврологическим статусом, поскольку в соответствии с различными внутренними состояниями индивида они по-разному экстернализируются. Сообщения передаются через коммуникативные каналы языка. Эмоции выражаются, главным образом, с опорой на фактор аналогии (через мимику лица, характеристики голоса, положение рук и т.д.). В связи с этим, исследование эмоций, начиная с изысканий Ч. Дарвина (1872) осуществлялось преимущественно в русле невербальной коммуникации. В частности, голос и руки задействуются в разных коммуникативных системах: голос производит крик, руки – жесты, когда используются в формате аналогии, однако, формируют слова и знаки соответственно, когда задействуются при реализации коммуникативной функции языка.

Разграничение понятий когниции и эмоции на внутреннем психологическом и внешнем коммуникативном уровне может быть осуществлено с опорой на исследования, выполняемые в таких сферах, как патология языка и приобретение языковых навыков у детей. В частности, когнитивная недееспособность не влечет за собой эмоциональные расстройства: афазия (на примере детей с синдромом Дауна) не порождает проблемы, связанные с невербальным выражением эмоций. Изыскания, посвященные усвоению языка детьми второго года жизни, показали, что одновременно с языком формируется и соответствующая система выражения эмоций. Л. Блум выявила, что слова, в период их освоения ребенком, как и сама речь, фактически, не заменяют выражения эмоций. Дети начинают учить язык как новую систему выражения содержания своих воззрений и желаний, одновременно продолжая выражать испытываемые в связи с этим содержанием чувства посредством выражения эмоций [6, p. 89].

Тезис, в соответствии с которым эмоция и когниция обладают собственными каналами экстернализиции, не означает, что эмоции не оказываются доступными для вербализации. Дети – и, конечно же, взрослые – способны говорить об испытываемых эмоциях, сообщать о том, что они чувствуют в данный момент. Ребенок может сказать: «Этот суп невкусный» вместо того (или в дополнение), чтобы выразить свое недовольство мимикой лица или жестами. Однако вербальное сообщение и невербальная манифестация испытываемых эмоций качественно представляют собой разные способы коммуникации. При невербальном отражении чувства выражаются непосредственно, в вербальном сообщении сообщается о концептуализации испытываемых чувств. Процесс коммуницирования когнитивного и вербального содержания сообщения может быть представлен в виде Схемы 1.

Схема 2. Коммуницирование когнитивного и эмоционального содержания сообщения

В условиях коммуникативного процесса любое явление и факт действительности может стать объектом концептуализации, основой для высказывания об этом объекте. На Схеме 1. это обозначено стрелками, направленными к когниции, репрезентирующими ввод из различных источников, включая эмоции. Аналогичным образом, эмоции могут быть активированы стимулами, исходящими из различных систем ввода, включая мысли. На схеме это также указано стрелками, направленными к эмоции.

Согласно Схеме 1., эмоции могут быть экстернализованы двумя способами:

1) непосредственно прямым способом с опорой на невербальные и паралингвистические средства;

2) косвенным способом, когда эмоция концептуализуется, а затем вербализуется.

В схеме также содержится и проблемное положение: может ли эмоция получать вербализацию на уровне высказывания, минуя предварительную стадию концептуализации? Это положение манифестируется посредством стрелки от эмоции – к вербальному высказыванию.

Таким образом, язык в аспекте выражения эмоций функционирует многогранным образом. Посредством языка сообщается о специфическом эмоциональном опыте, который непосредственно предшествует актам вербализации. В этом отношении язык выступает важным средством межличностной коммуникации. Язык также способен видоизменять эмоции: «облачение» эмоционального опыта в словесную канву эксплицирует испытываемую эмоцию, делает ее осознаваемой, что, в свою очередь, становится основой нового эмоционального опыта.


Библиографический список
  1. Лисенкова О.А. Синтаксическая транспозиция в мужской и женской аффективной речи (на материале английского языка): автореф. дис.    … канд. филол. наук. Нижний Новгород, 2007.
  2. Scherer K.R. «Toward a Dynamic Theory of Emotion: The Component Process Model of Affective States»’, Geneva Studies in Emotion and Communication 1: 1987, 1 – 98 // http://www.unige.ch/fapse/emotion/genstudies/genstudies.html.
  3. Scherer K.R. Feelings Integrate the Central Representation of Appraisal Driven Response Organization in Emotion // Feelings and Emotions: TheAmsterdamSymposium.Cambridge:CambridgeUniversityPress, 2004. P. 136–57.
  4. Pessoa L, Adolphs R. Emotion Processing and the Amygdala: from a ‘Low Road’ to ‘Many Roads’ of Evaluating Biological Significance // Nature Reviews Neuroscience. 2010. № 11. P. 773–782.
  5. Сахнюк С.В., Запорожченко Н.В., Лисецкая Е.Я., Лисецкий М.А., Ефремова Н.Г., Тушинская Н.В. Эмоциональный фон и восприятие эмоционального сигнала // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13063 (дата обращения: 19.12.2015).
  6. Bloom L. The Transition from Infancy to Language: Acquiring the Power of Expression. Cambridge: Cambridge University Press, 1993.


Все статьи автора «Кудряшов Игорь Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: