За последние несколько лет в России был разработан целый ряд федеральных программ и законодательных актов, посвященных территориальному развитию. Попытки создания свободных экономических зон, начавшиеся в 1990-х гг., не принесли положительных результатов. Дальнейший пересмотр подходов к формированию территорий экономического роста привел к решению о создании в России особых экономических зон (ОЭЗ). С принятием в 2005 г. Закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» определен как правовой режим создания и функционирования ОЭЗ на территории России, так и условия предпринимательской деятельности на их территории, предусматривающие введение налоговых инструментов. Целью создания особых экономических зон было стремление сформировать высокотехнологичные отрасли экономики и импортозамещающие производства, развить санаторно-курортную и туристскую сферы, стимулировать формирование судостроительной (судоремонтной) и транспортно-логистической системы. Поэтому прослеживается видовая направленность таких зон (промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портово-логистические).
Для всех типов особых экономических зон имеются общие налоговые льготы:
пониженная ставка налога на прибыль;
освобождение от уплаты налога на имущество на срок от 5-10 лет;
преференции по транспортному налогу;
освобождение от уплаты земельного налога на 5-10 лет.
В зависимости от типа ОЭЗ инвесторам могут быть предоставлены дополнительные льготы:
освобождение от НДС;
ускоренная амортизация (повышающий коэффициент к основным средствам);
пониженные тарифы страховых взносов на переходный период.
Также добавим таможенные преференции – режим свободной таможенной зоны, который означает, что все импортируемое сырье и технологические компоненты будут ввозиться в зону и вывозиться за рубеж без уплаты НДС и таможенной пошлины.
Несмотря на ряд проблем и некоторые трудности их организации, особенно в дальневосточных регионах, в целом достигнуты определенные успехи: создано 28 ОЭЗ, из которых 14 – туристско-рекреационных, 6 – промышленно-производственных 5 – технико-внедренческих и 3 – портовые (резиденты есть не во всех). В таблице 1 приведена результативность создания ОЭЗ на территории Российской Федерации со времени их создания и по 2014г.[1].
Таблица 1. Результативность создания ОЭЗ*
показатель |
ед. изм. |
значение |
Количество резидентов | ед. |
375 |
Количество созданных рабочих мест | ед. |
13 608 |
Общий объем инвестиций | млн. руб. |
142 344 |
Объем выручки (за вычетом НДС, акцизов) | млн. руб. |
148 326 |
Объем налогов, уплаченных резидентами в бюджеты всех уровней | млн. руб. |
14 703 |
Объем таможенных платежей, уплаченных резидентами | млн. руб. |
15 481 |
Объем используемых налоговых льгот и льгот по уплате таможенных платежей, полученных резидентами | млн. руб. |
17 758 |
* По состоянию на конец 2014 г.
Основное преимущество ОЭЗ – предоставление инвесторам созданной за счет средств государственного бюджета инфраструктуры (дороги, коммуникации, здания, энергообеспечение и т.д.), что снижает издержки на организацию новых производств или развитие бизнеса.
Совершенно новым этапом государственной политики по формированию точек роста российской экономики стало принятие в 2014г. Закона «О создании территорий опережающего социально-экономического развития» (ТОСЭР)[2]. Отличия ТОСЭР от других зон экономического роста заключаются в предоставлении целого пакета льгот и преференций: налоговые льготы, льготы по страховым платежам, льготные ставки арендной платы; возможность применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны; льготное подключение к объектам инфраструктуры; использование наиболее эффективных технических регламентов; наличие на территориях опережающего развития отделений МВД, ФМС, ФНС и других ведомств; особый режим землепользования; особый режим государственного, а также муниципального контроля; предоставление государственных услуг на ТОСЭР; применение технических и санитарных регламентов наиболее развитых стран; возможность в ускоренном и льготном порядке привлекать к трудовой деятельности квалифицированный иностранный персонал.
Отметим, что набор льгот и перечень разрешенных видов деятельности для каждой территории принимается отдельным решением. Для применения льгот в предпринимательской деятельности в ТОСЭР, также как и в ОЭЗ, необходимо получить статус резидента. Резиденты ТОСЭР не разрешается иметь представительства или филиалы за пределами территории, вид деятельности должен соответствовать допустимому перечню. Так, например, для ТОСЭР, расположенной на территории Республики Саха (Якутия), «Индустриальный парк Кангалассы» определен 51 вид предпринимательской деятельности [3].
Предоставление налоговых льгот является широко используемым методом стимулирования экономики. Сравнительная характеристика налоговых льгот особых экономических зон разных стран (рисунок 1) показывает, что налоговый режим на территории России стал более гибким [4, стр. 59]. Предполагается, что пакет больших льгот поможет привлечь инвестиции и значительно ускорить окупаемость проектов.
Рисунок 1. Налоговые ставки особых экономических зон разных стран.
На ноябрь 2015г. в дальневосточных регионах созданы девять ТОСЭР: по два в Амурской области, Приморском и Хабаровском краях, по одному – в Республике Саха (Якутия), Камчатском крае и Чукотском автономном округе.
Еще одна разновидность особых экономических зон – Свободный порт Владивосток (СПВ)[5], который представляет собой часть территории Приморского края, на которой установлены меры государственной поддержки предпринимательской деятельности.
Финансовое обеспечение создания (модернизации) на территории свободного порта Владивосток объектов транспортной, энергетической, коммунальной, инженерной, социальной, инновационной и иных инфраструктур (далее – объекты инфраструктуры свободного порта Владивосток) осуществляется за счет средств внебюджетных источников. Также могут применяться механизмы государственно-частного партнерства, в том числе за счет ассигнований федерального бюджета, бюджета Приморского края, бюджетов муниципальных образований, территории которых входят в состав территории свободного порта Владивосток (в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации).
Целью данного исследования является сравнительный анализ условий производства алмазодобывающей, алмазогранильной и ювелирной отраслей в различных условиях: кластерном производстве, особой экономической зоны, ТОСЭР и в условиях Свободного порта. Кластерная организация производства каких-либо налоговых льгот законодательно не предусматривает. Сравнение различных налоговых режимов ОЭЗ, ТОСЭР и СПВ приведено в таблице 2.
Таблица 2. Налоговые преференции для резидентов различных экономических зон
Налог |
Действующая система в обычном режиме |
резиденты ОЭЗ |
резиденты ТОСЭР |
резиденты СП Владивосток |
Налог на прибыль |
20% |
Пониженная ставка, но не менее 13,5 % |
0% на 5 лет, 10% на следующие 5 лет |
первые 5 лет 0% – в ФБ, не более 5% – в РБ в следующие 5 лет: 2% – в ФБ, не менее 10% – в РБ |
Налог на имущество |
2,2% |
Освобождение на 5 лет |
0,5% на первые 5 л, |
0% |
Земельный налог |
до 1,5% – определяется муниципальным органом |
Освобождение на 5 лет |
0% на первые 5 лет |
0% |
Транспортный |
в зависимости от вида транспортного средства |
Освобождение на 5 лет |
- |
- |
НДС |
10-18% в зависимости от вида товара |
При ввозе товаров в ОЭЗ не уплачивается. При реализации товаров в ОЭЗ – ставка 0 % |
заявительный порядок возмещения НДС, 0% НДС на импорт для переработки |
ускоренная процедура возмещения НДС |
Социальные платежи |
34% |
14 % |
7,6% |
7,6% |
Таможенные пошлины, сборы, акцизы |
в зависимости от вида товара, таможенная пошлина 6,5% |
Льготы не для всех |
может быть свободная таможенная зона 0% ввозные и вывозные таможенные пошлины |
Свободная таможенная зона беспошлинный ввоз, вывоз и хранение товаров. |
Налог на добычу полезных ископаемых |
Глава 26 Налогового кодекса РФ |
Понижающий коэффициент: 0 – на 2 года 0,2 – на 3-4 год 0,4 – на 5-6 год 0,6 – на 7-8 год 0,8 – на 9-10 год |
Понижающий коэффициент:
|
Необходимо также отметить, что не все виды деятельности СПВ попадают под льготные налоговые и таможенные преференции: исключены деятельность финансовая и страховая, торговля оптовая и розничная [6]. Также наблюдательным советом СПВ [7] определено, что резиденты СПВ не вправе осуществлять такие виды деятельности как:
добыча нефти и природного газа;
деятельность административная и другие сопутствующие услуги (за исключением аренды и лизинга сельхозмашин, транспортных средств, строительной техники, прочего оборудования);
производство подакцизных товаров за исключением авто-мототехники, моторных масел и топлива.
Наиболее привлекательным для инвесторов и предпринимателей на территории СПВ является применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны. За счет ввозимых беспошлинно импортных компонентов возможно создание импортозамещающих производств, ориентированных на внутренний рынок: производство компьютерной, бытовой, автомобильной и иной техники. Новый импульс к развитию получат обрабатывающие производства, ориентированные в том числе на экспорт: изделий из древесины, минеральных удобрений, нефтехимические, наукоемких продуктов, биопрепаратов и т.д.
Производство алмазодобывающей, алмазогранильной и ювелирной отраслей сопряжено с использованием экспортно-импортных операций, связанных с уплатой различных таможенных платежей. К таможенным платежам относят: ввозную и вывозную пошлины, акцизы и таможенные сборы, взыскиваемые при пресечении товаров через таможенную территорию РФ, налог на добавленную стоимость (НДС). Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного Союза (ТК ТС) [8] и Договором Евразийского экономического союза [9] (с 01 января 2015г.).
Тарифные льготы (освобождение от платежей таможенных пошлин) – предоставляются в зависимости от предназначения ввозимых товаров, т.е. товары, в отношении которых предоставляются тарифные льготы, должны использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот (например, импортные комплектующие для производства техники).
Тарифные льготы, случаи и порядок их предоставления при ввозе определен главой 9 ТК ТС и международными договорами:
- Приложением №6 Договора о Евразийском экономическом союзе;
- пунктом 7 Решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» [10];
- Решением Комиссии Таможенного союза от 27.01.2010 N 169 «О предоставлении тарифных льгот по уплате ввозных таможенных пошлин хозяйствующим субъектам, осуществляющим производство моторных транспортных средств» [11];
- при ввозе отдельных категорий товаров на территорию Таможенного союза Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 728 (в ред. от 23.04.2015) [12].
Полномочиями по определению Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза наделена Комиссия Евразийского экономического Союза.
Тарифные преференции применяются в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров (ст.36 Договора [9]):
- на ввозимые товары из развивающихся стран – ставки ввозных таможенных пошлин определены в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического Союза;
- на ввозимые товары из наименее развитых стран – нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.
Решением Комиссии Таможенного союза [10] утверждены:
- Перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза (с изменениями от 16 мая 2012 г. – решение Коллегии Евразийской экономической комиссии №46);
- Перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза (в редакции решения Совета Евразийской экономической комиссии №35 от 23.04.2015);
- Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции (с изменениями от 26 марта 2013 г. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии № 57).
Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран утверждены Договором о Евразийском экономическом союзе.
Помимо тарифных льгот и преференций могут использоваться особые таможенные процедуры, установленные Таможенным кодексом Таможенного союза (раздел 6): таможенная процедура временного ввоза (допуска), специальная таможенная процедура, таможенная процедура свободной таможенной зоны, таможенная процедура свободного склада.
Для производства алмазодобывающей, алмазогранильной и ювелирной отраслей интерес вызывает таможенная процедура свободной таможенной зоны. Данная процедура может применяться на территории свободных экономических зон или на части ее территории. Вопросы свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны регулируются «Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» [13].
Этим же документом регулируются вопросы таможенной процедуры свободного склада (таможенной процедуры, при которой товары размещаются и используются на свободном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза).
Тарифные льготы в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, установлены статьей 35 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» [14]. Последними изменениями законодательных актов снижены ставки вывозных таможенных пошлин на отдельные виды товаров, вывозимые из Российской Федерации за пределы Евразийского экономического союза, в том числе на бриллианты – нулевая ставка [15].
Проведенный обзор тарифных и налоговых преференций дает основания для формирования в Республике Саха (Якутия) территории опережающего социально – экономического развития алмазно-бриллиантовой и ювелирной направленности, где благодаря предоставляемым законодательством таможенным и налоговым льготам, стимулирующих экспорт, алмазогранильные и ювелирные предприятия республики могут более динамично развиваться. Кроме того, для эффективного развития на территории ТОСЭР обязательно должны быть таможенный пост, пробирная инспекция и представители Гохрана, чтобы значительно сокращалось время на административные процедуры.
В работе ряда исследователей [16, стр. 254] отмечается, что основные расходы алмазогранильных предприятий происходят от возмещения НДС при экспорте, требующего значительных временных затрат, вынуждающих финансировать существенный объем отвлеченной из оборота денежной массы посредством привлечения банковских кредитов. НДС для российских производителей ювелирных изделий не сильно влияет на производство и реализацию, поскольку практически все изделия сбываются на внутреннем рынке, входящий НДС сразу компенсируется начисленным НДС к реализации готовой продукции.
Создание особой экономической зоны по производству бриллиантов и ювелирных изделий в первую очередь позволит освободить предприятия алмазно-бриллиантового комплекса от уплаты налогов и пошлин, которые увеличивают себестоимость ювелирных изделий на 38% [17, стр.143]. Кроме налогов, предприятия дополнительно смогут сократить расходы на транспортировку и перерегистрацию сырья и готовой продукции, составляющие около 2% в себестоимости. Прогнозные показатели эффективности создания особой экономической зоны, показали, что введение налоговых льгот позволит увеличить переработку алмазного сырья в 2 раза, а также поднять производство ювелирных изделий – в 3,5 раза [18, стр.64]. Предприятиям региона по производству бриллиантов сложно соперничать в силу высокой конкуренции на мировом рынке: себестоимость производства бриллиантов в странах Азиатско-Тихоокеанского региона в несколько раз ниже российской.
Анализ основных проблем функционирования алмазно-бриллиантового комплекса РФ показывает, что наиболее ценными для адаптации в российской практике представляются следующие меры государственной поддержки:
- облегчение бремени корпоративного налога и налога на дивиденды, что создаст дополнительный стимул для привлечения иностранных инвестиций;
- освобождение от таможенных пошлин и НДС ввозимых расходных материалов, оборудования и инструментов. Учитывая, что российские предприятия имеют возможность закупать сырье на российском рынке, послабления в первую очередь должны коснуться ставок НДС;
- «моментальный» (или ускоренный) возврат НДС при экспорте готовой продукции. Данная мера была применена в СЭЗ Китая и особенно актуальна для российских предприятий, испытывающих нехватку оборотных средств, ввиду долгой процедуры возврата НДС при экспорте бриллиантов и ювелирной продукции.
Для республики, испытывающей трудности с наличием перспективных рынков сбыта ювелирной продукции, близость Китая, ставшего в 2014г. мировым лидером в области производства и потребления ювелирной продукции (доля в общемировом потреблении составила 41,2%), при определенных условиях налоговых и таможенных преференций, могла бы стать толчком для развития отрасли.
Появление регионов с более привлекательным для производства режимом, как территория Свободного порта Владивосток, чревато уходом с внутреннего рынка Республики Саха (Якутия) части алмазогранильных и ювелирных предприятий. В связи с этим разработка адаптивных механизмов формирования благоприятных условий для развития перерабатывающего сектора экономики региона имеет немаловажное значение для скорейшего формирования института ОЭЗ в регионе. Учитывая мировой опыт создания свободных экономических зон, анализируя опыт формирования СЭЗ в России, можно констатировать, что за рубежом в рамках ОЭЗ национальные правительства предоставляют предприятиям значительные налоговые и таможенные преференции, существенно снижают административные барьеры, своевременно трансформируют законодательство, а также активно создают производственную инфраструктуру. Для адаптации экономики Республики Саха (Якутия) необходима аналогичная поддержка, чтобы сделать региональные предприятия более конкурентоспособными как на внутреннем, так и на мировом рынке.
Работа выполнена при финансовой поддержке НИР «Оценка влияния алмазно-бриллиантового комплекса на социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия)».
Библиографический список
- Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2014 год и за период с начала функционирования особых экономических зон // электронный ресурс http://economy.gov.ru/minec/about/structure/ deposobeczone/2015100201 (дата обращения 30.10.2015).
- Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ (ред. от 13.07.2015) “О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации” электронный ресурс http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_172962/ (дата обращения 03.11.2015).
- О создании территории опережающего социально-экономического развития «Индустриальный парк «Кангалассы»» Постановление Правительства РФ от 21 августа 2015 г. № 877 электронный ресурс http://base.garant.ru/71169296/ (дата обращения 03.11.2015).
- Степанов К.И. Особенности формирования территорий опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке //Федерализм. 2015. № 1 (77). С. 57-68.
- Федеральный Закон «О свободном порте Владивосток» от 13 июля 2015 года № 212-ФЗ. электронный ресурс http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/preferences /taxconcession/ (дата обращения 03.11.2015).
- Федеральный закон от 29.11.2014 № 380-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации” электронный ресурс http://ivo.garant.ru/#/document/70807526/paragraph/1:1 (дата обращения 03.11.2015).
- Протокол наблюдательного совета СПВ №1 от 21.10.2015 электронный ресурс http://minvostokrazvitia.ru/regulatory/cat/40/320/. (дата обращения 03.11.2015).
- Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (Приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 17) электронный ресурс http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=186310;fld=134;from =94890-9;rnd=184768.1743519064038992;;ts=01847686963197542354465 (дата обращения 30.11.2015).
- Договор о Евразийском экономическом союзе” (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) электронный ресурс http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=186332;fld=134;dst=102008,0;rnd=0.12901838961988688 (дата обращения 03.11.2015).
- Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 (ред. от 23.04.2015) “О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации” электронный ресурс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94243/ (дата обращения 03.11.2015).
- Решение Комиссии Таможенного союза от 27.01.2010 № 169 «О предоставлении тарифных льгот по уплате ввозных таможенных пошлин хозяйствующим субъектам, осуществляющим производство моторных транспортных средств».
- Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 728 (в ред. решений Совета Евразийской экономической комиссии от 23.04.2015 № 16) электронный ресурс http://www.consultant.ru/cons/document/cons_doc_LAW_118429/a3b6422678f091d6910be0b585a4f08e02760956/ (дата обращения 03.11.2015).
- Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» Санкт-Петербург, 18 июня 2010 года (в редакции от 08.05.2015). электронный ресурс http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n= 186318;fld=134;from=170203-;rnd=184768.5801083140540868;;ts=018476828745204443112016 (дата обращения 15.11.2015).
- Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (редакция от 24.11.2014), электронный ресурс http://ivo.garant.ru/#/document/10101366/paragraph/123966:3 (дата обращения 30.11.2015).
- Постановление Правительства РФ от 04.08.2015 № 786 электронный ресурс: http://base.garant.ru/108095/#block_1001954#ixzz3rdGwrOLz (дата обращения 30.11.2015).
- Николаев М.В., Иванов И.Е., Григорьева Е.Э. Влияние НДС на развитие алмазогранильной и ювелирной промышленности /Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 11-1. С. 252-255.
- Золотова С.В., Николичева С.А. Ювелирный рынок РФ в условиях вступления в ВТО // Федерализм. 2014. № 2. С. 143-154.
- Иванов И.Е., Григорьева Е.Э. Проблемы финансового состояния алмазогранильных и ювелирных предприятий региона /Экономический анализ: теория и практика. 2015. №34 (433). С. 55-66.