МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Филиппов Алексей Евгеньевич
ФГОУ ВПО Кубанский государственный университет
кандидат искусствоведения, заведующий кафедрой декоративно-прикладного искусства и дизайна

Аннотация
В статье изложены методические основы преподавания дисциплины «История материальной культуры» для студентов художественно-графического факультета. Актуальность данной темы обусловлена нехваткой литературы, сориентированной на соответствующее направление с учётом целей и объёма курса. Выстроена система понятий, положенная в основу преподавания дисциплины на художественно-графическом факультете Кубанского государственного университета.

Ключевые слова: история материальной культуры, методика преподавания, предметно-пространственная среда, стиль, формообразование, художественно-педагогическое образование


METHODICAL BASES OF TEACHING "HISTORY OF MATERIAL CULTURE" FOR STUDENTS OF ART AND GRAPHIC FACULTY

Philippov Alexey Evgen'evich
Kuban State University
PhD (in Art History), Head of Applied Arts and Design Department

Abstract
The article describes the methodological principles of teaching in "History of Material Culture" for students of art and graphic faculty. The importance of this topic due to the lack of literature in the subject for bachelors of art pedagogics taking into account the goals and volume of the course. The system of concepts was built to make a basis for lecturing in the subject on the art and graphics faculty of Kuban State University.

Рубрика: Искусствоведение

Библиографическая ссылка на статью:
Филиппов А.Е. Методические основы преподавания дисциплины «История материальной культуры» для студентов художественно-графического факультета // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/12/13490 (дата обращения: 21.02.2024).

На художественно-графическом факультете Кубанского государственного университета (г. Краснодар) ведётся систематическая работа по методическому обеспечению учебного процесса, разработке его научно-методической базы [1, с.835]. Ведётся разработка общих проблем преподавания [1], [2]; рассматриваются проблемы преподавания отдельных дисциплин [3], [4], [5], [6]. Однако методическое обеспечение ряда дисциплин остаётся недостаточно полным.

На факультете преподаётся дисциплина «История материальной культуры». Во многом её можно рассматривать как подготовительный этап к изучению истории изобразительного искусства, которая традиционно играет одну из ведущих ролей в подготовке художника-педагога. Однако значение «Истории материальной культуры» не ограничивается лишь её вводным характером. Учитывая широкий профиль педагогического образования, студенты худграфа получают представление не только об изобразительном, но также о декоративно-прикладном искусстве и дизайне. В современных условиях понимание закономерностей формирования предметно-пространственной среды, истории стилей должно обеспечить обучающимся кругозор, помочь им определиться со своими предпочтениями и, вместе с тем, дать запас гибкости и возможности перестроиться в меняющихся обстоятельствах рынка труда.

Немалую трудность в преподавании «Истории материальной культуры» представляет нехватка литературы, в которой сжато и чётко, но вместе с тем, с достаточной полнотой излагался бы материал [6, с. 3-4]. Кроме того, возникает проблема объёма преподаваемой дисциплины: понятие материальной культуры охватывает столь широкий круг объектов и явлений, что коснуться их хотя бы обзорно на протяжении двух семестров не представляется возможным. В соответствии с задачами преподавания данной дисциплины на художественно-графическом факультете Кубанского государственного университета уделяется внимание художественным проявлениям материальной культуры, материалам и техникам прикладного искусства. Много места уделяется архитектуре и градостроительству. Это связано с тем, что изобразительное искусство изучается отдельно. Кроме того, тем самым подчёркивается особая роль архитектуры в организации искусственной среды, определяется место, которое в разные эпохи занимает изобразительное искусство во взаимодействии города, техники, природы, социума. Ниже раскрывается система понятий, которая положена в основу курса «Истории материальной культуры».

Под культурой в широком смысле понимается вся совокупность творчески созданного человеком в противовес тому, что имеется в природе как данность. Культура может быть условно разделена на материальную и духовную культуру [7]. К материальной культуре относится всё то, что имеет отчётливую материальную выраженность и связано с практическими, утилитарными потребностями человека. Это архитектура и строительство, предметы быта и орудия труда, техника в широком смысле, средства коммуникации, транспорт, оружие и тому подобное. К духовной культуре следует отнести те сферы творчества, в которых выражается отношение человека к себе, другим людям и обществу в целом, миру, Богу и другим фундаментальным универсалиям. Это религия, наука, нормы и ценности, государство и тому подобное. Искусства оказываются в равной мере принадлежащими и материальной и духовной культуре. В нашем курсе основное внимание, как уже отмечалось, уделено архитектуре и декоративно-прикладному творчеству. Изобразительное искусство затронуто в связи со стилистической общностью эпохи, а техника — в связи с её влиянием на формообразование предметно-пространственной среды.

Осваивая пространство природы, человек трансформировал его и создавал в естественной среде среду искусственную. По мере развития цивилизации искусственная среда усложнялась, становилась всё более многосоставной. Она включает в себя организованное архитектурными средствами пространство и наполняющие его предметы (вещи). Вместе они образуют предметно-пространственную среду. Организованные человеком пространства могут иметь разный облик в зависимости от назначения: изменённый человеком ландшафт для отдыха или хозяйственных нужд (парк, сад), производственные, жилые, общественные пространства, наиболее сложная искусственная среда — город. Это пространство оформляет и организует различные жизненные процессы, в которых человек пользуется различными вещами: костюм, утварь, орудия труда, машины и т. д.

Всякая архитектурная постройка, сооружение или ансамбль, всякий материальный предмет наделён формой, имеет внешние очертания, границы. Архитектор или дизайнер, создавая эту форму (проектируя её), преследует те или иные цели, соответствующие запросам общества, народа, социальной группы, класса, конкретного человека. Процесс создания формы предмета называют формообразованием. Можно выделить основные факторы формообразования: материал и технология, функция, природно-климатические факторы, символ [8, с.21].

1. Материал и технология.

Всякая вещь изготовляется из определённого материала или материалов. Некоторые из них природного происхождения, другие — искусственного. Под технологией в дальнейшем будет пониматься как совокупность процессов по изготовлению искусственного материала, так и совокупность процессов по обработке материалов и изготовлению вещи.

2. Функция.

Каждый предмет изготовляется для определённой цели, выполнения той или иной функции. Эта цель во многом и определяет форму предмета. По своему внешнему облику различаются жилой дом и фабрика, стол и стул, обувь и головной убор. В архитектуре и дизайне та форма хороша, которая отвечает своему назначению. В XX веке существовало направление в архитектуре и дизайне, которое именовали функционализмом [9, с. 354-355]. Его девизом стало выражение чикагского архитектора Л.Салливана «форма следует функции», где функция понималась, в основном, утилитарно-практически.

Для достижения удобства в использовании предметно-пространственной среды в современном проектировании опираются на эргономику — специальную дисциплину, изучающую различные аспекты взаимодействия человека и искусственной среды [10, с.21]. Форма и размеры тела человека, механика движений, психология восприятия — всё это учитывается в современном проектировании, хотя, несомненно, оказывало влияние на формообразование и в другие эпохи.

3. Природно-климатические факторы.

В древности люди расселились в различных уголках Земли. Разные природные условия наложили свой отпечаток на уклад жизни народа, что нашло отражение в организации предметно-пространственной среды. Различие в рельефе местности, доступных материалах и полезных ископаемых, климатических условиях сказываются на формообразовании. Плоские кровли жилых домов на Ближнем Востоке обусловлены жарким климатом, скатные кровли с высоким подъёмом в Западной Европе продиктованы необходимостью отвода осадков.

4. Символ.

Этим кратким и многозначным словом в нашем курсе обознаена совокупность факторов, принадлежащих культурной, социальной и личностной сфере. В том числе, это социально-коммуникативные факторы. В истории цивилизации форма предмета не всегда определялась только узко утилитарным назначением. Всякий предмет включен во множество межличностных и внутриличностных отношений, а потому нередко становится также символом, включается в процесс коммуникации. В некоторых предметах этот символический аспект преобладает. Так, например, корона не предназначена для защиты от зноя или дождя, а трон, являясь разновидностью кресла, всё же играет в основном символическую роль. Предмет как символ может выражать различные аспекты смысла: быть знаком социального статуса, мировоззрения, образа жизни, политической или религиозной идеи.

Единство принципов формообразования предметно-пространственной среды обозначается понятием стиля. Под стилем подразумевается совокупность формальных характеристик предмета, произведения или ансамбля, в которых выражается не только функциональная, но также содержательная его основа, соответствующая эпохе, культуре, мировоззрению автора [6, с. 8]. К характеристикам формы отнесны композиционный строй, пропорции и ритм, колорит и фактура и др. Различаются стиль эпохи, большой стиль и индивидуальный стиль — своего рода «почерк» автора, узнаваемая совокупность его приёмов. Единство стиля в произведениях прошлого обусловлено единством материально-технологических и мировоззренческих аспектов культуры и нередко складывалось стихийно. В современности стиль также нередко становится предметом сознательного проектирования и находит коммерческий спрос.

В архитектуре и прикладном искусстве функционально обусловленная форма дополняется декором. Прочность сооружения или постройки обеспечивает конструкция, декор — это дополнение конструкции, её пластическое осмысление, украшение. Одним из широко распространённых видов декора является орнамент — пластическое построение, основанное на повторении одинаковых или подобных элементов (мотивов). По своей структуре орнамент можно разделить на три вида: линейный (бордюр), центрический (розетка), сетчатый. Содержательные аспекты орнамента выражены в подборе мотивов: геометрические, растительные, животные, человеческие, предметные, другие, а также комбинации из них. Орнамент также нередко становится наглядным выражением стиля, участвует в его формировании [11, с. 11].

В соответствии с этим понятийным аппаратом и выстраивается курс «Истории материальной культуры». Данная методика представляется оправданной, что подтверждается опытом автора.


Библиографический список
  1. Коробко Ю.В. Научно-методические основы художественно-графического образования России // Научный журнал КубГАУ, No 83 (09), 2012 года. С.835-846. Сетевой журнал. Режим доступа: URL: http://ej.kubagro.ru/2012/09/pdf/53.pdf1 (дата обращения 13.12.2015).
  2. Его же Формирование целенаправленного восприятия живописных качеств цвета в работе с натуры студентов художественно-графических факультетов. Дисс… д.п.н. Краснодар, 2005. 384 с.
  3. Саяпина Е.И. Живопись пейзажа // Наука и мир. Т.3. №2 (6). 2011. С. 99-102.
  4. Её же Живопись портрета: учебное пособие. Краснодар: Изд-во КубГУ, 2006. 109 с.
  5. Бадян В.Е., Денисенко В.И. Основы композиции: учебное пособие. М.: Академический проект, 2011. 224 с.
  6. Филиппов А.Е., Филиппова А.Л. История материальной культуры и стиля: от первобытной культуры к Новому времени. Курс лекций: Учебное пособие. Краснодар: КубГУ, 2014. 188 с.
  7. Ионин Л.Г. Культура материальная и духовная / Новая философская энциклопедия. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://iph.ras.ru/elib/1576.html (дата обращения 15.12.2015).
  8. Иконников А.В. Художественный язык архитектуры. М.: Искусство, 1985. 175 с.
  9. Популярная художественная энциклопедия. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство / Гл. Ред. В.М. Полевой. М.: Большая российская энциклопедия, 1999. 432 с.
  10. Рунге В.Ф., Манусевич Ю.П. Эргономика в дизайне среды: Учебное пособие. М.: Архитектура-С, 2005. 328 с.
  11. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. М.: Галарт, 1998. 328 с.


Все статьи автора «Alexey Philippov»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: