УДК 159.99

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Шаров Алексей Александрович
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
соискатель кафедры социальной психологии образования и развития

Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению вопроса о склонности к суицидальному риску подростков с нарушениями речи.

Ключевые слова: аутоагрессия, безнадежность, девиантное поведение, суицидальный риск


PSYCHOLOGICAL DIAGNOSIS OF SUICIDE RISK IN ADOLESCENTS WITH SPEECH DISORDERS

Sharov Alexey Aleksandrovich
Saratov State University
Applicant of the Chair of Social Psychology of Education and Development

Abstract
This article deals with the question of the propensity to risk of suicidal adolescents with speech disorders.

Keywords: autoaggression, deviant behavior, hopelessness, suicide risk


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Шаров А.А. Психологическая диагностика суицидального риска у подростков с нарушениями речи // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13577 (дата обращения: 28.05.2017).

Исследование психологических аспектов девиантного поведения подростков всегда будет являться актуальным. Е.В. Куприянчук отмечает, что в подростковом возрасте наблюдается нестабильная психическая организация на эмоциональном, интеллектуальном уровнях. Частая смена настроения, тревожность, неустойчивый уровень самооценки могут повлиять на формирование аутоагрессии [1].  Изучение различных сторон психической деятельности подростков с разными формами девиантного поведения необходимы для адекватного понимания их поступков, а также для профилактического и коррекционного воздействия[2]. Особую значимость в психологической теории и практике приобретают исследования девиаций у подростков с различными нарушениями развития[3].  В настоящее время остро ощущается дефицит исследований, направленных на выявление суицидального риска у подростков с ограниченными возможностями здоровья.

К суицидальному поведению можно отнести вид отклоняющегося поведения, представляющий угрозу здоровью и жизни  личности, характеризующийся различным масштабом проявлений, являясь результатом соединения предрасполагающих факторов [4]. В нашем понимании суицидальный риск можно трактовать как степень возможности возникновения суицидальных проявлений как внутреннего (мысли, представления, переживания), так и внешнего (суицидальные действия, поступки) характера. Этиологией риска суицида можно считать личностную дезадаптацию подростка.  Следствием такой дезадаптации  является доминирование суицидальной мотивации[5]. Огромное влияние на формирование суицидальных тенденций в подростковом возрасте оказывает наличие дисфункций в семейных отношениях. К таковым мы относим: гиперопеку, безнадзорность, эмоциональную изоляцию, а также физическое и психическое насилие по отношению к подростку[6].

Наличие речевых нарушений, так или иначе, препятствуют нормальной речевой коммуникации, затрудняют возможности социальной адаптации, межличностного общения. В зависимости от степени тяжести нарушения и фиксированности на нём, могут возникнуть следующие психологические состояния: эмоциональное напряжение, возбудимость, тревожность, импульсивность, неадекватная самооценка аффективные реакции и т.д. [7]. Наличие вышеперечисленных характеристик вполне реально могут стать основой для доминирования суицидальных мотивов.

Целью настоящего исследования является выявление уровня склонности к суицидальному риску подростков с нарушениями речи по сравнению с нормально развивающимися подростками. Всего в эксперименте приняло участие 40 подростков. Поясним, что у 20 испытуемых  диагностированы различные речевые расстройства. Остальную часть выборки составили 20 нормально развивающихся  подростков без речевых нарушений. Возраст испытуемых от 13 до 14 лет.

В рамках психодиагностического инструментария использовались следующие методики:

  1. Опросник «Ауто–и гетероагрессия» (Е. П. Ильин) [8].
  2. Шкала безнадежности Бека (Hopelessness Scale, Beck) [9].

Перед предъявлением диагностического материала испытуемым были даны устные инструкции по работе с текстами методик. При проведении исследования материал подавался в одинаковой форме и единообразно для двух групп испытуемых.

Рассмотрим результаты диагностики склонности к суицидальному риску. Обозначим испытуемых без нарушений речи как группу 1 (далее Г1), а с нарушениями речи как группу 2 (далее Г2).

При использовании методики Шкала безнадежности Бека (Hopelessness Scale, Beck), мы получили следующие результаты: В Г1 у 25% подростков безнадежность не выявлена, у 40 % выявлена легкая безнадежность, у 20 % умеренная и тяжелая степень безнадежности у 15 %. В Г2 у 15% подростков безнадежность не выявлена, у 35 % выявлена легкая безнадежность, у 20 % умеренная и тяжелая степень безнадежности у 30 %. По результатам применения данной методики, можно сделать вывод, что у подростков с нарушениями речи в 2 раза больше наблюдается тяжелая безнадежность 30 %, тогда как у подростков без нарушений речи данный показатель равен 15 %.

Используя методику «Ауто– и гетероагрессия» (Е. П. Ильин), получены следующие показатели: в Г1 преобладает склонность к гетероагрессии (75 %). Выраженность аутоагрессии составляет 25 %. В Г2 показатели ауто– и гетероагрессии разделились на равные части (50 % и 50 %). Можно констатировать, что у подростков с речевыми нарушениями оказались более выражены аутоагрессивные тенденции.

Таким образом, можно сказать, что для подростков с нарушениями речи в большей степени характерна аутоагрессия и высокий уровень безнадежности. Прослеживается сочетание безнадежности и аутоагрессивных тенденций.

Выявленные данные говорят о том, что исследование суицидального риска должно обязательно входить в диагностическую работу психолога специальной школы. На наш взгляд, вышеперечисленные методики могут быть использованы для скрининговой оценки совершения аутоагрессивных действий. Адекватность и своевременность построения психопрофилактических мероприятий в данном аспекте всецело зависит от  правильно подобранного психодиагностического инструментария. Обозначенная психологическая профилактика должна быть внедрена в соответствующий блок комплексной системы сопровождения подростка с отклонениями в развитии. Эта система понимается нами как комплекс мероприятий, направленных на разработку и внедрение условий и  возможностей для социальной адаптации, обучения, психофизического развития подростка с особыми образовательными потребностями с учетом индивидуально-личностных особенностей и степени выраженности отклонений[10].


Библиографический список
  1. Куприянчук Е.В. Динамика суицидальных представлений у подростков // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2015. № 5. С.50-57.
  2. Куприянчук Е.В., Блинкова Х.А. Социально-психологические особенности подростков с делинквентным поведением: сравнительный контекст // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2015. № 4. С.69-75.
  3. Шипова  Л.В. Изучение склонности подростков реабилитационного центра из неблагополучных семей к девиантным формам поведения // В мире научных открытий. 2014. № 11.1 (59). С. 546-559.
  4. Шаров А.А. Характеристика суицидального поведения как варианта аутоагрессии // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59029 (дата обращения 13.12.2015)
  5. Рудзинская Т.Ф., Шаров А.А. Мотивационный аспект суицидального поведения  // Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Новосибирск, 2015.  С.143-145
  6. Шаров А.А., Рудзинская Т.Ф. Влияние семьи на склонность к суицидальному риску в детском и подростковом возрасте // Вестник научного сообщества: Актуальные проблемы психолого-педагогического и специального образования: Сборник статей молодых исследователей. – М.: Издательство «Перо», 2015. С. 167-173
  7. Калягин, В.А. Логопсихология : учебное пособие. М.: Академия, 2006. 320 с.
  8. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб, 2004. 701 с.
  9. Психодиагностика стресса: практикум / сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина, КГТУ. Казань: КНИТУ, 2012. 212 с.
  10. Шаров А.А. Современное понимание термина «Психолого-педагогическое сопровождение» и его трактовка в русле специального образования // Психология, социология и педагогика. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/11/6080 (дата обращения 14.12.2015)


Все статьи автора «Шаров Алексей Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: