Исследование психологических аспектов девиантного поведения подростков всегда будет являться актуальным. Е.В. Куприянчук отмечает, что в подростковом возрасте наблюдается нестабильная психическая организация на эмоциональном, интеллектуальном уровнях. Частая смена настроения, тревожность, неустойчивый уровень самооценки могут повлиять на формирование аутоагрессии [1]. Изучение различных сторон психической деятельности подростков с разными формами девиантного поведения необходимы для адекватного понимания их поступков, а также для профилактического и коррекционного воздействия[2]. Особую значимость в психологической теории и практике приобретают исследования девиаций у подростков с различными нарушениями развития[3]. В настоящее время остро ощущается дефицит исследований, направленных на выявление суицидального риска у подростков с ограниченными возможностями здоровья.
К суицидальному поведению можно отнести вид отклоняющегося поведения, представляющий угрозу здоровью и жизни личности, характеризующийся различным масштабом проявлений, являясь результатом соединения предрасполагающих факторов [4]. В нашем понимании суицидальный риск можно трактовать как степень возможности возникновения суицидальных проявлений как внутреннего (мысли, представления, переживания), так и внешнего (суицидальные действия, поступки) характера. Этиологией риска суицида можно считать личностную дезадаптацию подростка. Следствием такой дезадаптации является доминирование суицидальной мотивации[5]. Огромное влияние на формирование суицидальных тенденций в подростковом возрасте оказывает наличие дисфункций в семейных отношениях. К таковым мы относим: гиперопеку, безнадзорность, эмоциональную изоляцию, а также физическое и психическое насилие по отношению к подростку[6].
Наличие речевых нарушений, так или иначе, препятствуют нормальной речевой коммуникации, затрудняют возможности социальной адаптации, межличностного общения. В зависимости от степени тяжести нарушения и фиксированности на нём, могут возникнуть следующие психологические состояния: эмоциональное напряжение, возбудимость, тревожность, импульсивность, неадекватная самооценка аффективные реакции и т.д. [7]. Наличие вышеперечисленных характеристик вполне реально могут стать основой для доминирования суицидальных мотивов.
Целью настоящего исследования является выявление уровня склонности к суицидальному риску подростков с нарушениями речи по сравнению с нормально развивающимися подростками. Всего в эксперименте приняло участие 40 подростков. Поясним, что у 20 испытуемых диагностированы различные речевые расстройства. Остальную часть выборки составили 20 нормально развивающихся подростков без речевых нарушений. Возраст испытуемых от 13 до 14 лет.
В рамках психодиагностического инструментария использовались следующие методики:
- Опросник «Ауто–и гетероагрессия» (Е. П. Ильин) [8].
- Шкала безнадежности Бека (Hopelessness Scale, Beck) [9].
Перед предъявлением диагностического материала испытуемым были даны устные инструкции по работе с текстами методик. При проведении исследования материал подавался в одинаковой форме и единообразно для двух групп испытуемых.
Рассмотрим результаты диагностики склонности к суицидальному риску. Обозначим испытуемых без нарушений речи как группу 1 (далее Г1), а с нарушениями речи как группу 2 (далее Г2).
При использовании методики Шкала безнадежности Бека (Hopelessness Scale, Beck), мы получили следующие результаты: В Г1 у 25% подростков безнадежность не выявлена, у 40 % выявлена легкая безнадежность, у 20 % умеренная и тяжелая степень безнадежности у 15 %. В Г2 у 15% подростков безнадежность не выявлена, у 35 % выявлена легкая безнадежность, у 20 % умеренная и тяжелая степень безнадежности у 30 %. По результатам применения данной методики, можно сделать вывод, что у подростков с нарушениями речи в 2 раза больше наблюдается тяжелая безнадежность 30 %, тогда как у подростков без нарушений речи данный показатель равен 15 %.
Используя методику «Ауто– и гетероагрессия» (Е. П. Ильин), получены следующие показатели: в Г1 преобладает склонность к гетероагрессии (75 %). Выраженность аутоагрессии составляет 25 %. В Г2 показатели ауто– и гетероагрессии разделились на равные части (50 % и 50 %). Можно констатировать, что у подростков с речевыми нарушениями оказались более выражены аутоагрессивные тенденции.
Таким образом, можно сказать, что для подростков с нарушениями речи в большей степени характерна аутоагрессия и высокий уровень безнадежности. Прослеживается сочетание безнадежности и аутоагрессивных тенденций.
Выявленные данные говорят о том, что исследование суицидального риска должно обязательно входить в диагностическую работу психолога специальной школы. На наш взгляд, вышеперечисленные методики могут быть использованы для скрининговой оценки совершения аутоагрессивных действий. Адекватность и своевременность построения психопрофилактических мероприятий в данном аспекте всецело зависит от правильно подобранного психодиагностического инструментария. Обозначенная психологическая профилактика должна быть внедрена в соответствующий блок комплексной системы сопровождения подростка с отклонениями в развитии. Эта система понимается нами как комплекс мероприятий, направленных на разработку и внедрение условий и возможностей для социальной адаптации, обучения, психофизического развития подростка с особыми образовательными потребностями с учетом индивидуально-личностных особенностей и степени выраженности отклонений[10].
Библиографический список
- Куприянчук Е.В. Динамика суицидальных представлений у подростков // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2015. № 5. С.50-57.
- Куприянчук Е.В., Блинкова Х.А. Социально-психологические особенности подростков с делинквентным поведением: сравнительный контекст // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2015. № 4. С.69-75.
- Шипова Л.В. Изучение склонности подростков реабилитационного центра из неблагополучных семей к девиантным формам поведения // В мире научных открытий. 2014. № 11.1 (59). С. 546-559.
- Шаров А.А. Характеристика суицидального поведения как варианта аутоагрессии // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59029 (дата обращения 13.12.2015)
- Рудзинская Т.Ф., Шаров А.А. Мотивационный аспект суицидального поведения // Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Новосибирск, 2015. С.143-145
- Шаров А.А., Рудзинская Т.Ф. Влияние семьи на склонность к суицидальному риску в детском и подростковом возрасте // Вестник научного сообщества: Актуальные проблемы психолого-педагогического и специального образования: Сборник статей молодых исследователей. – М.: Издательство «Перо», 2015. С. 167-173
- Калягин, В.А. Логопсихология : учебное пособие. М.: Академия, 2006. 320 с.
- Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб, 2004. 701 с.
- Психодиагностика стресса: практикум / сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина, КГТУ. Казань: КНИТУ, 2012. 212 с.
- Шаров А.А. Современное понимание термина «Психолого-педагогическое сопровождение» и его трактовка в русле специального образования // Психология, социология и педагогика. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/11/6080 (дата обращения 14.12.2015)